История образования Советского Союза и современность (в 100-летие создания СССР)

Автор — доктор исторических наук, профессор Л.И. Ольштынский

История СССР была одним из главных объектов идеологической борьбы с момента его образования. Она составила и одно из главных направлений в программе «декоммунизации сознания народа», принятой руководством РФ во главе с Ельциным по требованию США как условие вхождения России в мировую экономическую и финансовую систему. Ныне, в условиях разрастающегося глобального кризиса капитализма история образования СССР стала одним из ключевых вопросов идеологической борьбы и политики.

Антисоветская фальсификация истории СССР в последние годы сконцентрировалась на положениях, что «большевики, объединяя республики», якобы «народ об этом не спрашивали», а принцип самоопределения с правом на образование своего государства есть «бомба замедленного действия» под российскую государственность, заложенная Лениным. Это объявляется главной причиной разрушения СССР в 1991 г. При этом выдвигается и другая фальсификация, что Сталин выдвигал «безопасную модель» включения республик на правах автономий, а Ленин «заставил» принять вопреки ему «свою идею». Эти антисоветские утки внедряются в общественное сознание пропагандой СМИ, в преподавании истории и средствами массовой культуры в расчёте на историческую безграмотность современной молодёжи.

Советские историки подробно изложили историю образования СССР в капитальных научных трудах, хотя, к сожалению, с некоторыми политическими конъюнктурными оценками в различных изданиях (особенно в период «власти» Хрущёва). Но вся советская историография ныне исключена из употребления даже в районных библиотеках. В западной зарубежной историографии также были объективные исторические исследования советской истории. Среди них выделяется труд «История советской России» английского историка Эдварда Карра, представителя школы «политического реализма». Но он также исключён из общественного внимания.

В 2000-е гг. независимые отечественные историки, в первую очередь РУСО, публиковали свои работы по данной теме. Среди них выделяется труд ведущего историка Владислава Якимовича Гросула «Образование СССР» (М.: ИТРК, 2007). 100-летнему юбилею СССР посвящены ряд крупных статей в «Правде» и «Советской России», журнале «Политическое просвещение», где на научной основе разоблачаются антисоветские фальсификации.

Ныне определилась общественная потребность ретроспективно системно представить процесс образования СССР в его исторической логике на основе подлинных фактов в их совокупности, что полностью отметает все фальсификации и даёт основание для использования опыта истории к решению проблем современности. Этой задачей заняты учёные — историки, социологи, политологи с разных идеологических и методологических позиций. Автор кратко излагает результаты своего анализа в труде «Советский социализм. Книга 2. Опыт управления общественным развитием в социалистическом государстве. 1918–1922 гг.» (М.: ИТРК, 2022). Историко-социологи­ческий анализ проведён на основе марксистско-ленинской методологии современным системным формационно-цивилизационным методом изучения исторических процессов, как в предыдущих своих трудах.

В первую очередь необходимо отметить, что образование союзного государства — это не акт подписания договора, а исторический процесс объединения народов в новую государственную систему из национальных государственных форм, образовавшихся в ходе социалистической революции и последующих за ней интервенции и Гражданской войны в России. Капиталистическая самодержавная Российская империя (столь любезная ныне современным российским «монархистам»), распалась после Февральской революции и отказа царя Николая II от престола в марте 1917 г., а его наследника от монархии как формы государства.

Второе принципиальное положение. Создавалось после Великой Октябрьской социалистической революции впервые в истории государство нового типа — на основе новых как экономических, так и общественных отношений, включая национальные отношения. Как вообще в истории человечества возникло государство и его сущность как диктатуры экономически господствующего класса, представил Ф. Энгельс в капитальном труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Советское государство создавалось не на основе политического господства эксплуататорского класса — помещиков и буржуазии России, а на основе политического господства (диктатуры) трудовых классов — рабочих и крестьян. Осуществляют политическое господство представители политических партий в составе правительства государства. Это азбука в социологии, политологии и исторической науке. Но она сознательно игнорируется фальсификаторами истории в антисоветской пропаганде. Само понятие «класс» подменяется уровнем заработка, дохода («бедность», «средний класс» и т.п.) как потребители товаров.

И третье положение. Вся история человеческого общества показывает, что государство есть организационная структура управления жизнью общества (социума). Оно развивалось как система в соответствии с развитием общества от формации к формации. Это показано в упомянутом труде Ф. Энгельса. Развитие государства проходило в борьбе противоречий как внутри государства (социума) в классовой борьбе, так и во взаимоотношениях с другими государствами для разрешения внешнеполитических противоречий. Межгосударственные противоречия рабовладельческих, феодальных, капиталистических государств разрешались войнами в интересах утверждения господствующего эксплуататорского класса, стремящегося установить своё господство над другими народами или для обороны от других государств. Эти войны становились всё масштабнее и длительнее.

Внутренние противоречия носили социальный классовый характер и вели к гражданским войнам — внутри государства. В мононациональных государствах не было острых внутренних национальных противоречий и не было в них «национального вопроса» внутри государства, национальные противоречия носили преимущественно внешнеполитический характер. В многонациональных государствах эксплуататорских типов внешнеполитические национальные противоречия и внутренние национальные противоречия обострялись одновременно, и внутренние национальные сливались с социальными противоречиями, охватывая значительные народные массы. Какое из них ведущее и как их разрешить определялось конкретной обстановкой на каждом этапе общественного развития (диалектический подход в анализе ситуации). Это хорошо понимал Ленин, но даже не все его сподвижники. С учётом этих методологических положений рассмотрим процесс образования СССР. Первым этапом этого исторического процесса стало

«Собирание» всех Советских Республик вокруг РСФСР

Оно проходило в ходе революции и Гражданской войны. В современной идеологической борьбе антисоветчики основной упор делают на юридический акт создания государства СССР в форме союзного государства. Но государства образовывались не актами, они формировались в ходе исторического процесса, а сам акт их оформления есть итог этого процесса.

