К 150-летию со дня рождения В.И. Ленина
Доктор исторических наук, профессор, лауреат премии Ленинского комсомола Владислав ГРОСУЛ в беседе с политическим обозревателем «Правды» Виктором КОЖЕМЯКО
Тему этого разговора определил мой собеседник — выдающийся современный историк Владислав Якимович Гросул. Он с одобрением отнёсся к возможным вариантам нашей беседы, названным мною в преддверии ленинского юбилея, но начать предложил с личности вождя.
— Ужас, что сейчас с молодёжью творится, — аргументировал он. — Меня пригласили недавно выступить перед девятиклассниками. И что же? Спрашиваю, кто такой Ленин, а они не могут ответить. Да и у многих вполне взрослых, как вы сами знаете, по этому вопросу каша в голове. Достаточно вспомнить, с каким высокомерным пренебрежением обычно говорит о Ленине нынешний президент страны. Вместо того чтобы гордиться таким истинно великим соотечественником!..
Это был человек колоссальных способностей
— Владислав Якимович, а могут ли быть обоснованные сомнения в том, что Ленин — гений?
— По-моему, нет. И тут самый весомый довод — его дела, свершения, интеллектуальное и практическое наследие, которое он оставил. По социологическим опросам ООН Ленин долгое время считался крупнейшим политическим деятелем ХХ столетия. Это уж потом задействовали «гарвардский проект», в соответствии с которым была начата организованная дискредитация советского вождя, так сказать, свержение его с пьедестала.
— А как определяются качества политического или государственного деятеля?
— Существует система вопросов, позволяющая более или менее точно эти качества определить. Речь идёт как о врождённых способностях, так и о приобретённых в течение жизни, учёбы, работы. Если же говорить о мозговых данных Ленина, то для этого имеется особый, уникальный и очень интересный материал.
— Что вы имеете в виду?
— Дело в том, что необыкновенные ленинские способности к моменту его кончины были уже достаточно широко известны. Вот почему, когда он умер, сразу же была создана специальная лаборатория для изучения его мозга, превращённая потом в Институт мозга. Руководить этой ответственной работой пригласили крупнейшего специалиста по мозгу — немецкого профессора Фогта. Он приехал вместе со своей женой-помощницей. Приехали они на два-три месяца, а задержались чуть ли не на три года.
— И всё это время были заняты изучением ленинского мозга?
— Да, представьте себе. Они провели скрупулёзные, тщательнейшие исследования, итоги которых вылились в обстоятельный доклад. Приведу из него несколько итоговых строк: «В заключение доклада Фогт сделал следующие выводы. Общее строение мозговой коры в целом обладает в мозгу Ленина отличиями от мозга людей со средним уровнем и указывающими на принадлежность мозга Ленина к высшему типу строения. Одарённость Ленина отнюдь не была односторонней. Многогранность его гения подтвердилась и при микроскопических исследованиях его мозга».
— То есть это, безусловно, был мозг особой организации?
— Я не физиолог, но представляю, что у него был большой процент серого вещества по отношению к нейронной массе. Между прочим, на грани. Ещё чуть-чуть — и это была бы уже противоположность.
— Сталин написал, что Ленин был на голову выше всех, кто его окружал.
— Да, именно так. При этом Сталин, как ученик Ленина, имел в виду и себя. Ближайшее ленинское окружение это понимало, отдавало себе отчёт. Это понимали и противники, даже враги. Например, Деникина спрашивали: «Почему же вы проиграли красным?» Ответ нередко следовал односложный: «А у нас не было Ленина».
И это правда! Красными действительно руководил необыкновенный человек — колоссальных способностей и широчайших знаний, обладавший на этой основе даром предвидения.
Вот клянут Ленина за Брестский мир. Действительно, говоря его же словцом, он был похабный. Но Ленин-то при заключении этого договора знал: немцы долго не продержатся. Что уже в конце того же 1918-го и подтвердили революции в ряде европейских стран, в том числе в Германии. Подобных примеров можно привести множество.
— Причём из разных сфер ленинской деятельности, так ведь?
— Из самых разных!
Как он читал, писал, выступал
— Сегодня в школах не изучают знаменитый очерк М. Горького о Ленине и поэму В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин». Между тем у обоих этих великих художников с огромной силой звучит искреннее восхищение личностью советского вождя.
— Личностью гениальной! Такое же восхищение донесли до нас воспоминания сотен людей, общавшихся и работавших с Лениным. Им тоже была видна необыкновенная одарённость Владимира Ильича, сказывавшаяся буквально во всём.
