«Учёный философ – писатель – публицист». В.А. Попович об Александре Зиновьеве

     После, более чем годичного  перерыва,  связанного с недостойным, на наш взгляд,  поведением руководства Института философии РАН, уволившего  одного из старейших ученых СССР-России, выдающегося философа, д.ф.н., профессора  Давида Викторовича Джохадзе  (проработал в Институте философии Академии наук РАН более 60 лет), ученика —  аспиранта  А.А. Зиновьева.   26 ноября  2021г. на площадке Общероссийского общественного движения  «Российские учёные социалистической ориентации» (РУСО) в форме расширенного круглого стола прошло заседание теоретического семинара «Марксистские чтения» на тему: «Творчество Александра Зиновьева как социальная философия ХХ-ХХI вв.». Семинар посвящен подготовке и проведению международной юбилейной научно – практической конференции, посвященной 100 — летию со дня рождения философа и писатель А.А. Зиновьева. На семинаре с вступительным словом обратился к присутствующим д.ф.н.,  профессор Д.В. Джохадзе. С  докладом по теме выступил д.т.н., профессор Председатель Центрального Совета Общероссийского общественного движения «Российские ученые социалистической ориентации» (РУСО) И.И. Никитчук, а также в прениях выступили:   д.э.н., профессор, академик РАЕН, первый заместитель Председателя ЦС ООО РУСО И.М. Братищев, профессор А.Г. Войтов  и многие другие.

    1 октября 2021г. Президент В.В. Путин подписал Указ №564 «О подготовке и проведении мероприятий посвященных 100 — летию со дня рождения А.А. Зиновьева». Согласно Указу намечены серьезные мероприятия по достойной встрече юбилея выдающегося философа, писателя и общественного деятеля. Главное, чтобы не свели это мероприятие к тому, что сделано с «Годом российской науки и технологий».  Так, 2021год  Указом Президента РФ №812 был  объявлен годом науки, но такое впечатление, что чиновники и ответственные лица об этом напрочь забыли. Это не удивительно в современной России. Таким как Фурсенко, Мединский, Ливанов, Васильева, иже с ними,   образование и наука не нужны. Между тем Указ гласил:  1. Провести в 2021 году в Российской Федерации «Год науки и технологий». 2. Администрации Президента Российской Федерации до 25 декабря 2020 г. образовать организационный комитет по проведению в Российской Федерации Года науки и технологий и утвердить его состав. 3. Назначить сопредседателями организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года науки и технологий Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Чернышенко Д.Н. и помощника Президента Российской Федерации Фурсенко А.А. 4. Правительству Российской Федерации обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года науки и технологий. 5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года науки и технологий. Но во властных структурах,   тишь и благодать. Пожалуй,  обширную конференцию по данному вопросу провели  только ученые РУСО под руководством д.т.н., профессора И.И. Никитчука и д.э.н., профессора И.М. Братищева,  академик РАН Б.С. Кашин, в конференции     участвовали многие видные ученые-академики, профессора, доктора и кандидаты наук.

        Алекса́ндр Александрович Зино́вьев  — 100 летний юбилей которого будет отмечаться в 2022 году  известный  учёный философ, писатель и публицист личность не ординарная,  сложная, я бы сказал противоречивая. Он  известен те только в СССР —  России, но прежде всего  за рубежом, где прожил многие годы.   В юности     А.А. Зиновьев  был антисталинист. Всю жизнь занимал активную гражданскую позицию, подверг в своих работах острой критике вначале советский строй, затем — российский и западный, а в конце жизни —  глобализацию. Зиновьев считал, что Советский Союз постиг кризис управления. И ни рыночная реформа, ни либерализация страну из кризиса не выведут, а приведут к краху. Об этом его работы: «Горбачевизм» (1988), «Катастройка» (1988), «Смута» (1994), «Русский эксперимент» (1994).  Отвечая на вопрос о популярности Горбачёва и Ельцина на Западе, Зиновьев говорил:

«…Почему Запад аплодирует Горбачеву и почему Запад аплодирует Ельцину? Очень просто. Что вы думаете, Запад хочет, чтобы советские люди жили роскошно, были сыты и т.д.? Ничего подобного. Западу нужно, чтобы Советский Союз развалился. Горбачева похлопывают по плечу, и Ельцина похлопывают по плечу, поскольку думают, что они разваливают коммунистическое общество. Они говорят – действуй, Миша, мы тебе поаплодируем, — а они и рады стараться, понимаете…Ни Ленин, ни Сталин – действительно личности эпохального масштаба – а ничтожный партийный аппаратчик Горбачев станет человеком века. Вот почему Запад аплодирует.» Как мы видим сейчас, уважаемые читатели, всё так и получилось.

     О том, что приход Горбачёва к власти в СССР был диверсионной операцией Запада Зиновьев сказал: «…Вот пример операции приведения к высшей власти Горбачева. Это была диверсионная операция со стороны Запада, она была подготовлена заранее. Обратите внимание, что Горбачев никогда не избирался так, чтобы у него был конкурент в процессе выборов. Вспомните, Щербицкий улетел в Соединенные Штаты. Почему задержали его вылет оттуда и провели заседание Политбюро, где избирался Горбачев, без него? Романов был отправлен в отпуск, связь с ним была оборвана полностью. Он даже не знал о том, что происходило такое решающее событие. Думаю, если бы и Романов, и Щербицкий присутствовали, то Горбачев вряд ли стал бы Генсеком, и тогда многое могло произойти иначе…» (из интервью И. Щегловой,  в 2006 году в «Экономическая и философская газета»).

