Символьный формализм эндогенной логики «Полилогии …»

В статье А. Г. Войтова «Абстрактно человеческий труд Маркса» автор рассматривает применение «диалектического метода мышления» в «теоретическом объяснении …фундаментальной категории» марксизма «абстрактно человеческий труд» [2].

В частности, автор пишет, что «ДМ (диалектическое мышление – ХАТ) предполагает визуализацию систематики понятий … матрицами, фиксирующими композицию теории, – лесенкой Аристотеля … Они позволяют более содержательно объяснить сущность объекта». В биологическом энциклопедическом словаре (dic.academic.ru) имеется статья «Лестница существ», в которой эта «лестница» определяется следующим образом:

«идея о ступенях иерархии объектов природы в соответствии с уровнем сложности организации. Впервые представление о л.с., «или лестнице природы», — существующем в природе постепенном переходе от неорганических тел ко всё более сложным органическим до высших животных и человека – развил Аристотель».

Подобная «визуализация», называемая как «лестница Аристотеля» или «лестница природы Аристотеля» или «лестница существ Аристотеля», представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Лестница природы Аристотеля.

Со времени Аристотеля ученые регулярно приходили к мысли, что все создания природы, тела и вещи природы, могут быть расположены в восходящем порядке, сообразно уровню сложности своей организации. При этом, в книге Аристотеля «О частях животных» эта идея о ступенеобразном расположении существ, как общий закон живой природы, формулируется следующим образом:

«Природа переходит непрерывно от тел неодушевлённых к животным, через посредство тех, которые живут, но не являются животными, таким образом, что одно совсем мало отличается от другого вследствие их близости друг к другу» [1]. Как видно из схемы рисунка 1 на низших ступенях этой лестницы расположены минералы, далее следуют растения, затем «зоофиты» (животно-растения); далее идут низшие животные (без крови), высшие животные (с кровью) и, наконец, человек.

Человек есть существо социальное, равно как и ряд других существ, не говоря ещё и о микросоциальности. Поэтому в восходящем развитии существ помимо чисто физиологического момента существует и социальный момент. Таким образом, именно в этом срезе и следует рассматривать человека как «создание природы, тела и вещи природы» на ступени «человек» «лесенки Аристотеля», где идёт восходящее социальное развитие человека в его общественной форме, — в форме общества. И это восходящее социальное развитие «природы общества» так же «переходит непрерывно».

На рисунке 2 в качестве примера такой «социальной ступени» исторического материалистического восходящего развития общества представлена «самая простая форма траектории революционного перехода»  от «вульгарного капитализма» к линейной форме социализма в метатеории полилогия [5, с.626]. Это траектория «революционного процесса обобществления средств производства, или технологизации» и «идеально типических» изменений компонент социально-воспроизводственных градаций (устар. – формаций)

Рис. 2. Преобразование градации эндогенной формы «вульгарного» капитализма в градацию социализм

На схеме рисунка 2 двумя линейными стрелками обозначена собственно сама траектория революционного перехода и соответствующих изменений компонент на этапе ступени «капитализм – социализм». Эти изменения последовательно отражают восходящие революционные преобразования: «уход в основания инфраструктуры общества», «выход из оснований с полной перекомпозицией всех базовых форм» и др.

Далее, в ««числителе» этих символьных формул отображён «доминирующий механизм (как асимметрия господствующей симметрии)», а в «знаменатель» попадают все деформации, в левых скобках – уже снятые механизмы, а в правых скобках (с курсивом) – ещё потенциальные механизмы» [5, с.625]. На схеме доминирующий механизм капитализма обозначен через знак «О» (обмен, товарообмен), а доминирующий механизм социализма – через знак «С» (соисполнение). При этом одной из линейных стрелок указан переход механизма взаимодействия «О» из состояния доминирования (числитель дроби) в множество снятых механизмов, то есть в основания общества, в его инфраструктуру (левые скобки знаменателя дроби). Одновременно другой линейной стрелкой указан переход механизма взаимодействия «С» из множества ещё не активированных механизмов градации капитализм (правые скобках знаменателя дроби с курсивом) в состояние доминирования градации социализм (числитель дроби).

Наконец, в «объёмных» фигурных тонированных стрелках «обозначены преодолевающие процессы обобществлений», то есть базовые доминирующие механизмы последующих градаций. На данной схеме это преодолевающий процесс есть «технологизация (плановизация) производства» в ходе реализации обобществления средств производства.

С опорой на перечень «чистых» эндогенных форм (структуры) и вид формул дробей, приведённых на рисунке 2 и в «Полилогии …» [5, с.626], на новом рисунке 3 представлена «лестница социальных преобразований общества (человека)». Эта лестница  значительно расширена за счёт базовых механизмов взаимодействия социально воспроизводственных градаций будущего [3, Приложение 2, с. 481-483].   Данная лестница охватывает все этапы материалистического восходящего исторического развития общества по сложности, в том числе и прогнозируемого будущего. Соответствующая таблица условных обозначений приведена на рисунке 4.

