Ноосферный университет цивилизаций

Доктор философских наук, доктор экономических Александр Иванович Субетто (АИС) отвечает на вопросы президента   Международной   академии гармоничного развития человека  (ЮНЕСКО), Виктора Витальевича Лукоянова (ВВЛ).

Интервью

ВВЛ:

Александр Иванович, у нас уже становится традицией проводить беседы по животрепещущим проблемам современного развития России и человечества. История ускоряется, она приобретает характер «турбулентного потока», если использовать это понятие, взятое из гидродинамики или аэродинамики, и использовать его в качестве метафоры применительно к истории. Это свидетельствует, что, похоже, наступило, как писали древние китайцы «время перемен». Вы являетесь автором научно-мировоззренческой системы, и одновременно стратегии развития человечества в XXI веке, и идеологии XXI века – Ноосферизма. Как бы Вы охарактеризовали современную историческую эпоху и роль мировой науки и образования в этой эпохе с позиции Ноосферизма?

АИС:

Виктор Витальевич! Вопрос Ваш – это вопрос концептуальный.

Переживаемая историческая эпоха, в моем определении, есть Эпоха Великого Эволюционного Перелома, причем такого смысла и выполняемой ею исторической миссии, каких не знала человечество с самого начала своего появления на Земле, т.е. за все время антропной эволюции или антропогенеза.

Это связано с тем, что в конце, уже ставшего прошедшим, ХХ века человечество вошло в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы, поставившей Экологические Пределы рынку, капитализму, всем формам эксплуатации, частной капиталистической собственности и, что не менее важно, всему «миру войн и насилия», как сложившимся механизмам развития.

Возник императив выживаемости человечества на Земле, а мировая рыночно-капиталистическая система на Земле превратилась в экологического могильщика человечества и одновременно – в «экологический труп». И если человечество не сможет «разъять объятия» на себе этого «экологического трупа», т.е. не сумеет отказаться от рыночно-капиталистической системы хозяйствования на Земле, то его, и, по моей оценке, и по прогнозам многих ученых, например, И.Валлерстайна, и других (недавно в сетях Интернета, в 2017 году, появилось «Предупреждение человечеству» подписанное 15 тысячью ученых из 184 стран мира), ждёт экологическая гибель уже в XXI веке.

А «точку невозврата» в движении к экологической смерти мы, т.е. все человечество,

если не изменим базовые ценности и механизмы развития, не перейдем, в моем определении, к единственной модели устойчивого развития – к управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и научно-образовательного общества, т.е. к Ноосферизму или Ноосферному Экологическому Духовному Социализму,

мы можем перейти до середины XXI века.

Отсюда вытекает и смысл, и предназначение Ноосферизма и как теоретической мегасистемы, и как научно-мировоззренческой системы, и как программы ноосферно-ориентированного синтеза всех наук и становления в мире ноосферного непрерывного образования, и как нового пути развития человечества. Ноосферизм, как понятие, было введено мною в 1997 году. И вот уже более 23 лет я разрабатываю эту систему. Например, уже в 2001 году я издал капитальную монографию «Ноосферизм» объемом в 537 страниц. Вышло уже 10 томов (16 книг) собрания моих сочинений под общим названием «ноосферизм». По материалам 3-х Ноосферных Северных Форумов (2007 – 2011) издано 6-ть книг коллективных монографий «Ноосферизм: арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества», в которых раскрыта особая роль арктического и антарктического сегментов планеты Земля в механизмах будущей ноосферной парадигмы устойчивого развития человечества и Биосферы.

Ноосферизм, по моему определению, есть развитие учения о биосфере и ноосфере В.И.Вернадского (которое было разработано им в период с 1916 по 1945 годы) именно в Эпоху Великого Эволюционного Перелома, которая началась на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ века и которая несет на себе «печать» наступивших Экологических Пределов всем прежним механизмам развития.

Этого не знал и не мог предвидеть В.И.Вернадский. Миссия перехода Биосферы в Ноосферу, который как закон глобальной эволюции Биосферы Земли определил В.И.Вернадский, значительно расширилась, она трансформировалась в базовое условие экологического спасения человечества. При этом по А.И.Субетто, мало говорить о научной мысли как планетарном явлении и факторе глобального развития, как это трактовал В.И.Вернадский. Теперь главный «фокус» перехода Биосферы в Ноосферу и соответственно успешной реализации императива экологического выживания человечества – это управление, причем именно управление социоприродной (Социо-Биосферной) эволюцией, что меняет и содержание понятия «ноосфера».