     О предательстве  Горбачёва философ сказал: «…В 1984 году, когда Горбачёв приехал на Запад и не пошёл на могилу Маркса (это было во время его визита в Лондон в декабре 1984 году). Я тогда сказал, что начинается эпоха великого исторического предательства. Раз будущий глава партии не идёт выразить своё почтение основателю своей собственной идеологии, благодаря которой это ничтожество (имеет ввиду Горбачёва) выбралось на верх, всё, значит предательство созрело…» (интервью А. Зиновьева А. Боровику в 1993 г.). И еще: «…Запад опасался не столько военной мощи СССР, сколько его интеллектуального, артистического и спортивного потенциала. Запад видел, насколько СССР был полон жизни! А это главное, что нужно уничтожать у врага. Именно это и было сделано… Мировое господство, прежде всего, проявляется как интеллектуальный или, если хотите, культурный диктат….».(1).

    По мнению писателя,  систему СССР разрушили из вне и сверху. Извне – это холодная война, перешедшая в тёплую войну, это атака со стороны Запада, Изнутри – это предательство высшего руководства, привилегированной элиты. Система разрушена искусственно. Она не разрушилась сама. Советская система ослабла вследствие кризиса, в холодной войне и тысячи других факторов… И подлейшим в истории человечества поведением высшего руководства, привилегированных групп и интеллигенции. Именно они формировали идеологию предательства. Мнение А. Зиновьева о Путине:

«…Хотя президент Путин в самом начале своей деятельности имел шансы радикальнейшим образом изменить политическую стратегию России, он этого не сделал. Я вижу, что функция президента – это легитимация и укрепление результатов антикоммунистического переворота и интеграция в западническое общество…» (2). И еще: «…Как бы русские не оплёвывали коммунистический период своей истории, как бы ни усердствовали в разрушении того, что было достигнуто за этот период, как бы ни ползали на коленках и ни холуйствовали перед Западом, как бы не подрожали всему западному и как бы ни перенимали все пороки Запада, Россия всё равно никогда не станет частью Запада…”» (3).  По поводу диссидентского  движения писатель сказал:  «…организовано Западом. Это было первой попыткой создания «пятой колонны… Интеллектуальный и моральный уровень их был невысок. Когда я оказался на Западе, то убедился, что на 90% это шкурники».

      Мировоззрение Зиновьева отличали трагизм и пессимизм. На Западе, как и в России, его нонконформизстские взгляды подвергались резкой критике. (Справка — нонконформи́зм — стремление индивида придерживаться и отстаивать установки, мнения, результаты восприятия, поведение и так далее, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе. Считается синонимом понятия «негативизм» и антонимом понятия «конформизм». Говоря о том, что  представляет из себя современная Россия писатель Зиновьев  говорил:  «…Россия, на мой взгляд, сегодня живет как зона колонизации Запада, типичный случай колониальной экономики, но уже на современном уровне…Идет борьба не на живот, а на смерть. Сейчас мощь западного глобального капитала столь велика, что создать то, в чем мы могли бы с ними конкурировать, на планете практически почти невозможно. Все находится под их надзором и хорошо контролируется. Все делается так, чтобы Россия не стала серьезным конкурентом на мировых рынках…». А вот его мнение о религии:    «… религия может процветать, только если народ нищий. Нищий, неграмотный, больной. И это делается специально, иначе они не могут просуществовать. Здоровому, образованному народу, здоровому образованному народу, преуспевающему, никакая религия не нужна. Никакая. Вы посмотрите, такой мерзости, которая сейчас стала твориться в России, нигде на Западе вы не увидите. С этой точки зрения можно сказать, что и православие, православная религия, церковь — это мародёрская, бандитская организация. Но если вы это не объясните, не скажете, ничего не получится. Только на этой основе можно развивать действительно конструктивную идею, что нам нужно делать». (4).

   (Справка: Зино́вьев А.А. родился 29 октября 1922 года в  деревне Пахтино Чухломского уезда Костромской губернии умер 10 мая 2006,года. Александр Александрович  выходец из бедной крестьянской семьи, был шестым ребёнком в семье мастерового Александра Яковлевича и крестьянки Аполлинарии Васильевны (Смирновой). Предки Зиновьева принадлежали к сословию государственных крестьян. Отец большую часть времени проводил на заработках в Москве, имел московскую прописку. До революции Александр Яковлевич расписывал храмы, был богомазом, а впоследствии занимался отделочными работами. Мать происходила из зажиточной семьи, имевшей недвижимость в Петербурге. В формировании философа и писателя важная  роль принадлежит матери. Семья, не была набожной: отец был не верующим, а мать  верующая, но к обрядам относилась с безразличием. Александр с детства стал убеждённым атеистом, а православие, церковь и «попов» всю жизнь воспринимал с отвращением, считая атеизм единственной научной составляющей советского марксизма. В 1933 году, после окончания начальной школы Александр уехал  в Москву, где работал, а потом   поступил в МИФЛИ, был почти без средств, мизерной стипендии не хватало. В МИФЛИ на  комсомольском собрании (1939 г.) Зиновьев критиковал культ личности Сталина. Его  направили на психиатрическую экспертизу, а затем исключили из комсомола и МИФЛИ,  был арестован,  допрошен но сбежал.   В конце 1940 г. призван в РККА. В военкомате назвался «Зеновьевым».

