Михаил Антоненко о переходе от неполной буржуазной к полной народной демократии

Новейшая история постсоветского общества поворачивается какими-то своеобразными зигзагами, что трудно уловить эти изменения без глубокого знания диалектики и диалектической логики. Более ста двадцати лет тому назад в рабочем движении преобладала экономическая борьба за повышение заработной платы, сокращения рабочего дня, отмены штрафов и т.д. Тогда только еще зарождалась политическая борьба за свержение царского самодержавия, создание и установление демократической республики. Ленин в своих статьях указал на недостаточность экономической борьбы и пришел к выводу о том, что нужно рабочих поднять на политическую борьбу, которая в конечном итоге приведет к коренному улучшению экономического положения трудящихся. «Содействовать политическому развитию и политической организации рабочего класса – наша главная и основная задача» (Ленин, В.И. Насущные задачи нашего движения / В.И. Ленин // Полн. собр. соч., т. 4, с. 374).

Действительно, в то время первоочередной задачей была борьба за создание и установление демократической республики. Сегодня такой задачи у трудящихся нет. Ведь создана и установлена вполне демократическая республика с президентской формой правления. Какие задачи ставят рабочему классу сегодня коммунистические и левые партии? Они догматически воспринимают марксизм-ленинизм и предлагают рабочим решать задачу – завоевания руководством этих партий большинства парламента и должности президента страны. После этого они обещают трудящимся построение социализма. Решение этой задачи вызывает недоверие у рядовых членов партии и трудящихся. Они небезосновательно считают, что руководители партий заботятся о своем материальном благосостоянии, так как высшие должности в парламенте и правительстве оплачиваются на порядок выше, чем труд наемных работников промышленности, не говоря об оплате труда учителей, врачей и других пролетариев умственного труда. Так называемая политическая борьба на выборах в реальности есть борьба за высокие должностные оклады в парламенте или законодательных собраний, т.е. экономической борьбой.

II

Современная политическая борьба трудящихся состоит не в выдвижении и избрании кандидатов Госдумы или заксобраний, а в изменении избирательного процесса, которому не доверяют большинство левых и коммунистических партий. В заимствованной у запада модели демократии при выдвижении двух и более кандидатов в депутаты, возникает парадокс, который подробно исследован экономистами и социологами. Американский математик Кеннет Эрроу в 1972 году получил за его исследование Нобелевскую премию по экономике. Он в своей работе «Социальный выбор и индивидуальные ценности» (1951 г.) доказал, что любая избирательная система, основанная на принципе «один избиратель – один голос», не может быть полной демократией. В ней избирателям предлагается альтернативная шкала оценки личных достоинств кандидатов и их программ: «за» или «против». В результате своей рефлексии они нелинейно оценивают личные достоинства кандидатов и их программы.

Применяемая при определении победителя на выборах двухуровневая шкала оценки избирателями кандидатов и политических партий в своей сущности является метафизической. Она предусматривает лишь выбор между противоположными суждениями «да» или «нет», в которых при подсчете результатов голос «за» приравнен к «1», а голос «против» – к «0». Причем, политические партии, которые сумели получить боле 3 % голосов получают из бюджета государственное финансирование по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации — ежегодно в размере ста пятидесяти двух рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных федеральным списком кандидатов, выдвинутым политической партией;  по результатам выборов Президента Российской Федерации — единовременно в размере ста пятидесяти двух рублей, умноженных на число голосов избирателей, полученных выдвинутым политической партией зарегистрированным кандидатом на должность Президента Российской Федерации (Статья 33, Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» (с изменениями и дополнениями)).

На заре современной буржуазной демократии, когда общий и политико-правовой уровень образованности большинства людей был относительно низким, двухуровневая шкала оценки личных качеств кандидатов и их программ в депутаты или президенты была вполне приемлемой. Сегодня общество значительно усложнилось, расширился круг решаемых властью задач, в том числе социально-экономических, количественно и качественно изменился уровень грамотности избирателей. Это требует изменения меры оценки избирателями кандидатов и их программ. Как известно из логики, мера есть качественно определенное количество. Избиратели должны в день голосования качественно определить количество избранных депутатов из числа зарегистрированных кандидатов.

