В.А. Лукичев: «Краткий словарь по философии для системы политучебы»

Ситуация  изучения философии в современной РФ напоминает царскую Россию 1850 года. Тогда крайний реакционер, министр народного просвещения князь Ширинский-Шихматов запретил изучение философии крылатой фразой:  «Польза от философии не доказана, а вред от нее очевиден». Спустя 20 лет изучение и преподавание философии все-таки восстановили, хотя для этого пришлось за большие деньги приглашать зарубежных преподавателей очень сомнительного качества.                                                                                                                  В  настоящее время изучение философии заменено некой «философией науки», где нет ни первого, ни второго. А программы философских факультетов направлены на изучение истории философии, зарубежного теоретизирования, или  заполнены наукообразными изысками,  вроде «философии толерантности».                                                                                                                    Изучение философии формирует высокую общую культуру человека и его мышления, которое  с предельно общих позиций позволяет увидеть скрытые закономерности и выявить общие тенденции развития и, соответственно, принимать правильные решения.                                                                                                                               ======================================================== 

Философия — явление сложное, поэтому имеет множество определений и характеристик. Это и мировоззрение, и способ мышления, и особый взгляд на мир, и что-то непонятное, уводящее от реальной жизни…  Всё перечисленное, действительно, имеет место, но философия,  как наука имеет свой, четко очерченный предмет изучения.                                                                                                 ФИЛОСОФИЯ – это наука, предметом которой является человек и мир, их взаимодействие, отношение – практическое, познавательное, эстетическое, аксиологическое, морально-нравственное и пр., изучаемое с предельно общих позиций. Это наука о всеобщем. Познавая природу — познаем человека, познавая человека – познаём природу, процесс вечный, так как и то и другое постоянно развивается, меняется.

Онтология (онтос –сущее) – учение о бытии.

Гносеология (эпистемология) – теория познания.

Объективный  — независящий от сознания человека (человечества). Существующий до и независимо от человека.

Субъективный – зависящий от сознания человека, продукт его мышления.

Атрибут – а) неотъемлемое свойство; б) форма существования.

Материя (Из чего состоит мир?  Современные взгляды). Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущении. Выделяют виды материи: вещество, поле (электромагнитное, гравитационное, сильное и слабое), физический вакуум.                                                           Материя обладает атрибутами: движение, пространство, время и атрибутивное свойство – отражение. «В мире нет ничего, кроме движущейся материи, которая может двигаться только в пространстве и во времени». (Ленин).                                                                  Материя организована, структурирована в системы разного уровня и сложности. Выделяют разнокачественные формы движения материи: механическая, физическая, биологическая, химическая, социальная. (Имеются и другие подходы). Формы движения материи, развиваются, подчиняются своим специфическим объективным законам развития и функционирования, высшие формы движения материи включают в себя низшие,  но в снятом, подчиненном виде.

Отражение. Всеобщее свойство материи,  проявляется на всех уровнях организации материи, в неживой, живой природе и в обществе.  Это свойство материальных предметов (объектов) при взаимодействии закреплять в своей внутренней структуре некоторые черты внутренней структуры  отражаемого. Отражение носит избирательный характер (не всё реагирует со всем). С усложнением природы растет активность, адекватность отражения, начинают формироваться специальные органы для отражения – нервные окончания, нервные клетки, первая сигнальная система, вторая сигнальная система (головной мозг человека). Соответственно качественно меняются и формы отражения – раздражимость, чувствительность, ощущение, рефлекс, организменное отражение (биопсихика – способность реагировать на предметы и дифференцированные звуки) и высшая (из нам известных) форма отражения – человеческое сознание.

Особое значение для жизни имеет опережающее отражение действительности. Явление было всесторонне исследовано академиком –физиологом Анохиным П.К., открыто в 1962 году. Именно на этом глубоком свойстве живой природы и общества базируется возможность научного прогнозирования, принятия долговременных программ развития.

