К 60-летию пилотируемой космонавтики. А.И. Субетто о русском космизме и ноосферизме

СУБЕТТО АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Директор Центра Ноосферного Развития Северо-Западного института управления РАНХ и ГС при Президенте Российской Федерации, Почетный президент Ноосферной общественной академии наук, Первый вице-президент Петровской академии наук и искусств, Председатель Философского Совета Русского Космического Общества, член Президиума Международного Высшего Ученого Совета, вице-президент Международной ассоциации выживания человечества (ЮНИСЕФ-ЮНЕСКО), вице-президент Международной академии гармоничного развития человека (ЮНЕСКО), профессор РГПУ им. А.И.Герцена, почетный профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого, доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, Гранд-доктор философии (Оксфордская образовательная сеть), Полный профессор (Оксфордская образовательная сеть), Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ.

ВЫСТУПЛЕНИЕ на заседании

КРУГЛОГО СТОЛА Международного профессорского клуба

на тему:

«60 лет Космической эры. Русский космизм и ноосферизм».

11 апреля 2021 года

ДОКЛАД

«Ноосферный Прорыв Человечества из России XXI века – базовое условие развития Космического Прорыва человечества из СССР ХХ века

(60 лет которому исполняется 12 апреля 2021 года)»

Уважаемые коллеги!

Все, кто в данной момент слушает меня!

Поздравляю всех с 60-летием Космического Прорыва человечества из СССР ХХ века в виде полета на космическом аппарате вокруг Земли ха пределами стратосферы, летчика-космонавта №1, русского человека родом из Смоленщины, Юрия Алексеевича Гагарина!

Я полковник Космических войск СССР в отставке, выпускник Ленинградской Краснознаменной    Военно-Воздушной инженерной академии им. А.Ф.Можайского 1959 года, прослужив в Вооруженных Силах СССР с 1954 года по 1992 год, внес свой вклад в этот Космический Прорыв, строя Космодром Плесецк с 1959 по 1969 годы, а затем занимаясь, будучи военным ученым, проблемой обеспечения качества объектов базирования Ракетных Войск Стратегического Назначения, а затем Космических Войск СССР. В день, когда Ю.А.Гагарин на ракете, стартовавшей с Космодрома Байконур, взлетел в ближний, околоземной Космос, я шагал на свой «объект» – строительство очередного стартового комплекса, которым я руководил в то время. Была весна, апрель, в лужах раскисшей снежной дороги отражалось солнце, а из рупора радио несся ликующий голос Левитана, возвещавший, что первый, причем советский, человек Юрий Алексеевич Гагарин в Космосе!

Вначале я был причастен к Космическому Прорыву человечества из СССР как офицер, военной строитель, а затем как ученый, занимающийся проблемами управления качеством сложных комплексов (на всем их жизненном цикле), к которым относятся объекты космодромов и базирования ракетных дивизий.

В настоящее время я являюсь лидером научных школ и направлений – Ноосферизма, Ноосферного образования, квалиметрии, системогенетики, теории и философии общественного интеллекта и управляющего разума, теории закона энергетической стоимости, философии истории России как евразийской цивилизации, учения об Эпохе Русского Возрождения и других. К настоящему времени издано 10 томов (16 книг) моих Сочинений «Ноосферизм», более 400 книг и брошюр (монографий, эссе, очерков, докладов), и в целом – более 1300 научных и публицистических работ.

В 2014 году – в год 80-летия со дня рождения Юрия Алексеевича Гагарина – мною была написана и опубликована монография «Юрия Алексеевич Гагарин – символ Ноосферно-Космического Прорыва в Будущее России и человечества».

Во «Введении» к этой книге я указывал на главные отличия Эпохи Русского Возрождения от Эпохи Западноевропейского Возрождения – это Ноосферно-Космический «вектор» её устремлений, начиная с XVIII века, с творчества М.В.Ломоносова, и соответственно – развиваемый ею Русский Космизм.

И далее я указывал:

«…Ю.А.Гагарин – своеобразный «фокус», в котором сошлись воедино устремления русского человека на протяжении всей его большой истории, включая духовно-нравственный поиск, символами которого стали Правда, Любовь, Справедливость, Красота, Добро, Соборность или Коллективизм в его широком, гуманистическом смысле, Радость бытия.

Мы живем в Эпоху Великого Эволюционного Перелома, которая и есть Эпоха Ноосферно-Космического Прорыва».