Вот, например, как Ленин читал. Ведь он буквально жить не мог без книги, хотя энциклопедические знания его были почерпнуты не только из книг, но и непосредственно из жизни. Так вот, сотрудник нашего академического Института российской истории Юрий Павлович Шарапов в своё время взялся за специальное изучение этой темы — «Ленин как читатель». По итогам проделанной работы выпустил потом книгу под тем же названием. Замечу, книгу весьма содержательную.
— И чем она особенно интересна?
— Свидетельствами очевидцев, из которых складывается потрясающий образ человека, каждодневно и необычно общающегося с книгой. Пишет, скажем, жена старого большевика Е. Усиевич:
«Читал Владимир Ильич чрезвычайно много. Можно бы даже сказать — неправдоподобно много, если не знать одну особенность чтения Ленина. Когда я впервые увидела, как читает Владимир Ильич, мне показалось, что он просто перелистывал книгу, поверхностно проглядывая её содержание. Но потом я заговорила об этой книге, и оказалось, что он досконально освоил, прямо-таки проштудировал прочитанное. Мне это показалось чудом.
Но впоследствии я узнала, что Ильичу свойственно так называемое «партикулярное чтение. В то время как обычный читатель охватывает зрением одну-две строчки, в лучшем случае целое предложение, при партикулярном чтении в поле зрения читающего попадает сразу полстраницы. А то и страница».
— Поразительно, честное слово!
— Я вам признаюсь: пробовал так читать. Увы, ничего не получилось. Между тем, Ленин, таким образом прочитав страницу, согласно воспоминаниям, мог по памяти воспроизвести наиболее понравившиеся места. Есть тому свидетельства людей, которые знали Ленина даже больше, чем Усиевич.
— Наверное, чтение такое возможно лишь при максимальной концентрации внимания, когда человек как бы отрешается от всего вокруг.
— Вы правы, это именно так. Но далеко не всем такое умение дано. А Ленин, благодаря столь удивительному сосредоточению плюс умению всегда выделять главное, мог редкостно быстро не только читать, но и писать.
— Расскажите, пожалуйста, и об этом.
— Вот передо мной воспоминания бывшего наркома продовольствия Шлихтера. В 1905 году он с Лениным оказался в Финляндии. Тогда здесь возникла идея издавать газету «Пролетарий», для которой Ленин вызвался написать статью.
И как же он её писал? Буквально, что называется, в один присест и всего за один час. А статья большая, объёмом в целую газетную страницу! Ленин сел и, не отрываясь ни на минуту, написал её. Поразив, конечно, всех, кто при этом присутствовал.
А как выступал он с любой трибуны! Некоторые, говоря об ораторских способностях большевистских вождей, всячески превозносят Троцкого. Однако, судя по тем же многочисленным воспоминаниям, Ленин и в этом качестве никому не уступал.
— Причём обращаться к людям с трибуны после Октября ему ведь приходилось очень часто.
— Конечно. Да и сразу после возвращения из эмиграции он рвался выступать, особенно перед рабочими. И вот предоставилась возможность встретиться с рабочими трубочного завода.
— Это в апреле 1917-го?
— Точно. Приезжает он на завод, а там уже вовсю выступают представители от разных партий. Смотрит он, слушает — аудитория явно недовольна. Стаскивают с трибуны под улюлюканье одного оратора за другим. Перед тем, как Ленин начал свою речь, он обратился к собравшимся: «Дайте мне пять минут, потерпите, а уж потом стаскивайте — у вас это хорошо получается».
Его, однако, не стащили. Сначала всё более внимательно слушали, затем аплодисменты раздались, а под конец аж на руки подняли этого человека, который очень пришёлся им по душе.
Безграничность его интересов и трудов
— Профессор Фогт был абсолютно прав, особо отметив в своём докладе о мозге Ленина многогранность его гения.
— Она и в самом деле поражает. За что бы ни брался, всюду оставлял глубокий след. Он нигде и никогда не называл себя учёным, но можно твёрдо говорить, что учёным он был. Крупнейшим и в различных областях знаний.
Да, был он и философом, и экономистом, и историком, и юристом… Первая статья о Ленине как историке появилась в 1924 году в журнале «Борьба классов». И действительно, по многим ленинским работам можно заниматься изучением истории.
— Просматривая недавно вышедший сборник ваших трудов, я обратил внимание на статью под названием «В.И. Ленин как геополитик». Подумалось: а ведь тогда, в ленинские годы, наверное, даже термина такого ещё не было — геополитика.
