Принцип В.И. Ленина «без революционной теории не может быть и революционного движения» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 6, с. 24) относится ко всей прогрессивной жизнедеятельности людей. Но созидательную роль в жизни общества играет только научная теория, а не любое намерение или верование. Поэтому человечеством достигается в исторической действительность только то, что им научно осознаётся и практически осваивается без вреда самому себе. Не случайно наука – способ теоретического осознания объективных законов движения мира – всегда играла и продолжает играть ведущую роль в историческом творчестве населения земного шара. Наука выступает основополагающей формой общественного сознания человека, воплощающей теоретический уровень его мышления, определяющей сущность и характер человеческого мировосприятия.
Наука получила подлинный смысл в середине XIX века, когда К. Маркс и Ф. Энгельс создали диалектический материализм – философское учение о всеобщих объективных законах развития природы, общества, сознания людей, – ставший её теоретической и методологической основой. К. Маркс квалифицировал науку как «всеобщую общественную производительную силу» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 26, ч. 1, с. 400). Изучив капиталистический способ общественного производства, он пришёл к выводу, что «капиталистическое производство порождает с необходимостью естественного процесса своё собственное отрицание» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 23, с. 773). Содержание этого отрицания – социалистической революции – К. Маркс и Ф. Энгельс обнаружили в превращении частной собственности в общественный тип собственности на средства производства во всемирном масштабе. Главным орудием социалистической революции Ф. Энгельс выявил науку, благодаря которой «объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, с. 227). Научное сознание народных масс – движущих сил социалистической революции – обеспечивает целенаправленное использование объективных закономерностей общественного развития в революционной практике. По словам Ф. Энгельса, только с утверждения социализма на планете «люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю» (Там же, с. 228).
Когда к началу XX века капитализм достиг высшей, монополистической стадии своего развития – империализма, – В. И. Ленин выявил революционную динамику его существования, так как «основные свойства капитализма стали превращаться в свою противоположность, когда по всей линии сложились и обнаружились черты переходной эпохи от капитализма к более высокому общественно-экономическому укладу» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 27, с. 385). Буржуазное общество оказалось в общенациональном кризисе, стало паразитировать, загнивать, отмирать. Целенаправленное использование этих естественных тенденций в исторической действительности увенчалось победой Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года в России, оказывающей глубинное преобразующие воздействие на общественное развитие всех стран и народов земного шара. В итоге Великий Октябрь определил содержание, характер, направление развития наступившей исторической эпохи новейшего времени – революционный переход человечества от капитализма к социализму. Оценивая столь могущественное воздействие Великого Октября на мировой исторический процесс, В. И. Ленин заметил, что «весь мир уже переходит теперь к такому движению, которое должно породить всемирную социалистическую революцию» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 403).
Рождённые Великой Октябрьской социалистической революцией, всемирно-исторические сдвиги в общественном развитии народов земного шара побудили к середине XX столетия величайшую производственную революцию во всемирной истории – мировую научно-техническую революцию, которая обеспечила подъём совокупных производительных сил человечества на качественно новый уровень развития на основе постепенного превращения науки в непосредственную производительно силу общества и стала оказывать соответствующее воздействие на общественную жизнедеятельность населения планеты. В процессе непосредственного соединения науки с материальным производством, под воздействием его коренного научного совершенствования, при внедрении в производство крупнейших научных открытий, усилении взаимодействия науки с техникой и производством, разработке и применении наукоёмких технологий качественно обогатился всеобщий научный потенциал человечества. Благодаря этому достижению стал существенно изменяться характер труда и производства, многократно повышаться производительность труда и эффективность производства. В итоге соответственно изменяются все стороны и сферы жизни общества, предъявляя совершенно новые требования к его социальной зрелости и умственной развитости.
Непосредственным соединением науки с материальным производством мировая научно-техническая революция создала качественно новый вид производства – наукоёмкое производство, которое определяет гигантский рост материальных и духовных возможностей человечества, качественный скачок в развитии его производительных сил, коренное преобразование общественного жизнеустройства, необходимые потребности его исторического прогресса. Наукоёмкое производство приводит в действие безграничную силу научной мысли, обеспечивающую возможности для беспредельного развития общественного производства вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения земного шара. Реализация этих возможностей предполагает революционное преобразование жизни общества на коммунистических принципах коллективизма и гуманизма.
Наукоёмкое производство выступает материальной базой, необходимой и достаточной для созидания коммунистической формации общества. Не случайно становление науки непосредственной производительной силой общества превратило капиталистическую частную собственность на средства производства в разрушителя производства и всей общественной жизнедеятельности народов, о чём свидетельствует глобальный кризис частнособственнической цивилизации, разразившийся в 1970-е годы. Выход из этого всеохватывающего катастрофического кризиса начинается с отмены частной собственности и установления общественной собственности на средства производства в планетарном масштабе. К удовлетворению этой первоочередной необходимой потребности современного человечества XXI века призвана объективной исторической необходимостью всемирная или глобальная социалистическая революция.