В труде автора «Советское общество. История строительства социализма в России» Книга 2. «Становление советского социалистического общества и его борьба с фашизмом. 1920–1945 гг.». 2015 г. в разделе «Исторический опыт образования СССР» применено понятие «собирание народов вокруг советской России». Здесь есть и определённая аналогия с «собиранием русских земель в Московское государство». Но объединение шло на другой основе и другими методами. Форма государственного устройства и объединения совершенно иные. Следует отметить, что предпосылками к объединению были исторические, культурные и экономические связи российских народов в тысячелетней истории Российского государства. После распада Российской империи на её территории в ходе революции, интервенции, Гражданской войны сложились новые государственные образования — Советские Республики. Их сближала не только общая история, близость культур и традиции, но и новые факторы: общая цель выхода из кризиса и создание справедливого и процветающего общества — идея социализма (общая идеология), и общая для всех угроза иноземного колониального господства западных держав. Эти факторы непосредственно воздействовали на исторический процесс «собирания» Советских Республик в единое государство вокруг самой крупной, ведущей республики — РСФСР, проводящей в жизнь эту идеологию правящей в ней Коммунистической партии РКП(б).

Но, как отмечал Маркс, «историю делают люди» и в первую очередь руководители государства. Личность Ленина сыграла роль вождя народов и великого государственного деятеля. Это общепризнано. Но в исторической литературе мало показан Ленин как великий государственник и патриот России. Его патриотизм, дворянина по происхождению, интеллигента по рождению, исходил из глубокого гуманистического чувства, которое выразил ещё в начале XIX в. князь Баратынский в письме к Пушкину, где написал, что подлинный патриотизм не в заботе о величии империи или императора, а в заботе о благе народа. Вся теоретическая и политическая деятельность Владимира Ильича Ленина проникнута заботой о благе трудового народа, труженика, мастерового, рабочего и мужика, крестьянина. Вся идеология марксизма-ленинизма подлинно гуманистическая.

Ленин не только понимал, но и чувствовал приближение социальной революции в мире и в первую очередь в России. В Программе РСДРП решался и национальный вопрос в многонациональном Российском государстве. Национально-освободительное движение в России поднималось с развитием капитализма и усилением национальной буржуазии, а также и ростом разночинной интеллигенции. Западная демократия в целом, а в первую очередь социал-демократические партии утвердили «право наций на самоопределение и создание собственного государства» (ныне это утверждено в Уставе ООН). В многонациональной самодержавной России борьба за осуществление этого права — национально-освободительное движение, в целом способствовало борьбе рабочего класса на первом этапе общего революционного движения. Это нашло своё отражение в Программе РСДРП в формулировке признания права наций в России на самоопределение «вплоть до отделения и создания самостоятельного государства».

Но Ленин был патриотом России и защитником интересов её многонационального рабочего класса, интернационалистом-марксистом. В Программе 1903 г. он чётко определяет ограничение этого права интересами рабочего класса всей страны в конкретной исторической обстановке. Именно поэтому революционная партия рабочего класса в России была интернациональной в рамках всего Российского государства — Российская социал-демократи­ческая рабочая партия — РСДРП, а затем Российская Коммунистическая партия в Гражданской войне. Все местные партийные организации носили многонациональный характер, как и первичные организации по районам России.

Здесь следует подчеркнуть важный вопрос о соотношении в политике социальных отношений и национальных и о том, каким из них отдавать приоритет. Ленин решал этот вопрос в соответствии с конкретной обстановкой. На апрельской конференции 1917 г. на вопрос Рыкова об отношении при социалистической революции к требованию Украинской Рады об автономии в России, Ленин ответил, что Украина от советской социалистической России не отделится, а от милюковской (буржуазной) отделится. Приоритет в этой обстановке отдан социальному характеру движения. Ленин считал, что социалистическая революция должна сохранить многонациональное Российское государство. Важно отметить, что план Запада по послевоенному устройству России выражен в знаменитых «14 пунктах Вильсона». Он предусматривал расчленение России на ряд национальных государств под «покровительством» ведущих империалистических государств. С идеей Вильсона согласилась российская буржуазия и лидеры «белого движения», принявшие «поддержку» западных держав. Они (Колчак и Деникин) дали своё согласие на отделение национальных республик, созданных в оккупированных районах России (Прибалтике и Закавказье). С белогвардейской стороны также проявлялся приоритет буржуазных социальных отношений, хотя провозглашающих «единую неделимую Россию».

Стремление Ленина к сохранению Российского государства выразилось в том, что на III Всероссийском съезде Советов была провозглашена Российская Советская Республик, она объявляла всю территорию бывшей Российской империи на федеративных началах в форме Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов от всей страны. Вынужденный Брестский мир носил временный характер и заключён для спасения России. На неоккупированной части России весной 1918 г. в ходе мирной передышки была создана и на V Всероссийском съезде Советов юридически оформлена Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика — РСФСР. Летом и осенью 1918 г. это социалистическое государство в сложнейших условиях разрухи и голода сумело создать Красную Армию и защитить независимость от интервентов и белогвардейщины в Гражданской войне до окончания Первой мировой войны. После денонсации Брестского мира началось в 1919 г. восстановление советской власти и освобождение оккупированных территорий от оккупантов.