Ноосфера это новое качество Биосферы, в структуре которого коллективный Разум – общественный интеллект – человечества (на базе планетарной кооперации народов-этносов и локальных цивилизаций) «встраивается» в гомеостатические механизмы Биосферы и планеты Земля и начинает управлять эволюцией мегасистемы <Биосфера — Человечество>, подчиняясь требованиям-ограничениям законов, отражающим действие этих гомеостатических механизмов.

А социальная организация и организация хозяйства, обеспечивающие такое управление историей человечества, в единстве с биосферной глобальной эволюцией, по А.И.Субетто, и есть Ноосферный Экологический Духовный Социализм и ноосферная управляемая экономика (и соответственно ноосферное хозяйство).

Подчеркну, что выводы, подкрепляющие эти теоретические положения Ноосферизма в моей концептуальной версии, имеются у ряда ученых, например – у Б.Коммонера, у В.А.Зубакова, Л.К.Фионовой в Докладе Мировому Банку в 1991 году, написанном под руководством Р.Гудленда, Г.Дейли и С.Эль-Серафи. Напомню вердикт Б.Коммонера, опубликованный еще в начале 70-х годов: технологии на базе частной собственности уничтожают главное богатство человечества – экосферу. А в указанном Докладе Мировому Банку указывается: в экологически заполненной нише, которую занимает человечество, рынок, как механизм развития экономики, исчерпал себя.

Но, к сожалению, эта всеобщая тревога, связанная с движением, на рыночно-капиталистическом пути, к экологической гибели всего человечества, не стала той социальной силой, которая призвана изменить мир. Пока «царствуют» корысть, прибыль, культ потребительства и наживы, да еще на них накладываются процессы «цифровизации», убивающей вербальный интеллект человека, глубинные основания прогностического системного мышления, – которые делают человечество экологически безумным. Как предупреждал наш русский философ Николай Александрович Бердяев 100 лет назад, в 1918 году, – «в корыстном интересе таится безумие».

Но императив экологического выживания действует. Эпоха Великого Эволюционного Перелома – это, по моим теоретическим воззрениям, Роды Действительного – Ноосферного – Разума, механизмами которых должны стать ноосферное образование, ноосферная наука, ноосферное государство.

Нужно запустить процесс во всех странах мира создания ноосферных университетов, и под эгидой ЮНЕСКО – Ноосферного Университета Цивилизаций, которые бы возглавили процесс ноосферного синтеза науки и образования, обеспечили подготовку ученых, учителей и управляющих новой – ноосферной – формации.

Наступившее «время перемен» – это время ноосферных преобразований бытия человечества. Мы, в России, с 2009-го года ежегодно проводим Международные научные конференции «Ноосферное образование в евразйиском пространстве» и регулярно издаем по материалам этих конференций коллективные научные монографии. Возглавляет этот процесс в России Ноосферная общественная академия наук.

Наступает время, когда стало необходимым, чтобы это российское ноосферное научно-образовательное движение приобрело планетарный масштаб. Мировая наука и институт образования во всех странах мира должны осознать свою ноосферную миссию.

ВВЛ:

Александр Иванович! Вы закончили свой концептуальный ответ на мой вопрос инновационным предложением – создать под эгидой          ЮНЕСКО Ноосферный Университет Цивилизаций. А какую роль в этом названии играет понятие «цивилизация»? Как цивилизационный подход соотносится с ноосферным? Как нам преодолеть процесс глобальной геополитической конкуренции? Сейчас стало модным слово «многополярный мир». Возможен ли в этом многополярном мире на базе существующих механизмов конкуренции мир без войн и насилия? Или это только наши иллюзорные желания?

АИС:

Виктор Витальевич! Прежде чем начать на Ваш вопрос свой ответ, я сделаю важные предварительные теоретические рефлексии, связанные с сущностью категорий Эпохи Великого Эволюционного Перелома и Ноосферизма, именно в контексте выстраиваемого мною ответа на Ваш перечень вопросов.

Эпоха Великого Эволюционного Перелома, в соответствии с Ноосферизмом, есть Эпоха выхода на «арену истории» Большой Логики Социоприродной Эволюции. Это новое явление, с которым человечество встречается впервые. Основанием этой «Логики» является энергетика мирового хозяйства, с позиций его воздействия на Природу. До XX века история развивалась как Малоэнергетическая Стихийная История. Именно вследствие «малой энергетики» хозяйственного воздействия человечества на Природу, темпы производства негэнтропии (роста организованности) со стороны Биосферы намного опережали темпы роста энтропии в природе, производимой хозяйствующим человечеством. Здесь уместно вспомнить знаменитое высказывание К.Маркса: культура, которая развивается стихийно, оставляет после себя пустыню.