— Вы правы. Термина не было, но наука эта уже возникла. Что доказывает не только разносторонность интересов Владимира Ильича, но и планетарность его мышления, и то, что он, как правило, находился на переднем крае научных исследований.
Сообщу любопытный факт. По теме статьи, на которую вы обратили внимание, выступал я однажды перед депутатами Госдумы. Были там и разные приглашённые. Так вот, после моего доклада подходят ко мне два человека в штатском. Один из них отрекомендовался как генерал-лейтенант, а другой — как сотрудник Института военной истории. И спрашивают меня, знаком ли я с трудами историка американской разведки Джона Коллинза. Говорю: нет, я же не изучаю спецслужбы, это не по моей специальности.
Ответ меня удивил. Вдруг я слышу, к каким выводам пришёл этот самый Коллинз. Главное в них вот что: в мире за несколько тысячелетий жизни человеческого разума было три самых крупных геополитика: Александр Македонский, Николо Макиавелли и… Ленин.
— Вы проверили потом по Коллинзу?
— Конечно! Мне дали выходные данные работы этого американца, и я убедился, что услышал правду. Но я-то к таким выводам относительно Ленина пришёл сам, без разведчика-американца.
— Вы опирались, прежде всего, на «Империализм, как высшую стадию капитализма»?
— Не только. Ленин проявил себя гениальным геополитиком в целом ряде трудов. Что же касается названого вами, я скажу так. Не Ленин первым ввёл в научный оборот понятие империализма, не он был первым его исследователем, но именно он внёс в изучение империализма наиболее весомый вклад. В отличие, скажем, от Каутского он увидел в империализме не просто определённого вида политику, а фазу, ступень, стадию развития мирового капитализма.
Кстати, первое издание этой его книги носило название «Империализм, как новейший этап капитализма». Выявленные Лениным основные черты империализма не потеряли своей актуальности и в наше время. Более того, актуальность его исследований с каждым годом становится всё более значимой. Возьмите хотя бы раскрытую Лениным роль финансового капитала и финансовой олигархии.
А вспомним его «Материализм и эмпириокритицизм» — образец философского исследования во многих отношениях; или «Государство и революцию» — работу, о которой даже Бердяев вынужден был отозваться как о произведении выдающемся…
— А до этого было уже и «Развитие капитализма в России», написанное совсем молодым человеком. Молод он был, конечно, и писать пришлось будучи в ссылке, однако специалистами-экономистами воспринят этот его труд сразу же весьма серьёзно…
— Да, книга эта, над которой Ленин в сибирском Шушенском очень интенсивно работал, вышла легально, в петербургском издательстве Водовозовой, и привлекла значительное общественное внимание. Между прочим, он получил за неё и хороший по тому времени гонорар — 2 тысячи рублей, что для него было немаловажно. Ему ведь подолгу приходилось жить в основном литературным трудом.
Оговорюсь здесь ещё вот о чём. Зачастую приходится читать или слышать, что до 1917 года Ленин никому не был известен. Неверно это! Достаточно сказать, что во втором издании лучшего тогда энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона была помещена статья о нём.
Там же появилась и статья о большевиках, поэтому утверждение, что о них в то время не знал никто, тоже не верно. В большевистской партии в 1906 году состояло 60 тысяч человек. Немного, но и немало. А Ленин был известен в первую очередь как публицист, как исследователь, как полемист. Хотя, прежде всего он был вождём созданной им партии нового типа, которая поставила первостепенной своей задачей борьбу за социализм, то есть за справедливость.
Человечность и любовь к России
— Итак, гениальность Ленина несомненна. И вместе с тем как главную народную оценку вождя Горький приводит услышанные им слова рабочего о нём: «Прост как правда». А Маяковский отчеканивает: «Самый человечный человек». Значит, будучи по способностям своим гораздо выше многих и многих, Ленин вовсе не стремился как-то подчеркнуть это, поставить себя в общении с людьми над ними. Наверное, и такой непоказной скромностью он притягивал людей к себе…
— Несомненно. Это очень отразилось в воспоминаниях о нём. Представим: он же не был каким-то могучим богатырём по виду. Невысокий, рост — 1 метр и 66 сантиметров. Но физически крепкий, активный. Недаром любил охоту и лазить по горам. А поскольку родился он на Волге и здесь же рос, гимназистом ему нравилось плыть на лодке и грести вёслами…
Много значил в те годы интерес Владимира Ульянова и его товарищей к жизни простых людей. Во время своей «Волжской кругосветки», повторенной многократно, они выходили на берег, бывали в крестьянских избах, разговаривали с деревенскими жителями. Это всё шло от влияния народничества. Так что с детства знал Ленин народную жизнь. Знал российскую глубинку — сначала на Волге, затем в Сибири, на Псковщине…
Подчеркну: он умел видеть. Не только смотреть, но и видеть. А главное — умел понимать то, чего другие не понимали. Интересно и то, как уже в ранней юности воспринимали его люди.
