Лев Сорников о праздности

Человечеств, борясь за выживание, много тысячелетий, не знало праздности, т.е. пустого времяпрепровождения. Сия распущенная дама появилась вместе с классом насильников-эксплуататоров чужого труда. Но и рабовладельцы, а затем и феодалы, как и буржуазия в период первоначального накопления долгое время чуждались праздности. Первые два класса были воинами, т.е им было не до праздности, а пиры – это форма отдыха и самоутверждения. Капиталисты эпохи первоначального накопления и вовсе были сознательными врагами праздности. Так что её появление в массовом масштабе всякий раз было предвестником сравнительно скорой гибели данного способа производства.

Римский СП (К.Маркс) породил торговый капиталистический уклад, основанный на широком применении рабского труда в крупных хозяйствах. Дешевый труд рабов разорил крестьян и ремесленников и превратил их в охлос, в толпу паразитов со знаменитым криком-требованием «Хлеба и зрелищ!». Это стало предвестием гибели Великой Римской империи.

 Как только феодалы превратились из рыцарей-воинов в придворных, т.е. в бездельников-прихлебателей, расточителей не ими произведенных продуктов труда, судьба феодального СП была предрешена. В России екатерининский «Указ о вольности дворянства» превратил служилых людей в паразитов, живущих за счет труда крепостных крестьян, в обломовых, и это стало началом конца Российской империи.

Капитализм на империалистической ступени (начало ХХ века) породил многочисленный, разрастающийся слой рантье (а Франция даже стало государством-рантье (Ленин), что дало основание назвать эту ступень паразитическим, загнивающим, умирающим капитализмом.

Тогда,  спрашивается, почему он до сих пор, больше чем через 100 лет, все еще жив и могуч?

А потому что перестал быть господствующим производственным отношением, т.е сгнил и умер в этом качестве уже в начале 30-х годов в Германии, Италии и в США. А с 60-х годов превратился в подчиненный экономический уклад уже во всех ведущих странах золотого миллиарда — меньше двух десятков стран из почти двухсот.

На смену КАПИТАЛУ  как господствующему производственному отношению пришло всевластие финансовой олигархии, что уже общеизвестно, никем не оспаривается. А этот класс сумел поставить себе на службу, использовать для рывка в развитии … социализм, его основные принципы!

ФИНАНСОВАЯ ОЛИГАРХИЯ, подчинив себе КАПИТАЛ, стала управлять экономикой как единым целым, что мы ежедневно видим на примере борьбы против «Северного потока-2», российской вакцины и т.д. Это позволило резко ослабить противоречие между общественным характером производства и частным способом присвоения. Заставив КАПИТАЛ стать «социально ответственным, т.е введя обширные  социальные программы и расширив права профсоюзов, ОЛИГАРХИЯ резко ослабила противоречие между трудом и капиталом. Это не только придало капитализму второе дыхание в развитии экономики, но и позволило решить ряд других кардинальных задач:

  1. Успешно воспользоваться плодами новой научно-технической революции, начавшейся в 60-е годы.
  2. Лишить рабочий класс качества революционности, т.к. он стал участником эксплуатации народов за пределами золотого миллиарда.
  3. Сделать образовавшийся у рабочего класса досуг и повышенный заработок не только источником колоссальной прибыли, развернув индустрию всевозможных развлечений, но и средством оглупления и развращения и рабочего класса, и прочих слоев наемных работников и живущих стрижкой купонов. Вместо того, чтобы сделать социальные блага – здравоохранение и бесплатное образование  условием для всестороннего гармоничного развития личности каждого гражданина, его стали всячески развращать, приучая к  праздности в часы досуга, к праздности в школьном классе и студенческой аудитории, к праздному образу жизни на стадионах и в театрах, к работе на бездельников через написание и создание низкопробных «шедевров» и в центрах престижного отдыха. Но массовая праздность, принявшая уже уродливые, а порой и утонченные  формы – это предвестник гибели нынешнего эксплуататорского СП, поскольку в мире несомненно ширится и углубляется антикапиталистическая революция, в авангарде которой идут КНР, СРВ, СРК, Венесуэла и другие народы.

А что было в СССР, что его привело к гибели на пике могущества?

До середины 50-х годов я не помню существования сколько-нибудь значимых слоев бездельников. Тем более, что закон о тунеядстве действовал. Учась в школе, мы были пионерами и комсомольцами. Лодыри в учебе и хулиганы не пользовались уважением остальных: за лень с них спрашивали и товарищи, а хулигана могли просто коллективно побить в укромном месте. Мы вне школы были заняты выполнение домашних заданий и полезными делами в своих организациях. Много читали, как правило, лучших книг отечественной и мировой литературы. Очень популярны были журнал «Техника – молодежи» и ему подобные.  Была развита самодеятельность, школьные  кружки по интересам и такие же в Домах пионеров и на Станциях юных техников, спортивные секции. Помню, мы, старшеклассники, разговаривали не о тех профессиях, освоив которые в вузе, можно больше зарабатывать, а о те, которые нам интересны. И поступали в вузы без всяких репетиров, т.к. учились хорошо. Те школьники, которые учились неважно, уходили своевременно в ремесленные училища, и там доучивались. Места для праздности  просто не было …до поры до времени.

А вот в 60 и особенно в 70-80-е она стала тревожным явлением. Стоит прочесть хлтя бы одно стихотворение замечательно глубокого поэта Л.Мартынова «ДЕДАЛ», чтобы многое понять. КПСС распухала, брала не качеством работы , не идейностью и наукой, не заработанным авторитетом, а численностью и монополией на власть. Работа пионерии и комсомола все более бюрократизировалась и заражалась делячеством… Вот и появились стиляги, фарцовщики, всякие гитарщики и ВИА с сомнительными репертуарами, а на улицах городов, как сказано у Мартынова в его «Дедале» «гикая и шарлатаня, толклась ночная молодёжь». Чем это окончилось, мы знаем.

В сегодняшней России праздность охватила огромные массы населения, т.к. она порождается массовой безработицей молодёжи, поощряется рекламой, ночными клубами, массовыми зрелищами, сидением в Интернете, где в чатах занимаются безответственной болтовней, пустпорожним общением, а часто погоней за сомнительным, а то и мошенническим заработком.

 Праздность – величайшее зло в жизни обществ, поэтому тем, кто противостоит миру эксплуатации и пошлости необходимо уже сейчас заняться организацией осмысленного досуга молодежи, в том числе и возможностью заниматься творческим трудом.

Да и самим посмотреть внимательно на себя в зеркало: всё ли хорошо?

Л.Сорников

23.03.2021. г.Коломна.