Показательно, что на V Всероссийском съезде рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в 1918 г. была создана государственная структура многонационального федеративного государства, которая сохраняла централизованное управление единым государством. Ленин стремился объединить образовавшиеся республики Советов в едином государстве. Учитывая силу национально-освободительного движения в общем революционном потоке революционной войны, он предусмотрел федеративную структуру при центральной государственной власти.

РСФСР и созданная Красная Армия обеспечили в сражениях 1919–1920 гг. восстановление Советской власти в оккупированных интервентами и захваченных белогвардейщиной районах Украины, Белоруссии, а затем в шести Советских республиках на окраинах бывшей Российской империи. Так развивался процесс «собирания» Советских республик вокруг РСФСР.

Отметим основные акты, отражающие этот процесс. Первый шаг к объединению новых республик представил Декрет ВЦИК об объединении советских республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом 1.06.1919 г. Декрет был подписан председателем ВЦИК РСФСР М.И. Калининым совместно с полномочными представителями фактически образованных Советских Республик. Он выразил волю этих народов к объединению с РСФСР в борьбе за Советскую власть «против мирового империализма. В них предусматривалось объединение военных сил и экономик республик с РСФСР. Этот акт международного значения был проведён в ответ на признание Лигой Наций буржуазных республик в национальных регионах бывшей Российской империи — в Прибалтике, Грузии, Армении. Декрет РСФСР выражал признание суверенности республик Российской республикой, их право на образование национальных государств. Этот аспект отмечался в советской историографии, и то, что в нём отражена воля народов республик к объединению. В инициативе Ленина по заключению этого договора проявился его подлинный патриотизм и одновременно понимание закономерности исторического процесса перехода к социализму всех народов России в новых национальных республиках.

В жестокой борьбе с интервенцией и натиском организованной ими белогвардейщины Советской России совместно с трудовым народом республик удалось отстоять Советскую власть на Украине и в Белоруссии. РСФСР на завершающем этапе Гражданской войны способствовала установлению советской власти и созданию социалистических республик в Закавказье и народных республик в Средней Азии. Так шёл процесс «собирания» республик на новой социальной и политической основе вокруг РСФСР — первого в истории социалистического государства.

Победа РСФСР в Гражданской войне и интервенции в 1920 г. завершилась новым шагом в государственном сближении Советской России с образовавшимися национальными Советскими республиками. Это выразилось в системе Договоров республик с РСФСР — главной победительницей в войне. Перечислим эти Договоры, которые заключались по ходу событий: 13 сентября 1920 г. Договор с Хорезмийской Советской Народной Республикой; 30 сентября — Договор с Азербайджанской ССР; 6 ноября 1920 г. — Договор с Бухарской народной республикой; 2 декабря 1920 г. — с Армянской ССР, 28 декабря 1920 г. — с Украинской ССР; 16 января 1922 г. — Договор с БССР; 21 мая 1922 г. — Договор с Грузинской ССР. Вопрос об отношениях с Дальневосточной Республикой (ДВР) решался по ходу борьбы с белогвардейщиной и с японскими интервентами, подписан о вхождении её в состав РСФСР 15 ноября 1922 г. Все эти государственные акты показывают ход сближения суверенных Советских республик с Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой как закономерную историческую тенденцию «собирания» их в единое государство на добровольной основе. В современных условиях важно подчеркнуть, что инициатором и организатором этого процесса был патриот России — Владимир Ильич Ленин, который ясно представлял основы прочности нового Российского государства в исторических условиях, начавшейся исторической эпохе, получившей название в исторической науке «Новейшее время». Сущность этой эпохи Ленин определил как исторический процесс перехода человеческого общества от капитализма к социализму.

Следующим шагом к объединению республик в единое государство стало участие делегации РСФСР под председательством Ленина на международной конференции в Генуе в 1922 г. Необходимо подчеркнуть внимание Ленина, как патриота России, к объединению образовавшихся национальных республик с РСФСР в международном масштабе. В первой международной конференции с участием Советской России по его инициативе и решению Политбюро ЦК РКП(б) председатель ВЦИК М.И. Калинин 17 января 1922 г. послал телеграмму всем руководителям советских республик: «Настоящий момент требует создания единого фронта для дипломатической борьбы с капиталистическими правительствами на европейской конференции. Российское правительство считает невозможным участие на конференции без советских республик и Дальневосточной Народной Республики». 27 января ВЦИК на чрезвычайной сессии утверждает состав делегации под председательством В.И. Ленина, его заместителем назначен нарком иностранных дел РСФСР Г.В. Чичерин. Резолюция ВЦИК указала, что заместитель председателя комиссии имеет все полномочия председателя «на тот случай, если обстановка исключит возможность поездки т. Ленина на конференцию»[1].

23 февраля в Москве проведено совещание представителей восьми Советских республик и ДВР, на котором подписан протокол о передаче РСФСР защиты интересов всех республик, который они поручают заключить и подписать на Генуэзской конференции от их имени все договоры и соглашения как с «государствами, участвующими на конференции, так и с другими странами»[2]. Этот документ ясно выражал стремление правительств всех республик к объединению в единое государство. Он имел внешнеполитическое влияние, усиливая стремление пацифистской части мировой буржуазии к установлению выгодных экономических связей с Россией. Во внутриполитической обстановке в республиках укреплялись позиции коммунистических партий как основной политической силы в новом советском государстве.

