ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У УЧАЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В.А. СУХОМЛИНСКОГО
Саенко А.С.
Плотников П.В.
Аннотация. В научной статье, изложены сущностные характеристики гражданского воспитания старшеклассников в современных образовательных учреждениях. Обосновываются содержания и формы гражданского воспитания в школьном возрасте, на основе концепции и наследия советского педагога
В. А. Сухомлинского
Ключевые слова: гражданин, гражданственность, гражданское воспитание, старшеклассник, школа.
События, произошедшие в Донбассе в 2014 году, актуализировали проблему гражданского воспитания личности в обществе. Перед системой образования, поставлена задача — формировать гражданина, высшей ценностью которого является любовь к Родине и своему народу.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы, и научной практики, показывает, что сегодня, проблема гражданского воспитания, разрабатывается на государственно-программном, концептуальном и практическом уровнях. Так, государственные документы, в частности Конституция Донецкой Народной Республики, законодательные акты, определяют права и обязанности граждан ДНР. По рекомендациям указанных государственных документов, в основу этих важных направлений воспитания вобразовательном учреждении, должны быть положены принципы гуманизма, демократизма, единства семьи, школы и общественности, преемственности поколений. Гражданское воспитание должно обеспечить всестороннее развитие, гармоничность и целостность личности, развитие способностей и дарований, обогащение на этой основе интеллектуального потенциала народа, его духовности и культуры, формирование гражданина Республики, способного к самостоятельному мышлению, общественному выбору и деятельности.
Сегодня в Донецкой Народной Республике, особенно остро стоит проблема гражданского воспитания личности, ведь история развития человечества доказывает, что будущее любого государства зависит от того, насколько она сможет обеспечить воспитание духовно зрелых, социально активных граждан. Неоднократно в своих работах В. А. Сухомлинский утверждал, что «…в жизни человека должно быть что-то самое главное, что стоит выше всех повседневных забот, тревог, страстей» [5, с. 513]. И далее: «Отношение к идее Родины, как к священному и дорогому, облагораживает все человеческие чувства, сближает, роднит людей, очищает души от всего, что унижает достоинство» [5, с. 513]. В. А. Сухомлинский четко определяет теоретические основы воспитания гражданских чувств у учащихся: это, прежде всего, создание учеником радостей для других людей и переживания личного счастья и гордости в связи с этим; во-вторых, создание и сохранение красоты во всех ее многогранных проявлениях; в-третьих, гражданское идеологическое богатство деятельности ученика в коллективе, взаимоотношения между детьми и другими, внешкольными коллективами; в-четвертых, культивирование и развитие сочувствия, жалости (не бойтесь этого слова и тех благородных чувств, которые оно несет!) ко всему живому и красивому, развитие сердечной отзывчивости, к прекрасному в природе; в-пятых, развитие высокой интеллектуальной культуры мыслей, чувств, переживаний, волнующих душу человека, когда он познает окружающий мир, прошлое и настоящее человечества, материальные и духовные богатства Отечества, душу своего народа, ценности искусства, особенно современной литературы [3, с. 93].
Приоритетным в воспитательной работе В. А. Сухомлинский считал патриотическое воспитание, формирование гражданина, «забота о гражданской линии всего процесса воспитания» [4, с. 103]. Мастерство воспитания, по его мнению, и заключается в том, чтобы гражданская, патриотическая жизнь начиналась для человека с малых лет. «Мы добиваемся, — писал он, чтобы у ученика и подростка, болело сердце за то, что происходит вокруг него и рядом с ним, чтобы он с детства пережил, почувствовал гражданские радости, гражданские неприятности» [4, с. 160], «чтобы каждый воспитанник… почувствовал личную причастность к судьбе народа, прошел урок общественного призрения об интересах народа, переболел, перестрадал за то, что лично его будто не касается» [5, с. 146].
