Юозас Ермалавичюс: «Путём социализации и гуманизации»

Точкой зрения диалектического материализма К. Маркс считал «человеческое общество, или обобществившееся человечество» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 3, с. 4).

В этом определении состоит исходная позиция диалектико-материалистического учения, выступающего духовной движущей силой величайшей социальной революции во всемирной истории – всеобщей, всемирной, глобальной социалистической революции. Не случайно диалектический материализм оказался единственным учением, которое не поддается разрушительному воздействию глобального хаоса, а способствует научному познанию причин его возникновения и способов преодоления. Более того, действие всеобщих объективных законов диалектики воплощается в диктатуре глобальной социалистической революции, подавляющей контрреволюционную диктатуру монополистического капитала во всемирном масштабе. Поскольку действие всеобщих объективных законов диалектики в мировом историческом процессе стало отвечать с середины XIX века классовым интересам мирового пролетариата – освобождению общества от социального неравенства и антагонизма, угнетения и эксплуатации человека человеком, – господство универсальных законов диалектики над человечеством К. Маркс назвал «революционной диктатурой пролетариата» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, с. 27).

   Сущность диктатуры всеобщей социалистической революции Ф. Энгельс понимал как «скачок человечества из царства необходимости в царство свободы» (Там же, с. 228), когда «объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей» (Там же, с. 227). Это обстоятельство объективно определяет соответствующие социальные и духовные потребности населения земного шара, удовлетворению которых призвано служить наука – система объективных знаний о законах развития природы, общества, сознания людей, – которую К. Маркс квалифицировал как «всеобщую общественную производительную силу» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 26, ч. 1, с. 400). По мнению Ф. Энгельса, «чем смелее и решительнее выступает наука, тем более приходит она в соответствие с интересами и стремлениями рабочих» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 21, с. 317). В итоге Ф. Энгельс сделал вывод: «В той мере, в какой исчезает анархия общественного производства, отмирает политический авторитет государства. Люди, ставшие, наконец, господами своего собственного общественного бытия, становятся в следствии этого господами природы, господами самих себя – свободными» (Там же, с. 229-230).  Становление порабощённых объективной исторической необходимостью существ свободными людьми воплощается в усвоении ими научного мировоззрения диалектического материализма и овладении действием всеобщих объективных законов диалектики развития природы и общества в конкретной практике исторического творчества общества. Согласно научному прогнозу Ф. Энгельса, только с утверждения социализма на планете «люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, с. 228). Следовательно, дальнейшее общественное движение человечества вперёд магистральным путём исторического прогресса обеспечивается его научным самоуправлением.

    Когда на стыке XIX и XX веков капитализм достиг монополистической стадии развития и вступил в свой общий кризис, а свободная конкуренция переросла в империалистические войны, В. И. Ленин сделал научный вывод: «Только пролетарская, социалистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами. Каковы бы ни были трудности революции и возможные временные неуспехи её или волны контрреволюции, – окончательная победе пролетариата неизбежна» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 54, с. 483). Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года в России открыла историческое подтверждение этого научного предвидения В. И. Ленина. Она возглавила наступившую историческую эпоху новейшего времени, определив её содержание, характер, направления развития – революционный переход человечества от капитализма к социализму. Она выступила стартом всемирной социалистической революции, определив сущность революционного обновления мира.

    Цели всемирной социалистической революции наметил В. И. Ленин в проекте «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», а именно: «уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавления сопротивления эксплуататорских классов, установление социалистической организации общества и победу социализма во всех странах» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 35, с. 221). Для достижения этих целей В. И. Ленин предусматривал отмену частной собственности и установление общественного типа собственности на средства производства ради «создания высшего, чем капитализм, общественного уклада, именно: повышение производительности труда» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 187), «чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 391). Следовательно, наука выступает основой построения социалистического общества на земном шаре. Научное обоснование социалистического строительства является первоочередной, общей его закономерностью.