В итоге Генуэзской конференции Россия отвергла попытки навязать ей условия побеждённой страны, укрепила международное положение и авторитет РСФСР как представителя всех Советских республик, как ядра объединения их в единое государство. В соответствии с договорами с РСФСР в республиках развернулась работа по восстановлению экономических связей с Россией, создавались аналогичные государственные структуры советской власти, устанавливались дипломатические связи. Вся эта работа шла под руководством единой для всех республик политической организации — РКП(б), её ЦК. Эта политическая система интернационального состава становилась стержнем нового единого государства и основной его скрепляющей силой. Процесс сближения, «собирания» Советских республик вокруг РСФСР подошёл к стадии выработки конкретной формы единого социалистического государства. И здесь возникли определённые трудности.

Подготовка объединения советских республик в многонациональное советское государство

Она стала важным этапом сложного процесса добровольного объединения в единое государство. Национальный вопрос, национальные отношения в многонациональном государстве стали важным направлением государственной политики, определяющим прочность государства. В классовом обществе он решался военной силой на принципе превосходства правящего класса одной нации над другими. Появление нового типа общества и государства — социалистического вызвало интерес и к этой области общественной жизни. Характерна в этом направлении упомянутая работа Э. Карра. В томе 1 часть III «Распад и воссоединение» рассматривается процесс образования СССР[3]. Он отмечал, что западная демократия утвердила право наций на самоопределение и образование самостоятельного государства. Но этот принцип вошёл в противоречие в многонациональном государстве, т.к. разрушает это государство и нарушает тем самым интересы других наций, входящих в него. Разрешить это противоречие западная демократия оказалась неспособна. Ленин, считает Карр, разрешил это противоречие на основе принципа социального равенства, установленного в общественном строе, и равноправия у всех народов, входящих в единое государство. Карр признал это как гениальное решение национального вопроса и неоценимая заслуга Ленина. Примечателен этот вывод  у историка английского аристократа Британской колониальной империи того времени.

Ленин хорошо понимал всю сложность вопроса создания многонационального государства в России, где национальная рознь веками способствовала укреплению русского самодержавия (при династии царей, ставшей немецкой после Петра 1). Ликвидацию этой розни Ленин считал одной из важнейших задач партийного руководства в строительстве социализма. Именно поэтому он подчёркивал, что образование общего единого государства должно быть строго добровольным и определиться решением самих народов, на съездах Советов республик. Следует учитывать при этом, что национальные республики создавались в огне Гражданской войны с идеей национальной независимости этих народов. Глобальный характер ленинского мышления так же представлял многонациональное Советское государство, как мировое сообщество в миниатюре. Советская Россия, считал он, есть пример для будущих крупных социалистических государств при существовании враждебных крупных капиталистических («мирового империализма»).

Основу этого типа отношений составляла социалистическая — «солидарная» (не конкурентная) система экономических отношений. Государственная система многонационального государства это система и национальных отношений. Социальному равенству в советских республиках должно соответствовать национальное равноправие. Эти принципы необходимо было отразить и в структуре многонационального государства, воплотить их в реальность. Дальнейшее образование многонационального советского государства включало ряд последовательных этапов: подготовка объединения согласованием межгосударственных отношений между республиками и их отношений с РСФСР; определение структуры единого государства и согласование её с руководством республик; народное обсуждение основ этого государственного устройства; создание нового многонационального государства на объединённом Съезде Советов. Весь процесс объединения необходимо было провести в короткие сроки одновременно с решением сложных социально-экономических задач, в условиях «неустойчивого равновесия сил» в мировом сообществе. В этот же период необходимо было решить задачу установления Советской власти в ДВР и изгнания японских интервентов из Приморья, используя обострение империалистических противоречий Японии с западными державами и США. Можно представить, какое напряжение испытывал главный центр управления — ЦК РКП(б) во главе с Лениным. Образно выразил В. Маяковский: «Гвозди бы делать из этих людей — не было б в мире крепче гвоздей».

Первый этап объединения всех национальных советских социалистических республик требовал особой осторожности. Наиболее сложными были отношения между новыми республиками Закавказья — Азербайджана и Армении, Грузии и Армении и их отношения с РСФСР. Срочность и сложность решения этой задачи была и в том, что Армения и Грузия были признаны как самостоятельные государства на Парижской мирной конференции Лигой Наций и имели буржуазные, эсеро-меньшевистские правительства в эмиграции. Они выступали как «правительства «в изгнании» для участия в Генуэзской конференции.  Сложившаяся ситуация в Закавказье рассмотрена в начале ноября 1921 г. Кавказским бюро ЦК РКП(б) (руководитель Г.К. Орджоникидзе), а затем II краевым Закавказским партийным совещанием. Принято решение создать федеративный союз республик Закавказья. Ленин рекомендовал Орджоникидзе эту идею провести через партийные организации республик и принять решение на съездах Советов республик[4]. ЦК РКП(б) 29 ноября 1921 г. утвердил постановление о создании Закавказской Федеративной Советской Республики (ЗФСР).

Федеративное устройство РСФСР на принципе национальных автономных республик в Российском государстве, созданном в 1918 г., показало государственную устойчивость в ходе Гражданской войны. Но в 1922 г. условия стали совсем другие. Объединение республик Закавказья в ЗФСР давало практический опыт для дальнейшего образования всех новых республик в единое государство. Практика подготовки партийной работы по объединению в Закавказскую федерацию показала, что среди руководства компартий республик возникли серьёзные разногласия и жаркие дискуссии с известными эксцессами между руководством Кавказского бюро ЦК РКП(б) — Г.К. Орджоникидзе и группой коммунистов ЦК Грузии во главе с Б.Г. Мдивани. Разногласия проявились и в Азербайджане. «Национал-уклонисты» добивались вхождения своих республик в единое государство вместе с РСФСР на равных правах, а также независимого решения ряда государственных вопросов, включая внешнеполитические отношения. Образование Закавказского федеративного государства позволяло снять все противоречия на краевом уровне и выходить в составе ЗСФСР на объединение с РСФСР всех закавказских республик более коротким и простым путём. «Национал-уклонисты» же были против создания ЗСФСР, за вхождение в общее государство вместе с РСФСР в составе своих республик с особыми условиями.

