К 74-й годовщине создания Германской Демократической Республики

74 года назад на территории пяти немецких земель — Мекленбург-Передняя Померания, Бранденбург, Саксония-Анхальт, Саксония, Тюрингия — было провозглашено первое социалистическое государство на территории Германии — Германская Демократическая Республика (ГДР). В целом же ко второй половине 1949 года на немецкой земле существовали два государства: ФРГ, образованная в результате сепаратной политики западных союзников, и ГДР, провозглашённая в качестве ответного шага со стороны советского руководства.

  По завершении боевых действий Германия была разделена на четыре зоны оккупации. В соответствии с Декларацией о поражении Германии, подписанной в Берлине 5 июня 1945 года, верховную власть в стране временно взяли на себя правительства Великобритании, СССР, США и Франции в лице главнокомандующих вооружёнными силами, действовавших каждый в своей зоне оккупации по инструкции своих правительств, а также совместно по вопросам, затрагивающим Германию в целом, в качестве членов Контрольного Совета (КС). Берлин тоже был разделён на соответствующие зонам четыре сектора. Городом управляла межсоюзная четырёхсторонняя комендатура. Причём поначалу США, Англия и Франция признавали верховную власть Советской военной администрации в Германии (СВАГ) над немецкой столицей, которая считалась центром советской зоны оккупации (СЗО).

На первых порах разделение страны на оккупационные зоны не оказывало негативного влияния на целостность Германии. Не в последнюю очередь это объясняется тем, что союзники договорились проводить по отношению к ней единую согласованную политику, основными целями которой были провозглашены знаменитые четыре «Д»: демилитаризация, денацификация, демократизация и демонополизация. В рамках реализации этой масштабной задачи предусматривалось: ликвидировать вооружённые силы и ВПК Германии; уничтожить СС, СА, СД, гестапо со всеми их структурами, НСДАП и подконтрольные ей организации; отменить нацистские законы, предать суду военных преступников, удалить активных нацистов с общественных постов и с ответственных должностей в коммерческих фирмах; преобразовать жизнь немцев на демократических и мирных началах. Наряду с уничтожением германского военного потенциала и ликвидацией военной промышленности предусматривалось также осуществить децентрализацию немецкой экономики и устранить её чрезмерную концентрацию. Были оговорены послевоенные границы немецкого государства и порядок взимания репараций.

Жители Германии свободно перемещались из одной оккупационной зоны в другую, а страны-победительницы наладили транспортное сообщение и экономические связи. Но уже в 1946 году западные государства взяли курс на конфронтационную политику в отношении Советского Союза. Речь Черчилля в Фултоне, произнесённая им в марте 1946 года, положила начало «холодной войне», что напрямую сказалось на экономических связях между оккупационными зонами. Чтобы купировать негативные последствия кризиса, власти США и Великобритании в 1946 году решили объединить свои зоны оккупации в так называемую Бизонию. В 1948 году, после присоединения французского сектора, объединение было преобразовано в Тризонию.

В течение четырёх послевоенных лет СССР последовательно выступал за воплощение в жизнь достигнутых соглашений, за возрождение Германии как единой, независимой, демократической, миролюбивой и нейтральной страны. Например, именно в советской оккупационной зоне раньше, чем в западных, было разрешено создание политических партий и профсоюзных организаций, были созданы демократические органы местного самоуправления и администрации земель. Была проведена аграрная реформа и полностью осуществлена демонополизация. Летом 1946 года, согласно проведённому среди немцев референдуму, были национализированы производственные объекты, принадлежавшие активным нацистам, и на их базе создан народный сектор промышленности, в который вошло более половины всех предприятий.

Западные же страны в условиях начавшейся «холодной войны» рассматривали Германию в качестве рабочего инструмента противодействия росту влияния СССР в Европе.

В связи с этим неудивительно, что уже в начале 1947 года в составленном по заданию президента США Г. Трумэна «докладе Гувера» открыто говорилось об образовании сепаратного западногерманского государства. Затем правительство США направило своей военной администрации в Германии конкретную директиву на этот счёт.

Советский Союз пытался противодействовать расколу единого немецкого государства. Разъединение Германии противоречило советским интересам — в частности, потому, что вело к монополии США на мировых рынках, а также лишало СССР столь необходимой «буферной зоны» между военно-политическими блоками, создание которых очевидно становилось лишь вопросом времени.