Сознание – высшая форма отражения, носителем которого является головной мозг человека. Сознание – сложнейшее психо-физиологическое явление, формировавшееся сотни тысяч лет. Особенности сознания:                                                                                   а) сознание идеально, т.е. существует в форме психики, мысли, не имеет физических параметров, его нельзя обнаружить с помощью приборов. Сознание – это субъективный образ объективного мира.  Содержание сознания – отражение действительности в форме психических образов. Маркс – «Сознание — есть материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней»;          б) сознание существует реально, но это субъективная реальность. Сон можно увидеть, но его нельзя сфотографировать;                                 в) сознание структурировано. Включает в себя – мышление (отражение действительности в логических формах), эмоции, волю, чувства, подсознательное (бессознательное), самосознание (самоотражение);                                                                                                             г) исторически сознание может появиться у человека только в результате общения, в процессе совместной трудовой деятельности. СО-ЗНАНИЕ, совместное знание. Описано более 500 случаев, когда дети попадали в сообщество  животных, по возвращении в общество  они людьми уже не становились, сознание не сформировалось.                                                                            Язык и сознание неразрывно взаимосвязаны. Сознание, в силу идеальности, выразить себя не может, нужен материальный носитель, в качестве которого выступает язык.   Сознание отражает, язык выражает.

Язык выполняет функции:                                                                               —  способа выражения мысли, а также эмоций, чувств, переживаний,                                                     — общения  (коммуникативная),                                                                     — накопления, хранения, передачи  информации, коллективного социального опыта  (знание, обучение, воспитание).                                                        – средства  развития сознания,                                                                                —  способа хранения и обмена ценностями культуры.                                Речь – звуковое выражение языка, хотя может  быть и в других материальных формах – жест, цвет, запах, тактильное воздействие…                                                                                                                                                                                           

Материализм – философское учение, считающее, что  первичной основой мира является материя, существующая объективно.

Идеализм – философское учение, считающее, что основой мира является некая идеальная (не материальная) сущность – мировой разум, всеобщая мысль, идея, бог, разум отдельного человека, или всего человечества.

Объективный идеализм – разновидность идеализма, представители которого считают первичной мировую идею, мировой разум, которые существуют объективно.

Субъективный идеализм – разновидность идеализма, представители которого считают, что первично сознание людей или одного человека, которое творит мир.                                                          Солипсизм – крайняя степень субъективного идеализма, существует только моё сознание.

Дуализм, деизм, пантеизм.                                                                          Кроме материализма и идеализма были попытки  найти компромиссное решение основного вопроса философии —  что первично?                                                                                                                   —  дуализм, его представители считают, что первичны одновременно обе сущности – и материя и мышление,                                     —  деизм, его представители считают, что бог создал мир и удалился, а далее мир развивается сам по себе, без чьего-либо вмешательства,                                                                                                              —  пантеизм — отождествление бога и природы.  Изучая природу, изучаем бога и наоборот.

Объект, субъект. Субъект – активный носитель действия, отношения.  Объект – пассивный носитель действия, отношения. Субъект – ЧТО направлено, объект — НА ЧТО направлено действие, отношение. Понятия используются только при изучении общества и социальных процессов.

Труд. Основное диалектическое противоречие развития общества – это противоречие между природой и обществом. Становление человека шло за счет преобразования животной жизнедеятельности в трудовую,  которая и стала основой формирования человека и общества. Труд – самое глубокое основание бытия общества.  «Труд  есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу  природы он сам противостоит как вещество природы». (К.Маркс). Труд  есть воплощенное противоречие, одновременно:  материальный  и идеальный, непрерывный и дискретный, коллективный и индивидуальный, созидающий и разрушающий, абстрактный и конкретный…  Именно эта базовая, фундаментальная противоречивость труда придает противоречивость развития всему обществу и его составляющим. Противоречия воспроизводятся на каждом новом этапе развития в новых формах, иногда в очень замысловатых сплетениях. Противоречия зарождаются в труде, в труде же и разрешаются, порождая новый веер противоречий. Процесс бесконечен, пока существует человечество.

