В. И. Ленин был знаком со всеми сколько-нибудь значительными исследованиями не только по истории колониальной политики, но и истории важнейших стран Востока — Индии, Китая, Ирана, Турции, Индонезии, Египта, Кореи, Афганистана, Океании и др.
Первые азиатские революции произошли не в колониях, а в полуколониальных странах, таких, как Иран, Турция и Китай, и в первую очередь были заострены против феодально-абсолютистских режимов иранского шаха, турецкого султана и китайского богдыхана. В. И. Ленин неоднократно сопоставлял эти революции с русской революцией 1905 г., направленной против самодержавия.
«В Персии, — писал он, — произошла контрреволюция, своеобразно соединившая российский разгон первой Думы с российским восстанием конца 1905 г.». Султана Абдул-Хамида II он называл «турецкий Николай Второй».
В. И. Ленин указал на сходство турецкой и португальской революций начала XX века. Подчеркивая буржуазный, антифеодальный характер иранской, турецкой и китайской революций, В. И. Ленин вместе с тем отмечал их антиимпериалистическую направленность.
«Горючего материала, — писал он, — за последнее время накопилось достаточно, и он все растет. Революция в Персии грозит перемешать все перегородки — «сферы влияния», расставленные там европейскими державами. Конституционное движение в Турции угрожает вырвать эту вотчину из лап европейских капиталистических хищников; а дальше угрожающе встали старинные, обострившиеся теперь «вопросы» — македонский, среднеазиатский, дальневосточный и т. д. и т. д.».
При этом В. И. Ленин рассматривал революции в полуколониальных странах как составную часть общего процесса, охватившего весь колониальный мир, то есть не только полуколонии, но и колонии (Индию, Индонезию и т. п.), где антиимпериалистические цели революционного движения выступали на первый план.
После Великой Октябрьской социалистической революции одним из самых эффективных шагов, предпринятых советским правительством на международной арене, стало опубликование в 1917 г. тайных документов империалистических держав. Всего было опубликовано семь сборников, включавших в себя более 100 договоров и других материалов, в числе которых оказались и документы, касавшиеся восточных стран.
Опубликование тайных документов произвело сильнейшее впечатление во всем мире. В широких массах стран Востока оно вызвало доверие и симпатии к советскому правительству, что стало заделом для проведения политики Советского государства в дальнейшем.
Не меньшее значение в установлении этого доверия имели личные взаимоотношения В.И. Ленина с лидерами азиатских революций начала XX века, таких, как Сунь-Ятсен в Китае, Ганди – в Индии, Кемаль Ататюрк – в Турции.
Сунь-Ятсен (Китай)
Тесная дружба установилась между В.И. Лениным и китайским революционером-демократом Сунь Ят-сеном, горячо приветствовавшим Великую Октябрьскую социалистическую революцию.
В своих воспоминаниях Сун Цин-лин рассказывает: «В 1922 г. между Лениным и Сунь Ят-сеном был впервые установлен прямой контакт. В результате обмена письмами эти два великих борца революции соединили свои руки в борьбе за свободу и прогресс человечества».
В. И. Ленин считал проблему соотношения демократизма и народничества в азиатских революциях начала XX в. одним «из самых серьезных вопросов». Он глубоко проанализировал ее на примере Китая.
В. И. Ленин отмечал, что в программе Сунь Ят-сена идеология боевого демократизма сочетается, во-первых, с социалистическими мечтами и надеждами миновать путь капитализма, во-вторых, с планом и проповедью радикальной аграрной реформы. Эти два положения и составляли то, что «образует народничество в специфическом значении этого понятия, т. е. в отличие от демократизма, в добавление к демократизму».
Происхождение этого на первый взгляд парадоксального явления, когда идеолог революционной буржуазии, вождь буржуазной революции выступал против капиталистического, за социалистический путь развития Китая, В. И. Ленин выводил как из внутренних условий развития революционного движения в стране, так и из тех идейных течений, которые извне влияли на формирование идеологии Сунь Ят-сена.
Победа революции в Китае и в других странах Азии могла быть завоевана лишь при условии «громадного духовного и революционного подъема масс», который «предполагает и порождает самое искреннее сочувствие к положению трудящихся масс, самую горячую ненависть к их угнетателям и эксплуататорам». А в Европе и Америке, от которых китайские революционеры заимствовали свои освободительные идеи, на очереди стояла уже задача освобождения от господства буржуазии, борьба за социализм.
Отсюда сочувствие Сунь Ят-сена социализму, его субъективный социализм. Сунь Ят-сен и его единомышленники субъективно считали себя социалистами, потому что «они против угнетения и эксплуатации масс». Но, как подчеркивал В. И. Ленин, объективные условия Китая того времени поставили в порядок дня борьбу лишь против одной из форм эксплуатации и угнетения крестьянства — феодальной.
