Научное понимание истории, открытое К. Марксом и Ф. Энгельсом в середине ХIХ века, состоит в том, что «способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 13,с. 7). К тому же существенное значение имеет утверждение К. Маркса о том, что «без потребности нет производства» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т.12, с. 718). Следовательно, материальные условия производства определяют необходимые потребности жизни общества, в удовлетворении которых воплощается вся жизнедеятельность людей. Даже крылатая фраза К. Маркса «революции – локомотивы истории» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 7, с. 86) получает полный смысл при соответствующем комментарии ее автора, именно: «радикальная революция может быть только революцией радикальных потребностей» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 1, стр. 424). Теоретической и методологической основой столь верных определений является философское учение диалектического материализма о всеобщих объективных законах движения мира.
Материалистический подход к жизни общества привел К. Маркса к мысли о том, что «революция нуждается в пассивном элементе, в материальной основе» (Там же, с. 423). Исходя из этого, Ф. Энгельс обнаружил диалектику взаимодействия между производственными и социальными революциями, что позволило ему сделать научный вывод: «промышленная революция подготовляет социальную революцию, которую произведет пролетариат» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 4, с. 328). Оказавшись на старте исторической эпохи революционного перехода человечества от капитализма к социализму, В. И. Ленин подтвердил, что «социализм порожден крупной машинной индустрией» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 36, с. 157). Эти научные идеи послужили исходной позицией мирового пролетариата в его классовой борьбе за освобождение общества от социального неравенства и антагонизма, угнетения и эксплуатации человека человеком. Первой всемирно-исторической победой в этой борьбе оказалась Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года в России.
Руководствуясь диалектико-материалистическим восприятием мирового исторического процесса, В. И. Ленин разработал научно-теоретический проект построения социалистического общества на материальном фундаменте крупной машинной индустрии. Под социализмом он понимал создание «таких условий, при которых бы не могла ни существовать, ни возникать вновь буржуазия» (Там же, с. 175), то есть создание «высшего, чем капитализм, общественного уклада, именно : повышение производительности труда» (Там же, с. 187). По убеждению В.И. Ленина, социализм призван обеспечивать, «чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 391). Научное обоснование является необходимой потребностью социалистического строительства, а удовлетворение этой высокой потребности становится закономерностью мирового исторического процесса.
Глубинное преобразующее воздействие Великой Октябрьской социалистической революции на мировой исторический процесс побудило к середине ХХ века мировую научно-техническую революцию, которая постепенно превратила науку – систему объективных знаний о законах развития природы, общества, сознания людей – в непосредственную производительную силу общества. К. Маркс квалифицировал науку как «всеобщую общественную производительную силу» (К. Маркс., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 26, ч. 1, с. 400), обладающую безграничной познавательной силой и открывающую беспредельные возможности для развития общественного производства. Непосредственное соединение науки с материальным производством породило наукоемкий вид производства, обеспечивающий его автоматизацию вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения земного шара. Наукоемкое производство стало предъявлять народам планеты соответствующие требования к революционному преобразованию характера производственных отношений и всего общественного жизнеустройства. Требуется перевод общественной жизнедеятельности человечества на научную основу.
В процессе мировой научно-технической революции капиталистический способ общественного производства полностью исчерпал все свои конструктивные возможности и естественно вступил в исторический этап необратимого прекращения своего существования, так как монополизация капитала достигла максимальной высоты, апогея роста. Частная собственность на средства производства перестала служить основой для формирования производственных отношений общества. Она превратилась в разрушителя производства и всей общественной жизнедеятельности народов. Поэтому очередное обострение в 1970-е годы общего кризиса капитализма переросло в глобальный кризис всей частнособственнической цивилизации, кульминацией которого стал империалистический передел всемирной собственности путем хищнического разграбления транснациональными монополиями национальных богатств народов и природных ресурсов планеты. В итоге на земном шаре в начале ХХI столетия образовался глобальный хаос, который ежедневно усугубляется, следуя к вселенской катастрофе и уничтожению большинства населения. Спасти человечество от гибели во вселенской катастрофе может только революционное преобразование жизни общества на социалистических началах на первых порах в большинстве, а в дальнейшем и в остальных странах мира.