В системе воспитательной работы Павлышской школы четко определялась перспектива постепенного расширения гражданского видения мира — «от семьи, школы, села, района, области к горизонтам страны, Родины» [5, 559], проводились уроки гражданственности, вечера «Учись быть, настоящим гражданином «дискуссии», можно, нельзя, надо» [6, с. 559]. Так, В. А. Сухомлинский подчеркивал мысль о том, что воспитанник становится гражданином только тогда, когда живет судьбой Отечества.
Отметим, что в современном обществе актуальность гражданского воспитания личности детей обусловлено острой необходимостью государственных процессов, утверждением гражданского общества, созданием идеи. Как указано в педагогическом словаре: «Гражданственность — это осознание каждым гражданином своих прав и обязанностей по отношению к государству, общества и чувство ответственности за их положение» [2, с. 75]. Отсюда, гражданское воспитание направлено на формирование личности, которая ответственно относится к своим гражданским обязанностям, глубоко осознает, что от ее действий зависит, как и жизнь, так и судьба близких людей, народа и государства. Итак, в процессе гражданского воспитания формируется гражданин государства, от общественной активности которого будет зависеть судьба нашей Республики, ее будущее.
Исследования ученых (Г. Виноградов, Д. Ушинский, Г. Волков) свидетельствуют, что народная педагогика стремилась воспитывать в молодежи любовь к родной Земле, Отечеству, готовность бороться за судьбу своего народа [7, с. 21]. Содержание представлений о своей земле, «наследство деда», «Отечество» составляло главное место в сознании молодежи. Дети, подростки и юноши, воспитывались на героических подвигах советского народа. В более раннее время с раннего возраста, молодежь увлекалась высокими моральными качествами, силой воли русского человека: Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Алеши Поповича и др.
Сегодня многие ученые и педагоги на территории бывшего Советского Союза, обеспокоены реальным положением дел в системе гражданского воспитания молодежи. На самом деле, во многом права и свободы ребенка, зависят от позиции учителя, дошкольного педагога, их гражданских качеств, патриотического сознания, гражданского мировоззрения. Изучение особенностей ориентировки воспитателей на утверждение прав и свобод детей показало, что, в целом одобряя идеи Конвенции прав ребенка, на практике педагоги недостаточно владеют методикой правовоспитательной работы со школьниками. Лишь небольшой процент практических работников активно ищут новые подходы к организации гражданского воспитания.
Ученые (И. Суколенов, А. Титаренко, И. Бех, А. Богуш, Х. Тхагажоев, Г. Филонов) утверждают, что гражданское воспитание, должно начинаться уже в дошкольном возрасте. По мнению И. Беха, гражданственность личности достаточно сложное психологическое образование. Поэтому, рассуждая о гражданском воспитании, отмечает, что его целесообразно рассматривать как такое, что сочетает в себе патриотическое, правовое и нравственное воспитание личности [1, с. 3].
Итак, сама жизнь ставит задачу — воспитывать детей как граждан, любящих свою Родину — Донбасс, свой народ, свою молодую Республику. Молодые граждане, должны иметь: самосознание, гуманистическую мораль, знать свои права и свободы, уметь ими руководствоваться в своей жизнедеятельности.
Практика работы лучших педагогических коллективов ДНР, подтверждает, что творческие, соответственно подготовленные педагоги, умело проектируют развитие гражданских качеств детей, и хотят, чтобы их воспитанники, не только осознавали определенные морально-правовые категории, но и стремились к их реализации в своем поведении в окружающей среде. Мы убеждены, что педагогическое мастерство педагогов способно превратить сложные категории гражданского воспитания в вполне доступные для детей понятия.
В каждом образовательном учреждении, безусловно, складываются свои традиции гражданского воспитания, но основы его реализации могут быть общими для всех учреждений. Ведь целостную личность патриота-гражданина формирует и активное участие детей в различных видах деятельности, в том числе: краеведческой. правоведческой, художественно-эстетической, экологической, оздоровительно-спортивной и тому подобное. Очевидно, что в каждом учебном заведении следует обеспечить психолого-педагогические условия для познания каждым ребенком родного языка, фольклора, родной истории и культуры, духовности, искусства.