       Службу проходил   в Приморском крае в составе кавалерийской дивизии. Весной 1941 г. войска перебросили на Запад, его зачислили башенным стрелком в танковый полк. Накануне 22 июня Зиновьева  направили в лётную школу в Орше, вскоре эвакуированную в Горький, а в начале 1942 года — в Ульяновскую военную авиационную школу пилотов.  Учился летать на биплане, позднее — на Ил-2.  В конце 1944 года  получил звание «младший лейтенант». Воевал в составе 2-го гвардейского штурмового авиационного корпуса, первый боевой вылет на Ил-2 состоялся в марте 1945 года во время взятия Глогау. Участвовал в боях на территории Польши и Германии, награждён орденом Красной Звезды. Войну завершил в Грассау 8 мая. Зиновьев вспоминал, что полёты доставляли удовольствие.  После войны год прослужил на территории Чехословакии, Венгрии, Австрии. Шесть лет в армии дали  богатый материал для осмысления советского общества.

      После увольнения  восстановился на философском факультете МГУ, с которым объединили МИФЛИ, учился хорошо. Первые публикации состоялись в 1957 году, год спустя одна из статей вышла на чешском языке. За пятнадцать лет (1960—1975) Зиновьев опубликовал ряд монографий и множество статей по неклассической логике. Академическая карьера стремительно развивалась: в 1960 году Зиновьев стал старшим научным сотрудником, в ноябре 1962 г.  получил степень доктора наук за исследование «Логика высказываний и теория вывода», а в  1966 г. получил звание профессора.

        После пражских событий у Зиновьева возник замысел сатирической книги о советской действительности. Книга, названная «Зияющие высоты». Пересылал статьи на Запад, они публиковались в Польше и Чехословакии, неподписанные статьи распространялись в самиздате. Основная часть книги конспиративно писалась на съёмной даче в Переделкино летом 1974 года и была закончена к началу 1975 года. В августе 1976 года книга вышла на русском языке в лозаннском издательстве Дмитриевича «L’Âge d’homme». Издание сопровождалось освещением по радио, книгу рекламировал писатель-эмигрант В Максимов. «Зияющие высоты» имели успех у западного читателя, роман перевели на два десятка языков.  В очередном роман «Светлое будущее» содержатся крайне циничные клеветнические измышления о советской действительности, теории и практике коммунистического строительства, оскорбительные выпады против В.И. Ленина, КПСС  и ее руководства. Советское общество Зиновьев   изображает как «модель коммунизма с колючей проволокой…в четыре ряда». Особо грубым оскорблениям автор подвергает советских людей: «У нас нормой являются самые отвратительные качества человеческой натуры…и прикрыта вся эта мерзость самой грандиозной и самой лживой идеологией».

      С августа 1978 по июль 1999 года жил с семьёй в Мюнхене (ФРГ), зарабатывал литературным трудом и публичными лекциями.  В последующем Зиновьев утверждал, что в СССР был построен классический образец реального коммунизма: «…Я уверен, что то, что было построено в СССР, — это и был настоящий коммунистический строй. Идеологические принципы коммунизма были реализованы. Советский социальный строй войдёт в историю как классический образец реального коммунизма…» (5).

Из записки КГБ СССР № 1311-А «О мерах по пресечению антисоветской деятельности Зиновьева А А. » 2 декабря 1976 года на общеинститутском партсобрании Зиновьева исключили из КПСС, а затем лишили научных званий за «антипатриотические действия, несовместимые со званием советского учёного» и уволили из Института философии. В начале 1977 года по решению Президиума Верховного Совета СССР Зиновьева лишили всех государственных наград, включая боевые, и учёных степеней. Его исключили даже из Философского общества, членом которого он не был. Пострадали и родственники: работу потеряли сын Валерий и дочь Тамара; брат Василий, военный юрист в звании подполковника, отказался публично осудить брата, за что был уволен из армии и выслан из Москвы. Зиновьев оказался без средств к существованию, распродавал книги и альбомы из домашней коллекции, нелегально редактировал научные тексты, иногда финансово помогали доброжелатели, например, Пётр Капица. С Зиновьевым активно общались многочисленные диссиденты и журналисты (С. Каллистратова, Р. Медведев, В.  Войнович и др.). Как утверждалось в записке КГБ для ЦК КПСС за подписью Ю. Андропова, Зиновьев принимал у себя дома «антисоветски настроенных лиц» и «отщепенцев», обсуждал «антисоветские акции», передавал корреспондентам капиталистических стран «клеветническую информацию» для «привлечения внимания к своей персоне». Зиновьев продолжил писать, вскоре закончив повесть «Записки ночного сторожа», роман «В преддверии рая» и роман «Светлое будущее», изданный в Швейцарии в начале 1978 года.