Конкретный избиратель, который живет в определенных социально-экономических условиях, способен выстроить свою меру оценки индивидуальных качеств каждому кандидату и их программам. В действующей системе голосования он не может реализовать свою оценку, так как обязан оценивать только «за» и «против». Это не соответствует социально-политическим установкам современных избирателей, их новым политическим ценностям. Ведь при выдвижении двух и более кандидатов, среди них всегда есть несколько достойных, которые вполне могут оцениваться положительной оценкой, а не «нулем». Тем самым избиратель поставлен действующей двухуровневой оценкой в положение, когда он вынужден против своей воли занижать свои оценки личным качествам, например, нескольким кандидатам-коммунистам, приравняв их к буржуазным кандидатам. Ведь сегодня кандидатами в одном округе выдвигаются несколько кандидатов как от коммунистических партий, как и от буржуазных.

III

Нами предлагается новая система оценки личных качеств кандидатов и их программ. Она основана на принципе мониторинга. Избиратель качественно идентифицирует социально-политическую позицию кандидата. Она имеет свое численное математическое значение: высокая определенность (оптимистическая) – 1, средняя определенность (нейтральная) – 0,366, низкая определенность (пессимистическая) – 0,134 и полная неопределенность – 0. В день голосования избиратель свои оценки социально-политической позиции кандидатов и партий выставляет в избирательном бюллетене, тем самым он снимает их определенность.

Сумма всех оценок всех избирателей, которые они выставят кандидатам и партиям, будет больше или меньше количества избирателей, принявших участие в голосовании. Ведь при выдвижении двух и более достойных кандидатов, избиратели их оценят оптимистически, что увеличит сумму выставленных избирателями им оценок. В случае выдвижения менее достойных кандидатов, избиратели их оценят нейтрально или пессимистически, а это уменьшит итоговую сумму оценок.

Новая четырехуровневая шкала оценки личных качеств и предвыборных программ кандидатов и партий потребует от избирателей решать по каждому кандидату и политической партии оценочную задачу, а не распределительную. Сумма индивидуально решенных оценочных задач будет являться мерой для кандидатов и партий. Современные избиратели, т.е. политически активные дееспособные граждане, обладают свободой воли, т.е. способны принимать решения сложной общественно-политической задачи, которой является избрание органа власти путем своего свободного волеизъявления.

В мониторинговом принципе голосования, основанном на темпорально-пространственном описании общественно-политических явлений, содержится для избирателей четыре весовых значения политической позиции кандидатов и политических партий. Они имеют полное право идентифицировать свою оптимистическую, нейтральную, пессимистическую и нулевую позиции в отношении каждого в отдельности кандидата и политической партии.

Переход общества на новую систему избрания депутатов потребует разъяснительной работы среди избирателей, а также соответствующего информационно-технического оснащения избирательных комиссий и избирателей. Прежде всего, избирательные комиссии должны выдать каждому избирателю «Персональную карточку избирателя». С ее помощью он будет регистрироваться на избирательном участке в специальном электронном терминале. На основании ее он получает бумажный или электронный бюллетень для голосования, чтобы лично оценить каждого кандидата и политическую партию. Кроме того, члены избирательной комиссии не смогут использовать бюллетени для голосования за других избирателей. Ведь нужно будет зарегистрироваться с помощью карточки избирателя, а не ставить подпись в «Списке избирателей», чтобы получить бюллетень.

В бюллетене для голосования должны быть напечатаны четыре оценки, которыми вправе оценить избиратель каждого кандидата и его программу. Получив бюллетень, избиратель в кабинке для голосования или мониторе компьютера или гаджета вычеркивает ручкой или «мышкой» числа, которые не соответствуют его оценке. В случае, когда избиратель не вычеркнет необходимое количество чисел по каждому кандидату или вычеркнет все, то тогда бюллетень считается испорченным. Он не учитывается при подсчете результатов голосования.

Изменение избирательной системы позволит адекватно оценить кандидатов и партии, сформировать дееспособные органы власти, которые будут в полной мере отражать волю избирателей. Это будет переход от неполной буржуазной демократии к полной народной демократии.

(Продолжение следует)

06.12.2022 г.