Саенко Антон Сергеевич
Учитель истории муниципального общеобразовательного
учреждения «Средняя школа №29 г.Макеевка»,
студент исторического факультета Государственного
образовательного учреждения высшего профессионального
образования «Донецкий национальный университет»
г.Макеевка, Донецкая Народная Республика
E—mail: saencko.anton.2015@yandex.ru
ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КАК ПУТЬ К ГРАЖДАНСКОМУ САМОСОЗНАНИЮ
В статье раскрывается понятие добровольчества и его значение в истории и жизни современного общества. На основании педагогического опыта автора статьи рассматривается деятельность тимуровских отрядов в условиях становления нового государства. Обоснованно значение привлечения молодежи к добровольчеству в формировании их гражданского самосознания.
Ключевые слова: волонтер, тимуровское движение, добровольчество, школа, воспитание, самосознание, гражданское самосознание.
Sayenko Anton Sergeevich
Teacher of municipal history
institutions «Secondary school №29 Makeevka»,
student of the State History Department
higher educational institution
of education «Donetsk National University»
Makeevka, Donetsk People’s Republic
VOLUNTARY ACTIVITY OF CHILDREN AND ADOLESCENTS AS A WAY TO CIVIL CONSCIOUSNESS
The article describes the concept of volunteering and its importance in the history and life of modern society. Based on the pedagogical experience of the author of the article, the activities of the Timur units in the conditions of the formation of a new state are considered. The importance of involving young people in volunteering in the formation of their civic consciousness is substantiated.
Keywords: volunteer, Timur movement, volunteering, school, upbringing, self-awareness, civic consciousness.
Добровольческое движение является чрезвычайно распространенным во многих странах мира.
Возникновение первых скаутских организаций в России связано с скаутским движением. Основателем скаутского движения считается английский военачальник Р.Бейден-Пауэлл. Главной задачей движения было патриотическое воспитание и самовоспитание в коллективе единомышленников. Первый отряд скаутов в Российской империи появился 1908 г. Но скаутское движение в России еще не носило массовый характер, не было широко поддержано государством. В 1915 году клубы «скаутов» были созданы лишь в Петрограде, Царском Селе, Москве, Киеве [5, с.229]
С победой Великой Октябрьской социалистической революции для успешного строительства коммунистического общества необходимо было воспитать нового человека – гражданина Советской России, преданного партии и своему государству, инициативного, активного, политически грамотного и образованного. В.И. Ленин уделял большое внимание вопросам организации народного образования, школьного и внешкольного дела. Ленинские указания конкретно направляли деятельность Наркомпроса, помогали находить главное звено в воспитании в тот или иной момент, раскрывали положение дел в области политики, экономики, культуры [4, с.199].
Одной из форм организации внешкольной работы с детьми и подростками были детские клубы, которые вместе с пионерской организацией, Ленинским комсомолом выполняли в том числе добровольческие функции, помогая нуждающимся в годы гражданской войны и послевоенные годы. К концу 1920-х гг. почти все небольшевистской детские организации были ликвидированы и установлена полное монополия пионерской организации в детском движении [3, с.97].
Для руководства социальным воспитанием при Наркомпросе был создан центральный орган – Главное управление социального воспитания и политехнического образования (Главсоцвос), ведавший дошкольным воспитанием и школьным образованием детей, охраной детства, внешкольной работой среди детей и подростков, а также повышением квалификации педагогического персонала.
Таким образом, впервые в истории страны в государственном масштабе было организовано внешкольное воспитание детей.
В период Великой Отечественной войны активное развитие получило тимуровское движение в Советском Союзе. Дети активно вовлекались в работу для фронта и тыла: собирали металлолом, макулатуру; выступали с концертами в госпиталях, на фабриках и заводах; широко организовывали тимуровскую помощь взрослым и своим сверстникам, участвовали в конкретных производственных делах. Вся добровольческая деятельность была направлена на развитие у детей гражданских и патриотических чувств.
В послевоенные годы в СССР тимуровское движение не утратило своего значения, получило дальнейшее развитие. По всей стране при школах, комнатах школьника, детско-юношеских клубах создавались тимуровские отряды, дружины.
В постсоветской Украине первые волонтерские организации начали создаваться только в середине 90-х годов ХХ века. Соответственно, научные исследования данного феномена пока не достаточно глубоки. Отдельные аспекты волонтерства раскрыты в трудах отечественных ученых О.Безпалько, З.Бондаренко, И.Зверевой, А.Капской, Т.Лях, Ю.Полищука, С.Толстоухова и др [1].
Слово «волонтер» с французского означает доброволец. Волонтерами сначала называли только тех людей, которые исключительно из своего желания поступали на военную службу [2, с. 3]. Сегодня в Донецкой Народной Республике волонтерских движение набирает все большие обороты. Волонтерство принято считать благородным делом, которое делается для других. Волонтерство — это не просто потребность человека приобщиться к благородному делу, но и ответственная работа. К тому же, волонтерство — это не только проявление доброй воли, но и большая ответственность. И эту ответственность, с одной стороны, разделяют организации, проводящие волонтерскую работу, а с другой — активные, неравнодушные люди, волонтеры. Человек, который хочет заниматься волонтерством, должен это делать сознательно и ответственно. Для волонтера не достаточно быть просто хорошим, нужно видеть конечную цель своей работы, понимать, какую общественную пользу она приносит, осознавать, что лично ему дает волонтерство, какие развивает черты характера, профессиональные навыки и тому подобное.
Кроме того, волонтер должен знать свои права и обязанности. Организация, привлекающая волонтеров, также должна быть сознательной и ответственной в работе с добровольцами, создавать все необходимые для них условия, уважать их права и человеческое достоинство.
