Кандидат философских наук и преподаватель курса истории у студентов МПГУ, автор более 30 научных статей и публикаций по истории и геополитике, Владимир Литвиненко согласился в преддверии 150-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина дать свою оценку его вкладу в историю Отечества.
ИА Красная Весна: Владимир Аркадьевич, вы — преподаватель истории в Московском педагогическом университете. Поделитесь, как сегодня тему Ленина преподают в школах и в вузах?
В.Л.: Боюсь, никак. В школах эта тема деликатно обходится стороной. Одни учителя сами толком не знают, кто такой Ленин. Это те, кто помоложе. Другие оглядываются опасливо через плечо: «Что скажет княгиня Марья Алексевна?».
Я преподаю историю не историкам. На весь курс, включая всеобщую историю, дается семьдесят два часа. Что можно рассказать за семьдесят два часа? На тему революционных событий отводится, в лучшем случае, одна лекция. В худшем случае, в объем этой лекции надо уложить события от эпохи Александра III до коллективизации. Лично я стараюсь уделить революционной эпохе максимальное внимание. Потому что в истории России есть события, которые просто нужно знать. Октябрьская Революция 1917 года — это важнейшее событие ХХ века и, на мой взгляд, очень недооцененное. Люди еще толком не поняли, что сделали для страны Ленин и большевики.
ИА Красная Весна: Скажите, пожалуйста, для студентов в чем именно, по-вашему, важность изучения истории 1917 года и роли Ленина?
В.Л.: Историю нашей страны нужно знать, потому что это история нашей страны. Даже если она кажется некрасивой, даже если она кажется неприятной, если вы воспитаны в либеральном ключе, например. Американцы говорят: «Моя страна не права, но это моя страна». Вот это очень хорошая позиция. Правильная. Если человек знает историю, знает ее ключевые моменты, он может правильно планировать свое будущее. А ведь студенты — это те, кто завтра будут решать, какой будет наша страна. И хочется, чтобы они решили все правильно. А человек может принимать правильное решение со знанием дела только на основе достоверной информации. Для этого надо знать историю. И в первую очередь, историю своей страны. Кроме того, это просто элемент внутренней культуры.
ИА Красная Весна: Как Вы оцениваете роль Владимира Ильича Ленина в тот период истории нашей страны?
В.Л.: Я всегда своих студентов учу: нет «хороших» правителей и «плохих» правителей, есть правильно поступающие правители и неправильно поступающие правители. Правильно поступает или неправильно — вот оценка любого руководителя страны, любого вождя. Ленин поступал правильно в условиях, когда правильно не поступал никто. Это человек, который обладал уникальной способностью видеть, слышать и чувствовать объективную реальность. Мы думаем, что мы смотрим на мир, и он таков, как мы его видим. А он в реальности немножко не такой. Или совсем не такой. Ленин видел мир таким, каков он есть на самом деле. Поэтому у него все получалось. На мой взгляд, это величайший человек ХХ века. Это был феноменально образованный человек.
ИА Красная Весна: Вы говорите, что у Владимира Ильича Ленина было тонкое чувство реальности, исторического момента. Может, какая-то из его работ, на Ваш взгляд, сегодня обладает наибольшей актуальностью, и её стоило бы каждому прочесть?
В.Л.: Очень трудно выбрать из работ Ленина что-то наиболее значимое, ведь он не писал целенаправленно «собрание сочинений». Он писал конкретные рекомендации к конкретным ситуациям, конкретным событиям. Именно поэтому работы В. И. Ленина иногда трудно читать. Порой просто непонятно, о чем идет речь. Необходимо погружение в реальность, ознакомление, хотя бы в первом приближении, с работами и взглядами тех, с кем он полемизирует. Только тогда становится понятно, для чего была написана та или иная работа. Применительно к сегодняшнему дню я бы рекомендовал «Государство и революция». То, что сегодня происходит в мире, вам революцию не напоминает? Либеральная публицистика учит нас, что революция — это бегущие толпы и выстрел «Авроры». Но чаще революции происходят тихо. Происходит некое событие, незначительное на первый взгляд, а наутро люди просыпаются в другой стране. Нужно знать, как в ней себя вести, что делать и к чему это приведет. Ведь что такое революция? Это мгновенный фазовый переход системы в другое агрегатное состояние. В какое — «другое»? Надо четко представлять — в какое именно. В каком мире мы проснемся завтра? Или уже проснулись?