     Роман «Светлое будущее» содержал персональные оскорбления в адрес Генерального Секретаря ЦК КПСС Л. Брежнева (После того как Генсеком стал  Ю .Андропове, имя и дело Л. Брежнева всячески поганили,  его имя и семью оклеветали, унижали,  оскорбляли,  лишили льгот и привилегий, всячески притесняли и поганили соратников Леонида Ильича, а министра МВД СССР генерала армии Щелокова довели до «самоубийства»).  В июне 1978 года по предложению КГБ Политбюро ЦК КПСС приняло довольно мягкое решение о высылке Зиновьева за границу. Согласно записке КГБ, уголовное преследование привело бы к помещению в психиатрическое учреждение (Зиновьев характеризовался как «психически неуравновешенный» бывший алкоголик, страдающий «манией величия»), что признавалось нецелесообразным ввиду проводимой на Западе кампании против советской психиатрии. Зиновьеву поступали приглашения от университетов Европы и США, в частности, от президента Мюнхенского университета философа Н. Лобковица, который знал его логические работы. Поддержку Зиновьеву оказывали федеральный канцлер Австрии Б. Крайский и министр иностранных дел ФРГ Ганс-Дитрих Геншер, который затрагивал вопрос о его судьбе на встрече с Л. Брежневым. 6 августа 1978 года Зиновьев с женой и семилетней дочерью выехал в ФРГ. На первой же пресс-конференции в Мюнхене, привлёкшей большое внимание прессы, Зиновьев заявил, что не чувствует себя «жертвой режима», а считает режим своей жертвой.

       С августа 1978 по июль 1999 года жил с семьёй в Мюнхене, зарабатывал литературным трудом и публичными лекциями, не имея стабильного места работы. Логику в Мюнхенском университете преподавал недолго: его присутствие в качестве лектора имело скорее политический характер. После «Светлого будущего» (Премия Медичи за лучшую иностранную книгу года во Франции) за несколько лет были опубликованы «научно-литературные» романы и повести «Записки ночного сторожа», «В преддверии рая», «Жёлтый дом», «Гомо советикус», «Иди на Голгофу», «Нашей юности полёт» и другие. Теоретические размышлени. На каждую книгу во Франции, Германии и Италии выходил десяток рецензий, книги хорошо принимались западными читателями, с которыми Зиновьев часто встречался. В 1980 году признавался, что не ожидал встретить на Западе такого вдумчивого и понимающего читателя. Книги издавались на многих европейских языках, в Японии и США, где «Зияющие высоты» вышли в 1979 году. Помимо литературных премий, получал и общественные награды: его избрали членом Римской Академии наук, Баварской академии изящных искусств.

    Перестройку Зиновьев воспринял отрицательно, назвав её «Катастройкой». М.  Горбачёва и его соратников характеризовал как демагогов, лицемеров, циничных карьеристов и «ничтожеств», не имевших научных представлений о природе советского коммунизма. С 1985 года в многочисленных статьях и выступлениях утверждал, что социальный строй в СССР не изменится, перестройку считал бюрократической формальностью, а её инициативы — от гласности до антиалкогольной кампании — проявлением полной неспособности руководства адекватно оценить реальные проблемы. С его точки зрения, «революция сверху», проводимая при поддержке безразличного к судьбе обычных советских людей Запада, могла привести только к катастрофе. Эта «атака на Горбачёва» вызвала негативную реакцию большинства интеллектуалов на Западе, которые приветствовали перестройку. Взгляды Зиновьева объясняли чудачеством, эпатажем, даже сумасшествием. Полемические статьи и интервью составили сборник «Горбачевизм»; книга «Катастройка» (1989) описывала провинциальный «Партград», где движимые корыстными интересами чиновники имитируют проведение реформ. В 1987 и 1989 годах Зиновьев дважды побывал в Чили, во время второй поездки его принял Аугусто Пиночет. Провёл лекционное турне по США, серию успешных творческих вечеров в Израиле. По предложению французских издателей написал мемуары, озаглавленные «Исповедь отщепенца». Книга сочетала биографические воспоминания и социологические и философские размышления.

      В статье «Я хочу рассказать вам о Западе», опубликованной в «Комсомольской правде» (1990), Зиновьев «с презрением» отозвался о «храбрецах», которые «оплёвывают всё советское», но дистанцировался и от защитников советской истории; подверг критике идеализацию образа Запада, утверждая, что западные понятия рынка, демократии, многопартийности неадекватны советским условиям и даже разрушительны. В ответной полемической статье М. Захарова под названием «Возвращайся, браток!» автор язвительно предложил Зиновьеву покинуть мир «толстосумов и эксплуататоров» и вернуться с «тлетворного Запада» в СССР. Статья наметила темы многочисленных выступлений Зиновьева в 1990-е годы, преимущественно в оппозиционной по отношению к ельцинскому режиму российской прессе, а также его критического анализа современного Запада и процессов глобализации в книгах «Запад», «Глобальный человейник» и «На пути к сверхобществу».