Практика – осознанная, целенаправленная, материальная, предметно-чувственная деятельность людей. Практика включает в себя все виды деятельности – созидание, разрушение, антисоциальную деятельность.  Все многообразие практической активности можно свести к трем блокам:

а) всевозможные формы взаимодействия человека с природой, в основном материально-производственная;

б) социально-историческая практика включает всё многообразие человеческих отношений (личных, групповых, национальных, политических, классовую борьбу и пр.), весь общественно-исторический процесс;

в) научный эксперимент.                                                                               Для ребенка практика – игра.                                                                    Иногда в отдельный вид практики выделяют управление.                                                                                                                                                                                                                                             В процессе практики изменяется и объект воздействия и сам человек.

Роль практики в познании:

а) основа познания. Взаимодействуя с природой, человек вынужден знать ее свойства, познавать внешний (и свой внутренний) мир. Практика определяет потребность и необходимость познания мира  в целом и актуальные основные направления исследования действительности. Познание осуществляется непосредственно в практической деятельности; 

б) цель познания – практическое применения знаний;

в) объективный критерий истины.

Познание – из практики, в практике,  для практики.    

Познание.

Не все признают возможность познания человеком мира.  Такое направление называется агностицизм. Но жизнь, практика, доказывают обратное. Познание есть отражение, имеет практическую природу, носит активный, творческий, общественный  характер, развивается исторически.

Познание – есть духовное освоение действительности, погружение разума в природу и носит комплексный характер, т.е. включает в себя различные виды познания – бытовое, мифологическое, научное (основа всего познания), художественное, религиозное, ненаучное, философское (восприятие мира как целого). Процесс познания имеет две ступени: 1. Чувственное познание – непосредственное знание, непосредственное отражение внешнего мира, основа всего последующего знания. Имеет три формы  -ощущение, восприятие, представление. Ощущение – единственные ворота, через которые поступает в наш мозг информация, но ощущение – это еще не само знание, а его источник. Далее идет качественная обработка поступившей информации. 

2.  Рациональное (логическое) познание. Вторая, высшая ступень познания.  Три формы – понятие, суждение, умозаключение. Рациональное познание проводит теоретический анализ явлений. Мысленно вскрывает скрытые, глубинные, закономерные связи, структуру, законы природы и общества

Понятие – совокупность существенных признаков изучаемого объекта.

Категория – понятие, но вскрывающее наиболее глубокие общие свойства, связи, отношения.

Истина. Классическое определение истины дал Аристотель – соответствие знаний (интеллекта) действительности, соответствие мысли предмету.   Современное звучание: истина – адекватное отражение  действительности.                                                                    Но к началу 20 века стало очевидным, что это ограниченное                   определение, требуется более глубокий, диалектический анализ истины. Это было сделано в работе В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Были выявлены характеристики истины – объективная, абсолютная, относительная, конкретная. Это не разные истины, а разные характеристики ОДНОЙ истины.

 Объективная истина – содержание знаний, которое не зависит от человека, т.к. познание есть отражение от нас не зависящей действительности.

 Абсолютная истина – элементы знания, которые полностью соответствуют действительности и подтверждены практикой. Отдельно выделяются т.наз истины факта – событие произошло  в данном месте, в данное время. Некой общей  абсолютной истины, которая  охватывала бы весь мир, нет и быть не может, так как мир постоянно развивается, меняется.

 Относительная истина – приблизительность, неполнота наших знаний о чём-либо.  Любое знание относительно.

Конкретность истины – учет конкретных обстоятельств, места, времени, состояния изучаемого объекта, предмета, процесса.   Истина всегда конкретна.

Ленин дает окончательное определение: истина – это ПРОЦЕСС постоянного приведения наших знаний в соответствие изменяющейся действительности.  Процесс  (движение) — это  единство устойчивости и изменчивости.  Абсолютность истины выражает устойчивость,  относительность – изменчивость.                                                      Практика – единственный объективный критерий истины.                          Заблуждение — неадекватное отражение действительности.

Догматизм – положение в познании застывшее, не развивающееся, считается абсолютной истиной на все времена.