В ХХ-ом веке произошел энергетический скачок в мирохозяйственном воздействии на Биосферу в 10-ть в 7-й степени раз в среднем. Это резко изменило ситуацию. Соответственно подскочило на несколько порядков и дезорганизующее воздействие человечества на Биосферу, чему сопротивляются её гомеостатические механизмы, действие закона квантитативно-космпенсаторной функции Биосферы, открытого А.Л.Чижевским в начале 30-х годов ХХ века.

Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы отразило несовместность (и это мое открытие) стихийных регуляторов развития человечества и большой энергетики хозяйственного воздействия на живое вещество и гомеостатические механизмы Биосферы. В чем суть этой несовместности? – И здесь я сделал следующий теоретический шаг в диагностике современной эпохи, открыв существование закона интеллектно-информационно-энергетического баланса, который принципиально рыночно-капиталистической системой не соблюдается, и не может быть соблюден. Он состоит в следующем: чем больше со стороны хозяйства воздействия по своей энергетической мощи на природу – на Биосферу и планету Земля, как суперорганизмы, тем с большим лагом упреждения должно обеспечиваться прогнозирование возможных негативных последствий от такого воздействия и тем более долгосрочным должно быть управление социоприродной эволюцией (которое отсутствует в стихийной парадигме истории, которая в последние столетия осуществляется в рыночно-капиталистическом формате).

Вот почему стратегия выживания человечества в XXI веке связана со сменой парадигм истории – с переходом от Стихийной парадигмы истории (в том числе от рыночно-капиталистической системы как её носителя в последние столетия) к Управленческой, Ноосферной парадигме истории, причем – уже как управляемой социоприродной эволюции.

Одновременно Конец Стихийной истории есть Конец и доминирования Закона Конкуренции, и соответственно «Мира Войн и Насилия». Ведущим законом исторического развития человечества становится Закон Кооперации.

Открытие большого значения Закона Кооперации в прогрессивной эволюции принадлежит мне. Я этому закону посвятил целую главу в монографии 2001 года «Ноосферизм». Концепция этого закона является развитием идеи П.А.Кропоткина, выдвинутой им в процессе его оппонирования теории происхождения видов Ч.Дарвина. Эта идея состояла в том, что в биологической эволюции не меньшую роль, чем естественный отбор и конкуренция, играет фактор взаимопомощи, сотрудничества, любви.

Мною показано, что любая прогрессивная эволюция, по мере роста сложности эволюционирующих систем, подчиняется двум метазаконам – метазакону сдвига от доминанты закона конкуренции и механизмы отбора к доминанте закона кооперации и механизма интеллекта (как механизма управления будущим), и поэтому – метазакону «оразумления» (интеллектуализации) эволюции, из которого следует обязательность наступления ноосферного этапа в прогрессивной эволюции.

Выход на арену истории Большой Логики Социоприродной Эволюции и возвестил о начале ноосферного этапа, как в прогрессивной эволюции Биосферы, так и в социальной эволюции человека.

Вся общественная наука, в частности история, социология, весь блок социальных наук до настоящего времени занималась Внутренней Логикой Социального Развития, к разным аспектам которой я отношу:

и «формационную логику» К.Маркса (взгляд на историю как периодическую смену общественно-экономических формаций; основанием этой «логики» является способ общественного производства как единство производительных сил и производственных отношений),

и «цивилизационную логику», с учетом разнообразия цивилизационных подходов (концепции Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Дж.Тойнби, П.А.Сорокина, Ю.В.Яковца и других; основание – культурно-исторический архетип),

и «технологическую» или «техно-хозяйственную логику» (основание – технологический или технолого-хозяйственный базис развития).

В своих работах по ноосферизму я ввел теоретический принцип формационно-цивилизационного дополнения.

Формационный подход к Внутренней Логике Социального Развития раскрывает неизбежность смены капиталистической формации (в форме глобального империализма мировой финансовой капиталократии   на   рубеже ХХ-го и XXI-го веков) коммунистической формацией, которая на самом деле, по К.Марксу, раскрывает начало «подлинной», т.е. управляемой истории, разрешающей противоречие между человеком и природой.

Цивилизационный подход раскрывает «особенное» в этом переходе, связанное с культурно-историческим архетипом, определяющим культурные, духовно-нравственно-ценностные особенности воспроизводства жизни общества и его развития в той или иной локальной цивилизации.

Поэтому речь идет, если говорить об Эпохе Великого Эволюционного Перелома, о сохранении цивилизационного и этно-культурного разнообразия человечества, и на этой основе и разнообразии цивилизационно-культурных форм грядущих ноосферно-социалистических преобразований. Здесь проявляется диалектика всеобщего (общего), особенного и индивидуального (единичного), которая очень важна в познании иерархии сложного мира, с которым взаимодействует человек.

Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы – это еще и особое послание нашему разуму. Это весть о том, что человечество столкнулось с Барьером Сложности.

Миссия Ноосферизма – помочь человечеству преодолеть этот Барьер Сложности, научиться управлять развитием Ноосферы на базе знаний о гомеостатических механизмах Биосферы и планеты Земля, о контурах биогеохимической и биотической регуляций, знаний глобальной и концептуальной экологий, и. конечно, знаний о том, как работает наш интеллект (знания интеллектики), знаний об особенностях ноосферной науки об управлении – ноосферной кибернетике, с учетом современных достижений в развитии науки о гомеостатах – гомеостатики.

И в этом контексте Ноосферный Университет Цивилизаций одновременно должен стать своеобразным научно-образовательным механизмом становления ноосферной планетарной кооперации цивилизаций, через формирование мировой элиты, ноосферно-планетарно-мыслящей и способной стать ядром становления Ноосферного разума Человечества как Разума Биосферы и планеты Земля, обеспечивающего дальнейший эволюционный прогресс Жизни на Земле и в Космосе.

При этом всегда надо помнить, что гармония – Закон Бытия Целого. И переход Биосферы в Ноосферу означает трансформацию Биосферной Гармонии в Ноосферную, и в будущем в Ноосферно-Космическую, Гармонию. И разум человечества (вместе с наукой, культурой и образованием) станет её носителем.

ВВЛ:

А какова роль России в этом ожидании глобальном ноосферном преображении человечества и Биосферы?

АИС:

Дорогой Виктор Витальевич! Ты мне помогал в 2018-ом году издать монографию «Ноосферная Россия: стратегия прорыва». В этом, 2020-ом, году вышла моя новая монография в очерковой форме «Ноосферная миссия России». В прошлом году, в дополнение к этим работам, я опубликовал важный теоретический труд – «Закон опережения прогрессом человека научно-технического прогресса».

Россия, на мой взгляд, как евразийская общинная, самая холодная в мире и с самым большим «пространством-временем» (хронотопом) своего бытия, цивилизация, есть центр устойчивости-неустойчивости мира и исторический предиктор.

Она первой совершила в 1917 году Социалистический Прорыв человечества и в ХХ-ом веке развивалась как советская социалистическая цивилизация, в лице СССР.

Она, в форме СССР, стала главным фактором Великой Победы над гитлеровским фашизмом в мае 1945 года. 75-летие этой Победы мы отметим 9 мая этого 2020 года.

Россия – СССР первой совершила Космический Прорыв человечества, запустив 4-го октября 1957 года первый спутник Земли, а 12 апреля 1961 года – первого человека в лице советского летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина на космическом аппарате в ближний Космос (и он сделал на этом аппарате один оборот вокруг Земля).

Россия всей историей призвана возглавить Ноосферный Прорыв человечества в XXI веке. И так будет!

Думаю, что Ноосферный Университет Цивилизаций под эгидой   ЮНЕСКО должен появиться в Санкт-Петербурге.

Этот проект должен стать предметом обсуждения как в России, на всех уровнях, так и на международном уровне.

Эпоха Великого Эволюционного Перелома наступила. Ноосферная социалистическая революция охватит, по моим оценкам, весь XXI век, а может быть и XXII-й век, потому что речь идет о рождении нового – ноосферного человека и нового – ноосферного человечества, главным качеством которых будет Ответственность и способность управлять не только собственной историей (о чем писал Карл Маркс, и стало в какой-то мере реальностью в СССР на базе 5-летнего планирования развития народного хозяйства, науки, образования, культуры), но и социоприродной эволюцией. Только на этой основе возникает и Космический прорыв, первый этап которого был реализован во второй половине ХХ века, но победное завершение которого возможно только на базе Ноосферизма, и соответственно – Ноосферного Экологического Духовного Социализма.

ВВЛ:

Александр Иванович! Спасибо за столь полные ответы на мои вопросы.

АИС:

Дорогой Виктор Витальевич!

А Вам спасибо за эти вопросы.

Надеюсь, что это наша беседа, и мои пространные ответы, в которых я попытался, насколько возможно убедительнее, показать необходимость появления такого международного университета, как «Ноосферный Университет Цивилизаций». И местом его территориального размещения должен стать Санкт-Петербург При этом, сам проект его создания должен получить ранг проекта ЮНЕСКО (ООН).

Услышат нас соответствующие инстанции или нет, но высказанная идея уже много значит.

Дорогу одолевает идущий!

Ноосферная Победа будущего человечества «не за горами»!