Это вторая часть статьи «Ах. песня, песня русская!», но под другим названием. Оно более соответствует излагаемому материалу.
Итак, далёкая середина 50-х годов прошлого века. Только, что из жизни ушёл (или его ушли) И.В. Сталин. В нашем глухом придонском селе до слуха детского уха доносились обрывки разговоров взрослых, которые в общем виде сводились к одному: «Как дальше жить будем без Сталина, не будут ли утрачены завоевания социализма…» Хотя после окончания войны прошло восемь лет жизнь в селе была не радужной… А тут ещё на страну накатилась волна преступности, вызванная амнистией «невинных» жертв репрессий. И поползли слухи, слухи…
Но вот из радиоприемника зазвучали звуки и слова песни В. Мурадели на слова Э. Иодковского:
Мы пришли чуть свет
Друг за другом вслед,
Нам вручил путёвки
Комсомольский комитет.
Едем мы, друзья,
В дальние края,
Станем новосёлами
И ты и я.
Для нас подростков, знакомым только по книгам, песням и кинофильмам о героизме советской молодёжи в годы борьбы с интервентами и белогвардейцами, первых пятилеток, Великой Отечественной войны, слово «ЦЕЛИНА» звучало романтично и подтверждало верность призыва: «В жизни всегда есть место подвигам». Было так обидно, что нам по 12-13 лет и этот романтический порыв пройдёт без нас.
Романтичность целинной эпопеи усиливали слова Н. Солохиной в песне Е. Родыгина «Едут новосёлы…»
Зашумят метели, затрещат морозы,
Но друзей целинных не легко сломить.
На полях бескрайных вырастут совхозы…
А вскоре партия призвала комсомольцев и молодёжь в Сибирь и Дальний Восток на великие стройки: Братская и Красноярская ГЭС, железная дорога Абакан-Тайшет, Западно-Сибирский металлургический комбинат, освоение алмазных месторождений и т.д. И в это же время из радиоприёмника часто раздавался чистый, нежный, звонкий девичий голос:
Я уехала в знойные степи,
Ты ушел на разведку в тайгу,
Над мною лишь солнце палящее светит,
Над тобою лишь кедры в снегу…
А путь и далёк, и долог,
И нельзя повернуть назад…
Держись, геолог!
Крепись, геолог!
Ты ветра и солнца брат!
Эти стихи С. Гребенникова и Н. Добронравова положены на музыку А. Пахмутовой. Не скрою, что именно эта песня зародила во мне желание стать геологом. Это к слову, о личном. Но сотни тысяч юношей и девушек по путёвкам комсомола устремились в Сибирь. Они как пелось в песне В. Мурадели на слова Э. Иодковского «Расцветай, Сибирь»:
Дом родимый свой
У Москвы-реки
Мы оставили навсегда,
Чтобы здесь, в тайге,
Встали фабрики,
Встали новые города.
…………………………
Нет, с Сибирью мы
Не расстанемся,
Вера юности горяча —
В золотых огнях
Гидростанции
Пусть живет мечта Ильича!
И встали в дикой тайге ГЭС, города и заводы, фабрики и горнорудные комбинаты, через горы, реки и долины пролегли железные и автомобильные дороги, линии электропередачи, разлились рукотворные моря. тишину сибирского неба нарушил рёв турбин Ту-104, Ил-18, Ан-12. А все это свершилось потому, что советский молодой человек, как пелось в песне А. Пахмутовой на слова С. Гребенникова и Н. Добронравова «Марчук играет на гитаре»:
Жизни не искал ты ласковой да гладкой,
И теперь припомнить вправе мы с тобой
Первую палатку,
Первую палатку,
Вьюги над замёрзшею, над дикой Ангарой.
А нынче отстроенный Братск легендарен,
И катер по морю плывёт,
Марчук играет на гитаре,
И море Братское поёт.