Еще в начальных классах, должны целенаправленно формироваться основы системы знаний об истории родного Донбасса, героических подвигах предков. Ученики, могут обогащаться духовными ценностями, закодированными в лучших произведениях фольклора, произведениях детских писателей. Дети должны знать больше своего возраста: песни, сказки, легенды, народные игры и тому подобное. В процессе гражданско-патриотического воспитания, особое значение имеет познание детьми важных эпизодов из истории родного народа, из жизни и борьбы с врагами, выдающихся сынов Отечества — богатырей, витязей, и казаков. Все это помогает вводить ребенка в круг духовной жизни. Герои сказок, песен дум и других народных произведений пробуждают глубокие и добрые чувства, вызывают гордость за героическое прошлое, вдохновляют на полезные дела и гуманное отношение к другим людям.
Очевидно, что школьники должны узнать исторические и духовные ценности родного края, а их любовь, уважение и заинтересованность могут выходить за пределы родного села, города. Вот ориентировочное содержание знаний о родном крае, которые посильны детям младшего школьного возраста: Древнейшие поселения родного края, что известно из его истории?; Самые известные земляки. Кто из выдающихся людей родился в селе, городе? Что он сделал для народа, государства?; Живописный уголок района (река, лес, парк). Чем он известен?; Древнейшая постройка в моем селе (городе). История ее создания; Туристический маршрут по родному краю.
Считаем, что такое содержание работы даст возможность из года в год закладывать основы национально-гражданского сознания. В общем, весь комплекс воздействия должен быть формой жизни ребенка в образовательном учреждении. Это фактически означает доступное раскрытие перед детьми, несмотря на возраст, элементов народоведения (народной культуры, истории, национальных традиций, обычаев, праздников, народных ремесел региона). Непосредственное общение с окружающей средой целесообразно сочетать с влиянием эмоционально-художественных средств искусства — музыкой, пением, рисованием, вышиванием, использованием народных пословиц, загадок, поговорок, песен и легенд.
Чтобы информативный материал из народоведения лучше усваивался детьми и воспринимался с большим интересом, предварительно следует осуществлять его мотивацию; рассказы педагогов сочетать с практической деятельностью детей, их непосредственным участием в народных праздниках, театральных действах, творческой работой на занятиях по ручному труду и т.д При этом необходимо стремиться, чтобы работа с воспитанниками проводилась без психологического давления на них, проходила преимущественно в контексте повседневной жизни, в формах, присущих народу и максимально приближенных к потребностям детей.
В соответствии с изложенным, делаем следующие выводы: Строительство нового государства остро ставит проблему гражданского воспитания личности; важное значение, в системе работы образовательных учреждений должны приобретать историко-культурные, трудовые, морально-этические, природные ценности, содержащиеся в окружающей среде региона, сознательная опора на прогрессивные традиции народной педагогики, наследство выдающихся педагогов и современные концептуальные основы гражданского воспитания в Донецкой Народной Республике.
Сегодня, в сложное время девальвации духовных ценностей, потери идеалов, моральных норм и принципов, целесообразно обратиться к педагогическим идеям и опыту В. А. Сухомлинского, прислушиваться к его мудрому совету: «Займитесь перспективой становления человека-гражданина».
Список использованной литературы:
1. Бех И.Д. Психолого-педагогические условия воспитания у молодежи гражданственности //Гражданское воспитание молодежи в условиях трансформации общества: Сб. наук. ст. — Черкассы, 1998. — С. 3-6.
2. Гончаренко С. В. Украинский педагогический словарь. — М.: Просвещение, 1997. — 374 с.
3. Педагогические апокрифы. Этюды о В. А. Сухомлинском: [сост. О. В. Сухомлинская]. – Х.: Акта, [2008]. – 430, [2] с. : фотоил. – Библиогр.: с. 430.
4. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский; сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1985. – 270 с.
5. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну / В. А. Сухомлинский. – К. : Рад. школа, 1985. – 557 с.
6. Фромм Э.. Бегство от свободы; Человек для себя. — Минск: Попурри, 2000. — 672 с.