Глобальный кризис частнособственнической цивилизации непосредственно сопряжён со стихийным характером общественного развития. А наукоёмкое производство исключает экономическую анархию и социальную стихию в жизни общества, что обеспечивается социалистической системой производственных отношений, базирующейся на общественной собственности на средства производства. Тем самым дальнейший исторический прогресс человечества предполагает его научное обоснование, которое заключается в целенаправленном использовании объективных экономических и социальных закономерностей в конкретной практике исторического творчества народов. В итоге обеспечивается гармоническое соответствие характера производственных отношений общества уровню развития его производительных сил. Удовлетворение этой основополагающей жизненной потребности людей гарантируется научным мировоззрением диалектического материализма, которое не поддаётся разрушительному воздействию глобального кризиса, а способствует научному познанию причин его возникновения и способов преодоления.
Научное мировоззрение диалектического материализма является руководством к действию народов земного шара во всех сферах их общественной жизнедеятельности. Научное мировоззрение определяет сущность и характер общественного сознания человека. Научная идеологии обеспечивает мотивацию революционного движения мирового рабочего класса и всего трудового человечества к построению коммунистического общества социальной свободы и равенства. Научное виденье мира выступает главным критерием социальной зрелости и умственной развитости народов, так как материалистическая диалектика обеспечивает научное познание объективных законов общественного развития и содействует их практическому использованию в созидательной деятельности общества. Научное осознание людьми действия объективных общественных законов выступает исходной позицией в научном обосновании организации жизни общества и научном управлении её развитием, что обусловливает полную социальную свободу общества и человека, а пренебрежение всеобщими объективными законами диалектики оборачивается разрушительными последствиями и неминуемым провалом в конечном итоге.
Превращение основных свойств капитализма в свою противоположность состоит в его вырождении и гибели, что характеризуется острыми общественными противоречиями, кризисами, катастрофами. Соединение безграничной силы научной мысли со своекорыстными интересами или частнособственническими расчётами империалистической буржуазии угрожает глобальной катастрофой, уничтожающей всё живое на Земле. В процессе мировой научно-технической революции человек уничтожает естественную среду своего обитания, надвигая экологическую катастрофу на планете. Смена типов собственности на средства производства повлекла за собой империалистический передел всемирного богатства путём хищнического разграбления транснациональными сверхмонополиями национальных богатств народов и природных ресурсов земного шара. Всемирный империалистический передел собственности вызвал глобальный хаос, который не поддаётся произвольному управлению господствующими «верхами» планеты, что равнозначно всемирной революционной ситуации, представляющей собой введение к планетарному социальному взрыву. Соединение транснациональной сверхмонополии с капиталистической конкуренцией непосредственно следует к распаду капитализма, так как межмонополистическая конкуренция разворачивает процесс самоуничтожения частной собственности – основы классового-антагонистической цивилизации. К тому же технократическая вульгаризация и идеологическая догматизация научных открытий следуют к крайнему накалу катастроф и гибели международного сообщества. Только сознательное и целенаправленное использование всеобщих объективных законов диалектики в революционной практике обещает человечеству жизнеспособный выход из глобального хаоса к высшей, коммунистической ступени земной цивилизации.
Становление наукоёмкого производства объективно определяет стратегию общественного развития человечества на долгосрочную перспективу. Принимая научную основу, динамика общественного прогресса народов обретает неограниченные возможности для совершенствования материального производства, социального созревания, духовного обогащения. Первоочередной необходимой потребности и стратегической задачей международного сообщества становится должное овладение наукоёмким производством, обеспечивающим автоматизацию производственных процессов и соответствующее повышение производительности труда. Решение этой важнейшей задачи предполагает дальнейшую социализацию и гуматизацию общественных отношений, содействующих всестороннему развитию личности человека, выявляющих его способности к творческому труду, стимулирующих инновационный поиск в общественной жизнедеятельности. В этих условиях уровень наукоёмкости производства, аккумулирующий в себе силу научной мысли, внедрённой в производственных технологиях, выступает исходной позицией при определении форм общественной собственности на средства производства, налаживании мирового производственного процесса, общественной организацией труда на планете, переводе всей жизнедеятельности человечества на научный фундамент.
Наукоёмкое производство полностью подготовило всемирную социалистическую революцию. Подготовка состоит в том, что наукоёмкое производство закрепляет всемирно-историческую победу диалектического материализма в качестве теоретической и методологической основы науки, ставшей непосредственной производительной силой общества. В исторической действительности образовались общественные возможности для практической реализации научного осознания мира и его революционного преобразовании в соответствии с человеческими потребностями людей. Для осуществления этих возможностей необходимо последовательное владение народными массами научным мировоззрением вплоть до превращения объективной исторической необходимости в их свободную сознательную деятельность по революционному преобразованию жизни общества на социалистических началах во всемирном масштабе. Реализация этих возможностей заключается в сознательном использовании объективных законом общественного развития в конкретной практике исторического творчества. В итоге научность пронизывает все сферы жизни общества.
При научном обосновании организации жизни общества и научном управлении её развитием в исторической действительности полностью воплощается научное убеждение В. И. Ленина, что «только с социализма начнётся быстрое, настоящее, действительно массовое, при участии большинства населения, а затем всего населения, происходящее движение вперёд во всех областях общественной и личной жизни» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 33, с. 99-100). А отсутствие научного подхода к жизни общества, пренебрежение объективными законами общественного развития, отказ от адекватного восприятия окружающего мира неизбежно оборачиваются историческим движением вспять, влекущим за собой разрушительные последствия в общественном производстве, социальную и духовную деградацию общества, его неминуемую гибель в общенациональной катастрофе. Жизнеспособность человечества состоит в том, что наука становится основой коммунизма, определяющей соответствующее возрастание роли и значения научной теории в жизни общества.