ДИАЛЕКТИКА.                                                                                         Термин многозначный.                                                                                             1. Диалектика —  учение о развитии и всеобщей взаимосвязи в его наиболее полном, свободном от односторонностей виде.

2. Объективная диалектика = развитие природы, мира в целом.

3. Субъективная диалектика – закономерности развития мышления, познания, самопознания.

Диалектике противостоит метафизика (в понимании Гегеля. Иногда метафизика рассматривается как разновидность некой «высшей» философии). Если диалектика рассматривает всё в постоянном развитии, изменении, во всеобщей взаимосвязи, источником активности считает внутренние противоречия, то метафизика понимает развитие и всеобщую взаимосвязь крайне поверхностно, либо (реже) совсем отрицает, источником видимого движения считают внешнюю силу.

Диалектика как система знаний включает в себя принципы, законы, категории.

Принципы науки – базовые, фундаментальные  положения. Обычно выделяют принципы развития, взаимосвязи, системности, историзма.

ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ.

 Весь мир постоянно движется, изменяется, «движение есть изменение вообще» (Энгельс). Развитие – необратимое, направленное движение, связанное с перестройкой внутренней структуры. Выделяют четыре взаимосвязанных типа развития, которые действуют одновременно, но всегда ведущим на определенный период является один из них.

Прогресс.  Усложнение внутренней структуры системы, увеличение внешних связей, повышение автономности. Прогресс с необходимостью  связан с частичным регрессом, отмиранием изживших себя элементов и структур.

Регресс. Процесс, противоположный регрессу – деградация, упрощение внутренней структуры, повышение зависимости от внешней среды, утеря, ослабление внешних связей. Полный регресс связан с частичным прогрессом изживших структур. (Прогресс раковых клеток обусловливает регресс всего организма).

Однолинейное (одноплоскостное) развитие.  Необратимые  изменения  в пределах одного уровня организации, частные изменения, не ведущие к заметным качественным переходам.

Цикл, цикличность, круговорот. Постоянное воспроизводство одних и тех же объектов, отношений, связей без заметных качественных изменений.  Такой процесс может быть очень длительным, но не может продолжаться вечно. Выражается в функционировании, поддержки системы в устойчивом состоянии.

ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ

  Весь мир единое целое. Все элементы, подсистемы связаны друг с другом, постоянно взаимодействуют, меняют внутреннюю структуру. Именно эти материальные, объективные процессы обусловливают единство мира и его развитие.

Связей различного типа существует бесконечное множество – необходимые, случайные, единичные,  повторяющиеся, системные, функциональные, структурные,  физические, социальные и пр.                   Устойчивые, повторяющиеся, существенные, объективные связи, взаимодействия являются ЗАКОНОМ (природы). Законы выделяются по разным основаниям – физические, биологические, социальные, динамические, статистические…  А так же по степени общности – частные, общие, всеобщие. В данном контексте выделим три всеобщих, универсальных диалектических закона, впервые подробно описанных Гегелем. А именно – закон единства и борьбы противоположностей,  закон взаимосвязи количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей.

«Раздвоение единого и познание противоречивых частей его, есть суть диалектики», отмечал Ленин. Действительно, этот закон вскрывает источник САМОдвижения, внутренней активности материи.                                                                                                           Надо обязательно отметить, что не все противоречия являются диалектическими, а только такие, в которых взаимодействие противоположностей активно вызывают саморазвитие.  Пример – верх-низ, притяжение-отталкивание, движение-покой…   Диалектические противоречия – устойчивость-изменчивость, мера труда-мера потребления, индивидуальное-общественное, общество и природа…                                                                                         Всё в мире противоречиво, но диалектические противоречия не возникают в готовом виде, проходят ряд ступеней своего становления: тождество—-несущественные различия—-существенные различия—-противоположности.  Взаимодействие противоположностей (единство и «борьба») есть противоречие.  В зависимости от условий, развертывание противоречия может остановиться на любом этапе. Возможен и обратный процесс.

Выделяют типы противоречий: основные – неосновные, главные – не главные, внутренние – внешние, антагонистические – неантагонистические.  Противоречия могут взаимопереходить друг в друга.