Развернулась внутрипартийная борьба в республиках с «национал-уклонистами». I съезд коммунистических организаций Азербайджанской, Армянской и Грузинской республик одобрил предложение об образовании Закавказской федерации и осудил «национал-уклонистов». Высшим конституционным актом оформления федеративного объединения Закавказских республик стал Союзный договор от 12 марта 1922 г. Полностью процесс оформления ЗСФСР был завершён в декабре 1922 г.

Другим важным этапом подготовки единого социалистического государства в новых условиях стало урегулирование союзных отношений между Украиной и Россией. Они исторически имели тесные экономические связи, и взаимозависимость. Объединение крупнейших республик имело определяющее значение в создании единого государства. Опыт создания Закавказской федеративной республики показал, что создание федеративного государства на принципе «автономизации», когда в централизованном государственном устройстве республики имеют национальную, ограниченную в правах автономию, вызвало серьёзное противодействие.

Ныне необходимо напомнить, что украинское государство зародилось после Февральской революции как буржуазная республика с правительством Центральная Рада. Она заключила Брестский мир с Германией. Договор с РСФСР установила УССР в конце войны на основании Договора от 1.06.1918 г. Советская Украина вела совместную с РСФСР борьбу с интервенцией и белогвардейщиной в ходе Гражданской войны. Военно-политический союз УССР с РСФСР в военное время носил федеративный характер. Но в новых условиях мирного времени и НЭПа прежняя централизация вызывала нарушение прав УССР, выраженных в Договоре 1920 г. Это ущемляло национальное самосознание народа. Политбюро ЦК КП(б)У 11 марта 1922 г. обратилось с письмом в ЦК РКП(б), в котором отмечались факты нарушения рядом наркоматов РСФСР (в частности Наркоминделом) принципов Союзного договора между РСФСР и УССР, и отмечалось, что они свидетельствуют об определённом ущемлении суверенных прав Украины. В связи с этим подчёркивалась необходимость конкретизировать взаимоотношения между РСФСР и УССР. ЦК РКП(б) выразил полное согласие с предложением украинских товарищей[5].

В мае 1922 г. создана специальная комиссия под председательством М.В. Фрунзе, в состав которой вошли представители от ЦК РКП(б) и ЦК КП(б) Украины для уточнения вопроса о федеративных взаимоотношениях между РСФСР и УССР. Комиссия проделала большую работу, но урегулирование продолжалось в течение лета–осени 1922 г.

Кроме Украины необходимость урегулирования федеративных отношений, потребовали партийные и советские руководители Закавказских республик и Белорусской ССР. В августе 1922 г. ЦК РКП(б) создал новую комиссию для подготовки проекта решения о взаимоотношениях между РСФСР и независимыми советскими республиками. В состав комиссии включены Куйбышев, Сталин, Орджоникидзе и представители от Азербайджана, Армении, Грузии (Мдивани), Украины, Белоруссии и другие. Комиссии поручено подготовить проект решения пленума ЦК РКП(Б) о федеративных отношениях между РСФСР и другими советскими республиками[6]. Наступил следующий этап в общем процессе объединения республик.

Определение форм многонационального советского социалистического государства. Ленинская идея союзного социалистического государства в противостоянии мировому империализму

Новая общественно-экономическая формация — социализм в России, выдвинула сложную задачу создания нового государства объединением советских республик в противостоянии капиталистическому окружению. Комиссия, созданная ЦК РКП(б) должна была разработать конкретную форму многонационального советского социалистического государства.

Фактически Ленин начал заниматься разработкой теории многонационального социалистического государства в противостоянии с мировым империализмом лишь после победы в Гражданской войне. Создание РСФСР проходило в других условиях, задача объединения независимых советских республик ещё не возникала. В сложившейся в 1922 г. обстановке потребовалось её срочное решение. Ленинская теория многонационального социалистического государства объединением образовавшихся самостоятельных республик стала следующей важной частью ленинского учения о социалистическом государстве в условиях противостояния с капиталистическим миром. Фактически она стала продолжением его работы «Государство и революция» как сердцевины ленинизма. Ныне эта теория востребована для теоретической и практической работы коммунистов — историков, социологов, политологов, экономистов и психологов. Отметим основные этапы работы Ленина в создании государства СССР.

Комиссия, назначенная ЦК РКП(б) в августе 1922 г. начала работу, обобщив все поступившие от республик документы. Надо отметить, что Сталин, ставший генеральным секретарём ЦК и приобретший авторитет лидера в партии, как и Троцкий (после Ленина), уже работал над проектом создания единого государства. Он, один из авторов и руководителей в создании РСФСР вместе со Свердловым в 1918 г., был и теоретиком по национальным отношениям. Сталин представил комиссии первоначальный проект образования единого государства всех республик. В его основе сохранялся тот же принцип федерализма на основе автономных национальных республик (принцип «автономизации»). Этот план одобрен официальным большинством комиссии (с участием Сталина) и разослан для обсуждения в ЦК республик в сентябре–октябре 1922 г. Обсуждение шло в горячих дискуссиях. ЦК Грузии 16 сентября принял решение, что не может его представить на обсуждение народу[7]. ЦК КП(б) Белоруссии указал на необходимость сохранить в Союзе «договорённость отношений «между независимыми республиками». ЦК КП(б) Украины не обсуждал этот проект в рамках комиссии. Позицию Ленина в сложившейся ситуации представил В.Я. Гросул на материале письма Ленина старейшему члену большевистской партии Льву Каменеву, имевшему высокий авторитет в партии. В статье Гросула показано бережное отношение Ленина к Сталину как уважаемому младшему товарищу. Гросул подчёркнул согласование ими общего решения о конкретной «модели» объединения суверенных республик[8]. Но самым убедительным доказательством, что Сталин стал убеждённым сторонником ленинской концепции союзного государства, является сохранение в сталинской конституции СССР 1936 г. ленинской концепции СССР, которая выдержала испытание Великой Отечественной войны.