Конец 50-х – начало 60-х это особое время в жизни страны. Тогда официальная пропаганда
создала у молодого поколения настрой, что «… коммунизм опять так близок,//
Как в девятнадцатом году» (М. Кульчицкий) и мы с восторгом распевали «Марш коммунистических бригад» (Муз. А. Новикова, сл. В. Харитонова). Давайте вспомним как пели мы эти слова на воскресниках, затем на коммунистических субботниках:
Сегодня мы не на параде,
А к коммунизму на пути.
В коммунистической бригаде
С нами Ленин впереди!
Мы везде, где трудно,
Дорог каждый час.
Трудовые будни —
Праздники для нас!
Да и можно ли было представить, что лозунги выдвинутые руководством КПСС, авантюрны и невыполнимы. Советский Союз первым запустил искусственный спутник Земли, советский человек, коммунист, простой русский парень Юрий Гагарин первым полетел в космос. Из радиоприёмников неслось: «Я верю, друзья, караваны ракет помчат нас вперёд от звезды — до звезды…» (муз. О. Фельцмана сл. В. Войновича) и «Утверждают космонавты и мечтатели и на Марсе будут яблони цвести…» (муз. В. Мурадели, сл. Е. Долматовского).
И в юношеские годы верилось, что всё это в скором времени сбудется. Вместе с тем росло чувство ответственности перед нашими славными предшественниками, которые, не жалея жизни своей, обеспечили построение социализма. Кто сейчас вспомнит песню М. Фрадкина на слова Е. Долматовского «За фабричной заставой», заканчивающуюся такими словами:
И порубанный саблей,
Он на землю упал,
Кровь ей отдал до капли,
На прощанье сказал:
«Умираю, но скоро
Наше солнце взойдет…»
Шел парнишке в ту пору
Восемнадцатый год.
Тогда же получила широкое распространение песня этих же авторов «Комсомольцы-добровольцы» из одноимённого фильма (обращаю внимание: Добровольцы, а не волонтёры), жизнеутверждающая, зовущая на славные дела:
Поднимайся в небесную высь,
Опускайся в глубины земные.
Очень вовремя мы родились,
Где б мы ни были — с нами Россия!
И в том же фильме тех же авторов прозвучала другая песня, утверждающая преемственность поколений:
Не созданы мы для лёгких путей,
И эта повадка у наших детей.
Мы с ними выходим навстречу ветрам,
Вовек не состариться нам.
Да ведь так и было. Дети гордились своими родителями и пращурами, а те своими детьми и внуками. На заводах и фабриках, в строительстве, на транспорте, в колхозах и совхозах были рабочие династии. Да тогда в советском обществе была стабильность и уверенность в будущем. Люди стремились сделать его лучше. Мы были уверены, что нам даны «ширь земли и равнина морская», ценили «известную давно бескорыстную дружбу мужскую», счастливы, что «в звоне каждого дня (…) нам нету покоя», так пелось в песне Э. Колмановского на слова К. Ваншенкина «Я люблю тебя жизнь» и незабываемые самые счастливые минуты юности:
Как поют соловьи,
Полумрак, поцелуй на рассвете,
И вершина любви —
Это чудо великое, дети!
Вновь мы с ними пройдем
Детство, юность, вокзалы, причалы,
Будут внуки, потом
Все опять повторится сначала.
И повторялось пока кучка шарлатанов не одурачила народ и не увела его с магистрального пути восходящей истории на обочину жизни. И теперь «чудо великое» не дети, а пресловутое «бабло», «золотой телец». Когда-то Христос изгнал менял из храма, так и жизнь новых нуворишей сметёт на свалку истории.
А мне вспомнился случай из таёжной жизни. Как-то с караваном оленей переезжая из одного лагеря на другой набрели на старое стойбище эвенков. Остановились отдохнуть. Каюр-эвенк пошёл осматривать окрестности, возвращается и говорит: «Однако, богато жил». Спрашиваю: «Почему, Уйбанча?», отвечает: «Однако. детей было много». Дети были мерилом богатства, они обеспечат спокойную старость.