— Об этом ведь тоже есть в воспоминаниях…
— Есть. У Веретенникова, двоюродного брата Ленина, говорится, например, как они беседовали с крестьянами. И один из мужиков при прощании, показывая рукой на шестнадцатилетнего Володю, многозначительно заметил: «Вот этот — голова!»
— Сумел оценить…
— Стало быть, основания были. А про любовь Ленина к России особенно много в его переписке с родными и в письмах Надежды Константиновны. Так, из Польши она с шутливым оттенком сообщает, что «Володя чуть ли наизусть выучил Надсона и Некрасова, разрозненный томик «Анны Карениной» прочитывается в сотый раз… Володя что-то стал, как нарочно, большим «беллетристом». И националист отчаянный, а подобрал, например, у знакомых выброшенный ими каталог Третьяковской галереи и погружался в него неоднократно». Несколько позднее, 30 января 1917 г. Ленин в письме к И.Ф. Арманд описывает беседу с одним из бежавших пленных, находившихся в германском лагере. Большинство пленных были украинцами. Узнав, что они не желают отделения от России, Ленин испытывает несомненную радость и высказывает надежду, что Россию не постигнет судьба «австрийского типа» развития.
Его выбор пути — жизнь не для себя, а для других
— Ленин подчинил всю свою жизнь, весь свой гений борьбе за справедливость. Всецело подчинил! Таков был его осознанный выбор, в чём также сказалась его гениальность. Вы согласны с этим?
— Безусловно. Точный выбор жизненного пути очень важен для любого человека. А если он так одарён от природы, как Ленин, то особенно.
— Думаю, у рабочего класса и всех трудящихся нашей страны есть основания для законной гордости. Коммунистическая партия, выражающая и отстаивающая их интересы, создана была и руководима поистине выдающимся, великим гением, отдавшим все силы и даже жизнь борьбе за осуществление самой человечной её программы.
— Мы уже говорили, что Ленин, согласно его способностям, мог бы занять видное место в официальной науке, то есть стать профессором, академиком, причём в разных научных областях. С точки зрения личного благополучия — очень даже хорошо. То же самое означали и перспективы на государственной службе. Но он совсем не этим руководствуется! Личный интерес как будто полностью отброшен.
— И точно так же было у Маркса, Энгельса — великих предшественников и учителей Ленина. А потом и у Сталина — его ученика… Все они исходили не из того, где им будет благополучнее и комфортней, а из того, где они смогут сделать как можно больше для благополучия других. Это — урок всем живущим!
— Я согласен, и такие жизненные уроки дорогого стоят. Огромная потеря нынешнего нашего общества состоит в том, что нравственный пример этих и других настоящих колоссов не просто не востребован, а всячески чернится ложью и клеветой.
— Забвение великих не лучше. Вы же сами сказали: девятиклассники не знают, кто такой Ленин…
— Беда! Катастрофа! А всё потому, что властителей сегодня пугают даже сами слова — «революция» или «революционер». Нацелены, дескать, на разрушение. И Путин заявляет: «Ленин — революционер, а не политик». Сразу же отбрасываются огромные деяния этого человека, направленные на строительство нового общества. А ведь ленинское наследие стало решающим не только для достижений нашей страны, но и для реформ Дэн Сяопина в Китае.
— Давайте в связи с этим ещё раз обратимся к биографии Ленина, которую в Советском Союзе знал почти каждый, а теперь совсем не знают или знают очень плохо.
— Он был внуком крепостного крестьянина. Папа Илья Николаевич стал интеллигентом в первом поколении. Выдающийся человек, просветитель. Он был начальником училищ в Симбирской губернии и дослужился до действительного статского советника.
Это чин генерала, немаленький чин, дававший право на наследственное дворянство. Кстати, орден святого Владимира, которым он был награждён, тоже давал такое право. Но Илья Николаевич дворянство своё не успел оформить. Это сделала в 1886 году, уже после его смерти, мама Владимира Ильича.