Ленинская теория многонационального социалистического государства отличается от федерации на принципе «автономизции» тем, что создаётся союз самостоятельных республик с их органами управления. В союзном государстве республики сохраняют свои государственные органы, но которые решают теперь уже согласованные общегосударственные союзные задачи внутри свои республик с учётом своих национальных особенностей. Для этого образуется ещё один, «второй этаж» в государственном устройстве — общесоюзные высшие органы власти — Всесоюзный съезд Советов, ВЦИК, Совет Народных Комиссаров и другие союзные органы государства. Эту «двухэтажную модель» союзного многонационального государства Эдвард Карр оценил как гениальное решение национальных отношений, которую не смогла создать западная буржуазная демократия.

Важно проследить порядок уяснения и добровольного принятия ленинской концепции союзного государства и методы разрешения конфликтной ситуации в высших органах Советской власти. Ленин после выздоровления от приступа тяжёлой болезни в сентябре 1922 г. включился в подготовку практического объединения республик в союзное государство в сложившейся конфликтной ситуации. Внимательно изучив документы по ходу подготовки объединения и разногласий в этом вопросе, он 25–29 сентября беседует со Сталиным, Мясниковым, Орджоникидзе, Сокольниковым, Мдивани, Думбадзе, Цинцинадзе, Окуджавой. Так шло обсуждение и уточнение конкретной организации объединения. 26 сентября Ленин направил письмо в Политбюро, подчёркивая «архиважность» вопроса об объединении и необходимость добровольности этого объединения для судеб советского социализма. Неопровержимая логика Ленина и разъяснительная работа с руководством республик убедили сторонников «автономизации» к созданию союзного государства с образованием «второго этажа» государственной власти — Съезда Советов СССР, ВЦИК СССР и Совета народных комиссаров СССР с сохранением таких же органов УССР, БССР и ЗСФСР. Пленум ЦК РКП(б) в октябре 1922 г. принял ленинский проект структуры союзного государства. Болезнь Ленина помешала его присутствию на пленуме. ЦК поддержал его план образования союзного государства на добровольных началах. Пленум утвердил ленинский проект создания государства СССР как директиву ЦК РКП(б) всем организациям и создал комиссию, которой поручил руководство мероприятиями по созданию СССР и разработку основ его конституции. Председателем Комиссии был назначен Сталин. Наступил и завершающий этап образования СССР.

Создание государства Союз Советских Социалистических Республик — СССР

В первую очередь необходимо ещё раз уточнить понятия. «Создание государства» с конкретным его названием в системе других государств — это событие общественной жизни данного народа (или группы народов в многонациональном государстве), завершающее процесс его «образования». Подмена понятия процесса образования, замена его содержания одним актом юридического оформления процесса объединения республик фальсифицирует действительный ход истории, сводит представление о нём к куцему юридическому пониманию исторического процесса. Эта подмена исключает представление о главных причинах добровольного объединения суверенных советских республик в единое многонациональное государство, а не насильственным путём на основе господства одной нации над другими, что является основной причиной и национально-освободительного движения в капиталистических государствах.

Социалистический общественный строй во всех республиках определил добровольное объединение и дружественный характер национальных отношений в едином союзном государстве. Он также определяет и мирный характер его внешней политики в мировом сообществе. В этом главное отличие федерации социалистических государств от капиталистических, где господствует, как отметил философ Т. Гоббс на заре капитализма: «борьба всех против всех» за господство. Таковы были империи и федерации буржуазных государств XVIII, XIX и XX веков. Таковы они и ныне в ЕС. Именно этим объясняется та оголтелая пропаганда против истории СССР на Западе, а в современной России упор на патриотизм с «русскими имперскими традициями». В ответ получен украинский фашизм и русофобия в Европе с возрождением нацизма.

Создание Советского Союза проходило по общему замыслу ЦК РКП(б) в соответствии с ленинской концепцией. Процесс создания государства включал последовательные общественные мероприятия: 1) Всенародное обсуждение в республиках решения РКП(б) о создании общего государства и его формы; 2) Принятие решения о вхождении в союзное государство всеми республиками и выработка текста Договора республики об образовании Союза Советских Социалистических Республик; 3) Утверждение Договора съездами Советов всех республик; 4) I Всесоюзный съезд Советов СССР и избрание на нём высших органов союзного государства. Все эти общественные мероприятия во всех республиках готовились организациями РКП(б) и проводились деятельностью государственных органов Советской власти в соответствии с волей трудящихся, решением избранных ими представителей в органы Советской власти. Гений Ленина дал конкретную форму для реализации их воли. Кратко отметим фактический ход создания Советского Союза.