    Революционный переход человечества от капитализма к социализму характеризуется постоянно нарастающим обострением общего кризиса капитализма и соответствующим накалом всемирной гражданской войны между классовыми силами социалистической революции и империалистической контрреволюции. Значимым рубежом в этом историческом процессе выступила середина XX века, когда первоначальный социализм, построенный в 1930-е годы на индустриальной основе в Советском Союзе в условиях капиталистического окружения, вырвался в 1940-е годы в международное пространство, трансформировался в мировую общественную систему и достиг к 1970-м годам равновесия в историческом развитии с мировой капиталистической системой. В итоге мировыми явлениями стали социалистическая цивилизация и культура, от которых человечество не может отказаться.

   Глубинное преобразующее воздействие Великого Октября на мировой исторический процесс побудило к середине XX столетии мировую научно- техническую революцию, которая качественно преобразовала материально- производственный фундамент жизни человечества на основе постепенного соединения науки – основополагающей формы общественного сознания людей – с общественным производством, превращение её в непосредственную производительную силу общества. Это послужило образованию наукоёмкого вида производства, гарантирующего возможности для его автоматизации и беспредельного развития вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения планеты. Таким образом, научно-техническая революция объективно подготовила материальные предпосылки для всемирного торжества социализма и закономерно потребовало соответствующего преобразования характера производственных отношений общества во всемирном объёме, что относится к историческому призванию глобальной социалистической революции.

    В процессе мировой научно-технической революции капиталистический способ общественного производства полностью исчерпал все свои конструктивные возможности и естественно вступил в исторических этап необратимого прекращения своего существования, так как монополизация капитала достигла максимальной высоты, апогея роста. Революционный скачок в научном прогрессе оставил далеко позади достижения социальной зрелости и умственной развитости буржуазного общества. Частная собственность перестала служит основой для формирования производственных отношений народов. Наука превратила частную собственность в разрушителя производства и всей общественной жизнедеятельности человечества, что обернулось империалистическим переделом всемирной собственности путём хищнического разграбления транснациональными сверхмонополиями национальных богатств народов и природных ресурсов планеты.

    Отставание капиталистической системы производственных отношений общества от возросшего уровня развития его производительных сил воплотилось в очередном обострении в 1970-е годы общего кризиса капитализма и его перерастании в глобальный кризис всей частнособственнической цивилизации, который оказался самым масштабным и катастрофическим переломом во всемирной истории. Глобальный кризис охватил все социальные слои и все сферы жизни общества во всех странах земного шара, вызвал крайнее обострение всех общественных противоречий на планете, следует к революционному преобразованию жизни общества на социалистических началах на первых порах в большинстве, а в дальнейшем и в остальных странах. В итоге мировая капиталистическая система охвачена всеобщей агонией, вырождается и умирает. Действуя против объективных закономерностей общественного развития, империалистическая контрреволюция ускоренно следует путём самоуничтожения. В земном пространстве всё сильнее действуют объективные законы всемирной социалистической революции.

    Агонизирующий империализм оказался необычайно агрессивным. В 1980-е годы он развязал глобальную антикоммунистическую агрессию против всех направлений исторического прогресса человечества, нацеленную на контрреволюционное уничтожение мировой социалистической системы и реставрацию безраздельного господства капиталистического общественного строя во всемирном масштабе, что объективно невозможно. Поэтому разрушением Советского Союза в 1991 году и подрывом при этом мировой социалистической системы империалистическая контрреволюция перешагнула критическую грань допустимого в мировом историческом процессе и загнала себя в безвыходную ситуацию, которой она не может овладеть, поэтому обречена на неизбежную гибель. В итоге на планете образовался глобальный хаос, который не поддаётся произвольному управлению, что равнозначно всемирной революционной ситуации. Глобальный хаос хоронит капиталистическую формацию общества на кладбище истории.