В условиях становления нового государства – Донецкой Народной Республики добровольческое движение стало особенно актуальным. Яркий тому пример – события «Русской весны», которая была построена на принципах самоорганизации и добровольчества. И это свидетельствует о качественных изменениях мировоззрения и мироощущения донбасского народа, о проявлении гражданского самосознания, гражданской позиции.
Деятельность добровольцев в зоне военного конфликта на Донбассе — это уникальное явление. В Донбасс на помощь борющемуся с украинским неонацизмом народу приезжают волонтеры из различных стран мира (Россия, Сербия, Узбекистан, Китай, США, Испания, Италия, Венесуэла, Колумбия и т.д.). В некоторых странах создаются волонтерские общины помощи народу Донбасса.
Помимо того стало активно развиваться тимуровское движение в Республике. Яркий тому пример – тимуровский отряд, созданный на базе детско-юношеского клуба «Гайдаровец» в городе Макеевке, который был возрожден летом 2014 года – в самый сложный период становления ДНР. Скоординировав свои действия, дети и подростки стали собирать гуманитарную помощь нуждающимся, а также именно «гайдаровцы» нашли всех свидетелей первого артобстрела ВСУ Кировского района Макеевки: семья Скрипко (Елена Александровна получила тяжелые ранения, вследствие которых лишилась ноги, а ее дочь Валерия была травмирована), а также Артема Витера, который совершил поистине героический подвиг – спас Елену и ее дочь, накрыв своим телом, расплатившись за это частью левой ноги. Сегодня об этом герое мало кто знает [6, с.221].
За годы работы тимуровского отряда удалось собрать и передать нуждающимся людям более 2 тонн гуманитарной помощи: продуктов питания, медикаментов, бытовых принадлежностей. Дети все активней включаются в добровольческую деятельность, регулярно навещают своих подопечных, которых сегодня у одного тимуровского отряда насчитывается более 40 человек.
Беря за основу опыт работы тимуровского отряда детско-юношеского клуба «Гайдаровец» на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя школа №29 г.Макеевка» также был организован тимуровский отряд имени А.П. Гайдара. Учащиеся школы с первых дней активно включились в его работу. В добровольческой работе школы принимают участие более 50 учащихся из 4 – 10 классов.
За опытом работы ДЮК «Гайдаровец», МОУ «СШ №29 г.Макеевка» активно наблюдают ребята и педагоги из России, которые ведут переписку с тимуровцами Макеевки. Работа, проводима тимуровцами города получила высокую оценку губернатора Иркутской области С.Г. Левченко, депутата Государственной Думы РФ К.К. Тайсаева, которые оказывают поддержку детям Донбасса.
Наш опыт позволяет определить волонтерскую деятельность как детерминанту формирования гражданской позиции у учащихся. Стоит отметить, что в своем первоначальном значении понятие «волонтерство» пришло к нам вместе со словами «гражданское общество», «демократия», «общественная организация».
Мы считаем, что добровольчество является составляющей любого демократического гражданского общества. Без участия тимуровцев, волонтеров трудно представить деятельность общественных организаций и благотворительность вообще. Без активной молодежи, подростков не хватает энергии для развития и развития общества, недостаточно творческого потенциала для решения социальных проблем, не хватает сил и времени на людей, которые нуждаются помощи, а государство не в состоянии им помочь [1].
Таким образом, можно сделать вывод, что основой для формирования активной гражданской позиции молодежи является социальный опыт, составляющими которого является практическая деятельность и участие в общественной жизни. Системная работа учебных заведений всех типов именно в этом направлении, соединенная с усилиями гражданского общества, органов государственной власти, способствует росту уровня сформированности активной гражданской позиции.
Список литературы:
1. Власова Н. Ф. Сущность понятия «гражданская позиция» и пути ее [Электронный ресурс] // Н.Ф. Власова // Педагогика формирования творческой личности в высшей и общеобразовательной школах // Режим доступа: https://www.google.com.ua/url.
2. Иванюк И. Практическая педагогика воспитания [Текст] / под ред. Красовицкого М.Ю. – Киев – Ивано-Франк.: ПЛАЙ, 2000. – 218 с.
3. Народное образование в СССР / Под ред. М. А. Прокофьева и др. – М.: Просвещение, 1967. – С.119
4. Саенко А.С. История становления и организация клубной работы с детьми и подростками в СССР / А.С. Саенко, Е.А. Шкрибитько // Донецкие чтения 2018: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы III Международной научной конференции (Донецк, 25 октября 2018 г.). – Том 7: Социально-политические и исторические науки / под общей редакцией проф. С.В. Беспаловой. – Донецк: Изд-во ДонНУ, 2018. – 326 с.
5. Саенко А.С. Организация клубной работы с детьми и подростками в дореволюционной России / А.С. Саенко, Е.А. Шкрибитько // Донецкие чтения 2017: Русский мир как цивилизационная основа научно-образовательного и культурного развития Донбасса: Материалы Международной научной конференции студентов и молодых ученых (Донецк, 17-20 октября 2017 г.). – Том 5: Социально-политические, исторические и философские науки / под общей редакцией проф. С.В. Беспаловой. – Донецк: Изд-во ДонНУ, 2017. – 400 с.
6. Саенко А.С. Патриотическое воспитание как фундамент для формирования личности гражданина Республики (на примере детско-юношеского клуба «Гайдаровец» г.Макеевка) // А.С. Саенко, Е.А. Шкрибитько, В.А. Стадник //От патриотического воспитания к гражданскому согласию и общественной безопасности: Материалы Республиканской научно-практической конференции 18 – 19 мая 2017 года, г.Донецк / под ред. Л.П. Поляковой, М.Н. Кушакова и др. – В 2-х томах. – Донецк, 2017. – Т.1. Ч.2. – 358 с.