И.И. Никитчук: «Призрак мракобесия»

Фундаментальные законы науки справедливы не только в области естествознания, но они вполне применимы и в сфере социальных наук, предметом исследования которых являются общество во всех проявлениях его жизнедеятельности и человек как член общества. Это можно отнести, например, к закону сохранения – энергии, массы, импульса и т.д. В жизни мы можем наблюдать и ощущать, как снижение воздействия одних идей замещается возрастанием воздействия других идей, противоположных по смыслу и целям первым. В народной мудрости это заключено в выражении: «Свято место пусто не бывает». Прекрасно это понимал В.И. Ленин, который писал:

«Вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология. Середины тут нет (ибо никакой «третьей» идеологии не выработало человечество, да и вообще в обществе, раздираемом классовыми противоречиями, и не может быть никогда внеклассовой или надклассовой идеологии). Поэтому всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее означает тем самым усиление идеологии буржуазной» (В.И. Ленин, ПСС, т.6, с.40).

После поражения КПСС коммунистическая идеология начала интенсивно вытесняться как либерально-рыночной, так и религиозными догмами различной окраски. Сегодня дело дошло до того, что не только в школах появились предметы религиозного содержания, маскирующиеся как бы изучением мировой «культуры», но даже в одном из ведущих ВУЗов страны, коим является МИФИ, организована кафедра теологии. Т.е. в физическом институте, где должны готовиться инженеры-физики, познающие материальный мир и его объективные законы, теперь, очевидно, будут выпускать специалистов, объясняющие все происходящее вокруг нас и внутри нас известной сентенцией: На все воля божья!

Это, конечно, проще, чем отвоевывать у Природы ее тайны. Другими словами, намереваются готовить лицемеров, людей с шизофреническим сознанием, у которых с одной стороны знание физических законов, а с другой — проявление этих законов, как проявление воли божьей, как некое чудо. Именно, вообще говоря, на всякого рода «чудесах» и построено верование — на чуде «непорочного» зачатия, на чуде «воскрешения» и «вознесения», на чуде «схождения благодатного огня», «кровоточащих» икон и т.п. чуши.

Сегодня проникновение религиозного влияния ощущается даже в партийной среде. Перефразируя известное выражение из «Манифеста Коммунистической партии», можно сказать: Призрак мракобесия бродит по России. Дело доходит до лобызания и целования поповских рук коммунистами высокого ранга, умиления «евангелической проповедью» п прочей поповщиной, пытаясь тем самым объединить необъединяемое, или, как говорил Козьма Прутков: «Обнять необъятное».

Трудно себе представить, чтобы коммунист не был хотя бы знаком с основными работами классиков марксизма-ленинизма по вопросам религии, ее происхождения, корней и т.д. Однозначно в отношении религии высказывался, например, Ф. Энгельс, чье 200-летие мы будем отмечать в ноябре текущего года, который, в своем научном творчестве, религии уделял довольно много внимания. Первую работу на тему религии Энгельс написал в возрасте 22 лет, в которой в пародийной форме интерпретирует тексты Библии. Вместе с Эдгаром Бауэром он написал и остроумную поэму-пародию на антирелигиозную тему. Вот небольшой кусок, демонстрирующий ироническую позицию младогегельянцев, в круг которых на тот период входил молодой Энгельс.

«Услышь, господь, услышь! Внемли моленью верных,

Не дай погибнуть им в страданиях безмерных!

Терпенью твоему, когда конец придет,

Когда ты казнь пошлешь на богохульный род?

Доколе процветать ты дашь земной юдоли

Безбожным наглецам? Скажи, господь, доколе

Философ будет мнить что «я» его есть «я»

А не от твоего зависит бытия?

Всё громче и наглей неверующих речи…

Приблизь же день суда над скверной человечьей».

Господь в ответ: «Не пробил час для труб,

Еще не так смердит от разложенья труп.

К тому ж и воинство моё — от вас не скрою —

Не подготовлено к решительному бою».

Главный вывод, который делает Энгельса в результате своих научных поисков заключается в следующем:

«Всякая религия является ничем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. В начале истории объектами этого отражения являются прежде всего силы природы, которые при дальнейшей эволюции проходят у различных народов через самые разнообразные и пестрые олицетворения… Но вскоре, наряду с силами природы, вступают в действие также и общественные силы, — силы, которые противостоят человеку в качестве столь же чуждых и первоначально столь же необъяснимых для него, как и силы природы, и подобно последним господствуют над ним с той же кажущейся естественной необходимостью… Религия есть акт самоопустошения человека…»

К религиозной тематике неоднократно возвращался и В.И. Ленин. В работе «Социализм и религия» он пишет:

«Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь.»