— Отметим, что мама его, Мария Александровна, тоже была незаурядной личностью. Она воспитывала шестерых детей, и прежде всего благодаря ей атмосфера в семье была просто замечательная. А уж как любил Ленин маму! Письма его к ней буквально дышат сыновней заботой и нежностью. О многом свидетельствует и такой факт: вернувшись весной 1917-го из эмиграции, Ленин прямо с поезда отправляется на могилу матери…
— Да, об этой удивительной семье можно говорить и говорить. Мама по образованию была учительницей. Знала несколько языков и хорошо играла на фортепьяно, учила и детей. Ленин обладал хорошими музыкальными способностями, любил Бетховена и Вагнера, неплохо пел.
С детства у него проявилась и большая любовь к литературе. Здесь его предпочтения — Чернышевский и Некрасов, Тургенев и Толстой. Хотя был успешен и в математике, физике, отменно знал латынь. Вообще-то он знал девять языков, а читать мог даже на двадцати. У них в семье принято было говорить один день по-французски, другой — по-немецки и т.д. Уже в ранней молодости он мог изучать «Капитал» Маркса в оригинале, что очень важно, поскольку в переводах этого классического труда не всё было адекватно.
— Семья Ульяновых, конечно, была на редкость дружная и весьма уважаемая в городе. Но какие потрясения обрушились на неё подряд — в 1886 и 1887 годах! Сначала смерть Ильи Николаевича, а потом и казнь Саши — старшего брата Ленина. Испытания для будущего вождя выпали серьёзнейшие.
— Отец Ленина прожил менее 55 лет и умер от атеросклероза. С тем же диагнозом скончался и Владимир Ильич, прожив на 9 месяцев меньше чем его отец — Илья Николаевич. Мама Ленина скончалась в возрасте более 81 года. Возможно, Ленин прожил бы на несколько лет дольше, если бы не две пули, которые всадила в него Каплан. Одна из них оказалась особенно вредной, поскольку дала гематому и усилила процесс известкования сосудов. Потеря для нашей страны и для мира была невосполнимой. Я говорю: каждый год, прожитый страной с Лениным, — это эпоха.
— А для него невосполнимой стала смерть Саши — старшего и самого любимого брата. И, разумеется, она сильно сказалась на ленинском выборе дальнейшего жизненного пути.
— Можно только представить, сколько он передумал в те дни и позднее в связи с этой трагедией. Напомню, что Александр Ульянов к тому времени был студентом 4-го курса Петербургского университета. Многообещающим студентом, даже можно сказать — восходящей звездой естественных наук. Уже были известны первые его научные работы, на которые обратил внимание сам Дмитрий Менделеев. Но Саша ушёл в революцию, и это сыграло, безусловно, большую руль в становлении Ленина как бунтаря, революционера. Да, конкретно революционность двух братьев была не одинаковой, но и в этом на многое Александр раскрыл своей судьбой глаза Владимиру.
— Одним из первых ощущений для всей семьи стало тогда чувство отверженности. Сразу резко изменилось отношение «приличного общества» к тем, среди кого вырос «государственный преступник». Казалось бы, надо делать утилитарные выводы и поворачивать в сторону большей верноподданности во всём. Но нет же, Ульяновы ведут себя достойно и независимо, в том числе ученик выпускного класса гимназии Владимир.
— Действительно, семья оказалась в психологически очень тяжёлой обстановке. Почти все знакомые отвернулись от них. И вот в таком сложном положении Володя должен готовиться к экзаменам на аттестат зрелости и сдавать их.
Не подкачал! Да и мог ли подкачать при тех блистательных знаниях, которыми он выделялся во всех гимназических классах? С первого до последнего Владимир Ульянов был самым лучшим учеником. Гениальные способности, про которые мы с вами говорили, сказались уже здесь. Илья Николаевич даже беспокоился в связи с тем, что сыну всё так легко даётся.
Вот характерная подробность: за одной партой с ним сидел мальчик, который потом станет министром земледелия России. Он хорошо учился, но — Ленин был значительно сильнее! И хотя у начальства возникали сомнения, можно ли брату казнённого революционера присуждать золотую медаль, директор гимназии Керенский (отец будущего главы Временного правительства) на этом всё-таки настоял.
— И Владимир Ульянов поступает в Казанский университет, на юридический факультет…
— Но он уже заряжен на другое! Прикиньте, если бы ему нужна была служебная карьера и он думал о ней, добивался её, разве стал бы заводилой протестной студенческой сходки? Тем более что шёл самый первый учебный семестр, для него по-особому испытательный…
Наперекор всем трудностям и невзгодам
— Этим своим поступком он словно заявил: есть нечто гораздо более важное, чем карьера. Однако понимал же, что жизнь свою, если она будет не для себя, а для других, он существенно осложняет.