В октябре–декабре 1922 г. прошло обсуждение порядка вступления в союзное государство во всех республиках[9]. Все республики одобрили вступление в СССР. Комиссия, созданная решением пленума ЦК РКП(б), разработала основные пункты Конституции СССР, куда были включены положения Ленина, а также текст Договора республик об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

Следующим этапом стали съезды Советов республик с утверждением Договора и избранием делегатов на I Всесоюзный съезд Советов СССР в декабре 1922 г. Последним проходил съезд Советов РСФСР, чтобы не оказывать давление на другие республики. X Всероссийский съезд Советов открылся 26 декабря 1922 г., в работе съезда приняли участие делегаты от УССР, БССР и ЗФСР, которые заявили, что их народы полны решимости образовать на равноправных условиях с РСФСР началах могучий и единый Союз ССР[10]. Съезд Советов России избрал полномочную делегацию на I Общесоюзный съезд Советов и поручил ей совместно с делегациями УССР, БССР и ЗФСР выработать проект Декларации об образовании союза республик с изложением обстоятельств, диктующих об объединении республик в одно союзное государство и заключить договор РСФСР с социалистическими республиками Украиной, Закавказьем и Белоруссией об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Договор представить на утверждение I Съезда Союза Республик[11].

30 декабря состоялся I съезд Советов СССР, который стал полномочным выразителем воли народов всех республик объединить усилия и ресурсы в едином государстве. На съезде приняли участие в работе 2214 делегатов, воодушевлённых пониманием их исторической роли в создании первого в мировой истории союзного социалистического государства. В начале работы делегаты избрали В.И. Ленина почётным председателем съезда и одобрили текст приветствия вождю Коммунистической партии и вдохновителю образования СССР. Ленин с октября 1922 г. тяжело болел, не смог принимать участие в работе этого исторического съезда.

Доклад о Декларации и о Договоре республик об образовании СССР делал И.В. Сталин. По предложению М.В. Фрунзе, съезд единодушно утвердил основы конституционного оформления образования единого союзного многонационального государства «Союза Советских Социалистических Республик». Съезд утвердил Декларацию об образовании Союза ССР и заключённый полномочными представителями Договор об образовании СССР, избрал четырёх председателей ВЦИК, которыми стали председатель ЦИК всех республик: РСФСР — М.И. Калинин, Г.И. Петровский, А.Г. Червякова, Н.Н. Нариманова. Заключительную речь на этом историческом съезде произнёс М.И. Калинин, который стал первым председателем ВЦИК СССР. В ней он изложил историческое значение образования СССР. I Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов завершил исторический процесс образования СССР как великое историческое событие в мировой истории в начале эпохи Нового времени. Такова кратко подлинная история образования Советского Союза.

*   *   *

В конце 2022 г. советские люди в России и за рубежом готовились и отмечали славную историческую дату своей Родины — 100-летие образования Союза Советских Социалистических Республик — СССР. Отмечали три советских поколения родившихся, выросших и состарившихся в Советском Союзе людей: долгожители — участники Великой Отечественной войны советского народа, дети войны и их дети, внуки. Отмечали и два поколения россиян и граждан СНГ, считающие себя их потомками и уважающие деяния своих предков.

Эти 100 лет всемирной истории включают 70 лет героической и славной истории СССР, изменившего мировое сообщество, и 30 лет после его разрушения и реставрацию в России и отделившихся от СССР республиках периферийного капитализма с врастанием в мировую капиталистическую систему под руководством США в качестве сырьевого придатка и рынка сбыта товаров развитых стран Запада и Японии. И 70, и 30 лет — достаточный исторический срок, чтобы дать оценку роли этих государств в развитии мирового сообщества и определить исторические тенденции этих двух систем общественного устройства. Такую задачу решают историки, социологи и политологи с различных идеологических и методологических позиций. Автор излагает свои оценки с позиций марксистско-ленинской идеологии и современного формационно-цивилизационного подхода в изучении исторического процесса, использованного в его трудах 2000-х гг. Кратко отметим основные оценки роли СССР в мировой и отечественной истории.

Во всемирной истории

Образование и развитие СССР сыграло всемирно-историческую прогрессивную роль в развитии мирового сообщества в XX в. Эта оценка определяется следующими историческими фактами.

1. Впервые в истории проведены общественные преобразования на основе подлинно научной теории общественного развития, опирающейся на осмысление практического опыта жизнедеятельности людей. Марксистско-ленинская теория реально показала свою достоверность в развитии советского общества. Применение этой теории не как догмы, а как «руководства к действию», и её развитие в конкретно меняющихся условиях, как методологию, стало источником прогрессивного общественного развития.

2. Советский социализм стал примером жизнеспособности и высоких темпов прогрессивного общественного развития новой посткапиталистическойформации.

3. Под воздействием примера СССР в капиталистических странах буржуазия вынуждена вводить элементы «социализации» — в сторону «социального государства».

4. Победа СССР во Второй мировой войне оградила народы мира от угрозы фашистского мирового господства, обусловила создание мировой системы социализма, способствовала созданию нынешней КНР — великого социалистического Китая, как лидера мирового сообщества в начале XXI в.

5. В послевоенном мире СССР обеспечил безопасность народов от угрозы ядерной войны американским фашизмом и возглавил мировой научно-технический прогресс.

Так было. Это общепризнанно. Это основа национальной гордости, подлинного патриотизма. Об этом писал Ленин, великий патриот России, в статье «О национальной гордости великороссов». Об этом он сказал 3 апреля 1917 г. в приветствии к встречающим его трудящимся Петрограда, выступая на площади Финляндского вокзала Петрограда.

В тысячелетней истории России

Советский Союз стал вершиной общественного развития, высшим достижением всего содружества народов России. Советская цивилизация стала высшим этапом российской тысячелетней цивилизации. СССР стал второй сверхдержавой в мировом сообществе и центром мировой системы социализма. Отметим лишь некоторые основные показатели, подтверждающие эти оценки.

