В середине XIX века К. Маркс и Ф. Энгельс открыли, а в дальнейшем всемирная история подтвердила, что способ материального производства обусловливает всю общественную жизнедеятельность человечества.
Способ производства состоит в диалектике взаимодействия производительных сил и производственных отношений общества. Ведущую роль в нём играет наука – познавательная деятельность людей. С начала XX столетия связь науки с общественным производством получила постоянный характер. Внедрение научных открытий в машиностроение породило крупную машинную индустрию, которая обеспечила достижение капиталистической формацией общества высшей стадии развития – империализма – и стала достаточным материальным фундаментом для строительства социалистического общества. Поэтому Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года в России определила содержание, характер, направление развития наступившей исторической эпохи новейшего времени – революционный переход человечества от капитализма к социализму. От классового жизнеустройства общества социального неравенства и антагонизма к общинному общественному укладу социальной свободы и равенства. К тому же своим глубинным преобразующим воздействием на мировой исторический процесс Великий Октябрь побудил к середине XX столетия мировую научно-техническую революцию, которая оказалась величайшей производственной революцией во всемирной истории по сравнению с аграрной и промысленной революциями.
Мировая научно-техническая революция обеспечила во второй половине XX века подъём совокупных производительных сил человечества на качественно новый уровень развития на основе постепенного превращения науки – способа теоретического осознания объективных законов движения мира – в непосредственную производительную силу общества. В процессе тесного соединения науки с материальным производством, под воздействием его коренного научного совершенствования, при внедрении в производство крупнейших научных открытий, усилении взаимодействия науки с техникой и производством, разработке и применении наукоёмких технологий качественно обогатился всеобщий научный потенциал человечества. Благодаря этому достижению стали существенно изменяться характер труда и производства, радикально увеличиваться производительность труда, повышаться эффективность производства. В итоге соответственно изменяются все стороны и сферы жизни общества, предъявляя совершенно новые требования к его социальной зрелости и умственной развитости.
Комплексная механизация и автоматизация материального производства, создание и внедрение в него электронной техники, открытие и использование новых видов энергии, создание и применение искусственных конструкционных материалов, непосредственное воплощение научной мысли в производственных технологиях, образование международных систем коммуникации и информации, проникновение человека в космос и другие направления мировой научно-технической революции способствуют гигантскому росту материальных и духовных возможностей человечества, достижению им качественного скачка в развитии своих производительных сил, осуществлению коренного преобразования общественного жизнеустройства, определению необходимых потребностей дальнейшего исторического прогресса. Непосредственным соединением науки с производством научно-техническая революция привела в действие безграничную силу научной мысли, обеспечивающую возможности для беспредельного развития производства.
Благодаря мировой научно-технической революции материальное производство общества получило научную основу, что способствует качественному повышению его научного уровня развития, содействует многократному подъёму производительности труда. Научно-техническая революция открыла возможности и обеспечила предпосылки для создания производства совершенно нового технического и технологического вида – наукоёмкого производства, – обеспечивающего его автоматизацию вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения земного шара. Наукоёмкое производство не только объективно гарантирует всемирное торжество социализма, но и представляет собой материальную базу для построения коммунистического общества.
Главную роль в мировой научно-технической революции играет наука – продукт всеобщего труда людей на благо всего человечества. Поэтому становление науки непосредственной производительной силой общества служит основой для обобществления материального производства во всемирной степени, так как уровень наукоёмкости производства определяет степень его обобществления. Соответственно глобализируются взаимосвязь и взаимодействие всех общественных явлений, процессов, отношений, что значительно усложняет функционирование земной цивилизации. Всемирное обобществление производства несовместимо с экономической анархией и социальной стихией, требует отмены частной собственности и установления общественной собственности на средства производства в планетарном масштабе. Предполагаются научное обоснование организации жизни общества и научное управление её развитием. Практическое решение этих социально-экономических задач относится к историческому призванию всемирной социалистической революции – величайшей социальной революции во всемирной истории.
Превращение науки в непосредственную производительную силу общества также вносит существенные коррективы в диалектику взаимодействия общественного бытия и общественного сознания человечества, значительно усиливая преобразующее воздействие научного сознания людей на общественное развитие народов, так как общественное бытие является содержанием их общественного сознания. Адекватное восприятие и научное понимание общественной действительности мира стали объективной необходимостью исторического творчества народных масс. Без научного понимания и научного обоснования жизни общества оказывается невозможным дальнейшее общественное развитие международного сообщества путём исторического прогресса. Удовлетворение этой социальной и духовной потребности народов осуществляется мировой духовной революцией, воплощающей научно-мировоззренческое преобразование общественного сознания людей на основе научной теории диалектического материализма. Научное мировоззрение становится основополагающей формой общественного сознания человека, определяющей сущность и характер его мышления.