    В конфликте «демократов» с «красно-коричневыми» он занял позицию защитника советского коммунизма, охарактеризовав советский период как вершину российской истории. Поражение ГКЧП Зиновьев назвал исторической трагедией и негативно оценил распад СССР. О Ельцине и российских реформаторах неоднократно отзывался уничижительно, использовал крайне резкие выражения («идиоты», «подонки», «кретины», «ельциноиды» и т. д.), требуя к ним карательных мер. На вручении в Риме итальянской литературной премии «Тевере» в 1992 году отрицал возможность успеха российских реформ, считая, что они приведут только к катастрофе. Тогда же назвал Сталина единственным великим политиком в истории России, что, по замечанию К. Крылова, вовсе не было похвалой, но шокировало публику. В ряде выступлений утверждал, что Россия никогда не станет западной страной. Называл российский режим «колониальной демократией», а западнизацию — особой формой колонизации, нацеленной на разгром и распад России в интересах Запада. После очередного интервью (1994) в газете «Завтра», где Зиновьев открыто призывал к свержению антинародного режима «предателей и коллаборационистов», против его интервьюера В. Бондаренко было возбуждено уголовное дело. Зиновьеву пришлось давать разъяснения, что его слова выражали позицию учёного, а не политика.

       Несмотря на раннюю критику социализма и Сталина,  философ  считал, что: «…Самой идеальной для российских условий была советская система. Это вершина истории. Это говорю вам я – человек, который с юности был антисталинистом, которого должны были расстрелять еще в сороковом году за попытку террористической деятельности против Сталина. Я всегда относился к Сталину как к величайшему политическому деятелю ХХ столетия. И мнения своего не изменил. Потом были годы учения, изучения, и вот в конце жизни я утверждаю, что действительно советская система была наиболее адекватна российским условиям…». (6). В 1996 году признавался, что во «враждебную» к нему Россию возвращаться не собирается, несмотря на издание его книг («Смута», «Русский эксперимент» и др.). Считал, что его «бойкотируют» в России, как, впрочем, и на Западе, где публиковаться удавалось с трудом. Тем не менее во Франции в издательстве «Plon» в 1996 году вышел «Запад», два года спустя в Италии стал бестселлером «Глобальный человейник». Как пишет П. Фокин, переломным моментом стала осень 1997 года, когда он несколько раз посетил Россию. Зиновьев представлял «Глобальный человейник» в Москве, провёл ряд встреч с С. Бабуриным, Н. Рыжковым и Г. Зюгановым. За лидера коммунистов Зиновьев призывал голосовать на президентских выборах 1996 года, считая КПРФ одной из немногих позитивных политических сил в стране, хотя его позиции были более радикальными, чем у парламентской коммунистической оппозиции.      На решение вернуться повлияли и бомбардировки Югославии, которые Зиновьев неоднократно осуждал. Считал, что война на Балканах ведётся против Европы, означает её деградацию и знаменует приход нового, постдемократического и посткоммунистического тоталитаризма.  Поначалу А. Зиновьев положительно отзывался и о В. Путине, связывал с ним большие надежды, считая его приход к власти первым шансом страны после 1985 года выйти из тупика и оказать сопротивление западнизации и колонизации. Но  вскоре  пересмотрел оптимистические оценки, в конце 2000 года отмечая, что Россия продолжает сдавать позиции. В 2002 году писал, что Путин, имея народную поддержку, не воспользовался историческим шансом, отказавшись от пересмотра результатов приватизации и от национализации финансов и энергетики. Зиновьев говорил, что историческая роль Путина состояла в легитимизации последствий ельцинского переворота.В 2006 году незадолго до смерти говорил, что России как суверенного государства и единого целого больше нет, страна представляет имитацию, искусственное непрочное образование, связываемое топливно-энергетическим комплексом: «Россия как могучая энергетическая держава — это идеологический миф российской бесперспективности. Само сужение экономического прогресса до «трубы» есть показатель исторической обречённости».

      Словом «совок»  — говорил Зиновьев — сейчас принято называть представителей поколений, которые сформировались и прожили более или менее значительную часть жизни в советский период. По мнению учёного, те, кто употребляет это слово, тем самым выражают своё презрение к советской эпохе и к порождённым ею людям. Также, употребляется и слово «коммуняка», имея при этом в виду тех же «совков», которые ностальгируют по советскому периоду, остаются приверженными советской (коммунистической) идеологии и не принимают результаты антикоммунистического переворота горбачевско-ельцинских лет. О том, что крах СССР произошёл с молчаливого согласия всего советского народа. Ученый философ говорил:  «…Я принадлежал к числу таких, с совкового молчаливого согласия которых был разрушен Советский Союз и советский социальный строй в России и других частях бывшего Советского Союза. До сегодняшнего дня я боялся признаться себе в этом, разделяя и выдумывая сам всяческие оправдания тому, что произошло у нас в горбачевско-ельцинские годы…».