Москву поддерживали и сами немцы, потребовавшие в декабре 1947 года на собравшемся в Берлине Немецком народном конгрессе (где из двух с лишним тысяч делегатов около трети были из западных зон оккупации) обеспечить сохранение экономического и политического единства своей страны. Второй Немецкий народный конгресс (март 1948 года) высказался за проведение во всех зонах оккупации референдума о единстве Германии и избрал общегерманский общественный парламент — Немецкий народный совет.

Однако США, Англия и Франция, вопреки предложениям СССР и инициативам Немецкого народного конгресса, выступили против организации референдума о единстве страны, создания общегерманского парламента и образования центрального правительства на основе всеобщих выборов. Советское предложение предоставить решение вопроса об устройстве государства самим немцам также было отклонено.

Образование ФРГ коренным образом изменило ситуацию в Германии. В ответ на это 7 октября 1949 года Немецкий народный совет с согласия советских властей провозгласил создание на территории СЗО в качестве временного государственного образования Германской Демократической Республики и принял на себя выполнение обязанностей парламента. Был избран президент и сформировано правительство, которым руководство СССР передало функции управления. Вместо СВАГ была создана Советская контрольная комиссия, призванная наблюдать за выполнением ГДР четырёхсторонних соглашений держав-победительниц по Германии.

Таким образом, во многом вследствие сепаратистской деятельности западных держав, в нарушение совместно выработанных союзниками после Второй мировой войны соглашений, в 1949 году Германия оказалась расколотой на два государства: ФРГ и ГДР. Причём внутри ГДР сформировалось особое образование — Западный Берлин.

Война нанесла больший ущерб восточной части Германии, где развернулись основные боевые действия. Здесь было разрушено 45% промышленных фондов, в том числе 30% мощностей энергохозяйств, полностью дезорганизован транспорт, промышленное развитие не было обеспечено каменным углем, нефтью, железной рудой, цветными металлами. Не было достаточной сырьевой базы тяжёлой промышленности, исторически сложившейся в Западной Германии.

Кроме того, не следует забывать, что наряду с экономической помощью, оказываемой ГДР со стороны Советского Союза, фактор политического и экономического противодействия со стороны Запада никуда не исчез. В июле 1952 года власти США приняли документ PSB D-21 — «Национальная стратегия в отношении Германии», которая предусматривала меры по сокращению советского потенциала в Восточной Германии и проведение психологических операций против ГДР. На практике реализация этой «стратегии» вылилась в массовые беспорядки в Восточном Берлине летом 1953 года, целью которых было ослабление экономического потенциала ГДР с перспективой отказа от выбранного социально-политического курса страны.

Однако, вопреки ожиданиям Запада, кризис только укрепил позиции Первого секретаря ЦК Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) Вальтера Ульбрихта: партия была очищена от правоцентристской оппозиции, а Москва активизировала помощь руководству республики. СССР сократил требования по репарациям, в октябре 1953 года прошло серьёзное снижение цен на товары народного потребления. 26 марта 1954 года Москва официально обнародовала решение о признании суверенитета ГДР, принятое накануне, и установила с ней отношения как с независимым государством, завершив оккупационный период истории республики.

В 1950 году в ГДР появилась своя специальная служба — Министерство государственной безопасности (МГБ), более известное под немецким сокращением «Штази» (от слова Staatssicherheit — государственная безопасность. — Н.П.). Его часто ставят в один ряд с КГБ и ЦРУ, что свидетельствует о «Штази» как об одной из наиболее мощных спецслужб в мире времён «холодной войны». И это неудивительно: «Штази» провело несколько сенсационных операций, ставших эталоном разведывательной деятельности. Так, МГБ ГДР смогло добиться назначения своего разведчика Гюнтера Гийома на должность личного референта федерального канцлера ФРГ Вилли Брандта. Также сотрудникам «Штази» удалось завербовать в Западной Германии ряд высокопоставленных военных, благодаря чему Варшавский Договор (соучредителем которого ГДР стала с 1955 года) получал исчерпывающие данные о силах НАТО на территории ФРГ, в том числе и о размещении ядерного оружия.