А мы вернёмся к песням, ибо песня не только душа народа, но и его память. Из послевоенного забытья зазвучала песня М. Блантера на слова М. Исаковского «Враги сожгли родную хату», а боль и горечь её усиливали легендарные «Журавли», написанные Я. Френкелем на слова Р. Гамзатова. Эти песни напоминали нам «какою ценой завоёвано счастье» (Р. Рождественский) и учили нас любить свою Родину и ценить её героическое прошлое.
Но как говорится в Библии: «Не хлебом единым живёт человек», так же он не может жить лишь патриотическими песнями, сердце и душа требуют нежных, ласковых, тёплых песен с одной стороны, чтобы выразить радость чувств любви, радость успехов, с другой — забыть горести и невзгоды. Таких песен было очень много и людям моего поколения они хорошо известны. Хочу выделить одну из них, которая в те годы была популярной на украинском и русском языках, написанную П. Майбородой на слова А. Малышко «Рушник» (Рідна мати моя…):
Рідна мати моя, ти ночей не доспала,
Ти водила мене у поля край села,
І в дорогу далеку ти мене на зорі проводжала,
І рушник вишиваний на щастя дала.
І в дорогу далеку ти мене на зорі проводжала,
І рушник вишиваний на щастя, на долю дала.
Текст привожу на языке автора – украинском, потому что на нём чётче и явственнее воспринимаются чувства автора, его благодарная память о матери, которая всё отдала, чтобы вывести сына в люди. (Не скрою в те времена бытовало такое поверье, что если сын или дочь уехали в город, то они вышли в люди). Но слова этой песни учили нас ответственности за судьбу матерей, предупреждали от дурных поступков, чтобы не запятнать светлое и доброе имя самого дорогого человека на свете – МАТЕРИ.
Наши юношеские души волновало загадочное слово «Бирюсинка» в названии песни Э. Колмановского на слова Л. Ошанина, помните:
До свиданья, белый город
С огоньками на весу!
Через степи, через горы
Мне на речку Бирюсу.
Не менее загадочно, зовущим в призрачные дали звучало и слово «Усть-Илим» из песни А. Пахмутовой на слова С. Гребенникова и Н. Добронравова «Письмо на Усть -Илим»:
Усть-Илим на далекой таежной реке,
Усть-Илим от огней городских вдалеке.
Пахнут хвоей зеленые звезды тайги,
И вполголоса сосны читают стихи.
И так хотелось попасть «в край, где ни разу я не был». Не случайно самой любимой песней, на ряду с «Бригантиной» П. Когана, в студенческие годы для нас была песня тех же авторов:
Главное, ребята, сердцем не стареть,
Песню, что придумали, до конца допеть.
В дальний путь собрались мы,
а в этот край таёжный
Только самолётом можно долететь.
Поэтому после окончания института вашего покорного слугу самолёт ИЛ-18 вёз в Якутию, где он проработал 32 года, нашёл своё счастье «на таёжной тропе», прожили в мире и согласии 55 лет (конечно, не без размолвок), вырастили и воспитали троих детей. Но ничто под Луной не вечно. Недавно моя любимая надёжная спутница покинула этот свет, но для меня мир не опустел, есть дети, внуки, правнуки и друзья, но есть и враги, без них жизнь была бы скучна.
Прошу покорно простить меня читатель, сказывается возраст, тянет на воспоминания. Да и как без них рассказывать о песнях, с ними прожито и пережито так много, да и сейчас они звучат в моём сердце, также как и в сердцах моих современников. Вот какие песни писали советские композиторы и поэты, они живут с нами всю нашу оставшуюся жизнь. Думаю, не ошибусь, если самой яркой из них назову «Надежду» А. Пахмутовой и Н. Добронравова. По работе столько раз нам «светили незнакомая звезда и взлётные огни аэродромов», сколько раз «были оторваны от дома». Но всегда душу грела надежда, что дома всё в порядке, над ними мирное небо и тебе там верят и ждут, а также, может это звучит и пафосно, что твоя работа, хоть и незначительная, «вливается в труд моей Отчизны» (В. Маяковский).
А как загорались глаза и сердце начинало биться сильней, когда слышал слова замечательной, боевитой песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова:
И вновь продолжается бой.