     Размышляя о причинах гибели Советского Союза писатель,  от имени главного героя одного из своих социологических романов, как-бы задаёт сам себе вопросы, на которые надо честно ответить каждому из нас: «…Как и почему это произошло?! Кто в этом повинен?! Ты сам и повинен в этом. Как ты реагировал на горбачевскую перестройку? Ты приветствовал ее. Как ты реагировал на ельцинскую «революцию» в августе 1991 года? Ты приветствовал ее. Как ты реагировал на расстрел Верховного Совета в октябре 1993 года? Ты одобрил его. Вот ты и получил то, что тебе и следовало получить за свою глупость, легкомысленность, если не сказать нечто большее о твоём поведении,- за предательство и в лучшем случае за попустительство предательству…». По мнению А. Зиновьева, произошел крах советской системы именно по-русски, как-то несерьёзно, пустяково. Не было никаких битв и никаких выдающихся подвигов: всё произошло, как бы между прочим, бездумно.  Философ говорил что  какие-то интеллектуальные ублюдки и моральные подонки без всяких усилий на глазах у всех, при всеобщем попустительстве и равнодушии, в течение нескольких лет разрушили то, что создавалось десятилетиями, создавалось всем многомиллионным народом, создавалось ценой титанических усилий и огромных жертв, создавалось лучшими умами из народа. Великая историческая миссия оказалась нам не по силам, да и враги наши оказались не дураками. Зиновьев был убеждён, что враги Советского Союза правильно нащупали самые уязвимые звенья в советской системе, а именно —- уровень бытовых благ. Произошло соблазнение советского народа бытовыми пустяками: «…Грубо говоря, падение нашей страны началось с туалетной бумаги. Потом пошли западные предметы одежды, питания, мебели, фильмы, книги, туристические поездки и прочее. Вы же сами помните, как мы все это переживали…».Вспомним как спаивали «западные друзья»  Горбачёва и Ельцина  наш народ спиртом «Рояль», кормили просроченной тушонкой из складов НАТО, разного рода просроченными и уже вредными для здоровья продуктами питания.  Именно после  развала страны (1991г.) стали агитировать девушек и молодых женщин и продавать на запад  в публичные дома и продавать детей в рабство и на органы. И в наши дни, в России дети умирают из-за неоказания им медицинской помощи – нет денег у нищих родителей. Это преступление со стороны властей им медиков, за которое надо нести ответственность по суду.

     Если говорить о высшем партийном и государственном руководстве СССР, то силам Запада, как считал А. Зиновьев, удалось провести на пост Генерального секретаря ЦК КПСС своего человека — Горбачева, который и развалил партийный аппарат. После этого началась цепная реакция распада всей системы власти и всеобщей социальной системы.  Говоря о роли партийного аппарата в развале СССР, писатель считал, что основными мотивами поведения аппаратчиков были не преданность идеалам коммунизма и патриотизм, а корысть и карьеризм. Те материальные блага, какие они приобретали в качестве работников партийного аппарата, не делали из них самоотверженных борцов за партию, государство и народ. Появление среди них матросовых, космодемъянских, смирновых. фёдоровых, паниках и других Героев  бросающихся грудью на вражеские пулемёты, умиравшие от ран и издевательств в муках и страданиях было исключено. Вполне естественно, как не раз говорил учёный, партаппаратчики бросились устраивать свои делишки, и своих чад, наплевав на партийный аппарат, на партию, на страну, на народ. По мнению Зиновьева, не следует забывать о том, что самые активные и влиятельные из них пришли к власти с Горбачевым, который лишь возглавлял погромщиков, таких как:  Яковлев. Шеварднадзе, Ельцин, Медведев, Бакатин и другие.   О том, что в СССР были как положительные явления, так и отрицательные он говорил:

“…В СССР были как положительные, так и отрицательные явления, причем они неразрывно связаны: негативные явления немыслимы без позитивных, а позитивные — без негативных. В СССР было гарантировано бесплатное образование, бесплатное медобслуживание, жилье бесплатно выдавалось. Это, безусловно, достижение. Но одновременно это имело и отрицательные стороны, — низкий уровень жизни по сравнению с Западом, отсутствие у людей заинтересованности в интенсивной работе, показуха и так далее…“(из интервью А. Зиновьева журналисту Ирине Щегловой, опубликованного в 2006 году в «Экономическая и философская газета»). О Сталине и советской системе: «…Самой идеальной для российских условий была советская система. Это вершина истории. Это говорю вам я – человек, который с юности был антисталинистом, которого должны были расстрелять еще в сороковом году за попытку террористической деятельности против Сталина.. Я всегда относился к Сталину как к величайшему политическому деятелю ХХ столетия. И мнения своего не изменил. Потом были годы учения, изучения, и вот в конце жизни я утверждаю, что действительно советская система была наиболее адекватна российским условиям…». (интервью А. Зиновьева журналисту И. Щегловой, опубликованного в 2006 году в «Э и Ф». газете).    О средствах массовой информации писатель сказал: «Задача СМИ забить мозги людей до отказа, чтобы в них не осталось места ни для чего другого, и чтобы отпала всякая потребность «шевелить мозгами»… Набить мозги шаблонами, клише, пустышками, образцами поведения, соблазнами. Эти средства фактически сняли с людей всякие моральные табу, подменили веками выработанные нормы здоровой жизни всякого рода извращениями, подменили высшие достижения культуры массовой псевдокультурой, систематически реализуют установку на психологическое и идейное упрощение и стандартизацию человеческого сознания».