Тем удивительнее, что в последнее время, вопреки вполне обоснованным высказываниям классиков, отдельные коммунисты готовы снова одеть крест на себя. При этом все чаще стали ссылаться на И.В. Сталина, который, дескать, незадолго до конца своей жизни снизил накал противостояния с религией и церковью. Особенно усердствует на этой ниве ни кто-нибудь, а секретарь ЦК КПРФ П. Дорохин. Как он стал секретарем ЦК КПРФ и за какие такие заслуги перед партией – большая загадка. Но от церкви имеет орден Святого Константина. Удивительно, но на его личной странице на сайте КПРФ даже не указано, является ли он членом КПРФ, не говоря уже о погашенной судимости. Но зато есть упоминание, что он уже в 1990 году вступил в ряды бизнесменов.

На фото: Вот истинное лицо секретаря ЦК КПРФ П.Дорохина с власовским флагом и церковным орденом на груди.

***

Так вот, товарищ Дорохин состряпал книжицу «Сталин и церковь», в которой оболгал вождя, приписав ему все то, против чего он боролся всю свою жизнь. В частности, он утверждает, распространяя сплетни, что Сталин оставался верующим человеком, он посещал в Кремле какую-то тайную церковь, и там молился, что он причащался и тому подобную чушь. Утверждается, что «чудотворная» Тихвинская икона Богоматери по приказу Сталина была на самолете обнесена кругом Москвы и Москву от врага спасла. Утверждается и другая чушь без всяких документальных подтверждений, что 1942 году самолет с Казанской иконой Пресвятой Богородицы облетел Сталинград, обеспечив тем самым победу в Сталинградской битве. Можно ли придумать еще что-то более несуразное?! После этого остается только одно — привлечь Сталина к ответственности за неоправданные жертвы миллионов советских солдат: ведь можно было обойтись для победы всего лишь «чудотворными» иконами. Правда, в истории России есть печальный опыт генерала Куропаткина, который при помощи икон хотел победить японцев в русско-японской войне. Не получилось: русская армия потерпела сокрушительное поражение.

И вот по этому бреду товарищ Дорохин намеревается снять фильм, о чем он уже анонсировал на сайте КПРФ. Осуществление этого замысла станет еще одним ворохом мусора на могилу И.В. Сталина, но теперь уже со стороны коммунистов. Кто-то может в ЦК объяснить для чего это делается, с какой целью? Мы хотим сказать, что Сталин был лицемером, что он всю свою жизнь обманывал партию и коммунистов, что он был неискренним человеком, что он был человеком с двойным дном? Но в это может поверить лишь сумасшедший!

В 1943 году Сталин действительно пошел на некоторые уступки православной церкви. Но это вовсе не значит, что он отошел от принципиальной линии по отношению к религии и церкви. Сталин, в отличие от нынешних его хулителей в рядах партии, был марксистом, материалистом и великолепным психологом-диалектиком. Сталин, будучи в юности учеником религиозного учебного заведения, уже тогда изнутри изучил психологию церковников, которые всегда служили сильному. К 1943 году враждебные силы Советской власти в значительной степени были подавлены. К тому времени коммунистическая идеология уже завоевала прочные позиции в обществе, снизилось противостояние Советской власти и самой церкви. Сталин, как коммунист, как, естественно, сторонник демократизации общества, сторонник провозглашенного и реализуемого принципа свободы совести принял хорошо продуманное, правильное решение, получив в то тревожное время дополнительного союзника в тяжелейшей борьбе с фашизмом. Церковь тоже должна была определиться, кому служить. Выбор один – Советской власти. Сталин это тоже понимал. Понимал он и то, что в стране еще много верующих, на которых церковь имеет влияние. Склонить церковь на свою сторону, при том, что русское духовенство в основной своей массе было настроено патриотически, против фашистских оккупантов, тем более во время войны, было делом выгодным для власти. Сталин на это и пошел. Кто был инициатором этого шага – Сталин или митрополит, история умалчивает.

В то же время Сталин прекрасно понимал, что бороться запретами с любой идеологией дело практически безнадежное, пока остаются условия для ее воспроизводства, в данном случае религиозных взглядов, прежде всего, заключающиеся в разделении общества, пусть не на антагонистические, но классы. Пережитки прошлого, религиозные верования в сознании многих советских людей, которые совсем недавно были бесправными рабами, еще были сильны. Победить религию можно лишь изменив реальную жизнь людей, освободив сознание человека от чуждого его истинной сущности содержания.

Вместе с тем, Сталин никогда не скрывал своего истинного отношения к религии, придавая большое внимание не запрету верования, а антирелигиозной пропаганде. Он, в частности, говорил:

«Антирелигиозная пропаганда является тем средством, которое должно довести до конца дело ликвидации реакционного духовенства. Бывают случаи, когда кое-кто из членов партии иногда мешает всемерному развертыванию антирелигиозной пропаганды. Если таких членов партии исключают, так это очень хорошо, ибо таким «коммунистам» не место в нашей партии…

Партия не может быть нейтральной в отношении религиозных предрассудков, и она будет вести пропаганду против этих предрассудков, потому что это есть одно из верных средств подорвать влияние реакционного духовенства, поддерживающего эксплуататорские классы и проповедующего повиновение этим классам…»

Сказанное четко показывает принципиальное отношение Сталина и руководимой им партии большевиков к религии. Ну, и в самом деле, разве можно считать Сталина приверженцем религии и религиозных догм только потому, что он пошел на восстановление патриаршества? Это явилось всего лишь выражением некоторой благодарности церковникам за то, что они наконец-то после долгой и упорной контрреволюционной деятельности повернулись лицом (или сделали вид, что повернулись?) к Советской власти?

