И.С. Бортников: «Всенародный Сталинский Закон»

Люди моего поколения хорошо помнят эти слова. Они звучали по радио, с эстрады, на концертах художественной самодеятельности, на демонстрациях и шествиях, а ещё их пел замечательный американский певец Поль Робсон:

За столом никто у нас не лишний,
По заслугам каждый награжден.
Золотыми буквами мы пишем
Всенародный Сталинский Закон.
Этих слов величие и славу
Никакие годы не сотрут:
— Человек всегда имеет право
На ученье, отдых и на труд!

Эти права были записаны в Конституции СССР (Основном законе), принятой Чрезвычайным VIII съездом Советов 5 декабря 1936 года, 85 лет назад и неукоснительно соблюдались до августа 1991 года.

Почему потребовалось изменение Конституции СССР, принятой в 1924 году? Почему через 10 лет после её принятия по предложению И.В. Сталина Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение о внесении изменений в Конституцию страны?

Ответы содержаться в постановлении VII съезда Советов Союза ССР от 6 февраля 1935 года, а именно: с целью «дальнейшей демократизации избирательной системы», предполагавшей переход к равным, прямым, закрытым выборам; «уточнения социально-экономической основы Конституции в смысле приведения Конституции в соответствие с нынешним соотношением классовых сил в СССР». Тогда же была под руководством И.В. Сталин образована Конституционная Комиссия и 12 подкомиссий, из которых подкомиссию по общим вопросам тоже возглавил И.В. Сталин.

Почему встал вопрос о «дальнейшей демократизации избирательной системы»? Во-первых, произошло изменение социально-классовой структуры советского общества – уничтожены эксплуататорские классы, уничтожена эксплуатация человека человеком.

 Во-вторых, И.В. Сталин был озабочен соблюдением законности руководящими работниками разных уровней, (и не случайно впоследствии он назвал их «проклятой кастой») и вскоре после принятия Конституции в заключительном слове на пленуме ЦК ВКП(б) 5 марта 1937 года напомнил, что «самым действительным способом проверки людей» является «проверка снизу, когда массы, когда руководимые проверяют руководителей, отмечают их ошибки и указывают пути их исправления» и далее указал: «Народ проверяет руководителей страны во время выборов в органы власти Советского Союза путём всеобщего, равного, прямого и тайного голосования».

Вспомним, что в развитии решений XIX конференции КПСС была разработана новая избирательная система, в которой прежде всего был нарушен принцип равного голосования, когда одна треть депутатов Союза ССР, союзных и автономных республик избиралась общественными организациями. Это был путь ухода руководства страны от проверки их деятельности народом. Особенно возмущало народ то, что инициатор перестройки Горбачёв не решился предстать перед судом рядовых избирателей в одном из избирательных округов.  Впрочем, и нынешние руководители КПРФ не стремятся выйти на суд избирателей, а бьются за проходные места в партийных списках.

Интересно, что на расширенном пленуме ЦК КПСС, где проходили выборы народных депутатов  от неё среди 15 кандидатов, получивших больше всех голосов против, оказался весь секретариат ЦК партии (кроме О.Д. Бакланова), включая и М.С. Горбачева… И если бы в списке было не 100 кандидатов, как это предусматривалось Законом, то избрание Горбачева оказалось бы под угрозой, а уж многие из секретарей ЦК КПСС, несомненно, оказались бы неизбранными (В.П. Журавлёв, В.В. Фортунатов https://www.rcoit.ru/lib/history/1918-1990/17243/).

Прав был И.В. Сталин, говоря в с председателем американского газетного объединения «Скриппс-Говард ньюспейперс» Роем Говардом 1 марта 1936 года: «Всеобщие, равные, прямые и тайные выборы в СССР будут хлыстом в руках населения против плохо работающих органов власти», а чуть ранее отметил что «миллионы избирателей будут подходить к кандидатам, отбрасывая негодных, вычёркивая их из списков, выдвигая лучших и выставляя их кандидатуры». Вот именно этого и боялась «проклятая каста» как в позднесоветское время, так боится и сегодня.

Но вернёмся в 1936 год. Бывший Председатель Верховного Совета СССР А.И. Лукьянов в 1962 году по заданию тогдашнего руководства страны детально изучал архивные материалы о работе И.В. Сталина над проектом Конституции. Они показали, что «в ходе своей работы члены редакционной комиссии приносили И.В. Сталину различные варианты «чернового» наброска проекта Конституции. После этого И.В. Сталин вновь и вновь правил её статьи».

А.И. Лукьянов удивлялся «как дотошно работал И.В. Сталин над формулировками каждой статьи Конституции. Он многократно их перерабатывал, прежде чем вынести окончательный текст на обсуждение. Так, 126-ю статью, в которой идёт речь о праве граждан на объединение, И.В. Сталин писал сам и несколько раз переписывал и уточнял». Всего он лично написал одиннадцать наиболее существенных статей Основного Закона СССР.

