Материалистическое понимание истории, открытое К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине ХIХ века, нашло свое всесилие в их философском учении диалектического материализма, точка зрения которого «есть человеческое общество, или обобществившееся человечество» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т.3, с.4). К тому же К. Маркс пояснил, что «человек – высшее существо для человека» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т.1, с. 422). На этой основе он сформулировал категорический императив, повелевающий «ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощенным, беспомощным, презренным существом» (Там же). Основной рычаг реализации гуманистического императива К. Маркс также обнаружил в материалистической диалектике, установив, что «теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» (Там же). Согласно диалектико-материалистическому учению, субъектом истории являются народные массы, обладающие соответствующими социальной зрелостью и умственной развитостью. Благодаря диалектико-материалистической теории и методологии, обществоведение обрело подлинно научный смысл, а объективная логика истории получила научное понимание. В целом диалектическим материализмом увенчалась победа величайшей всемирно-исторической революции в развитии человеческого мышления, общественного сознания людей.
Руководствуясь диалектико-материалистическим подходом к жизни общества, В.И. Ленин обнаружил в начале ХХ века объективные общественные возможности для освобождения человека от угнетения и порабощения. Эти возможности стали складываться в связи с достижением капиталистической формацией общества высшей стадии своего существования – империализма. В.И. Ленин установил, что «империализм – это такое состояние капитализма, когда он, выполнив все для него возможное, поворачивает к упадку» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 26, с. 29-30). Империализм стал воплощением общего кризиса капитализма, охватывающего все социальные слои и все сферы жизни буржуазного общества, постоянно обостряющегося вплоть до общенациональной катастрофы, следующего к революционному преобразованию жизни общества на социалистических началах.
Изучив сущность и закономерности развития капитализма на империалистической стадии, В.И. Ленин констатировал, что империализм образовался, «когда некоторые основные свойства капитализма стали превращаться в свою противоположность, когда по всей линии сложились и обнаружились черты переходной эпохи от капитализма к более высокому общественно-экономическому укладу» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 27, с. 385). В итоге последовал научный вывод, что «монополия есть переход от капитализма к более высокому строю» (Там же, с. 386).
Историческая действительность стала подтверждать научные открытия В.И. Ленина. Первое существенное обострение общего кризиса мировой капиталистической системы, кульминацией которого оказалась первая мировая война, завершилось победой Великой Октябрьской социалистической революции в России в 1917 году и ее глубинным преобразующим воздействием на общественное развитие всех стран и народов земного шара. Великий Октябрь возглавил наступившую историческую эпоху новейшего времени, определив ее содержанием революционный переход человечества от капитализма к социализму. Оценивая воздействие Великого Октября на мировой исторический процесс, В.И. Ленин заметил, что «весь мир уже переходит теперь к такому движению, которое должно породить всемирную социалистическую революцию» (Ленин В.И. Полн. собр. соч.,т.45, с. 403). Великая Октябрьская социалистическая революция оказалась стартом всемирной социалистической революции. Советская страна становилась центром притяжения мира.
Научно прогнозируя перспективы революционного перехода человечества от капитализма к социализму, в 1923 году В.И. Ленин обнаружил, что «политический и социальный переворот оказался предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции, перед лицом которой мы все-таки теперь стоим» (Там же, с. 377). Требованиями культурной революции В.И. Ленин считал интеллектуальные и материальные факторы. Во-первых, он понимал, что «культурная революция представляет неимоверные трудности … чисто культурного свойства (ибо мы безграмотны)» (Там же). Во-вторых, по его мнению, «чтобы быть культурными, нужно известное развитие материальных средств производства, нужна известная материальная база» (Там же). Главное, по убеждению В.И. Ленина, «чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом» (Там же, с. 391). Следовательно, научное обоснование строительства социалистического общества воспринималось В.И. Лениным в качестве необходимой закономерности этого исторического процесса.
На протяжении ХХ столетия под воздействием научного прогресса общественная жизнь человечества изменилась коренным образом. Концентрация материального производства переросла в его интеграцию во всемирном масштабе. Глобализация производства повлекла за собой соответствующую монополизацию капитала от картелей, трестов, синдикатов к гигантским сверх монополиям – транснациональным корпорациям. Последние стали преобладающими и господствующими в мировой капиталистической системе. В погоне за максимальной прибылью они отрывались от материального производства и погружались в финансовую спекуляцию на всемирном рынке. Вследствие спекуляции капиталом к концу ХХ века в транснационально-монополистической системе капитализма стал господствовать фиктивный финансовый капитал. Он функционирует лишь по инерции, иссякающей неумолимо и необратимо. Превращение основных свойств капитализма в свою противоположность аккумулировалось во всеобщей агонии мировой капиталистической системы.