— Да, пришлось ему ехать в деревню, в Кокушкино, и там начать изучение аграрного вопроса, который очень его интересовал. Через год попробовал вернуться в Казань, чтобы продолжить университетскую учёбу, но ему этого не разрешают. И тогда он едет в другую деревню — Алакаевку, продолжает здесь изучать сельскую жизнь и статистику, которой серьёзно увлёкся.
Первая из ранних ленинских работ, дошедших до нас, называется «Новые хозяйственные явления в крестьянской жизни». Как видите, по одному из главнейших для России вопросов — аграрному. А поскольку ему опять не дали возможности учиться в Казани, он переезжает в Самару, где готовится к экзаменам экстерном за юридический факультет.
— И сдаёт эти экзамены в Петербургском университете, в 1891 году. Ему всего 21 год…
— Замечу: не просто сдаёт, а проходит, как тогда выражались, первым номером. То есть сдавали эти экзамены 32 человека, и он — лучший из них. Самый сильный студент, если так можно сказать о самостоятельно подготовившемся абитуриенте.
— Его адвокатская практика, начатая в качестве присяжного поверенного в Самаре, подтвердила, что будущее на этом поприще могло быть у него сверхблагополучное. Но он берётся защищать больше всего простых, небогатых людей, в первую очередь крестьян. А меньше чем через два года вообще расстаётся с адвокатской должностью и переезжает в Петербург…
— Переезжает с мыслями о главном своём предназначении, которому останется верен до конца жизни. В Петербурге он входит в марксистский кружок технологов. Это особая среда, но его, провинциала, встречают здесь радушно. А причина простая: они быстро поняли, что провинциал этот блестяще владеет марксизмом. Лучше их всех!
Они — это Глеб Кржижановский, Старков, Ванеев и другие будущие создатели «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Ленин ведёт большую работу в пролетарской среде, о чём сохранились материалы в департаменте полиции.
Как-то бывший директор нашего института по ходу дела сказал мне: «Да там не Ленин был главным, а Мартов». Нет уж, извините. Я своими глазами читал в деле о «Союзе борьбы», что главным был «брат убиенного террориста Александра Ульянова».
— Брат этот уже понял, что не индивидуальный террор, а создание новой политической партии, марксистской, пролетарской, может привести к победе рабочего класса.
— Он понимал это в полном смысле слова и как основное своё призвание. Вы, конечно, знаете известное фото, сделанное уже после ареста членов «Союза борьбы», перед ссылкой. Если внимательно вглядеться, то поймёшь: а вот он, лидер. В его лице видны и сила воли, и ум, целеустремлённость. У Мартова такой воли не было…
Ссылка в Сибирь, в Шушенское, стала важнейшим этапом формирования Ленина как революционера. Тем более что туда приезжает его невеста — Надежда Константиновна. Они познакомились и полюбили друг друга ещё в Петербурге. Она была красивая девушка. Но ещё существенней — она была человек движения, совершенно близкая ему по своим взглядам. Она была идейный борец, как и он. Да с другой женщиной, я уверен, Ленин свою судьбу не связал бы.
— Потому что он был цельной личностью?
— Безусловно.
Величайшее наследие для страны и для мира
— За последние три с лишним десятка лет антисоветчиками и антикоммунистами приложены гигантские усилия, чтобы вторично уничтожить Ленина. Теперь уже не физически, а духовно. Величайшее его наследие сводится на нет или, хуже того, представляется как зловредное, недопустимое на будущее. Боюсь, что многие молодые усвоили только одно, повторяемое «сверху» особенно часто: дескать, заложил мину под тысячелетнюю российскую государственность. А что вы, Владислав Якимович, в первую очередь отвечаете «лениноедам»? Если коротко сказать о главном…
— Под руководством В.И. Ленина впервые в мире было создано государство социальной демократии, государство, где был положен в основу социалистический принцип по труду и способности. В этом государстве каждому человеку предоставлялись не только соответствующие социальные права, но и твёрдые гарантии. Среди них на первом месте было право на труд и отдых любому гражданину советского общества. Было создано общество, где впервые в истории отменялась частная собственность на орудия и средства производства и ликвидировалась эксплуатация человека человеком. Не случайно ещё Жан Жак Руссо говорил, что «частная собственность это зло». В этом новом государстве, опять-таки впервые в мире, создавалась организованная, прежде всего плановая, экономика, которая привела к ликвидации периодических экономических кризисов, характерных для капитализма. Капитализм, как известно, без этих кризисов существовать не может. Началось строительство общества на товарищеских основаниях, общества категорически отличного от классового строя с его имущественными и социальными контрастами. Таким образом, Ленин заложил основы советской цивилизации.
