Идеология

Про идеологию много написано правильного  и не очень, но еще больше супер- и псевдонаучной зауми, которая очень эффективно запутывает суть проблемы.

  Цель данного материала – помочь идеологу уверенно стоять на твердой теоретической почве, чтобы не путался в мелочах, и мог дать достойный отпор любому демагогу. Материал дается достаточно схематично, но ценность любой схемы в том, что отвлекаясь от подробностей, наглядно видны общие закономерности становления и развития того или иного объекта исследования.

     Маркс — «История есть не что иное, как деятельность, преследующего свои цели человека». Вот из этого и будем исходить.

 Потребности. 

   Человек существо деятельное, находится в определенных природных и социальных условиях. Базовая потребность, как у любого живого существа – выживание,  самосохранение. Для этого возникает необходимость преобразования окружающей среды в формы пригодные для жизни. Развитие человека порождает всё новые потребности, усложняющиеся количественно и качественно, которые, в свою очередь, формируют независимо от желания человека, новый веер потребностей. Высшие потребности – познание, творчество, гуманизм. Вместе с ними появляются ложные,  пседопотребности, которые в настоящее время продуцируются и внедряются правящим классом намеренно для отвлечения от проблем реальной жизни.  По сути происходит своеобразная реинкарнация «хлеба и зрелищ!»

   Движущей силой удовлетворения потребностей  выступает интерес.

Интерес.

   Интерес  (не любопытство!) – центральная категория при изучении идеологии. Разберем подробнее.  Интерес – это объективное отношение к действительности.  Человек осознает существующие препятствия для удовлетворения потребностей.

   Появляются мотивы, желания, помыслы, идеи изменить эти препятствия в свою пользу.  АКТИВНОСТЬ человека (группы, этноса, класса, государства) приобретает направленность, вектор действия. Интерес является своеобразным энергетическим запалом действия и определения его вектора.

Определяется идеальная модель будущего —  ЦЕЛЬ,  для достижения которой вырабатывается комплекс способов, приемов, исполнителей.          Привлекательная цель – мощнейший фактор сплочения социального субъекта.

Выделяются ЦЕННОСТИ, т.е. наиболее значимые для самосохранения и построения будущего предметы, мысли, теории, доктрины, символы, способы действия и пр. (Более подробно в статье «Культура как поле социально-классовой борьбы»).

    Становление этих составляющих означает появление идеологии как таковой – особой сферы знания и действия.  В достаточно зрелом виде, идеология появилась в Европе примерно к середине 19 века, хотя отдельные ее элементы уходят в незапамятные времена.

   Вся жизнь социума – бесконечный многоуровневый конфликт интересов личных, групповых, классовых, государственных, геополитических, национальных…  В классовом обществе правящий класс свои субъективные интересы выдает за общенародные, которые народные массы должны защищать как свои кровные, что и происходит.

   Идеологическая борьба – это борьба за коренные интересы, а поскольку интересы формируются экономическим строем, значит, это должна быть борьба за смену строя, общественно-экономической формации. Другого пути природа не придумала, в силу отсутствия такового.

   Основные приемы борьбы:

— подмена коренных интересов, целей, ценностей одного класса интересами другого класса,  или ситуативными (вроде Крымнаш), или просто ложными… Диапазон велик и постоянно пополняется;

— камуфляж своих живодерских интересов в различные формы – религиозные, националистические, абстрактно-гуманистические, экологические и пр.;

— неустанное шельмование значимых ценностей, целей социального оппонента;

— искажение, фальсификация истории.  Самый действенный способ из этой обоймы – полуправда

Лучшая оборона – действовать на опережение. Пока не научились.

Особенности любой идеологии. Идеология и наука.

   Любая идеология неизбежно содержит в себе социальную мифологию, некоторые преувеличения в свою пользу и наоборот. Идеология, поскольку ее суть – побуждение к действию, должна содержать в себе мощный заряд эмоционально-образного воздействия.

Необходимость постоянного воздействия, при систематической смене и поиске новых форм, поскольку старые формы через определенное время не воспринимаются. (Почему сейчас так популярен Платошкин? Он сказал что-то новое? Нет. Просто сменилась форма подачи материала, что вроде задушевного разговора. Хотя его избыточно-настойчивые призывы идти голосовать, напоминают попа Гапона.)

   Маркс определял идеологию как ложное, иллюзорное сознание.  И не зря, в то время борьба за умы масс шла с помощью религии, социальной мифологии, традиций, обычаев, предрассудков  и могло быть иначе. Но без элементов науки все равно было не обойтись. Чтобы защищать свои коренные интересы, особенно нарождающейся буржуазии, необходима наука. Не зря один из французских просветителей-энциклопедистов Вольтер  прямо сказал в адрес церкви – «раздавите гадину!».

   Общество бурно усложнялось, дифференцировалось, требовалось научное управление. Идеология не исключение. Величайшие прозрения классиков марксизма впервые вооружили наукой пролетариат, наиболее прогрессивный класс.

   Одна из причин временного поражения социализма в нашей стране – глубокое отставание теоретического обеспечения принятия политических решений плюс вражина,  руководившая идеологией и заведомо направлявшая ее в тупик.  Хороший урок! Не забыть бы его.

                                                                                Лукичев В.А.

                                                              3.03.19г. Благовещенск-на-Амуре