Вместе с саморазрушением капитализма разразился всеобщий мировой кризис всего старого общественного жизнеустройства народов планеты, основанного на частной собственности на средства производства. Глобальный кризис охватил все страны и народы мира, все сферы и области жизни частнособственнического общества. Выход из всемирного кризиса обнаруживается научным пониманием жизни общества. Материалистическая диалектика оказалась единственным в мире учением, которое не поддается разрушительному воздействию глобального кризиса, а научно объясняет причины его возникновения и способы преодоления. Поэтому целенаправленное использование в исторической практике всеобщих объективных законов диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные сдвиги, повторения пройденных ступеней на более высоком уровне – стало решающей возможностью для революционного выхода народов из глобального кризиса.
Ленинский пример выхода из первого обострения общего кризиса капитализма в начале XX века основывался на диалектике взаимодействия производительных сил и производственных отношений общества. Используя научные принципы в проектировании социалистического общества, в В.И. Ленин писал, что в переходную историческую эпоху «выдвигается необходимо на первый план коренная задача создания высшего, чем капитализм, общественного уклада, именно: повышение производительности труда» ( Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.36, с. 187). Рост производительности труда В.И. Ленин считал главным критерием общественного прогресса, обеспечиваемого научным обоснованием организации жизни общества и научным управлением ее развитием.
Практическое осуществление ленинской концепции строительства социалистического общества в Советском Союзе отличалось рекордными темпами индустриализации страны, развития ее производительных сил. Индустриальный фундамент социализма оказался способным к выдерживанию исторического испытания второй мировой войны: вооруженная агрессия фашистской реакции империализма против СССР завершилась в 1945 году победой советского народа над германским фашизмом и его сателлитами. Соответственно возросло влияние социализма в мире при дальнейшем обострении общего кризиса капитализма. В итоге значительно изменилось соотношение классовых сил на международной арене – к 1970-м годам образовалось равновесие в мировом историческом процессе между общественными системами капитализма и социализма.
В условиях глубинных перемен в мировом общественном развитии в середине ХХ столетия произошел субъективистский отказ политического руководства СССР от научного подхода к жизни общества. Обнаружилось пренебрежение им объективными общественными законами. В 1965 году главным критерием экономического роста страны обозначена прибыль – цель капиталистического производства – вместо повышения производительности труда. Соответственно изменился вектор развития советского общества против исторического прогресса. Это привело к образованию всеобщего кризиса в Советской стране и разрушению советского союзного государства в 1991 году, повлекшими за собой катастрофические последствия всемирного значения.
Разрушение Советского Союза, совершенное мировой империалистической контрреволюцией при помощи оппортунистических сил внутри страны, вызвало всеобщую опасность на земном шаре. Противоестественное расчленение СССР – центра притяжения мира – оказало разрушительное воздействие на все страны планеты. Дезинтеграция СССР повлекла за собой подрыв баланса классовых сил на международной арене, расстройство мировых экономической и политической систем, нарушение равновесия в мировом общественном развитии. К тому же последовали полномасштабный территориальный передел земного шара, всемирное империалистическое разграбление транснациональными корпорациями национальных богатств народов и природных ресурсов планеты, существенное обострение всех общемировых проблем и противоречий, значительное увеличение угрозы вселенской катастрофы. В итоге максимальное обострение получил всеобщий мировой кризис, развернулась глобальная дестабилизация мирового исторического процесса, ускорился распад всего частнособственнического жизнеустройства человечества. В начале ХХI века все страны и народы мира оказались в глобальном хаосе, который не поддается произвольному управлению, что равнозначно всемирной революционной ситуации.
Губительному воздействию глобального хаоса на общественную жизнедеятельность народов земного шара противостоят производительные достижения мировой научно-технической революции, развернувшейся под влиянием Великого Октября во второй половине ХХ века. Научно-техническая революция качественно преобразовала материально-производственный фундамент жизни человечества на основе постепенного превращения науки – всеобщей общественной производительной силы – в непосредственную производительную силу общества. Под многогранным воздействием этой величайшей производственной революции радикально обогатился всемирный научный потенциал, обеспечивающий подъем совокупных производительных сил человечества на совершенно новый уровень развития. Непосредственное соединение науки с производством привело к образованию наукоемкого вида производства, значительно опережающего производительные достижения аграрного и промышленного производства.