Кроме того А.И. Лукьянов отмечал «Иосиф Виссарионович очень хорошо понимал, что суть социалистической демократии — обеспечение реальных прав человека в обществе» (…)  Именно он «настоял, чтобы права советского гражданина были закреплены непосредственно в статьях Конституции. Так впервые в мировой практике в Основном Законе страны появились права на труд, отдых, бесплатные образование и здравоохранение, социальное обеспечение в старости и на случай болезни». Поэтому народ справедливо назвал её Сталинской.

Что же касается нынешних утверждений некоторых деятелей, что Конституция 1936 года написана Н.И. Бухариным, то они не имеют документального подтверждения, на самом деле он лишь возглавлял одну из подкомиссий, правовую.

Выступая с докладом о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII съезде Советов Союза ССР 25 ноября 1936 года И.В. Сталин заявил о полной победе социалистической системы во всех сферах народного хозяйства. В чём это выразилось?

Промышленность выросла и «с точки зрения объема продукции превосходит индустрию довоенного времени более чем в семь раз», (…) «она базируется теперь на новой, богатой современной технике с сильно развитой тяжелой индустрией и еще более развитым машиностроением».

«В области сельского хозяйства вместо океана мелких единоличных крестьянских хозяйств с их слабой техникой и засилием кулака» в стране «теперь самое крупное в мире машинизированное, вооруженное новой техникой производство в виде всеобъемлющей системы колхозов и совхозов».

«Что касается товарооборота в стране, (…) то весь товарооборот находится теперь в руках государства, кооперации и колхозов. Народилась и развилась новая, советская торговля, торговля без спекулянтов, торговля без капиталистов».

И.В. Сталин особо остановился на изменение социально-классовой структуры советского общества, вызванной изменениями в экономике СССР. В 1936 году советское общество состояло из рабочих и крестьян двух дружественных классов и интеллигенции. Причём все они получили новое содержание, приведу кратко, как их характеризовал И.В. Сталин: «пролетариат СССР превратился в совершенно новый класс, в рабочий класс СССР, уничтоживший капиталистическую систему хозяйства, утвердивший социалистическую собственность на орудия и средства производства и направляющий советское общество по пути коммунизма. (…)

Наше советское крестьянство (…) есть освобожденное от эксплуатации крестьянство. (…) в своем подавляющем большинстве есть колхозное крестьянство, то есть оно базирует свою работу и свое достояние не на единоличном труде и отсталой технике, а на коллективном труде и современной технике. (…)

Наша советская интеллигенция – это совершенно новая интеллигенция, связанная всеми корнями с рабочим классом и крестьянством. (…) 80–90 процентов советской интеллигенции – это выходцы из рабочего класса, крестьянства и других слоев трудящихся. (…) она является теперь равноправным членом советского общества, где она вместе с рабочими и крестьянами, в одной упряжке с ними, ведет стройку нового, бесклассового социалистического общества».

Эти изменения, по мнению И.В. Сталина, говорят, что грани как между рабочим классом и крестьянством, так и между ними и интеллигенцией стирается и исчезает старая классовая исключительность, падают и стираются между этими группами экономические и политические противоречия.

В Советское государство входило около 60 наций, национальных групп и народностей, потому вопрос о взаимоотношениях между народами СССР имел первостепенное значение. И.В. Сталин отмечает, что за годы Советской власти «опыт образования многонационального государства, созданный на базе социализма, удался полностью. Это есть несомненная победа ленинской национальной политики», в результате которой «изменился в корне облик народов СССР, исчезло в них чувство взаимного недоверия, развилось в них чувство взаимной дружбы и наладилось, таким образом, настоящее братское сотрудничество народов в системе единого союзного государства», (…) «прочности которого могло бы позавидовать любое национальное государство в любой части света».

Да так и было, основываясь на ленинской национальной политике Союз ССР вынес страшное испытание войной объединенных сил Западной Европы во главе с фашистской Германией, добился победы, быстро восстановил разрушенное народное хозяйство и стал одной из ведущих стран в мировой политике. Но стоило при попустительстве (скорее целенаправленных действий) Горбачёва со подельниками отойти от ленинских принципов в национальном вопросе, как при помощи империалистов Союз был насильственно разрушен.

И.В. Сталин в своём докладе указал особенности проекта новой Конституции. Говоря о первой особенности, он сказал: «…проект новой Конституции представляет собой итог пройденного пути, итог уже добытых завоеваний. Он является, стало быть, регистрацией и законодательным закреплением того, что уже добыто и завоевано на деле».

Вторая особенность в том, что «Главную основу проекта новой Конституции СССР составляют принципы социализма, его основные устои, уже завоеванные и осуществленные: социалистическая собственность на землю, леса, фабрики, заводы и прочие орудия и средства производства; ликвидация эксплуатации и эксплуататорских классов; ликвидация нищеты большинства и роскоши меньшинства; ликвидация безработицы; труд как обязанность и долг чести каждого работоспособного гражданина по формуле: “кто не работает, тот не ест”. Право на труд, то есть право каждого гражданина на получение гарантированной работы; Право на отдых; право на образование; и т.д. и т.п. Проект новой Конституции опирается на эти и подобные им устои социализма. Он их отражает, он их закрепляет в законодательном порядке». В нынешней Конституции РФ ничего этого вы не найдёте, а если и найдёте, то в урезанном виде.

