Юрий Антонов: «Мировоззрение и модель мира»

Что такое сознание, самосознание?  Это полное представление о самом себе, об окружающем обществе, о своем месте в этом обществе. Это служит основой для мыслей о будущем, о своих действиях, о целях.

Человек вообще мысленно анализирует не сам объект, а его воображаемую модель. Он вписывает эту воображаемую модель в также воображаемую модель окружающего мира. На практике обнаруживается расхождение модели с практикой. При сравнении расчетов с практикой человек производит корректировку модели объекта, приближаясь к практическим результатам. Это и является одним из процессов познания. И этот процесс сходящийся. Количество элементов человеческого мозга конечно, соответственно, конечно и количество комбинаций этих элементов. Конечны и представления человека об окружающем мире. Поскольку модель окружающего мира и воображаемая модель окружающего мира конечны, то этот процесс познания сходится за конечное число шагов. Так что в рамках рассматриваемых моделей абсолютная истина достижима. Другое дело, если мы будем одновременно проводить сравнение и корректировку модели окружающего мира. При этом модель окружающего мира никогда не будет полностью адекватной действительности в силу его бесконечности. Отсюда следует вывод, что для человека достижима абсолютная истина в его воображении (в границах модели его знания окружающего мира). За пределами этой модели она недостижима.

Когда высшие животные начали строить в своем мозгу модели внешнего бытия, у них начало появляться осознание причинно-следственного влияния отдельных объектов друг на друга, в том числе и  влияния действий самого животного на окружающую среду и на существ своего и иных видов. Использование своих действий с определенной целью явилось  фактом проявления зачатков разума.

Человек, научившись построению воображаемых моделей  формирует и чувства отношения к этим моделям, которые в комплексе составляют его мировосприятие и мироощущение. Соответствующие действия человека наталкиваются на противоречия с действительностью, что служит причиной уточнения и усложнения модели. Так формируется процесс познания. Познания складываются в мировоззрение, состоящее в основном из чувств.

Однако в модели существуют и связи между её элементами, которые в мозгу становятся логическими и противоречия в модели между понятиями. Это заставляет человека  кроме чувств, руководствоваться логическими размышлениями. Зачатки разума становятся человеческим разумом. Человек начинает приспосабливаться к действительности и первый шаг приспособления,  это формирование общества, от семьи к роду, от рода к племени, от племени к языковому общению. Общественный характер жизни приводит к развитию общественного разума.

Противоречия мира и его модели

Модель мира не может в силу ограниченности человеческого мозга полностью соответствовать оригиналу. Накапливающиеся со временем противоречия толкают человечество на развитие модели, уточнение её параметров. Эти изменения в разных обществах и странах происходят по-разному.  Формируются разные модели, иногда даже бессознательно. Трудности дипломатических споров зачастую связаны с тем, в разных моделях разные понятия справедливости, долга, чести.

Модели, как правило, зависят от законов, принятых в обществе, а законы, это часть настройки, создавшейся для повышения устойчивости современной формации и её вариантов.  Но представления людей формируются также, и на основе пиара, пропаганды и слухов. В результате одновременно в умах народа существует множество моделей окружающего мира.

В индивидуалистическом обществе представления формируются выборочно под влиянием приспособления к внешним воздействиям.  А так как внешние воздействия различаются в зависимости от социального положения, то представления и модели становятся классовыми. Каждый класс и каждая социальная группа видит свой путь улучшения своей модели и своего общества.  При сближении социального положения членов общества и модели становятся близкими и даже общими.

Интересно, как случилось что фраза В.И. Ленина :   «Учение Маркса всесильно потому что оно верно» принимается всеми, даже не знающими учения Маркса. А ведь учение Маркса само утверждает временность справедливости и могущества  всех учений.

И никто не задумывался над вопросом: «А почему же оно верно?».  Ответ находим у Ленина же,  Верность  учения подтверждается тем, что оно живо, так как питается политическим творчеством масс.  Стоит в процессе развития социалистического общества притормозить политическое творчество масс, как учение приходит в рассогласование с действительностью,  искажается неправильной трактовкой и теряет верность.

Каждый из нас обязан анализировать окружающие политические отношения,  прилагая к ним и тем самым развивая  марксизм. Он является наукой и отрицать это могут только враги. Как всякая наука он со временем эволюционирует в результате появления новых понятий, новых отношений, новых противоречий. Марксизм тем и силен, что он имеет способность перестраиваться, не теряя своих свойств,  как сильная армия в сражении. Марксизм может и должен развиваться в соответствии с изменениями окружающего мира. Методики марксизма, это методики анализа и синтеза,  позволяющие обнаруживать новые закономерности и новые пути достижения целей. Поэтому каждый из нас обязан идти по пути, обозначенному классиками дополняя их теоретические достижения новыми открытиями. Не будем бояться ошибок, если нас будет много, то товарищи поправят. А практика — надежный способ проверки. И если честно относиться к научной стороне идеологии, выдвигать новое доказательно, опровергать аргументировано, мы не отклонимся от заданного нашими  идеологическими предками направления.

Классики поставили много вопросов о будущем развитии общества, отвечать на эти вопросы придется нам.