Особо хочу отметить тот факт, что Ленин ничего не навязывал. А то читаешь некоторые писания и там утверждается о насильном внедрении идеи социализма в России и главным насильником у них фигурирует Ленин. Кстати, ещё Бердяев, который был знаком с Лениным, говорил, что Ленин не был лично злым человеком. А те суровые меры, которые пришлось принять во время Гражданской войны, подсказывались реалиями военного времени. На войне как на войне. Сибирский ГУЛАГ, под названием ГУМЗ (Главное управление мест заключения) был поначалу устроен Колчаком. Это давно установленный факт. А что касается идеи социализма, то ещё Питирим Сорокин, который стал ведущим американским социологом, писал, что в 1917 г. Россия была больна социализмом. Это тоже факт. Не случайно просоциалистические партии на выборах в Учредительное собрание получили 85% голосов. Народ был за социализм. Другое дело, что крестьянство понимало социализм как чёрный передел, то есть распределение земли по душам. А рабочие понимали социализм как народный контроль. В среде интеллигенции не было единства, но даже определённая часть кадетов тоже ратовала за социализм. Главное — это создание справедливого общества. Во время Первой мировой войны пострадали многие прослойки населения за исключением крупной буржуазии, которая наживалась на военных поставках. Народ это прекрасно видел и потому проявилась неприкрытая ненависть к капиталистам. Ленин это видел, понимал, и потому сама революция была практически бескровной. Я имею ввиду прежде всего Петроградское вооружённое восстание 25 октября. Но, кстати, в этот же самый день власть к Советам перешла в Орехово-Зуево, Луганске, Минске, Тарту, Брянске, Иваново-Вознесенске, Казани. Я припоминаю, как наши казанские коллеги нам доказывали лет 40 тому назад, что власть к Советам у них перешла раньше Петрограда. Ленин не шёл против настроений массы. Он их возглавил, став народным вождём.
Ленин также оказал огромное влияние на поворот к обществу, где господствовала бы организация труда на научных основах. И, вообще, на поворот советского общества к науке. Одна из последних ленинских работ называлась «Странички из дневника». Она была надиктована 2 января 1923 г. и опубликована в «Правде» уже 4 января. Среди прочего он там сказал: «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Это — истина, не требующая доказательств». Эта статья вызвала огромный подъём среди работников просвещения и имела большое значение для развития советской школы. Советский учитель воспитывал специалиста и патриота. Писатель Ю. Бондарев как-то сказал, что в войне победил советский десятиклассник. Но его воспитал советский учитель. Именно в школе был заложен фундамент для становления советской науки. В ХХ век Россия вышла с 80% неграмотного населения, а уже в середине этого столетия именно в СССР сложился один из двух крупнейших центров мировой науки. Причём советский профессор получал в пять раз меньше американского, а отдача была примерно равной. Советская наука была более эффективной. Существовала великая советская наука, великая советская литература, великое советское искусство, великий советский спорт. Разве советские спортсмены были нацелены на какие-то особые материальные блага? Они боролись и побеждали, думая о чести Родины. И такой психологический климат был создан в стране нового типа, созданной под руководством В.И. Ленина.
Ленин обладал уникальной способностью мгновенно оценивать ситуацию и принимать оптимальные решения. Многие его установки не потеряли актуальности и в наше время. Ещё в «Очередных задачах Советской власти», а это был апрель 1918 г., он поставил задачу всенародного учёта и контроля. И сегодня нужно было претворить в жизнь эту ленинскую установку. Там же он поставил задачу повышения производительности труда, подчеркнув: «Учиться работать — эту задачу Советская власть должна поставить перед народом во всём её объёме». А разве сегодня мы не должны добиваться повышения производительности труда? Но никто эту задачу почему-то не ставит. А слова Ленина о выдвижении «настоящих организаторов, людей с трезвым умом и с практической сметкой»? Сталин, как известно, в 1946 г. говорил, что «именно Ленину принадлежит заслуга постановки вопроса об индустриализации нашей страны, также и относительно вопроса о коллективизации сельского хозяйства и т.п.». А создание системы советского здравоохранения — самого передового в мире? Разве Семашко и Обух могли бы его организовать без помощи Ленина? А проведение советской денежной реформы, разве она не была согласована с Лениным? И подобного рода установки можно перечислять и перечислять.