Коренные изменения в материальных условиях жизни народов земного шара стали объективно определять необходимые потребности общественного прогресса. Главной стратегической целью дальнейшего исторического движения человечества вперед выступило освоение производительными достижениями мировой научно-технической революции. Это предполагает соответствующее преобразование характера производственных отношений общества с тем, чтобы он отвечал бы возросшему уровню развития производительных сил. Но социальная зрелость и умственная развитость народов оказались недостаточными для должного освоения наукоемким производством. При взлете научного прогресса проявился духовный спад народных масс вплоть до их отказа от адекватного восприятия исторической действительности. Человек стал уничтожать естественную среду своего обитания, употреблять наркотики и другие ядовитые вещества, прибегать к самоубийству. Народные массы, охваченные умственной ограниченностью, невежеством, убожеством, оказались в мировом духовном кризисе, способствовавшем перерастанию очередного обострения в 1970-е годы общего кризиса капитализма во всеобщий мировой кризис.
Мировая научно-техническая революция обеспечила научную основу материального производства, что закономерно потребовало научного обоснования всей организации жизни общества во всех странах планеты. Но ни одна страна не справилась с решением этой важнейшей задачи. А тем временем воздействие научно-технической революции на жизнь общества не только значительно ускорило, но и существенно усложнило историческое развитие народов. В этих условиях без научного понимания и научного обоснования оказался невозможным их дальнейший исторический прогресс. К сожалению, народные массы всех стран мира все еще не поднялись на высоту решения назревших стратегических задач человечества.
Радикальное повышение уровня развития производительных сил общества послужило основой для интеграции материального производства в планетарном масштабе. В итоге образовался единый мировой материально-производственный процесс. Мировая экономика стала целостным международным хозяйством. Но глобализация производства непримиримо столкнулась с частной собственностью на средства производства во всех странах земного шара. Дальнейшая глобализация производства, способствующая его обобществлению во всемирной степени, неизбежно обостряет всеобщий мировой кризис, усугубляет глобальный хаос, угрожает общенациональной катастрофой.
Хотя человечество вынуждено учитывать объективные требования своего исторического развития, народы планеты еще далеко не осознали кардинальных корректив, внесенных мировой научно-технической революцией в их общественное бытие. У народов нет научно обоснованной стратегии, в которой учитывались бы необходимые потребности общественного прогресса в условиях научно-технической революции. А антинаучная политика оборачивается разрушительными последствиями и неизбежным провалом в конечном итоге.
Благодаря глобализации материального производства интеграция всех сфер жизни человечества обрела всемирный охват. В условиях господствующего положения в мире частной собственности на средства производства интеграция общественного бытия международного сообщества носит стихийный и насильственный характер. Тем не менее, взаимосвязь и взаимодействие между народами планеты получили первостепенное значение. Эта тенденция стала закономерно нарастать и усиливаться. Соответственно возросла диалектическая целостность и противоречивость мира. Успешное решение общемировых проблем и задач оказалось возможным не отдельными нациями или народами, а всем человечеством в целом. Всему международному сообществу, его экономическому могуществу и социальному потенциалу под силу достижение основной стратегической цели современности – полное освоение производительными достижениями мировой научно-технической революции.
Международное хозяйство, претерпевшее коренное преобразование мировой научно-технической революции, дальше не может стихийно развиваться в рамках частной собственности на средства производства, так как она превратилась в разрушителя производства и всей общественной жизнедеятельности народов. Мировая экономика нуждается в научно обоснованном управлении ее развитием. Глобализация материального производства требует гармонизации всей совокупной системы общественных отношений между народами, что реально возможно на основе общественной собственности на средства производства. Гармонизация жизни общества призвана заменить экономическую анархию и социальную стихию, что является главной задачей всемирной социалистической революции.