Поскольку особенности науки как непосредственной производительной силы общества заключаются в её безграничности, в беспредельных возможностях развития материального производства, осуществление столь могущественных возможностей в исторической действительности предполагает соответствующую подготовку личности человека – основной производительной силы общества, в которой воплощаются достижения социальной зрелости и умственной развитости человечества. В силу того, что наукоёмкое производство определяет наиболее высокие социальные и духовные потребности населения земного шара, их удовлетворение выдвигает на первый план жизни общества повышение сознательности народных масс, усвоение ими научного мировоззрения диалектического материализма, усиление субъективного или человеческого фактора в историческом творчестве человечества. Тем более что общественное сознание людей не только познает общественное бытие, но и оказывает активное воздействие на исторический прогресс в зависимости от их умственной развитости, духовного богатства, интеллектуального потенциала, культуры мышления.
Поскольку главным двигателем исторического прогресса человечества является труд человека, усиление творческого характера труда, обусловленное мировой научно-технической революцией, предъявляет человеку соответствующие требования по овладению инновациями науки как непосредственной производительной силы общества. Творческий труд, следующий на смену угнетающей рутине, предполагает высокую образованность, культурность, сознательность людей вплоть до научно-теоретического уровня их общественного сознания. Именно в сознательности народных масс заключается творческая сила общества, которая воплощается в созидательном труде, двигающем вперёд исторический прогресс. В повышении образованности, сознательности, культуры мышления человека состоит всестороннее развитие его личности, обнаруживание и применение его способностей на благо общества, становление труда его жизненной потребностью.
Высшее достижение мировой научно-технической революции – наукоёмкое производство – стало основой для его обобществления во всемирной степени. Поэтому капиталистическая частная собственность на средства производства перестала служить основой для формирования производственных отношений общества, превратилась в разрушителя производства и всей общественной жизнедеятельности народов, о чём свидетельствует глобальный кризис частнособственнической цивилизации, разразившейся в 1970-е годы. Частную собственность призвана заменить общественная собственность на средства производства, составляющая основу коммунистического уклада жизни общества. Общественная собственность отвечает необходимым потребностям жизни человечества по овладению производительными достижениями научно-технической революции. Все эти обстоятельства обусловливают необходимость и неизбежность всемирной социалистической революции. Её содержанием является установление общественной собственности на средства производства в планетарном масштабе в соответствии с требованиями наукоёмкого производства.
Научная организация материального производства призвана обеспечивать постоянное соответствие характера производственных отношений общества уровню развития его производительных сил, что реально возможно и необходимо в коммунистическом способе производства. Научная основа производства требует научного обоснования всей организации жизни общества и научного управления её развитием. Требуются соблюдение и использование объективных закономерностей общественного развития в конкретных целях исторического творчества с тем, чтобы обеспечивать планомерное, поступательное, гармоническое развитие всех сфер жизни общества. Научно обоснованное управление общественными процессами способно в действительности преодолеть экономическую анархию и социальную стихию, заменяя их гармонизацией совокупной системы общественных отношений. Но человечеством достигается и овладевается только то, что им научно осознаётся. Эту задачу решает мировая научно-мировоззренческая революция в общественном сознании людей, вооружающая их всесильным мировоззрением диалектического материализма.
С прогрессивной смены типов собственности на средства производства в планетарном масштабе разворачивается величайшая социальная революция во всемирной истории. Основным её содержанием является внедрение наукоёмких технологий во все виды материального производства, что представляет собой глобальный качественный скачок в мировом историческом процессе революционного перехода человечества от капитализма к коммунизму. Этот радикальнейший перелом наполнен острыми общественными противоречиями, кризисами, угрозами катастроф. Соединение безграничной силы научной мысли со своекорыстными интересами или частнособственническими расчётами империалистической буржуазии угрожает глобальной катастрофой, уничтожающей всё живое на Земле. В процессе мировой научно-технической революции человек уничтожает естественную среду своего обитания, надвигая угрозу экологической катастрофы на планете. Смена типов собственности на средства производства влечёт за собой империалистический передел всемирной собственности путём хищнического разграбления транснациональными сверхмонополиями национальных богатств народов и природных ресурсов земного шара. Всемирный империалистический передел собственности вызвал глобальный хаос, который не поддаётся произвольному управлению господствующими «верхами» планеты, что равнозначно всемирной революционной ситуации, представляющей собой введение к всемирному социальному взрыву. Межмонополистическая конкуренция разворачивает процесс самоуничтожения частной собственности – основы классово- антогонистической цивилизации. К тому же вульгаризация и догматизация научных открытий следуют к крайнему накалу катастрофы и гибели международного сообщества. Только сознательное и целенаправленное использование всеобщих объективных законов диалектики в революционной практике обещают человечеству жизнеспособный выход из глобального хаоса к высшей, коммунистической ступени земной цивилизации. Материалистическая диалектика оказалась единственным в мире учением, которое не поддаётся разрушительному воздействию хаоса, а содействует научному познанию причин его возникновения и способов преодоления. Наука выступает основой коммунизма.
Юозас Ермалавичюс, доктор исторических наук, профессор.