Учитывая дефицит внешних валютных кредитов (по причине собственного дефицита валюты СССР их предоставлял в гораздо меньших объёмах, чем США по плану Маршалла для ФРГ), груз репараций и расходы по содержанию советских войск (они были ограничены 5% годового бюджета ГДР только после 1953 г.), экономические достижения ГДР в 1950-е годы поистине впечатляют. Если ФРГ увеличила с 1950 по 1958 год выпуск промышленной продукции на 210%, то ГДР — на 241%. Средний ежегодный прирост промышленного производства в ГДР в 1950—1958 годах составлял 10%, а в ФРГ — 8,5%. В 1957 году ГДР обошла ФРГ и по объёму роста промышленности в сравнении с 1936 годом. Если взять уровень этого года за 100%, то в 1957 году промышленный потенциал ГДР вырос в 2,4 раза, а ФРГ — в 2,26 раза.

Хотя с научной точки зрения экономика ГДР была социалистическим плановым хозяйством, на практике в ГДР различали две формы социалистической собственности: народную и кооперативную. С конца 1940-х годов власти осуществляли обобществление средств производства и центральное экономическое планирование. Ответственность за выполнение государственных плановых заданий народными предприятиями возлагалась на отраслевых министров, которые назначали руководителей предприятий. Прибыль предприятий поступала в государственный бюджет. Кооперативы, в отличие от народных предприятий, могли распоряжаться своим оборудованием и результатами производства.

Наглядно это выглядело следующим образом: в промышленности доля социалистических предприятий в создании общественного валового продукта выросла с 59,4 до 79,9%, а доля частных предприятий упала с 40,6 до 15,6%. Если в сельском хозяйстве доля социалистических предприятий (к ним относили сельскохозяйственные производственные кооперативы) составляла в 1950 году только 12,1%, то в 1959 году она достигла 47,6%.

Фактически государство в ГДР являлось собственником самой крупной части средств производства и таким образом работодателем для большинства рабочих и служащих. Если в 1952 году из 7,27 млн человек, работавших на предприятиях, 3,88 млн человек было занято на социалистических предприятиях (в том числе 3,63 млн — на народных предприятиях, 249 тыс. — в кооперативах) и 3,38 млн — на частных предприятиях, то в 1989 году из 8,54 млн человек, работавших на предприятиях, 8,09 млн было занято на социалистических предприятиях (в том числе 6,83 млн — на народных предприятиях, 1,26 млн — в кооперативах) и 409 тыс. — на частных предприятиях.

Другим важным следствием создания централизованного планового хозяйства стало исключение из экономической жизни безработицы. Конституция гарантировала право на труд, что подразумевало запрещение необоснованного увольнения и предоставление рабочего места. Распределение рабочих мест находилось в компетенции государственных органов планирования и управления. Согласно плановым заданиям, социалистические предприятия отвечали за предоставление рабочих мест. Им запрещалось необоснованно увольнять трудящихся. Поскольку социалистические предприятия вели производство в отсутствие конкуренции и рыночного спроса, они могли выполнять политическую установку обеспечить полную занятость, не беспокоясь об увеличении производственных издержек.

Следует отметить, что ГДР удалось достичь высоких результатов не только в тяжёлой или обрабатывающей промышленности. К началу 1960-х годов ГДР обладала превосходным технологическим потенциалом в сфере микроэлектроники, оптики, а также в точных науках в целом. В ГДР трудились такие специалисты, как Вернер Хартманн, один из основателей микроэлектроники, Зигфрид Шиллер — выдающийся физик, Лотар Будах и Вильгельм Каммерер — математики, программисты и теоретики в области кибернетики, Вернер Гильде — создатель уникальной технологии в области сварочной инженерии и автор всех современных методов сварочных работ. В Дрездене был создан технологический кластер, хорошо финансируемый государством. В итоге ГДР удалось достичь наивысшего показателя производительности труда, обойдя в этом… даже СССР!

Это привело к тому, что, в отличие от многих других соцстран, пострадавших от падения цен на нефть и оказавшихся в долговой яме, в 1980-е годы экономика ГДР стабильно росла даже по сравнению с экономикой ФРГ (хотя и продолжала существенно уступать последней в объёмах экономики и по показателям ВВП). С 1980 по 1989 год экономика ФРГ выросла на 117,7%, экономика ГДР — на 127,7%.