Первоначальный фактор революционного выхода народов мира из глобального хаоса состоит в научном обосновании их политики. С ним связано научное определение организации жизни общества в планетарном масштабе при использовании всеобщих объективных законов диалектики в общественной практике. А материалистическая диалектика подсказывает, что выход человечества из всеобщего мирового кризиса возможен путем революционного преобразования жизни общества на социалистических началах на первых порах в большинстве, а в дальнейшем и в остальных странах. Объективная логика всемирной истории настаивает на замене капитализма, исчерпавшего все свои конструктивные возможности в процессе мировой научно-технической революции, закономерно следующим за ним социалистическим способом общественного производства, открывающим возможности для дальнейшего поступательного развития производительных сил международного сообщества. В исторической действительности воплощается научное предположение Ф. Энгельса, что «объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд.2-е, т. 19, с. 227).
Поскольку необходимые потребности жизни современного человечества ХХI века объективно определяются мировой научно-технической революцией, первостепенное значение для выхода народов планеты из глобального хаоса имеет научное раскрытие ее определяющей роли для дальнейшего исторического прогресса. Тем более что страны и народы планеты вступили в новый этап общественного движения вперед, отличающийся образованием возможностей для достаточного удовлетворения человеческих потребностей всего населения земного шара, чего раньше не могла знать всемирная история. Реализация этих возможностей встала на повестку дня грядущей исторической эпохи, что предполагает научное осознание народными массами.
В процессе коренного научного совершенствования материального производства, под воздействием крупнейших научных открытий, усиления взаимодействия науки с техникой и производством, разработкой и применением наукоемких технологий качественно обогатился всеобщий научный потенциал человечества. Благодаря этому достижению мировой научно-технической революции стали изменяться характер труда и производства, увеличиваться производительность труда, повышаться эффективность производства. В итоге соответственно трансформируются все стороны и сферы жизни общества, что неизбежно требует научного осознания людьми. В исторической действительности подтверждается научный прогноз Ф. Энгельса, что только с утверждения социализма на земном шаре «люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю» (Там же, с. 228).
Мировая научно-техническая революция характеризуется тесным соединением науки с материальным производством, становлением науки непосредственной производительной силой общества. Это обеспечивает научную основу производства, способствует качественному повышению его научного уровня развития, содействует значительному росту производительности труда. Научно-техническая революция открыла возможности для создания материального производства совершенно нового технического и технологического уровня развития – наукоемкого производства. Но должное осуществление новейших возможностей научного совершенствования общественного производства оказалось невозможным в условиях капиталистического способа производства, ограниченного оковами частной собственности на средства производства.
Непосредственное соединение науки с материальным производством предполагает не только научную организацию труда и производства, но и всех областей жизнедеятельности общества. Научное обоснование организации производства исключает экономическую анархию и социальную стихию в общественном развитии, что оказывается возможным в социалистической системе производственных отношений, основу которой составляет общественная собственность на средства производства. Реализация этой возможности обеспечивается научно обоснованной политикой, планомерным управлением общественным развитием народов. В целом научная организация производства призвана обеспечивать соответствие характера производственных отношений общества уровню развития его производительных сил, что реализуется научным осознанием и практическим овладением народными массами действием всеобщих объективных законов диалектики в общественной жизнедеятельности человечества.
Превращение науки – системы объективных знаний о законах развития природы, общества, сознания людей – в непосредственную производительную силу общества существенно изменят характер производственного труда. В нем усиливаются роль и значение умственной развитости, интеллекта, научной образованности, духовной культуры человека. Интеллектуализация производственного труда способствует становлению его творческим занятием, что предполагает всестороннее развитие личности человека – основной производительной силы общества. Более того, образование наукоемкого производства обеспечивает органическое соединение физического и умственного труда непосредственно в производственной деятельности народов. Все это в совокупности обусловливает становление социальной общности людей, занятых наукоемким производством. В то же время эти тенденции способствуют формированию трудовой ассоциации наукоемкого производства, объединяющей в производственной деятельности научных, конструкторских, инженерных, технологических и других работников высшей профессиональной квалификации, социальной зрелости, духовной культуры. В итоге складывается социальная общность обобществленного типа – носитель коммунистического способа производства и общественного строя.
Комплексная механизация и автоматизация материального производства, создание и внедрение в него электронной техники, открытие и использование новых видов энергии, создание и применение искусственных конструкционных материалов, непосредственное воплощение научной мысли в производственных технологиях, образование международных систем коммуникации и связи, создание общемировой сети информации, проникновение человека в космос и другие направления мировой научно-технической революции способствуют гигантскому росту материальных и духовных возможностей человечества, достижению им качественного скачка в развитии своих производительных сил, достаточных для становления грядущей коммунистической формации общества. В целом научно-техническая революция создала необходимые предпосылки и подготовила условия для побед социалистических революций во всех странах земного шара, так как наука обеспечивает беспредельные возможности для развития производства вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения планеты.