Рис. 3. Траектория революционных «социальных преобразований общества (человека)» на всех этапах его материалистического восходящего исторического развития общества по сложности (на основе базовых механизмов взаимодействия)

Рис. 4. Условные обозначения к формулам революционных «социальных преобразований общества (человека)»

Однако, следует заметить, что с точки зрения материалистической диалектики материальное единство мира есть единство движущейся материи. Материя это объективная реальность, а движение, понимаемое как «изменение вообще», есть способ существования материи. Нет движения без материи и, — нет материи без движения. Субординация и координация структур материальных образований в целостном единстве и всеобщей связи объектов и явлений описывается с помощью представлений о различных структурных уровнях, формах движения и видах материи. Поэтому для полного представления недостаточно только в понимании «лестницы социальных преобразований общества (человека)» ограничиться базовыми механизмами взаимодействий, — необходимо, хотя бы, дополнить эти представления о «социальном движении» символьным формализмом эндогенной логики в части базовых объектов как самой материальной субстанции, самого исходного «субстрата».

На рисунке 5 по подобию рис. 3 двумя линейными стрелками обозначена собственно сама траектория революционного перехода и соответствующих изменений компонент как базовых объектов на всех этапах материалистического восходящего исторического развития общества по сложности. Эти изменения так же последовательно отражают восходящее революционное преобразование: «уход в основания инфраструктуры общества», «выход из оснований с полной перекомпозицией всех базовых форм», но уже на основе символьного формализма структуры объектов действительной жизни общества.

Рис. 5. Траектория революционных «социальных преобразований общества (человека)» на всех этапах его материалистического восходящего исторического развития общества по сложности (на основе базовых объектов взаимодействия)

В «числителе» этих символьных формул отображён доминирующий базовый объект воспроизводства и отношений  как асимметрия господствующей симметрии, а в «знаменателе» указаны все деформации, в левых скобках – уже снятые обобществлённые объекты, а в правых скобках (с курсивом) – ещё потенциальные объекты действительной жизни. Далее, в «объёмных» фигурных тонированных стрелках обозначены преодолевающие процессы обобществлений, то есть базовые доминирующие объекты последующих градаций.

На рисунке 5 представлена «лестница социальных преобразований общества (человека)» на всех этапах его именно материалистического восходящего исторического развития общества по сложности. Соответствующая таблица условных обозначений приведена на рисунке 4.

Наконец, нетрудно продолжить подобные построения «лестницы социальных преобразований общества (человека)» в срезе самих чистых эндогенных форм (ЧЭФ), так и их прочих атрибутов [3, Приложение 1, с.477-480].

На рисунке 6 представлена «лестница социальных преобразований общества (человека)» как композиции чистых эндогенных форм (ЧЭФ) на всех этапах восходящего развития общества по сложности. Эта символьная схема эндогенной логики полилогии есть, можно сказать, всё та же визуализация, иновыражение, систематики понятий полилогического среза материалистического восходящего исторического развития общества по сложности в образах ЧЭФ-слоёв (см. рис. 1-5 книги [3, с. 29]). Этот рисунок из буквально графически обозначенных ЧЭФ-слоёв подобен схеме рисунка 3 краткого очерка о метатеории полилогия на данном сайте РУСО в разделе «Диспутклуб — Форум», статья Харчевникова А. Т. «Полилогия. Форум» (адрес: https://csruso.ru/nashi-universitety/filosofija/polilogija-forum/ ) [4].

Приведём на рисунке 7 эту схему ЧЭФ-слоёв, которая в графической форме подчёркивает непрерывность развития по сложности всех известных (и неизвестных) чистых форм процессов производства и воспроизводства действительной жизни.

Рис. 6. Траектория революционных «социальных преобразований общества (человека)» восходящего исторического развития общества по сложности на основе чистых эндогенных форм производства и воспроизводства действительной жизни

Рис. 7. Полилогия многообразия чистых эндогенных форм ЧЭФ-процессов производства и воспроизводства действительной жизни общества

Таким образом, несмотря на существенный прогресс в науках исследованиях со времён Аристотель, и в настоящее время некоторые из логических приёмов в научных исследованиях, как, например, визуализация систематики понятий  лесенкой Аристотеля, остаются по-прежнему востребованными и позволяют в ряде случаев более содержательно объяснить сущность изучаемого объекта.

Литература

1. Аристотель. О частях животных. Перевод с греческого. Вступительная статья и примечания В. П. Карпова. М.: Биомедгиз, 1937.

2. Войтов А. Г.  Абстрактно человеческий труд Маркса. РУСО – www.csruso.ru — https://csruso.ru/nashi-universitety/publicistika/a-g-vojtov-abstraktno-chelovecheskij-trud-marksa/ — 12 мая 2022.

3. Харчевников А. Т. Краткий курс полилогии современного мира. Путь в будущее: в схемах, рисунках и таблицах. М.: Ленанд/URSS, 2016

4. Харчевников А. Т. Полилогия. Форум. М.: РУСО, 13 апреля 2021. —  https://csruso.ru/nashi-universitety/filosofija/polilogija-forum/

5. Шушарин А. С. Полилогия современного мира. (Критика запущенной социологии. В 5 т. Раздел 2: Эндогенная логика. М.: Мысль, 2005.