    В то же время на первый план жизни мирового сообщества народов выходят совершенно новые необходимые потребности, обусловленные всеобщим научным потенциалом, созданным мировой научно-технической революцией. Их удовлетворение предполагает научное обоснование организации жизни общества и научное управление её развитием, что реально возможно путём целенаправленного использования всеобщих объективных законов развития природы и общества в конкретной революционной практике. Реализация новейших возможностей исторического прогресса заключается в утверждении общественной собственности на средства производства во всемирном масштабе, повышении социальной зрелости и умственной развитости народов в соответствии с коммунистическими принципами коллективизма и гуманизма. Эти инновации послужат должному овладению международным сообществом производительными достижениями научно-технической революции и построению на этой основе наукоёмкой материально-технической базы коммунистического общества, переводу всей общественной жизнедеятельности человечества на научный фундамент.

    Материальной основой грядущих преобразований в жизни человечества служат такие производительные достижения мировой научно-технической революции, как существенное обогащение всемирного научного потенциала, подъём производительных сил общества на совершенно новый уровень развития, интеграция и обобществление материального производства в планетарном масштабе,  становление единого мирового материально-производственного процесса, комплексная механизация и автоматизация производства на основе наукоёмких технологий, образование и функционирование всемирных систем коммуникации и информации, превращение науки в непосредственную производительную силу и решающий фактор развития общества и другие. Будучи продуктом всеобщего труда людей на благо человечества, наука играет определяющую роль в преодолении народами глобального кризиса и дальнейшем движении вперёд путём исторического прогресса к построению коммунистического общества.

   Основная необходимая потребность жизни общества – обеспечение постоянного соответствия характера его производственных отношений уровню развития производительных сил – предполагает решение необычайно сложного комплекса социальных задач, требующих замены частной собственности общественным типом собственности на средства производства и всё всемирное богатство. Предполагаются дальнейшая социализация и гуманизация общественных отношений с целью достижения более высокого уровня цивилизованности и культурности народов. Необходимо создание условий для всестороннего развития и эффективного применения творческого потенциала каждого человека на благо всего общества. В итоге последует постепенное формирование человеческого общества социального равенства путём утверждения коммунистического гуманизма в общественном укладе жизни интернационального сообщества народов, что прогнозируется научным мировоззрением.

   Обобществление материального производства во всемирном масштабе объективно способствует социализации и гуманизации общественных отношений людей, формированию более высоких социальных свойств и качеств общества. Обобществление производства закономерно содействует утверждению коллективистских начал в общественной жизнедеятельности народов, их социальному созреванию и умственному развитию, повышению их цивилизованности и культурности. Соответственно происходит интернационализация общественных отношений в международном сообществе. Эти тенденции ведут народы земного шара к осуществлению ими социалистических революций и формированию социалистической системы общественных отношений на планете, научному обоснованию общественной жизнедеятельности населения и научному управлению общественным развитием в соответствии с действием всеобщих объективных законов диалектической логики истории.

   В целом мировая научно-техническая революция определила качественное повышение уровня социального  развития общества, существенное обогащение его образованности и культурности, интеллекта и духовности. Благодаря научно-технической революции социальная сфера жизни общества обрела качественно новые необходимые потребности, удовлетворение которых призвано превратить социальное развитие и созревание народов в наиболее значимое условие их жизнедеятельности, отвечающее назревшим задачам по овладению наукоёмким производством. Активную роль в реализации этих возможностей играет возрастание роли и значения научного мировоззрения в жизни общества вплоть до научного осознания человеком самого себя как высшей социальной ценности в обществе.

   Социальное развитие общества, детерминированное творческим совершенствованием материального производства, закономерно становится ведущим направлением его жизнедеятельности. Это направление характеризуется социализацией и гуманизацией общественных отношений, нарастанием коллективистских начал и усилением человеческого фактора в общественной жизни народов земного шара. Значимыми становятся физическая культура общества, обеспечение его здоровья, гарантия благополучия людей. В норму общественной жизни входит социальное обеспечение каждого человека от детства до старости, создавая условия для всестороннего развития человеческой личности, оптимального применения её творческого потенциала на благо общества. Наряду с этим всё возрастающую роль призвано играть всеобщее народное образование, содействующее умственную развитию людей, их духовному обогащению. Духовное совершенствование общества нацелено на формирование его научного мировоззрения диалектического материализма, обеспечивающего научное понимание жизни общества и научное обоснование его жизнедеятельности. Для того, чтобы овладеть наукоёмким производством, человеку необходимо научное сознание, безграничная умственная сила. Научное мировоззрение является основополагающей формой общественного сознания человека, определяющей сущность и характер его мышления.

