Роман Галенкин о применении известного высказывания Гегеля к истории капитализма

Всем нам со средней школы известна цитата великого представителя немецкой классической философии Георга Гегеля: «История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса». В этой небольшой статье мне бы хотелось применить ее относительно прошлого буржуазного общества и немного порассуждать о дальнейших тенденциях в его развитии.

В эпоху зарождения новой формы общественных отношений начинающему капиталисту не обязательно, а порой даже и вовсе не нужно было защищать часть мирового рынка от конкурентов из среды собственного класса. Ведь в это время на службу капиталу всегда легко можно было поставить новые рынки сбыта, поскольку огромные массивы земель оставались либо неизведанным, либо пока еще не доступными для проникновения на них собственника средств производства.

Тогдашняя буржуазная политэкономическая наука делила государства на промышленные и агарные (сырьевые), что было совершенно правильным. Развитые государства производили промышленные товары, а колониальные и полуколониальные — поставляли метрополиям различное сырье. Свобода торговли была очень выгодными фактором, который способствовал росту благосостояния буржуазии.

Ну а дальше, опираясь на исторический материализм, можно сказать, что из свободноторгового капитализма, из этого базиса непременно должна была вырасти особая космополитическая надстройка. Так в итоге и случилось. В среде буржуазии и ее интеллигенции начали господствовать антинациональные идеи, активно выдвигались требования свободного передвижения, отмены таможенных пошлин и государственных границ. Народы мира в данный период особенно сильно друг друга взаимно обогащали культурными ценностями, способствовали настоящему расцвету искусства и науки.

Но дальнейшее развитие капитализма превратило его из свободноторгового в протекционистский. Деление на аграрные и промышленные страны исчезало, уменьшалось число свободных рынков, конкуренция между представителями класса собственников вырастала. Охрана отдельных рынков сбыта для капиталистов стала уже насущной необходимостью, между ними возникала борьба за передел территорий земного шара, которая нашла свое выражение свое выражение сначала в торговых войнах, а затем и в мировой империалистической бойне.

И из протекционистского капитализма также вырастала своя особая идеологическая надстройка, которая нашла свое выражение в ура-патриотизме, национализме, расизме и шовинизме. Буржуазные государства стремились к захвату рынков своих конкурентов и для более успешной борьбы с ними разжигали среди собственных народных масс ненависть к другим народам.

В конечном счете эта политика привела к империалистической войне, на руинах которой выросло первое в истории социалистическое государство. В дальнейшем вокруг него образовалась целая система таких стран, в которые доступ крупному иностранному капиталу был закрыт вплоть до конца 80-ых годов. (То, что данные государства перестали быть социалистическими после серии буржуазно-бюрократических контрреволюций 50-ых годов, мы в учет брать не будем, поскольку даже после подобных переворотов иностранные капиталисты так и не получили доступа к заветным рынкам).

Однако в конце-концов данная система «социалистических» государств рухнула и частные капиталисты из стран-метрополий наконец-то получили возможность продавать в них свои товары и услуги. Поскольку общий объем данных рынков сбыта был очень большой, а открытие доступа к ним произошло почти одновременно, то на планете фактически создалась ситуация, очень похожая на эпоху первоначального развития капитализма.

Перед капиталом вновь открылся «новый мир», появились новые сырьевые страны, с полностью разрушенной промышленностью, не способной конкурировать с крупными западными государствами. Собственник вновь мог обойтись без особой защиты своих рынков сбыта от конкурентов, поскольку перед ним был открыт большой простор новых.

А из этого свободноторгового капитализма вновь стал развиваться и соответствующая надстройка, выраженная в идеологии глобализма, вновь появились идеи всеобщего обмена продуктами культуры и науки, космополитические мысли захлестнули огромное количество представителей буржуазного класса и его интеллигенции. Кино, литература, театр, художественное творчество любой страны — все стало подвержено влиянию их иностранных аналогов.

Однако и этому периоду должен был прийти конец. За счет революционизированных средств производства он прошел за очень короткое время — всего около 30 лет. Сейчас мы живем в переходный период, в конце которого сырьевые страны окончательно окрепнут и полностью сделают свою независимую национальную промышленность. Уже совсем скоро частный капитализм в них окрепнет полностью и эти государства станут полноценными конкурентами классических метрополий. Они максимально близки к перерастанию стадии придатка западных государств и постепенно становятся их равновесными противниками.

Протекционистский капитализм вновь начинает развиваться, а за счет этого появляется надстройка ура-патриотизма, который заменяет собой глобализм. Сегодня мы уже видим рост милитаризма и гонки вооружений. В ряде стран к власти пришли агрессивные ультраправые силы (Индия, Бразилия, Италия), а в ряде других они имеют очень серьезные позиции (США, Испания, Франция, Германия).

Все чаще выдвигаются лозунги национальной закрытости, все чаще мы слышим о торговых войнах, а новые обострения вокруг ДЛНР и Тайваня, несут за собой угрозы новых военных конфликтов (может быть они начнутся и гораздо позже!!!), которые, по идее, должны привести к новому варварству или к победе социализма.

Релеванта ли такая аналогия современности и начального этапа развития капитализма? Вопрос для дискуссии.