     По возвращении продолжал активную писательскую работу и публичную деятельность: редактировал издания своих книг, комментировал политические события, выступал на круглых столах, конференциях, давал интервью в различных изданиях, от «Завтра» до «Комсомольской правды». В 2000 году в издательстве «Центрполиграф» вышло 5 томов собрания сочинений; режиссёр В. Васильев снял документальный фильм «Я — суверенное государство», не вышедший на экраны. В 2002 году к юбилею Зиновьева под эгидой философского факультета МГУ была издана антология «Феномен Зиновьева». Последним его романом стала «Русская трагедия» (2002). Вокруг Зиновьева начали собираться ученики, возник семинар. По предложению ректора Московского гуманитарного университета И. Ильинского была организована «Школа А. А. Зиновьева», где тот читал курс «логической социологии», обнародованный в интернете и опубликованный как пособие.  На вопрос, что может произойти с Россией А. Зиновьев сказал: «Её могут и дезинтегрировать дальше, проблемы никакой нет. Если, скажем, в Вашингтоне захотят и найдут нужным сейчас Россию расчленить на много частей, это сделают в течение нескольких месяцев, никаких проблем на этот счет нет. Если это не делают, то только потому, что это невыгодно. Тогда контролировать этот регион будет, по крайней мере, в 10 раз дороже и труднее, чем сейчас…» (7).  

      По мнению А. Зиновьева выход из создавшегося положения: «… немедленная национализация всей промышленности, ресурсов и т.д., немедленная ликвидация всех результатов приватизации…».  Будущее похоронили, построив на его могиле церковь из прошлого! И еще: «Когда начиналась советская эпоха, первым делом строили школы, больницы, заводы. Постсоветская эпоха началась с буйства церковников. Десятки миллионов обманутых и отчаявшихся людей устремились в церкви, ища там утешения. А на самом деле устремились в бездну мракобесия, деградации, отказа от какой бы то ни было социальной активности — в бездну рабской покорности. Наряду с церквями, повсюду высятся здания банков и частных фирм самой модерновой западнообразной архитектуры, — храмы нового божества российского общества и нового его властителя, имя которому Деньги. Советское общество затратило огромные усилия на то, чтобы оградить нас, россиян, от этого идола западного мира. Все пошло прахом. Новый Бог потеснил не только идеалы коммунизма, но и реанимируемого Христа».

     В последние годы жизни Зиновьев был убеждён, что защищает сторону проигравших, что Россия обречена. Он так и не присоединился ни к какому движению, хотя его пытались вовлечь в свои ряды националисты. Сохранял радикальную риторику, отдавая отчёт в безразличии и оппортунизме большинства населения; придавал значение любому протесту и сопротивлению, выступая в поддержку Э. Лимонова и других борцов с режимом. Он хотел быть услышанным, стремился использовать любую трибуну и аудиторию, любые средства и союзников. М. Кантор так описывает противоречивость Зиновьева: Он боролся до конца за самое главное, что делает жизнь достойной, — за свободу.  Он понимал: никого рядом нет, он не надеялся ни на что.  Но драться надо. Как отмечала Роза Люксембург:  «У человечества есть два пути — варварство или социализм». Теперь узурпировав  власть народа, под шумную компанию защиты народа от коронобесия,   господа Путин, Собянин, Матвиенко, Голикова, Ракова, Попова, Скворцова иже сними,  при активном халуйстве  СМИ, делают из россиян «иванов непомнящих родства». Мы  люди – не скот! Нет коронабесию! Нет введению OR –кодов и электронному концлагерю! Нет фашизации и геноцида народа России! За что господа загоняете нас в стойло и заставляете стариков ждать смерти за закрытой дверью?  Ваши дела и поступки  схожи с теми, которыми пользовались фашисты в годы Второй мировой войны. Наш обездоленный народ понёсший огромные жертвы в годы борьбы с фашизмом,  в т.ч. 80 лет назад в битве под Москвой,   заслужил свободу и независимость, достойную жизнь в своей стране.   Вот что говорил о творимом после развала СССР  философ и писатель А.А. Зиновьев: «В ходе холодной войны, войны без бомб и пушек, потерь во всех отношениях было намного больше! За последнее десятилетие продолжительность жизни россиян сократилась на десять лет! Смертность катастрофически превышает рождаемость. Два миллиона детей не спят дома. Пять миллионов детей школьного возраста не ходят в школу. Зарегистрировано 12 миллионов наркоманов. Всеобщим стал алкоголизм. 70% молодежи не пригодны к воинской службе из-за различных физических недостатков. Вот прямые последствия поражения в холодной войне, за которым последовал переход к западному образу жизни…».  Напомню, что это было сказано  об антисталинистах. И еще:  «Нынешние антисталинисты – это вообще подонки. Мёртвые не могут быть врагами честного человека. Они могут только быть предметом анализа. Нельзя оплёвывать эпоху, которая не может сама себя защитить…». (интервью А. Зиновьева А. Боровику в 1993 г.).

   О разрушителях  СССР таких как Солженицын  и Сахаров писатель говорил: «..Солженицын был убеждённым антикоммунистом. Я считаю, что «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына — это грандиозная фальсификация советской истории…».  Комментируя данное своё утверждение учёный подчёркивал, что эта книга Солженицына является фальсификацией особого рода. По мнению Зиновьева, Солженицын целенаправленно выбирал отдельные негативные факты из сталинского периода истории и комбинировал их в выгодном для себя направлении. Из его книги, как говорил Зиновьев, получалось, что был Станин с злоумышленниками, а все остальные были жертвами. О солженицынском подходе в оценке периода так называемых сталинских репрессий А.  Зиновьев сказал следующее: «…Все невинные жертвы. Вот там сидит злодей, который поступает без всякой мотивации таким образом. А я, сколько встречался и разговаривал с репрессированными, не знаю ни одного случая, когда бы не было основания для ареста…». Писатель был убеждён, что без оснований людей тогда не арестовывали и, как пример, приводил подобный случай из своей жизни: в конце 30-х гг. он был ярым антисталинистом и входил в состав террористической группы, которая готовила покушение на Сталина. Зиновьев говорил, что его тогда арестовали и расстреляли бы, если он не сбежал. При этом учёный подчеркнул, что и правильно сделали бы, потому что он был тогда террористом. А нынешняя власть назвала именем Солженицына бывшую Большую Коммунистическую улицу в Москве и поставили ему памятник, на открытии которого присутствовал сам В.В. Путин.

