Согласно пассионарной теории этногенеза этносы, как и люди, рождаются и умирают. (Не путать с культурами и локальными цивилизациями, которые живут долго.) Срок жизни этноса, суперэтноса, составляет 1200 – 1500 лет. После этого этнос исчезает или радикально обновляется, как биосоциальная система (например – китайцы-4, индийцы-3 и др.). Иногда этнос превращается в реликт – малый народ с нулевой пассионарностью, который может жить ещё очень долго, если никто его не трогает (эвенки, эскимосы, бушмены и др.). В процессе этногенеза этносы последовательно проходят фазы: подъёма, акматическую (максимум пассионарности), надлома, инерции и обскурации
Этногенез, как любой природный процесс, подвержен законуэнтропии. Запас энергии (пассионарности), вначале большой, со временем рассеивается, доходя до нуля (гомеостаза). «Историческое время, – писал Гумилёв, – это как бы звучание струны, которую щипнули и она медленно затухает».
Однако, не надо думать, что жизнь этноса протекает по стандартной схеме, от фазы к фазе. «Все этногенезы запрограммированы, однако этнические истории при этом предельно разнообразны», – подчеркивал ученый. В каждом отдельном этногенезе возможны зигзаги и отклонения от общей закономерности. А так же – исключения. Например – еврейский суперэтнос. Он живёт уже около двух тысяч лет и не думает умирать.
Здесь надо пояснить, что следует разделять:
1) легендарных протоевреев от Авраама, вышедшего приблизительно в XVIII в. до н. э. из Шумера (по Гумилёву они были шумеры (предположительно));
2) древних, ветхозаветных евреев от Моисея (этнос, приблизительно с XIV в. до н. э. – до I в. н. э., который со временем начал разделятся в диаспоре);
3) современных, талмудических евреев с I в. н. э. (суперэтнос – ашкеназы, сефарды, фалаши и др.).
Пассионарность у этих последних евреев до сего дня достаточно высокая. Почему так случилось?
Гумилёв даёт следующее объяснение. Древнееврейский этнос, будучи уже старым, нединамичным, получил новый мощный заряд пассионарности в результате толчка I века н. э. (см. в кн. Л. Н. Гумилёва «Струна истории» и др.). В Палестине опять все забурлило. Во II веке н. э. римляне после упорной войны выгнали этот небольшой, но энергичный народ со своей земли, и евреи вынуждены были расселиться среди других этносов. Но поскольку на чужбине земель им не давали, евреям пришлось осваивать не естественные ландшафты (сельскохозяйственные), а антропогенные, т. е. города и центры караванных путей. Свою энергию они направили в ремесло, торговлю, ростовщичество. Тем более, что подобный опыт их предки приобрели еще в древности, в период вавилонского пленения и последующих миграций-расселений по всей ойкумене. (В нач. II в. евреев диаспоры было гораздо больше, чем палестинских.)
Таким образом, евреи как бы законсервировали свою высокую пассионарность и сохраняли её почти не растрачивая, как все остальные народы – на внешние войны, охрану границ, внутренние междоусобицы и т. п. Так из этноса, живущего в природном ландшафте, евреи превратились в «блуждающий суперэтнос» с жесткой внутренней структурой, которая обычно присуща общественному слою. Они разделились на европейских, азиатских, африканских и образовали диаспору, рассеянную по всему Земному шару.
При этом евреи соблюдали принцип этнической замкнутости, с чужими не смешивались. А если и вступали в браки, то, как правило, с представителями местной пассионарной аристократии. То есть зачерпывали энергию извне, поддерживая, таким образом, высокий уровень пассионарного напряжения в своем суперэтносе. Так было, например, в Испании в XIV-XV веках, когда красивые еврейские женщины из богатых семей выходили замуж за испанских грандов, нуждавшихся в деньгах. И по еврейскому закону дети их считались евреями, потому, что родство передавалось по матери, а не по отцу. (Правда, при этом ментальность матери преобладала в потомстве не всегда, что, по накоплению, сказывалось на преемственности этнической традиции (термин Гумилёва)).