   Поскольку социальному развитию общества принадлежит приоритет в освоении народами земного шара производительными достижениями мировой научно-технической революции, социализация общественных отношений обусловливает их гуманизацию. Усиление коллективистских начал в жизнедеятельности людей закономерно требует от них повышения своей умственной развитости, духовной культуры, интеллектуального потенциала. Первостепенное значение в этом направлении имеет формирование научного мировоззрения народов, составляющего теоретическую и методологическую основу их общественного сознания. Диалектико-материалистическое мировоззрение обеспечивает адекватное восприятие и научное понимание общественной действительности окружающего мира, что способствует становлению общественной жизнедеятельности людей свободным сознательным творчеством. Научное видение мира выступает необходимым фактором сознательной самореализации человека, применения им своих способностей и дарований на благо общества. Тем самым научное мировоззрение, обосновывающее диалектическую культуру мышления людей, является ведущим субъективным фактором повышения роли человека в жизни общества, гуманизации общественных отношений народов, созидании человеческого мира.

    В социальном развитии общества особенно важное значение имеет его духовное обогащение, повышение интеллектуального уровня, приумножение умственных сил людей. Интеллектуальное развитие населения представляет собой непрерывный процесс его всеобщего образования, овладения научными знаниями, необходимыми для творческой жизнедеятельности. В свою очередь, развитие образования народов выступает ведущим фактором повышения их интеллектуального уровня, накапливания духовных богатств, научного обоснования их общественного сознания. К тому же образование населена, его научное просвещение составляют необходимую духовную среду, обеспечивающую интеллектуальные способности людей к решению назревших задач дальнейшего исторического прогресса человечества, так как повышение уровня наукоёмкости производства определяется силой научной мысли, воплощаемой в производственных технологиях.

   Первостепенное значение в интеллектуализации общества имеет его умственное развитие. В этом направлении ведущую роль также играет всеобщее образование населения. Поскольку закономерное усложнение исторического движения человечества вперёд объективно определяет усиление социальной и духовной потребностей народов планеты в научном понимании общественной действительности мира, необходимым для этого является овладение населением высшим образованием. В свою очередь, высшее образование выступает необходимой предпосылкой для усвоения людьми научного мировоззрения, осознания ими всеобщих объективных законов диалектики, овладения навыками практического использования объективных закономерностей общественного развития в перспективных целях исторического прогресса. Усвоение диалектико-материалистического мировоззрения способствует подъёму общественного сознания людей на научный уровень. Тем самым научное мировоззрение становится определяющим теоретическим и методологическим фактором, обеспечивающим научное обоснование организации общественной жизнедеятельности народов и научное управление их историческим развитием. Эти задачи коренного преобразования духовной жизни общества призвана решать мировая научно-мировоззренческая революция в общественном сознании народных масс.

    Следовательно, социализация и гуманизация общества представляют собой исторический процесс превращения порабощённого объективной исторической необходимостью существа в свободного человека путём усвоения им научного мировоззрения диалектического материализма и овладения действием всеобщих объективных законов диалектики развития природы и общества в конкретной практике исторического творчества человечества. Этот процесс составляет основное содержание грядущей исторической эпохи коллективистского и гуманистического развития населения планеты к высшей, коммунистической ступени общественной цивилизации. Он полностью охватывает всё земное пространство на ближайшие столетия. В нём аккумулируются производственная, социальная и духовная революции, составляющие в совокупности глобальную коммунистическую революцию. Она выходит к созиданию человеческого общества, в котором человек становится высшей социальной ценностью.