Следующая особенность состоит в том, что «в обществе нет уже больше антагонистических классов, (…) что государственное руководство обществом (диктатура) принадлежит рабочему классу как передовому классу общества, что конституция нужна для того, чтобы закрепить общественные порядки, угодные и выгодные трудящимся».

Четвёртая особенность проекта в его интернациональности: «все нации и расы, – независимо от их прошлого и настоящего положения, независимо от их силы и слабости, – должны пользоваться одинаковыми правами во всех сферах хозяйственной, общественной, государственной и культурной жизни общества».

Проект новой Конституции СССР считает всех граждан активными. «Он не признает разницы в правах между мужчинами и женщинами, “оседлыми” и “неоседлыми”, имущими и неимущими, образованными и необразованными. Для него все граждане равны в своих правах». Это пятая особенность.

И наконец, «Особенность проекта новой Конституции состоит в том, что он не ограничивается фиксированием формальных прав граждан, а переносит центр тяжести на вопрос о гарантиях этих прав, на вопрос о средствах осуществления этих прав».

Именно этими особенностями проект Сталинской Конституции отличался от буржуазных демократических конституций стран Запада, да и от нынешней Конституции РФ.

 Например, часть 2 статьи 55 нынешней Конституции гласит: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», ну а сколько принято законов, «отменяющих и умаляющих права и свободы человека и гражданина» с момента ввода её в действие. Вопрос риторический. Гарантия провозглашена, но она не действует. В этом вся суть буржуазной демократии.

Как всё-таки проходила работа над проектом Конституции?

После того, как в апреле 1936 года был выработан «черновой набросок» Конституции СССР, он был переработан в «Предварительный проект Конституции СССР», который 15 мая 1936 года был принят конституционной комиссией. Проект был одобрен июньским (1936 г.) пленумом ЦК ВКП(б), а 11 июня — Президиумом ЦИК СССР, который распорядился опубликовать его.

Он был опубликован во всех газетах страны, передан по радио, издан отдельными брошюрами на 100 языках народов СССР тиражом свыше 70 миллионов экземпляров. Было организовано всенародное обсуждение проекта Конституции, в нём приняли на 450 тысячах собраний и 160 тысячах пленумов Советов и их исполкомов, заседаний секций и депутатских групп, в них участвовало свыше 50 миллионов человек (55% взрослого населения страны), в ходе которого внесено около двух миллионов поправок, дополнений и предложений,  к проекту. Все они были опубликованы в печати.

 В своём докладе И.В. Сталин обстоятельно охарактеризовал эти поправки и выделил те существенные из них, которые надо принять или отклонить, дав мотивированное объяснение, а также поправки, имеющие редакционное значение предложил рассмотреть редакционной комиссии. Поэтому Конституцию СССР 1936 года справедливо называют всенародным законом.

Скептический читатель усомниться: «Какой же это всенародный закон, коли он принят группой людей, избранных в высший орган в результате не всеобщих, не равных, не прямых, а ступенчатых, выборах открытым голосованием. Вот Конституция РФ, да и поправки в неё приняты на всенародном голосовании?».

Что ж вспомним всенародное голосование проводилось 12 декабря 1993 года, проект Конституции был опубликован 10 ноября того же года, то есть для ознакомления с ним избирателям отводился месяц и два дня. К тому же надо учесть, что не все избиратели читают газеты.

Посмотрим результаты всенародного голосования. Согласно официальным итоговым данным, во всенародном голосовании приняло участие 58 187 75 зарегистрированных избирателей (54,8 %), большинство из которых — 32 937 630 (58,4 %) проголосовали за принятие новой Конституции. Таким образом, за новую Конституцию проголосовало 58,43 % от числа принявших участие в голосовании, что при явке в 54,81 % составляло 31,02 % от числа зарегистрированных избирателей в России, что существенно меньше половины всех избирателей (https://ru.wikipedia.org/wiki/ Всенародное голосование по Конституции России). Ну и где тут всенародное одобрение?

Циничное заявление по принятию Конституции РФ сделал приснопамятный Геннадий Бурбулис: «Конституция, принятая 12 декабря, пусть через ухо, пусть через задницу принятая, – она есть и она является той правовой основой, которая необходима для продвижения вперед» (Русская мысль. 1994. 2–8 июня. С. 9). Как говорится, без комментариев…

Постоянно раздаются голоса, что результаты всенародного голосования сфальсифицированы. Однако они не были ни подтверждены, ни опровергнуты. Отсутствие подробного отчёта о результатах голосования затрудняет оценку соответствующих данных. Здесь настораживает то, что избирательные бюллетени по выборам в Совет Федерации, Государственную думу и голосованию по проекту Конституции Российской Федерации были уничтожены вскоре после голосования по распоряжению председателя Центризбиркома Н. Т. Рябова (https://ru.wikipedia.org/wiki).

Как проходило голосование по правкам в Конституцию РФ в 2020 году у всех свежо в памяти.

Думающий читатель пусть сам решает какая из этих Конституций даёт больше прав и свобод человека и гражданина.