Главная мысль, которую я хочу передать всем, кто меня слушает, – это трагическая ситуация, в которой оказалось человечество: переход глобального экологического кризиса, в который вошла система взаимодействия совокупного человечества и Биосферы, на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ века, приблизительно 30-ть лет назад, в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы. Сам факт перехода человечества, как планетарного фактора в развитии Биосферы, в состояние первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы есть факт, отразивший наступление Экологических Пределов всей Стихийной истории, в последние столетия – в виде истории рыночно-капиталистической системы, приобретшей к концу ХХ-го века облик строя мировой финансовой капиталократии, функционирующего как система глобального империализма. Именно система глобального империализма во главе с империализмом мировой финансовой капиталократии США превратилась в моей оценке, которая была представлена мною в «Манифесте ноосферного социализма», опубликованном в 2011 году, в «экологического могильщика человечества», или в другом словесном выражении – в «систему экологического самоубийства человечества».

Возникший в конце ХХ-го века императив экологического выживания человечества есть императив перехода человечества к ноосферной парадигме управляемой истории – в виде управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта, научно-образовательного общества и Ноосферного Экологического Духовного Социализма.

Научно-мировоззренческой системой, призванной обеспечить Ноосферный Прорыв человечества, и является Ноосферизм.

Понятие «Ноосферизм» мною было введено в 1997 году. Теоретический комплекс Ноосферизма в более-менее полном виде был представлен в монографии «Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм», опубликованной в 2001 году.

В чем состоит отличие «Ноосферизма» от оставленного нам в наследство учения о переходе Биосферы в Ноосферу Владимира Ивановича Вернадского – ученого, энциклопедиста ХХ-го века, гения, которого можно назвать первым Ноосферным Гением Человечества?

В.И.Вернадский определил ожидаемый переход Биосферы в Ноосферу, т.е. в свое новое состояние, в котором геохимическая энергия, рождаемая человечеством, благодаря достижениям мировой науки, превратилась в планетарный фактор развития, – как закон глобальной эволюции Биосферы. Это научное открытие В.И.Вернадского по моей инициативе и профессора А.А.Горбунова было запатентовано Европейской академией естественных наук в 2013 году – в год 150-летия со дня рождения этого нашего русского гения. Но В.И.Вернадский даже предполагать не мог, что скачок в энергетике воздействия мирового хозяйства на живое вещество и гомеостатические механизмы Биосферы в среднем в 10-ть в 7-й степени раз (это – моя оценка на базе исследований Фрэнсиса Спира) в соединении со стихийными регуляторами социально-экономического развития человечества, в том числе с рыночным механизмом развития экономики, приведет к глобальному экологическому кризису, а затем – к первой фазе Глобальной Экологической Катастрофы.

Ноосферизм, в моей версии, как развитие учения В.И.Вернадского о переходе Биосферы в Ноосферу, рождается в Эпоху Великого Эволюционного Перелома, рождается как научная идеология и как стратегия выхода человечества из Экологического Тупика Истории. Мною разработаны совершенно новые теоретические блоки Ноосферизма – системогенетика, теория общественного интеллекта, ноосферная парадигма универсального эволюционизма, синтезирующая дарвиновскую, кропоткинскую и берговскую парадигмы, и манифестирующая ноо-космо-номогенез в виде действия в любой прогрессивной эволюции, сопровождающейся ростом сложности эволюционирующих систем, двух метазаконов:

  • метазакона Сдвига от доминирования Закона Конкуренции и механизма естественного отбора – к доминированию Закона Кооперации и механизма интеллекта, как механизма управления будущим;
  • метазакона Интеллектуализации или «Оразумления» эволюции нашей Вселенной.

Эту теоретическую систему Ноосферизма в 2004 году в книге «Думы о будущем» поддержал академик В.П.Казначеев.

Русский Космизм входит в Ноосферизм как его один из концептуальных «фундаментов». Более того, в серии работ по «Русскому Космизму», а русский Космизм» как течение научно-философской космо-ориентированной русской мысли, в моем определении, так же древен, как и русский язык, я указал, еще на рубеже 80-х – 90-х годов, на «сферное учение» Русского Космизма, развитие которого и привело к появлению учения о переходе Биосферы в Ноосферу В.И.Вернадского.

Эпоха Русского Возрождения, которая, по моему определению, начинается в XVIII веке, проходит 3-и гигацикла развития – «Петровско-Ломоносовский» или «романтический» (~до 1820 года), «Пушкинский» или «универсалистский» (~1820 – 1920гг.) и «Вернадскианский» или «ноосферно-космический» (~1920г. и до Ноосферного Прорыва человечества в XXI веке).