В связи с этим выглядит вполне логичным то обстоятельство, что Генеральный секретарь ЦК СЕПГ Э. Хонеккер, возглавлявший ГДР с 1971 года, до последней возможности противился курсу М.С. Горбачёва на «перестройку», здраво оценив её деструктивные последствия как для ГДР, так и для мировой системы социализма в целом. Тем не менее конец 1980-х годов ознаменовался как неудачными социально-экономическими реформами в СССР, так и ставшими их прямым следствием «бархатными революциями» в странах Восточной Европы. Предприятия ГДР утратили традиционные рынки сбыта, республику охватил кризис. В 1989 году по Восточной Германии прокатилась волна массовых протестов, в руководстве органов власти и СЕПГ были произведены серьёзные кадровые замены. 9 ноября 1989 года власти ГДР разрешили свободный выезд из республики, и вечером того же дня пала Берлинская стена, разделявшая «социалистическую» часть города и Западный Берлин.

В те судьбоносные месяцы 1989—1990 годов, когда решалась судьба ключевого союзника СССР в Центральной Европе, позиция советского руководства во главе с М.С. Горбачёвым носила самый… антисоветский характер!

Наилучшим свидетельством тут могут послужить воспоминания заведующего Международным отделом ЦК КПСС В.М. Фалина. Он, в частности, указывает: «Ещё в начале 1980-х годов ФРГ за объединение с ГДР была готова заплатить СССР в качестве «отступных» примерно 100 млрд марок за то, чтобы мы отпустили ГДР из Варшавского Договора и она получила бы нейтральный статус по типу Австрии. Ещё раньше, во время правления канцлера Эрхарда, речь шла о 124 млрд марок. Я сказал Горбачёву: «У нас все возможности, чтобы добиться для Германии статуса безъядерной территории и не допустить расширения НАТО на восток; по опросам, 74% населения нас поддержит». Он: «Боюсь, поезд уже ушёл». На деле он им сказал: «Дайте нам 4,5 млрд марок накормить людей». И всё. Даже не списал долги Советского Союза обеим Германиям, хотя одно наше имущество в ГДР стоило под триллион!»

В результате 12 сентября 1990 года в Москве был подписан «Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии», подготовивший международную политико-правовую базу для объединения ФРГ и ГДР. На выборах в марте 1990 года в ГДР победила консервативная партия Христианско-демократический союз, и 31 августа специальным договором были определены условия присоединения Восточной Германии к Западной. Ещё через месяц — 3 октября — органы государственной власти ГДР были упразднены, а Конституция отменена. Территория ГДР официально стала частью ФРГ. Впрочем, уже тогда некоторые восточные немцы назвали процесс более метко — «аншлюс». Об аннексии ГДР говорили и наши историки, например — ведущий отечественный германист А.А. Ахтамзян.

И к тому были объективные причины. Во-первых, западные немцы на бытовом уровне относились к восточным соседям с элементами презрения. «Осси», как они называют своих новых восточных сограждан, даже сегодня, спустя более 30 лет с момента «объединения», испытывают трудности с работой и проверками на лояльность. Во-вторых, на произвол судьбы были брошены все коммунисты ГДР, многие пострадали от преследований, другие оказались в тюрьмах.

Работы лишилась большая часть военнослужащих Национальной народной армии. Сначала им обещали, что после проверки все они будут приняты на службу в бундесвер, однако через два года там осталось только 1800 человек из 170 тысяч военных специалистов Восточной Германии. Воинские звания офицеров ГДР в ФРГ признавать отказались, а годы службы в армии не включали ни в военный, ни в гражданский трудовой стаж.

Настоящая трагедия произошла с сотрудниками силовых служб ГДР — «Штази», контрразведки и разведки. Как утверждает немецкий журналист Кабус, данные о сотрудниках и нелегальных агентах военной разведки и проводившихся ими операциях были проданы BND (западногерманская разведка. — Н.П.) неким «куратором «Штази» Эберхардом Леманом. Их судьба была печальна: проданные и преданные, они оказались за решёткой по обвинению в работе против ФРГ. Некоторые из них до сих пор отбывают сроки в западных тюрьмах.

Наконец, именно СССР был вынужден разгребать огромную проблему, возникшую из-за объединения немцев: с 9 октября 1990 года начался вывод из ГДР советского контингента — войск, которые находились на немецкой территории 45 лет. Кстати, главком Западной группы войск — генерал армии, убеждённый коммунист Б.В. Снетков — наотрез отказался выводить войска из ГДР, заявив, что никогда не выведет войска, которые на земле поверженного противника оставил Маршал Советского Союза Жуков. Тогда Б.В. Снеткова просто отправили в отставку.