Благодаря преобразующему воздействию мировой научно-технической революции коренным образом изменилась земная цивилизация. Интеграция и обобществление материального производства получили всемирную степень. Вследствие этого изменения взаимосвязь и взаимодействие, взаимозависимость и взаимообусловленность, интегрированность и обобществленность всех сфер жизнедеятельности человечества обрели планетарный масштаб и глобальный характер. Диалектика целостности и противоречивости мира стала главным фактором мирового исторического процесса, требующим первоочередного учета при научном познании и революционном преобразовании общественной действительности. Неотъемлемым элементом этого исторического процесса становится формирование научного сознания людей на теоретической и методологической основе диалектического материализма.
Научная основа материального производства требует научного обоснования всей организации жизни общества. Необходимы учет, соблюдение, использование объективных законов общественного развития в конкретных целях исторического прогресса с тем, чтобы обеспечивать планомерное, поступательное, гармоническое развитие всех сфер жизни общества. Научно обоснованное управление общественными процессами способно в действительности преодолеть экономическую анархию и социальную стихию, заменяя их гармонизацией всей совокупной системы общественных отношений. Именно этому призвана мировым историческим процессом социалистическая организация жизни общества, которая невозможна без ее научного понимания и научного обоснования.
Утверждение на планете социалистического общественного жизнеустройства народов становится ведущей созидательной тенденцией в процессе стихийного распада частнособственнического устройства мира. Эта тенденция ведет к формированию социальных и политических институтов, необходимых для выхода человечества из глобального хаоса к высшей, коммунистической ступени всемирной цивилизации. Это служит становлению социалистического типа мировой политической системы общества – всемирной социалистической демократии, осуществляемой всемирным союзным социалистическим государством народов земного шара. Тем более что мировая экономика, представляющая собой всемирно обобществленное материальное производство, требует научно обоснованного управления его развитием в планетарном объеме. Это реально возможно лишь при соблюдении и использовании объективных экономических и социальных законов в общественной практике народов. Удовлетворение этой необходимой потребности современности начинается с ее научного осознания народными массами.
Научное сознание людей играет революционную преобразующую роль в историческом развитии человечества от частнособственнического жизнеустройства к коммунистической ступени общественной цивилизации. Основу научной формы общественного сознания человека составляет диалектико-материалистическое мировоззрение, обеспечивающее адекватное восприятие и научное понимание исторической действительности, что служит исходной позицией в сознательном использовании всеобщих объективных законов диалектики в конкретной практике исторического творчества народов. Именно в целенаправленном использовании объективных экономических и социальных закономерностей в общественной жизнедеятельности народов состоит научное обоснование организации жизни общества и научное управление ее развитием путем исторического прогресса. В этом воплощается безграничная сила научной мысли, способной к осознанию реализации материальных и духовных возможностей для полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения земного шара.
Основное содержание всемирной социалистической революции состоит в становлении науки непосредственной производительной силы общества, ее воздействие на переход человечества от социального неравенства и антагонизма к социальной свободе и равенству. Глобальная социалистическая революция охватывает, главным образом, личность человека, определяя повышение ее социальной зрелости и умственной развитости. В развитии человеческой личности становление науки непосредственной производительной силой общества выступает революционным скачком от предысторического состояния дикости к подлинной человечности, что воплощается в социализации и гуманизации общества вплоть до полной социальной свободы и равенства всех людей на планете. Этот революционный скачок осуществляется самим человеком, для которого осознание объективной исторической необходимости и овладение действием всеобщих объективных законов диалектики в естественном историческом процессе превращаются в его социальную свободу. Исходной позицией становления столь высоких свойств человека является научное мировоззрение диалектического материализма, составляющее основу его общественного сознания, ценностной ориентации, социального и нравственного поведения, общественной жизнедеятельности, образа жизни, культуры мышления. Научность пронизывает все сферы жизни общества. Необходимым условием формирования личности человека социальной свободы является безраздельное господство общественной собственности на средства производства в планетарном масштабе, социальное равенство всех людей в отношении всемирного богатства.