Это всё забота Ленина о собственной стране. Но его деятельность и его идеи далеко вышли за пределы России. Ленин был вождём Октябрьской революции. Кстати, сам термин «Октябрьская революция» был впервые им применён в докладе о земле 26 октября 1917 г. Из примерно 150 революций, которые имели место на земном шаре за последние пять веков, это была самая грандиозная революция. Она повлияла на революции в Австро-Венгрии, Германии, Турции, Китае. Были созданы Баварская Советская республика, Венгерская Советская республика, Бременская Советская республика, Словацкая Советская республика. Были созданы общегерманские советы, хотя руководство там захватили социал-демократы. Советы были также созданы в Ирландии и Северной Италии. Влияние первой страны социальной демократии было таковым, что властям предержащим в капиталистических странах пришлось пойти навстречу пожеланиям трудящихся и как-то улучшить их положение. Рабочие многих стран быстро поняли эту роль Советской России и активно приняли участие в организации движения «Руки прочь от Советской России!» Многие из них последовали призыву «Делать как в России». Понятно, что мировая буржуазия не могла терпеть такого положения и всегда ратовала за ликвидацию Советской власти. Но сделать это удалось только в начале 1990-х гг. Наш народ потерял бдительность и до сих пор за это расплачивается.
Говоря о заслугах Ленина перед своей страной, нельзя не упомянуть то, что он был главным создателем Красной Армии, той самой армии, которая одержала победу в Великой Отечественной войне. Историю этой армии нужно вести не с 23 февраля, не с 15 января (декрет о её создании) и даже не с 25 октября 1917 г., то есть с момента петроградского вооружённого восстания. Эта армия начиналась с большевистской «военки» 1905 г., и затем её строительство продолжилось в 1917 г., ещё до Октябрьской революции. Чего только стоит конференция военных организаций большевиков, которая продолжалась с 16 по 23 июня 1917 г. Именно эта армия позднее нанесла смертельный удар по мировому фашизму. Почти все руководители нашей армии получили опыт Гражданской войны. Международное значение Красной Армии трудно переоценить.
Говоря о международной роли В.И. Ленина, я не могу не напомнить о его роли в создании Коминтерна. Вождь ещё 1 ноября 1914 г. публично призвал к созданию нового, пролетарского Интернационала, свободного от оппортунизма. На Первом конгрессе Коминтерна в марте 1919 г. было представлено 35 партий и групп из 30 стран мира, а в Пятом конгрессе, состоявшемся в год кончины Ленина, участвовало уже 46 компартий и групп из разных стран мира. Благодаря идеям Ленина, коммунистическое движение охватит почти все страны. Хорошо известна роль Коминтерна в борьбе против фашизма. Но надо в полный голос сказать и о той большой помощи, которую международное коммунистическое движение оказало Советскому Союзу, в самых разных формах.
Возвращаясь к китайской перестройке, которая была проведена под руководством Дэн Сяопина, я не могу не обратить внимание на то, что этот китайский лидер в 1920-х гг. жил в СССР и не только хорошо ознакомился с реалиями нэпа, но и тщательно изучил ленинское идейное наследие. В основу своей перестройки он положил три ленинских кита — Госплан, нэп, то есть рыночную экономику, и руководящую роль партии. Под руководством Ленина, как известно, в феврале в 1922 г. был создан Госплан, который возглавил давний товарищ Ленина Г.М. Кржижановский, а в марте 1922 г. на Х съезде партии было объявлено о новой экономической политике и принимается постановление «О единстве партии». Сочетание этих компонентов принесло китайской перестройке огромный успех.
А что сотворили у нас? Разрушили Госплан, хотя такие крупные экономисты как Гэлбрайт и В.В. Леонтьев советовали его сохранить. А затем устроили самую настоящую атаку на партию, которая была стержнем страны. Атаку организовал сам Горбачёв, который решил пересесть в кресло президента. И после этого строят наивные глаза: как так, Советский Союз разрушился… Но ведь Ленин призвал к единству партии, видя в ней залог единства страны. Ведь именно партия свела межнациональные отношения, которые обострились в начале ХХ века, к минимуму. Поэтому китайские товарищи твёрдо заявили о сохранении роли партии, и сегодня китайская компартия — самая большая коммунистическая партия на земном шаре. Тоже ленинское наследие!
И в заключение не могу не напомнить, что американский мыслитель, бывший советник президента Кеннеди Иммануил Валлерстайн предсказывал, что Ленин станет главным национальным героем к 2050 году Мне думается, это произойдёт значительно раньше.
— Спасибо вам за такую интересную беседу, дорогой Владислав Якимович.