Ираклий Тоидзе, «Выступление Сталина на Красной Площади 7 ноября 1941 года», 1949 г.
ИА Красная Весна: Вы лично оцениваете Ленина как величайшую фигуру, а Октябрьскую Революцию 1917 года назвали важнейшим событием ХХ века. А какова Ваша оценка того, что Мавзолей с телом Владимира Ильича Ленина драпируется каждый год на День Победы?
В.Л.: Я считаю это недостойным. У нас есть День воинской славы, посвященный параду 7-го ноября 1941 года. День, когда проводится современный парад. Парад, посвященный параду. Ну как это возможно? А тот парад, которому он посвящен, он был в честь чего? В честь 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Мимо чего проходили солдаты, отдавая воинские почести, перед тем, как отправиться на фронт защищать Москву? Мимо Мавзолея Ленина. А куда наши бойцы бросали фашистские знамена на Параде Победы 24 июня 1945 года? К подножию Мавзолея Ленина. Это одна из тех вещей, которые просто стыдно замалчивать. Я верю, что настанет день, когда Парад Победы будут принимать с трибуны Мавзолея, а не с какой-то фанерной конструкции.
ИА Красная Весна: То есть вы полагаете, в XXI веке имя Ленина в России будет становиться все популярнее?
В.Л.: Да. Я по своим студентам сужу. Молодым людям сегодня очень интересен советский период, в том числе Октябрьская Революция. Они очень интересуются, как у большевиков это получилось. Молодежь начинает представлять действительный объем содеянного. Ленин четко понимал реальность. Ведь кто делал революцию? Большевики организовали старых профессионалов, расставили их на свои места. Кто давил заговор послов? Кто ВЧК создавал? Но это же крупнейшая спецслужба! Ведь Дзержинский ее не из «ничего» создал! Армия, опять же. Вы попробуйте старых профессионалов организовать и заставить работать. Заставить человека, если он очень не хочет, нельзя, его надо убедить. И большевики убедили.
ИА Красная Весна: Каким образом Ленину удавалось их убедить?
В.Л.: У этих людей, я имею в виду старых специалистов, было достаточно образования, и хорошо работала голова. Они видели, что Ленин и большевики собирали разрушенную страну, притом, что не они ее разрушили. Что Ленин и большевики пришли во власть не для того, чтобы посидеть во дворцах и в мягких креслах, что они не надели шикарные костюмы, бобровые шапки, песцовые шубы. Они пришли во власть для другого — страну собирать. Знаете, когда белогвардейского генерала Якова Слащева его сотоварищи по эмиграции обвинили в предательстве за переход на сторону большевиков — в газете было открытое письмо, мол, «как вы, герой Крыма, можете!» — генерал Слащев написал: «Я не защищал Крым, я защищал честь России. И сегодня меня зовут защищать честь России. Я иду выполнять свой долг».
ИА Красная Весна: Но и сегодня, спустя столетие, есть те, кто Лениным восхищается, и есть те, кто его ненавидит. Как мы должны отнестись к фигуре Ленина сегодня?
В.Л.: Этот разрыв в оценках возник потому, что в последние тридцать лет в наше сознание внедряют то, что ему не свойственно: пренебрежительное отношение к своему прошлому. А нужно просто чтить и уважать свою историю. И если фигура Ленина и его деяния будут преподаваться непредвзято, так, как оно в действительности было, то люди сами разберутся. И это будет правильно. Для того, чтобы уважать человека, не обязательно преподносить его как непогрешимый идеал. Многие мои студенты, воспитанные в современных реалиях со всем, что к этому прилагается, изменили свое мнение о Ленине, когда узнали, что он был совершенно нормальным, живым человеком. Со своими слабостями, увлечениями, эмоциями… Наши «западные партнеры», строя свою пропаганду, не учли один существенный момент. В России живут, в подавляющем большинстве, умные люди. Они разберутся.