1. Образованный в итоге победы РСФСР в Гражданской войне над белогвардейщиной и её питающими интервентами Союз Советских Социалистических Республик за 4 года ленинского НЭПа (1922–1925) восстановил довоенный уровень экономики после 6-летней разрухи двух войн и перешёл к планомерному экономическому росту.

2. За 10 лет сталинских пятилеток в СССР создана современная промышленность, крупное механизированное сельское хозяйство в едином народном хозяйстве, занял 2-е место в мире по выпуску промышленной продукции. Создана самодостаточная, независимая экономика. Одновременно ликвидирована безграмотность, создана передовая образовательная система и высший уровень социального обеспечения. Подготовлена мощная современная армия. Всё вместе обеспечило Великую Победу в 1945 г.

3. Выдержав испытания Великой Отечественной войны и разгромив фашизм в Европе и на Дальнем Востоке, СССР в короткий срок вышел на передовые рубежи научно-технического прогресса, овладев ядерной энергетикой и ракетной техникой, достиг стратегического паритета с США и первым вышел в космос. В 1970-е годы составил конкурентную опасную для Запада экономическую ситуацию (по признанию М. Тэтчер). Советская многонациональная культура и русский язык заняли ведущее место в общественной жизни мирового сообщества. Советский народ стал самым образованным народом в мире.

Всё это было. Старшее поколение советских людей — свидетели и участники этой героической истории.

Подлинная история СССР — пример выхода из кризисного состояния на прогрессивный путь исторического развития — путь социализма, соответствующего современным историческим условиям. Вся история СССР показывает непрерывное, без кризисов и высокими темпами экономическое, социальное, научно-техническое и культурное развитие народных масс, неуклонного повышения их благосостояния, условий труда и быта и системы социального обеспечения. Послевоенное развитие мировой социалистической системы в XX в., подъём экономики социалистического Китая, ставшего мировым экономическим лидером в начале XXI в., успехи Вьетнама, КНДР, Лаоса и Кубы под руководством коммунистических партий убедительно показывает, что социалистический путь развитияпрогрессивная историческая тенденция в развитии человеческого общества.

Разрушение СССР, реставрация капитализма в РФ, странах СНГ и Восточной Европы есть зигзаг истории на ранней стадии новой формации с возвратом к предыдущей формации. Подобные зигзаги имели место в истории ранних буржуазных революций и носили временный характер. В СССР этот процесс произошёл в результате госпереворота в 1991 году, который был подготовлен и проведён усилиями холодной войны США совместно с предательской деятельностью части партийно-государственного руководства СССР. Этот процесс в основном уже изучен и изложен в работах независимых историков, социологов и политологов как суровый урок истории.

В начале 1980-х гг. американские историки считали, что «XX в. стал веком России, а «XXI век станет веком Америки». После разрушения СССР в мировом сообществе осталась одна сверхдержава — США, наступил долгожданный для капиталистического Запада период «однополярного мира» — мирового господства США. Но уже в начале 2000-х гг. стало ясно, что мировая капиталистическая система исчерпала возможности развития и идёт к глубокому системному кризису. Россия, доведённая разрушением своей советской экономики усилиями МВФ и руководства США до положения сырьевого придатка западных стран и донора их финансовых ресурсов (в первую очередь США) неизбежно втягивается в этот кризис.

По объективным оценкам экономистов, социологов, политологов и военных специалистов с конца 2010-х гг. США утратили положение мирового лидера, а в капиталистической экономике начались глобальные кризисные явления. Одновременно развернулась подготовка к мировой войне с новыми формами её ведения — «гибридной» (всеобъемлющей) войны с разрушением всех систем жизнедеятельности государства своих противников и полного его подчинения или уничтожения. Главный противни США ныне Китай, а первая жертва гибридной войны намечена Россия, как самый опасный для Запада союзник Китая, обладающий ядерным арсеналом и остатками ВПК Советского Союза. Усилия американской дипломатии нацелены на разобщение двух мощных держав для сокрушения их по одиночке по примеру гитлеровской Германии во Второй мировой войне.

События 2020–2022 гг. показывают разрастание кризисов мировой капиталистической системы и усиление угрозы масштабной войны, в которую неизбежно втягивается Россия. Специальная военная операция на Украине, как первая решительная мера по обеспечению безопасности страны от угрозы Запада, показала агрессивные намерения США в борьбе за сохранение своего господства. Итоги военного противостояния на Украине и развитие мирового экономического кризиса определяют дальнейший ход событий. Россия вновь стоит перед выбором пути выхода из мирового кризиса и перехода к прогрессивному развитию. Опыт истории XX в. даёт основание для этого выбора.


[1] История дипломатии. Т. 3. С. 163.

[2] История дипломатии. М.–Л.: ОГИЗ, 1945. Т. 3. С. 148–190.

[3] Карр Э.Г. История Советской России. Книга 1. Т. 2. — М.: Прогресс, 1990.

[4] История СССР. Т. 8. С. 105.

[5] История СССР. Т. 8. С. 107.

[6] Там же. С. 108.

[7] История СССР… Т. 8. С. 109.

[8] Гросул В.Я. Правда и вымысел о сталинской автономизации // Правда. № 81. 28 июля 2022 г.

[9] История СССР. Т. 8. С. 111–112.

[10] История СССР. Т. 8. С. 113–114.

[11] Сталин И.В. Сочинения. Т. 5. 1921–1923. М.: ГИПЛ, 1953. С. 154.