Основное противоречие   является движущей силой развития данного объекта в целом и разрешение которого приводит к смене качества и появлению нового противоречия.                                             Главное противоречие  выходит на первый план, без разрешения которого дальнейшее развитие невозможно. Пример: основное противоречие развития общественно-экономической формации – противоречие между производительными силами и производственными отношениями. А главным противоречием может стать что угодно: национальные конфликты, внешняя угроза, природные катаклизмы.

   Отдельное место занимают антагонистические и неантагонистические противоречия. Антагонистические противоречия – разновидность диалектического противоречия, которая порождает несовместимость коренных интересов, тенденций развития. Чаще всего их используют для анализа борьбы классов в эксплуататорском обществе. Это не совсем так, антагонизм проявляется более широко- общество и преступность, национализм, войны и пр. Разрешение классового антагонизма приводит к качественному изменению общества, часто имеющий «взрывной» характер.

   Неантагонистические противоречия характеризуются единством, тождеством коренных интересов и расхождением в частностях, хотя которые иногда могут принимать характер конфликта. Разрешение этих противоречий не ведет к крупным потрясениям, решаются чаще с помощью взаимных уступок, компромиссом.

В особых условиях антагонистические и неантагонистические противоречия могут взаимопереходить друг в друга.  Пример – во время Отечественной войны мы были союзниками с рядом империалистических государств. После Победы  бывшие союзники моментально начали против нас холодную войну.

Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений.

Мир един, но единство проявляется в многообразии составляющих его элементов, которые различаются качественно и количественно. Закон сам по себе несложен — количество переходит в качество и наоборот. Вызывает затруднение понимание содержания исходных категорий.

КАЧЕСТВО – «тождественная с бытием определенность ». (Гегель). Да-а…  Оставим на совести Гегеля сию неподъемную мудрость и пойдем другим путем.

Разные предметы при однотипном воздействии проявляют разные свойства, т.к. обладают разной структурой разным элементным составом. Свойство — это внешнее проявление внутренней структуры при определенном типе взаимодействия. Качество – это наиболее существенные свойства объекта при определенном типе воздействия.  Изменить структуру, составляющие элементы – значит изменить свойства, следовательно, качество.

КОЛИЧЕСТВО – то, что выражается цифрами,  более поверхностная характеристика. Количество и качество неразрывно связаны, количество содержит в себе качество и наоборот. Если у человека рост 180 см., вес 60 кг., вполне очевидно, что он не участник чемпионата по тяжелой атлетике. Врач, обследуя пациента, выясняет количественные характеристики, на основе которых делает заключение о качестве его здоровья

МЕРА – выражение диалектического единства количества и качества.  Это определенные рамки, границы,  в пределах которых постоянные количественные изменения не ведут к коренным  качественным изменениям. Количество характеризует непрерывность развития, качество – дискретность, прерывность.

Выход за рамки меры означает коренное качественное изменение —  скачок и образование новой меры, нового единства количества и качества. В обществе такие переходы называются революцией —  промышленной, научной, культурной, политической…  Наибольшее значение имеют политические революции, т.к. – это смена способа производства, затрагивающего практически все ведущие сферы жизни общества – материальную, социальную, духовную, политическую, культурную.   Выход за рамки меры в обществе может быть  не только прогрессом, но и регрессом, возвращением на более низкую ступень, что  называется контрреволюцией.

В зависимости от материальной системы качественные скачки могут продолжаться от долей секунды (взрыв), до сотен или десятков тыс. лет.  Неолитическая революция, суть которой состояла в переходе от присваивающего хозяйства к производящему, продолжалась  10-14 тыс. лет.

Закон отрицания отрицания.

Закон характеризует связь  между прошлым, настоящим и будущим. Развитие предполагает неизбежное отмирание существующего и появление нового,  т.е. происходит отрицание, затем процесс повторяется, отрицающее само отрицается.  Развитие представляет бесконечную цепочку отрицаний, отсюда и название закона.