Начало «Вернадскианского цикла» совпало с Русским Социалистическим Прорывом человечества в виде Великой Октябрьской социалистической революции и появления СССР, – и имеет два символа: теоретико-космический прорыв К.Э.Циолковского, ставшего базой технолого-космического прорыва СССР во главе с С.П.Королёвым, В.П.Глушко, Г.Е.Лазино-Лозинским и др., и теоретико-ноосферный прорыв В.И.Вернадского.

Более того, к настоящему времени, как их развитие, в СССР, затем в современной России, сложились Русские Ноосферная и Космическая Научные Школы всемирного масштаба, дополняющие друг друга.

Императив XXI века как императив экологического выживания человечества, выхода из состояния первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, процессы которой с ускорением устремляют человечество м «пучину» экологической гибели, предстает и как императив объединении этих Научных Школ, за которым стоит ноосферно-ориентированный синтез всех наук в Единую Ноосферную Науку о человеке, обществе и природе (прогноз появления которой был высказан еще К.Марксом, только он теперь приобретает «ноосферное измерение»).

Да! Космическая Эра началась 60 лет назад, с полета Юрия Алексеевича Гагарина вокруг Земли (в виде одного витка) 12 апреля 1961 года!

Неужели эта Эра, этот Космический Прорыв Человеческого Гения останется какой-то «космической вспышкой человеческого созидания», чтобы потом исчезнуть в вечном забвения в виде экологической гибели человечества?

Неужели человечеству предуготовлено погибнуть по рыночно-капиталистическим причинам, в том числе по причине доминирования закона конкуренции, института частной капиталистической собственности, «законов алчности рынка» (в оценке Шаран Барроу), разобщающих человечество?

Вспомним мрачную «картину» погибших цивилизаций на других планетах в нашей Вселенной, описанной ученым, последователем учения о ноосфере В.И.Вернадского Иваном Антоновичем Ефремовым в научно-фантастическом романе «Час быка», который был написан, между прочим, на рубеже 60-х – 70-х годов ХХ века. В «Прологе» этого романа описывается Человечество, которое уже стало Космической Цивилизацией, и с помощью своих «звездных экспедиций» открыло многие планеты во Вселенной, в которых живут разумные цивилизации, но в том числе и открыло и планеты, в которых цивилизации погибли. На этих планетах, говорит учитель истории на одном из уроков в одной из школ на Земле, «есть всё для жизни: голубой свод могучей атмосферы, прозрачное море и чистые реки, теплое светило. Но ветры перевивают мертвые пески, и их шум вместе с шумом моря или грозы – единственные звуки, нарушающие безмолвие громадных пустынь. Мыслящая жизнь в диком заблуждении убила себя и всё живое, едва прикоснувшись к мощи атома и космоса». Стоит вспомнить и предупреждение Арнольда Джозефа Тойнби, английского аристократа и знаменитого историка ХХ века, которое он сделал незадолго до своей кончины в начале 70-х годов: Запад способен гальванизировать и разъединять, а мир нуждается в объединении; альтернатива миру – самоуничтожение.

Чтобы эта мрачная картина не стала реальностью для человечества., необходим на Земле Социализм, но Социализм нового качества – Ноосферный Экологический Духовный Социализм, который только и может обеспечить управляемую социоприродную эволюцию – единственную модель устойчивого развития человечества на Земле.

Речь идёт не только о Конце Стихийной Истории, Конце рыночно-капиталистической системы хозяйствования на Земле, но и о Конце автономной социальной истории. Речь идет о переходе к Истории Нового Качества – Ноосферной Истории, уже выходящей за рамки Внутренней Логики Социального Развития, и становящейся носителем Большой Логики Социоприродной Эволюции.

Императив выживаемости – это императив ликвидации капиталократии как механизма власти Капитала над всем Сущим, который Природа отвергла, стала его превращать в систему экологического самоубийства человечества.

Поэтому Эпоха Великого Эволюционного Перелома – это Эпоха Родов Действительного, т.е. Ноосферного, Разума, что в свою очередь означает – Переход Разума из состояния «Разум-для-Себя» — в «Разум-для-Биосферы, Земли, Космоса».

Все изложенное и означает:

«Ожидаемый Ноосферный Прорыв Человечества из России XXI века – базовое условие развития Космического Прорыва человечества из СССР ХХ века (60 лет которому исполняется 12 апреля 2021 года)»!!!

Ноосферный Прорыв из России XXI века, который превратится в ноосферную революцию в самих основах бытия человечества на Земле, станет одновременно Прорывом к доминированию в развитии Закона Кооперации, к планетарной кооперации народов-этносов на Земле, к Ноосферному Союзу Цивилизаций и к Миру без Войн и Насилия! Только на этой базе и начнется настоящая Космическая Эра для Человечества, предвестником которой стал Космический Прорыв из СССР 60 лет назад!