Главным двигателем исторического прогресса человечества является труд человека – способ его самовыражения. Творческий характер труда, обусловленный мировой научно-технической революцией, предъявляет человеку соответствующие требования по овладению наукой как непосредственной производительной силой общества. Творческий труд предполагает высокую образованность, культурность, сознательность людей вплоть до научно-теоретического уровня их общественного сознания. Именно в сознательности народных масс заключается творческая сила общества, которая воплощается в созидательном труде, двигающем вперед исторический прогресс. В повышении образованности, сознательности, культуры мышления человека состоит всестороннее развитие его личности, формирование его духовности и человечности, становление труда его жизненной потребностью. Таким образом, творческий труд, высокая образованность и сознательность, научное мышление ориентируют народы к построению человеческого общества, в котором человек становится высшей социальной ценностью. Наука воплощается в качестве основы созидания коммунизма.
Поскольку адекватное восприятие и научное понимание исторической действительности выступают исходной позицией в революционном преобразовании жизни общества на социалистических началах, разработка научной теории диалектического материализма и внесение ее в общественное сознание народных масс являются первоочередным фактором всемирного торжества социализма. Наука – главное оружие глобальной социалистической революции. Усвоение народами научного мировоззрения оказывается исторической необходимостью в революционном движении человечества от капитализма к коммунизму. Научное мировоззрение воплощается в жизни общества путем соединения научной теории с революционной практикой. Научное сознание людей не только адекватно отражает общественное бытие, но и содействует целенаправленному использованию всеобщих объективных законов диалектики в революционном преобразовании жизни общества в соответствии с человеческими потребностями мирового сообщества народов. Тем более что построение и функционирование социалистического общества возможно только на научной основе, массовом усвоении народами диалектико-материалистического мировоззрения, научном осознании ими своего исторического творчества.
Освоение человечеством производительными достижениями мировой научно-технической революции предполагает, в первую очередь, их должное осознание, что побуждает мировую научно-мировоззренческую революцию в общественном сознании людей. Эта духовная революция действует вместе с производственной и социальной революциями в совокупном потоке глобальной социалистической революции. Духовная революция призвана объективной исторической необходимостью к удовлетворению возвышающихся познавательных потребностей человека в условиях становления науки непосредственной производительной силой общества. Ее предназначение состоит в освобождении народных масс от иллюзорного, превратного, виртуального восприятия окружающего мира и вооружении их адекватным, правильным, верным восприятием исторической действительности. Основополагающей ее задачей является освобождение народов от антинаучного подхода к жизни общества и формирование их научного видения мира. Главной целью научно-мировоззренческой революции является формирование научного сознания людей, способного к целенаправленному использованию всеобщих объективных законов диалектики в экономическом и социальном развитии общества. Поэтому духовная революция является естественной необходимостью в историческом развитии человечества к коммунистической ступени общественной цивилизации. Без научного обоснования невозможно построение человеческого общества.
Становление науки непосредственной производительной силой общества означает радикальную революцию в общественном сознании человека, овладевающего ее достижениями. Усвоение человеком научного мировоззрения становится умственным, интеллектуальным, духовным источником революционного преобразования жизни общества в соответствии с человеческими потребностями людей. Научно-мировоззренческая революция не только духовно освобождает человека от господства над ним стихийных сил природы и общества, но и вооружает его безграничной умственной силой, способной к овладению объективными закономерностями развития природы и общества, целенаправленному использованию всеобщих объективных законов диалектики в конкретной практике исторического творчества народов. Усваивая научное мировоззрение, человек становится способным к созиданию человеческого мира, свободного от угнетения и эксплуатации человека человеком, основанного на социальном равенстве всех людей в отношении всемирного богатства, функционирующего на научном фундаменте в соответствии с коммунистическими принципами коллективизма и гуманизма.
Овладевая научным сознанием, человек выходит в центр общественной жизнедеятельности человечества, принимает социальную ответственность за судьбу общества. Человек становится способным к научному осознанию самого себя как высшей социальной ценности в обществе, что равнозначно человеческому мышлению. В итоге мировая духовная революция полностью выполняет свою всемирно-историческую миссию, содействуя обобществлению всей жизнедеятельности человечества на основе коммунистических принципов коллективизма и гуманизма, становлению его общественным людским коллективом – человеческим обществом социальной свободы и равенства. Мировой исторический процесс поднимается на высшую ступень коммунистической цивилизации и культуры.
Юозас Ермалавичюс, доктор исторических наук, профессор.