Каким образом происходит отрицание, точнее сказать Самоотрицание? В недрах  системы   происходит отмирание исчерпавших себя элементов, функций и зарождение новых, приходящих в несоответствие, конфликт с системой в целом. Формируется новое образование с новыми системными качествами, которое отрицает старую систему. 

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ  — необходимая основа дальнейшего развития.  Это самое главное в понимании этого закона. Происходит СНЯТИЕ, т.е.  отрицание с удержанием нового, положительного,  на основе которого только и возможно дальнейшее развитие.

Двойное отрицание  показывает спиралевидность развития, которое  проявляется не всегда.  Гегель описал этот процесс следующим образом:  ТЕЗИС—-АНТИТЕЗИС—-СИНТЕЗ. На  определенном этапе происходит как бы возврат к старому, но на более высоком уровне. Пример: первобытный коммунизм (тезис)—-отрицается классово-антагонистическим обществом (антитезис)—-затем опять коммунизм, но на более высоком этапе ((синтез).

Все три универсальных закона неразрывно связаны между собой.

— Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает движущие силы развития;

— Закон взаимосвязи количественных и качественных изменений раскрывает сам процесс развития;

— Закон отрицания отрицания раскрывает направленность развития и преемственность этапов.

Категории диалектики – предельно общие понятия, отражающие наиболее существенные, подвижные черты реального мира.

Единичное, особенное, всеобщее

Сущность и явление

Форма и содержание

Причина и следствие

Необходимость и случайность

Возможность и действительность

Диалектика как метод.

Использование знания законов и категорий диалектики при изучении реальной действительности. Только и всего!

Эмпирический – опытный.

Схоластика – размышления, лишенные объективного содержания

Софистика – намеренное нарушение законов логики, игра на гибкости и многозначности понятий.

Эклектика – а) как метод – хаотичное, несистемное нагромождение признаков чего-либо;

б) как теория – механическое смешение  научных положений из разных областей знания. (Персонаж  Чехова – зимой дни короткие, потому что от холода они сжимаются).

Обскурантизм – воинствующее невежество.

Абстракция – мысленное отвлечение от конкретного объекта с целью с целью выделения его существенных и закономерных признаков. Развитие познания – выделение всё более глубоких абстракций. Развитое абстрактное мышления (умение увидеть среди нагромождения событий, фактов, явлений самое главное, существенное) – магистральный путь становления человеческого разума.

Агностицизм – отрицание возможности познания мира, либо ограничение возможности познания определенными границами, рамками.

Априори (априорный) – доопытный.

Дефиниция – определение.

Когнитивный – интеллектуальный.

Кауза — причина;  каузальные связи – причинно-следственные.

Плюрализм – многообразие, множественность.

Логика – а) наука о закономерностях, формах и способах человеческого мышления. Наука о правильном мышлении, формах, методах и законах познавательной деятельности, ведущих к достижению истины;

б) выделение закономерных причинно-следственных связей —  логика явлений, логика событий, логика действий…

Интерпретация – истолкование, объяснение, трактовка.

Отчуждение – оборачивание  против человека вещей, процессов и отношений  им же самим созданными,  превращение их в самостоятельную, враждебную, довлеющую силу. Это объективный, исторически длительный процесс, проходящий этапы становления,

зрелости, снятия.

По сути, Маркс в своей ранней работе «Экономическо-философские рукописи 1844г.» сделал проблему отчуждения, геном, основой своего учения.(глава «отчужденный труд»).  Отчуждение проявляется в господстве овеществленного труда над живым,  господстве вещей,  с помощью которых идет порабощение человека и манипулирование его поведением.

Субъективно отчуждение проявляется в чувствах апатии, одиночества, равнодушия, обеднению и опустошению человека труда, утери цели жизни (или ее измельчание), атрофия высоких социальных и культурных ценностей. 

Формы отчуждения:  высшая  — это утеря личности,  достоинства, человек относится к себе как к товару, продается всё – тело, душа, талант, совесть, родные и близкие.  Труд не развивает, если не калечит физически, то уродует душу. Разрыв социальных связей, война всех, против всех.