«И вот оказывается, что из субъективно-социалистических дум и программ китайского демократа на деле получается программа «изменения всех правовых основ» одной только «недвижимой собственности», программа уничтожения одной только феодальной эксплуатации».
Таким образом, по сути дела, Сунь Ят-сен выдвинул программу, объективно направленную на создание максимально благоприятных условий для развития капитализма в Китае. Его аграрную программу В. И. Ленин назвал «чисто капиталистической», «максимально-капиталистической».
Но он подчеркнул, что мечты и утверждения Сунь Ят-сена о возможности и желательности некапиталистического развития Китая были в период Синьхайской революции утопичными и реакционными.
В. И. Ленин часто встречался с представителями национально-освободительного, коммунистического и рабочего движения Китая и других стран Востока, подолгу беседовал с ними. Он принимал деятельное участие в созыве I съезда народов Востока (1920 г.), I съезда коммунистических и национально-революционных организаций Дальнего Востока (1922 г.).
Съезд представителей революционных организаций Дальнего Востока проходил в обстановке начавшегося под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции огромного подъема национально-освободительного движения в Китае, Корее, Индонезии и других странах Востока, проникновения в них идей марксизма-ленинизма, зарождения коммунистических групп и партий.
Эти перемены нашли отражение и в составе съезда, на котором присутствовало значительное число делегатов коммунистических и других революционно-демократических организаций дальневосточных зарубежных стран.
Будучи больным, В. И. Ленин не мог присутствовать на съезде. Но, как указывает в своих воспоминаниях Сен Катаяма, Владимир Ильич пригласил группу делегатов к себе домой. «Товарищ Ленин с каждой делегацией обсуждал специальные вопросы ее страны, а также вопросы, касающиеся всего Дальнего Востока. Больше всего он подчеркивал необходимость объединить революционные силы всех стран, представленных на съезде».
Ленин принял делегатов Коммунистической партии Китая, участвовавших в работе съезда (Цюй Цю-бо и др.), и высказал свою точку зрения по ряду вопросов китайской революции. В беседе В. И. Ленин говорил, что революция в Китае в тот период имела буржуазно-демократический характер; ее задачей являлась борьба против империализма и феодальных сил.
Он отметил также, что рабочий класс Китая должен объединить все другие революционные классы, чтобы добиться победы революции.
Ленинские тезисы по национальному и колониальному вопросам, принятые II конгрессом Коммунистического Интернационала, I съезд коммунистических и национально-революционных организаций Дальнего Востока и беседы китайских делегатов с В. И. Лениным оказали большую помощь Коммунистической партии Китая при выработке ею своей программы на II съезде КПК (1922 г.), в котором приняли участие делегаты Компартии Китая, только что вернувшиеся из Москвы.
Историческим событием в жизни китайского народа явилось образование в 1921 г. Коммунистической партии Китая.
Выход китайского рабочего класса на арену общественной жизни в качестве самостоятельной политической силы и постепенное завоевание им руководящего положения в революционном движении страны произвели в последнем коренной переворот: закончился период буржуазно-демократической революции старого типа, возглавлявшийся буржуазией; началась эпоха демократической революции нового типа, революции, руководимой пролетариатом и ставшей составной частью международного пролетарского движения.
Руководствуясь учением Ленина, Компартия Китая разработала программу революционного движения китайского народа. Эта программа рассматривала китайскую революцию как продолжение идей Великого Октября 1917 года.
Образование Китайской Народной Республики (1 октября 1949 г.) завершило победу антиимпериалистической, антифеодальной революции и обеспечило вступление страны в переходный период от капитализма к социализму.
Сегодня, спустя более 70-ти лет, пройдя через многие противоречия, трудности и ошибки Китай превратился во вторую, а по многим показателям, в первую сверхдержаву мира. Огромные достижения во всех сферах экономики, науки, образования и социальной политики стали возможны благодаря социализму. Абсолютное большинство трудящихся и населения Китая были вырваны из нищеты и полунищенского существования.
Да, этот социализм во многом отличается от социализма в СССР, и от народной демократии в других странах социалистического лагеря до их разрушения в 90-е годы. Но именно этот социализм с китайской спецификой, сохранил базовые основы социализма – общественную собственность на главные средства производства при допущении смешенных форм в экономике и руководящую роль коммунистической партии. То, чему КНР научился и взял от СССР, то, что сама верхушка КПСС предала в 90-е гг., стало главными условиями небывалого взлета Китая.
Теперь же его бывшие учителя, встроившись в хвост Западной цивилизации, превратились в полуколонию и практически полностью зависят от неё, а также от импорта товаров и продуктов из страны своих бывших учеников.
Выход, может быть, один – возврат к идеям Ленина и переход к социализму.