И сердцу тревожно в груди…
И Ленин – такой молодой,
И юный Октябрь впереди!
Хотелось быть уверенным, что в этом бою победа будет за силами добра, несущими миру социалистические идеи и потому нам по сердцу был призыв:
С неба милостей не жди,
Жизнь для правды не щади.
Нам, ребята, в этой жизни
Только с правдой по пути.
Однако, не все стремились жить с правдой по пути, заразившись в хрущёвскую слякоть мещанской жаждой потребительства, часть партийной и советской номенклатуры, хозяйственных руководителей, интеллигенции, да и рабочего класса, руководствуясь якобы благими намерениями, скрытно подтачивала основы советского строя. Но давно известно, что благими намерениями дорога в ад вымощена.
Тогда же в советском обществе:
На перекрёстках путей и мнений
Рождались звёзды и вдохновенье.
И одержимость всегда права,
Когда находит свои слова.
Мы сильные духом. Мы дети земли.
Мы смелые…СмЕли… И нас не смели.
Так пелось в известной песне А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Яростный стройотряд». И никакого застоя не было, создавали территориально-производственные комплексы (ТПК) – новая ступень в развитии концентрации и кооперации социалистического производства, невозможная в условиях капитализма; строили Байкало-Амурскую магистраль; осваивали нефтегазовые месторождения Западной Сибири; космос бороздили советские спутники и космические станции; с каждым годом до перестройки-катастройки росло благополучие людей. Всё человечество, кто с надеждой, а кто с опаской, смотрело на первое в мире государство рабочих и крестьян – Союз Советских Социалистических Республик. Об этом нельзя забывать.
А застой был в мозгах либералов-демократов, впрочем, и сейчас они от него не избавились. Многие сейчас склоняются считать годы брежневского правления золотым временем социализма, когда бурно развивались все сферы общественной жизни. А сколько новых лирических песен появилось, которые с восторгом люди распевали на семейных торжествах и официальных мероприятиях.
Отрадно, что в это время композиторы обратились к творчеству Сергея Есенина и Николая Рубцова. В этих песнях возродились национальные мелодии и ритмы, в них звучит любовь к жизни, любовь к человеку, любовь к русской природе. Жаль, что они в то время не получили широкого распространения ни на радио, ни на телевидении.
А какой глубокий философский смысл имеет песня И. Лученка на слова Н. Рубцова «Журавли», напоминая всем нам о том, что человек является неотъемлемой частью природы, а значит – обязан жить по ее законам. И как превосходно, изумительно, задушевно её поёт Татьяна Петрова, настоящая русская душа:
Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…
Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг журавли!
И разбудят меня, позовут журавлиные крики
Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…
Широко по Руси предназначенный срок увяданья
Возвещают они, как сказание древних страниц.
Всё, что есть на душе, до конца выражает рыданье
И высокий полёт этих гордых прославленных птиц.
Широко на Руси машут птицам согласные руки.
И забытость болот, и утраты знобящих полей –
Это выразят всё, как сказанье, небесные звуки,
Далеко разгласит улетающий плач журавлей…
Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на любимцев своих!
Вот замолкли – и вновь сиротеет душа и природа
Оттого, что – молчи! – так никто уж не выразит их…
Вдумайся, читатель, в строки стихотворения. Какой богатый и сочный язык. Какие яркие определения автор даёт элементам природы. Читаешь стихотворение или слушаешь песню и представляешь, что это ты провожаешь улетающих в даль журавлей, и будто частицу твоего сердца они уносят с собой и тебе ещё ближе и дороже край, где ты родился и вырос, где ты работаешь сейчас и горит желание, чтобы все в нём были счастливы. Такие же чувства испытывали и мои товарищи.
Песня всегда мобилизующе действует на людей, она действительно «как друг и зовёт, и ведёт», поэтому жаль, что такой мощный инструмент патриотического воспитания не в чести у левой оппозиции.
Иван Стефанович Бортников, публицист, г. Красноярск, июнь 2023 года