Слова Сталина о том, что поповщина всегда поддерживает эксплуататорские классы, проповедует рабскую покорность убедительно подтверждаются известными церковными сентенциями: «Бог терпел и нам велел» или «Всякая власть от бога». Церковь и сегодня, после расстрела Советской власти, остается верной своим принципам, поддерживая власть олигархов. И эта «любовь» взаимна. Олигархи и нынешняя власть не остаются в долгу. Строятся и открываются новы храмы, реставрируются старые, предоставляются другие преференции, и в тоже время разваливаются и закрываются школы, больницы, Дворцы культуры, клубы, Дворцы пионеров и т.д. При этом зачастую такое строительство ведется не только на деньги олигархов, но и на государственные средства, хотя церковь формально вроде бы как отделена от государства. Яркий пример – величественный храм во славу русского воинства, который возводится под личным наблюдением министра обороны С. Шойгу. На стенах этого храма строители решили и себя увековечить, причислив себя к лику святых, отобразив себя в настенных мозаиках.

Принимая деньги от олигархов и даже бандитов и увековечивая, в знак благодарности, их имена и портреты на стенах храмов, отцы церкви лицемерно закрывают глаза на то, что эти деньги краденные, а иногда и обагрены кровью. Они украдены у народа. Ведь, как известно, капитализм — это узаконенное воровство результатов чужого труда. Забывая одну из основных заповедей православия (Не укради!) и принимая краденное, церковь лицемерно становится соучастницей этого воровства.

Столь же лицемерно и другое. «Заботясь» как бы о душе человека, готовя ее к жизни на небесах, служителям церкви, оказывается, ничего не чуждо земное. Они разъезжают на дорогих иномарках, украшают свои одежды золотом и дорогими каменьями (вероятно для того, чтобы своим блеском приводить в трепет «рабов божьих»), да и, судя по монументальным фигурам, не прочь сладко выпить и закусить.

Лицемерием пронизаны все стороны жизни нашего общества: чиновники и депутаты вроде бы заботятся о благе народа, суды вроде бы судят по справедливости, здравоохранение вроде бы печется о здоровье нации, правоохранительные органы вроде бы стоят на страже порядка и безопасности граждан и т.д., и вся так называемая «элита», начиная с президента и председателя правительства, стоит в храмах со свечками в руках, вроде бы веря в бога. При этом многие держат свечку так, как будто бы у них в руках не свечка, а стакан или рюмка с водкой. И вот к таким лицемерам, будучи, наверное, сами лицемерами, пытаются зачислить и И.В. Сталина, причем в год 75-летия Великой Победы, вдохновителем и организатором которой был Сталин.

Все это вызывает омерзение. В одном из Евангелие (от Матфея), которое как бы церковники должны каждый день читать и знать, написано: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляются окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людьми праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония».

Пожалуй, лучше и не скажешь!

Закончить свою заметку хочу словами В.И. Ленина, чье 150-летие мы недавно отметили:

«Мы идем тесной кучкой по обрывистому и трудному пути, крепко взявшись за руки. Мы окружены со всех сторон врагами, и нам приходится почти всегда идти под их огнем. Мы соединились, по свободно принятому решению, именно для того, чтобы бороться с врагами и не оступаться в соседнее болото, обитатели которого с самого начала порицали нас за то, что мы выделились в особую группу и выбрали путь борьбы, а не путь примирения. И вот некоторые из нас принимаются кричать: пойдемте в это болото! – а когда их начинают стыдить, они возражают: какие вы отсталые люди! И как вам не совестно отрицать за нами свободу звать вас на лучшую дорогу! – О да, господа, вы свободны не только звать, но и идти куда вам угодно, хотя бы в болото; мы находим даже, что ваше настоящее место именно в болоте, и мы готовы оказать вам посильное содействие к вашему переселению туда. Но только оставьте тогда наши руки, не хватайтесь за нас и не пачкайте великого слова свобода, потому что мы ведь тоже «свободны» идти, куда мы хотим, свободны бороться не только с болотом, но и с теми, кто поворачивает к болоту!.. Наша задача – оберегать твердость, выдержанность, чистоту нашей партии. Мы должны стараться поднять звание и значение члена партии выше, выше и выше».

И. Никитчук,

член ЦК КПРФ,

Председатель ЦС РУСО,

д.т.н.