         Сахарова и Солженицына  А. Зиновьев характеризовал так: «.. Сахаров, как социальный мыслитель полное стопроцентное ничтожество, а Солженицын — посредственный писатель и как мыслитель тоже абсолютное ничтожество…». Как говорил философ, если бы ему сказали назвать десятку людей, сыгравших самую гнусную роль в истории России и русского народа, то он бы назвал среди них таких, как Горбачёв, Александр Яковлев, Ельцин, и включил бы обязательно Солженицына и Сахарова. Отвечая на вопрос о том, почему бы включил в этот список Солженицына и Сахарова, Зиновьев говорил: эти люди предатели и они стали «знаменем» антисоветской деятельности. Говоря о Сахарове, Зиновьев считал, что советская власть ему дала всё: образование, любимую работу, признание в обществе, а он стал её поливать и мазать грязью. Говоря о том, какой могла быть численность репрессированных в сталинские годы, Зиновьев считал, что если учесть, что была грандиозная революция, что с первых дней существования советской системы против неё велась борьба со стороны Запада, гражданская война, Вторая мировая война и сравнить число репрессированных с масштабами революции и её результатами, то это число жертв было ничтожным. Советская власть, по мнению писателя, дала народам бывшей Российской империи несоизмеримо больше: возможность получить прекрасное образование, бесплатное жильё медицину…Об этом и в связи с фактами, приведёнными Солженицыным, писатель говорил: «..В океане миллионов положительных фактов советской жизни, факты, приведённые Солженицыным, —  это капля в море…». Зиновьев говорил, что он тоже родился в многодетной крестьянской семьи, в которой было шестеро детей и все получили прекрасное образование при советской власти: старший брат стал директором завода, он профессором, трое стали инженерами, а ещё один — военным, дослужился до полковника. Учёный подчёркивал, что советскую систему создавали миллионы русских людей, которые стали учителями, врачами и инженерами, а не только лишь Сталин и его окружение. По убеждению Зиновьева, большинство россиян поддержало революцию и если бы этого не было, то и советская система не выжила. Писатель и философ  подчёркивал, что о Сталине он говорит не как о хорошем или плохом, а рассматривает Сталина прежде всего с точки зрения его великой исторической роли в истории России и русского народа. Учёный считал, что именно такой подход правильный и объективный при оценке личности Сталина, как государственного деятеля.  «…Мы имеем сейчас в России, то, что произошло в результате антикоммунистического переворота в ельцинские годы —  это пришло надолго и всерьёз. И с этой системой, которая пришла на смену советской, Россия обречена на историческую гибель…» — говорил Зиновьев. Безусловно, что личность Зиновьева оценивают по разному, однако его заслуги как писателя, философа, общественного деятеля, ученого давшего,  объективную  оценку предателям развалившим  СССР имеет огромное значение для нынешних и будущих поколений. А. А. Зиновьев скончался 10 мая 2006 года от опухоли мозга. В память о заслугах перед российской культурой на Новодевичьем кладбище в Москве была сооружена символическая могила-кенотаф. Посмертно Зиновьеву было присвоено звание «Почётный гражданин Костромской области». В 2009 г. памятник Зиновьеву установлен в Костроме, на территории Костромского госуниверситета им. Н. А. Некрасова.

     Хочется верить, что оценка данная А.А. Зиновьевым совершенному предательству будет правильно воспринята патриотами СССР-России, и мы вернём утерянное. Предатели и разрушители великой России которую  70 лет называли  Советским Союзом понесут наказание по суду. Сегодняшнее коронобесие и психоз в СМИ это продолжение той  политики которую вели  внутренние и внешние враги  против нашей страны и нашего народа многие десятилетия. Прошло 30 лет после развала СССР, враги засевшие на всех уровнях власти свирепствуют,  используя разные формы и методы борьбы против россиян. Наша задача объединятся. Битва за Москву как 80 лет назад продолжается.

  1. Газета «Фигаро» от 24 июля 1999 года.
  2. Интервью А. Зиновьева И. Щегловой, опуб. в 2006 году в «Экономическая и философская газета».
  3. Зиновьев АА. Из  книги «Запад». 1995 год.
  4. Зиновьев А.А. Из интервью для альманаха «Восток». 2003г. август, N 5.

5.«Литературной газете». №49.  3.12.1997 г.

6.Инт. А. Зиновьева  И. Щегловой, опуб.в 2006 г. в «Экономическая и философская газета».

7. Радиостанция «Эхо Москвы».  25 сентября 2005 г.

Член Президиума ЦС РУСО, профессор, писатель и журналист  

                                                             В.А. Попович

27 ноября 2021г.