После гонений испанской инквизиции в конце XV в. часть евреев переселилась в Северную Европу, где в то время «пассионарность была большая, и при таком брачном праве, которое у них было, всегда можно было получить пассионарных самцов. И они (евреи) существуют до сих пор», – говорил Гумилёв.
Перейдем к хасидам. По мнению Гумилёва долгожительству евреев способствовал пассионарный толчок XIII века, прошедший через территории современной Белоруссии и Украины, которые затем вошли в состав Польши (см. «Оси пассионарных толчков»). В результате этого толчка появился последний, третий по счету еврейский этнос – хасиды, который громко заявил о себе в середине XVIII века, находясь на максимуме своей пассионарности. (Возможно, что предыдущие толчки – VI века, арабо-мусульманский (1-й) и VIII века, европейский – задели других евреев.)
Гумилёв не писал о хасидах в своих книгах, но говорил о них в одном из последних интервью. По его словам у представителей этого небольшого этноса сложился «совершенно особый еврейский склад этнического мироощущения». То есть – отличный от традиционного еврейского, к XIX веку уже слаборелигиозного, рационалистичного и сильно «капитализированного». Эта несхожесть ментальности и стереотипа поведения (по Гумилёву, основного признака, по которому члены одного этноса отличают себя от других) привело к конфликтам внутри восточно-европейского еврейства, которые позже были урегулированы.
Главными (религиозными) отличиями хасидов от традиционных, талмудических евреев был крайний мистицизм, в т. ч. практическая Каббала; стремление к «слиянию с богом»; продолжительная экзальтированная молитва; и абсолютный авторитет духовных лидеров – цадиков. Да и внешне хасиды отличались от «старых» евреев, в основном, арменоидного типа.
Вначале новый этнос жили замкнуто, и долгое время считался сектой в иудаизме. Со временем хасиды разделились на несколько течений (самое крупное Хабад), и стали расселятся по миру. В результате чего, в европейское и мировое еврейство влилась новая высокопассионарная и религиозная группа евреев. Часть из них в кон. XIX — XX вв. эмигрировала в Америку и др. страны, другая часть (отпавшая) приняла активнейшее участие в русских революциях 1905 — 1917 гг., ну, а третья осела в Палестине.
Сегодня хасиды, будучи этническим меньшинством в Еврейском суперэтносе (400 тысяч из 15 млн.), представляют собой хорошо организованную системную общность и являются «передовым отрядом» мирового еврейства. Большая их часть живет в Израиле и США, где они, кстати, поддерживают республиканцев-традиционалистов.
В Израиле религиозные хасиды пока не доминируют, но занимают «особое положение», чем вызывают у нерелигиозных евреев неприязнь. Однако они не обращают на это внимания, усердно молятся, строго соблюдают традиции и быстро размножаются, заводя по 6 — 7 детей на семью. И еще – подолгу учатся в религиозных школах – ешивах, получая финансовую поддержку из своих центров. Но главное – хасиды, в отличие от многих «светских» и «реформистских» евреев, уже подрастерявших свою идентичность, заключают браки только со своими, тем самым сохраняя этническую идентичность и, следовательно, – этническую традицию (за редким исключением, как это было с зятем Трампа).
В России хасиды (Хабада) резко усиливают свое влияние с конца 90-х гг., установив контакты с ельцинской «администрацией» (Березовский и др.). С 2000 года они находят общий язык с новой властью и активизируют работу с российским еврейством, оттеснив представителей «старых» евреев на периферию.
На Украине Хабад, так же, находится на «особом положении», он обладает большим политическим и финансовым влиянием, не боится нацистов и, помимо всего, претендует на южные территории Новороссии, как наследство Хазарского каганата. (См. кн. Л. Н. Гумилёва «Древняя Русь и Великая степь».)
Вывод. Зная пассионарную теорию этногенеза, можно смело прогнозировать, что влияние хасидов в мировом еврействе и Израиле будет только нарастать. Идейные пассионарии, как мы помним, всегда сильнее не идейных (зилоты сильнее саддукеев).
Ну, а какой будет судьба хасидов в Новой России, покажет время.
Красноярск, 2023 г.