Необходимые потребности жизни современного человечества определяются не крупной машинной индустрией первой половины ХХ века, а всеобщим научным потенциалом, созданным мировой научно-технической революцией. Поскольку особенности науки как непосредственной производительной силы общества заключаются в ее безграничности, в беспредельных возможностях развития материального производства, осуществление столь могущественных возможностей в исторической действительности предполагает соответствующую подготовку личности человека – основной производительной силы общества, в которой воплощаются достижения социальной зрелости и умственной развитости человечества. В силу того, что наукоемкое производство определяет наиболее высокие социальные и духовные потребности людей, их удовлетворение выдвигает на первый план жизни общества повышение сознательности народных масс, усвоение ими научного мировоззрения диалектического материализма, усиление субъективного или человеческого фактора в историческом творчестве населения планеты. Тем более что общественное сознание людей не только познает общественное бытие, но и оказывает активное воздействие на исторический прогресс в зависимости от их умственной развитости, духовного богатства, интеллектуального потенциала, культуры мышления.
В исторической действительности человечеством достигается то, что им научно осознается и практически осваивается без вреда самому себе. Становление науки непосредственной производительной силой общества состоит в овладении человеком ее достижениями. К освоению наукоемким производством способно научное сознание народных масс, формирование которого предполагает соответствующие социальную и духовную революции. Всемирная социалистическая революция, отменяющая частную собственность и устанавливающая общественный тип собственности на средства производства в планетарном масштабе, преодолевает стихийное или хаотическое развитие общества и открывает возможности для гармонизации общественных отношений, требуя научного обоснования организации жизни общества и научного управления общественным развитием. Мировая научно-мировоззренческая революция в общественном сознании человека преодолевает его буржуазное сознание, бессильное перед овладением наукоемким производством, и формирует всесильное научное сознание, основанное на диалектико-материалистической теории и методологии, способное к целенаправленному использованию всеобщих объективных законов диалектики развития природы и общества в конкретной практике исторического творчества народов.
Наукоемкое производство, созданное мировой научно-технической революцией, является материальным фундаментом научного обоснования организации жизни общества и научного управления общественным развитием, что необходимо для подъема мирового сообщества народов на высшую, коммунистическую ступень человеческой цивилизации и культуры. Для овладения столь высоким естественным развитием общества, целенаправленного использования объективных общественных закономерностей в революционной практике необходимо адекватное восприятие и научное понимание исторической действительности. Согласно научному мировоззрению диалектического материализма, уровень наукоемкости производства определяет степень его обобществления, поэтому выступает исходной позицией при выборе форм общественной собственности на средства производства, налаживании мирового производственного процесса, общественной организацией труда в планетарном масштабе, переводе всей общественной жизнедеятельности человечества на научную основу. Уровень наукоемкости производства определяется, в свою очередь, силой научной мысли, воплощенной в производственных технологиях.
Становление науки непосредственной производительной силой общества укрепляет взаимодействие общественного бытия и общественного сознания людей, объективных условий и субъективных факторов в жизни общества. Повышение уровня наукоемкости материального производства влечет за собой возрастание степени его обобществления, определяя вместе с тем усиление коллективистского и гуманистического характера общественных отношений народов. В итоге умственное развитие общества стимулирует его социальное созревание и духовное обогащение, что непосредственно сопряжено с усилением творческого характера труда в общественной жизнедеятельности населения земного шара. Творческий труд предполагает научное сознание людей, содержание которого состоит в диалектико-материалистическом понимании мироздания. Научное мировоззрение является основополагающей формой общественного сознания человека, определяющей сущность и характер его мышления. Научное сознание представляет собой осознание объективных законов развития природы и общества. В этом заключается сила человеческого ума, выступающая наиболее существенным свойством его личности, способная к овладению действием всеобщих объективных законов диалектики в революционной практике.
Умственная развитость человека обосновывает его ценностную ориентацию в общественной жизнедеятельности. Поскольку необходимые потребности жизни современного человечества определяются производительными достижениями мировой научно-технической революции – становлением науки непосредственной производительной силой общества, — их удовлетворение нуждается в научном осознании. Научное сознание поднимает народные массы на высоту решения назревших стратегических задач дальнейшего исторического прогресса. Научное сознание способно к пониманию человеком самого себя, что равнозначно человеческому мышлению, выступающему духовной предпосылкой для научного самоуправления общества. На основе осознания человеком самого себя К. Маркс сформулировал главный принцип коммунистического гуманизма «человек – высшее существо для человека» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т.1, с. 422), воспринимающий человека как высшую социальную ценность в обществе. При этом свободное развитие личности человека является условием свободного развития общества.
Становление науки непосредственной производительной силой общества, обеспеченное мировой научно-технической революцией, оказывает коренное преобразующее воздействие на все сферы его жизни, определяя соответствующие потребности, совокупность которых состоит в переводе общественной жизнедеятельности человечества на научную основу. Удовлетворение этих необходимых потребностей воплощается во всемирных социальной и духовной революциях, призванных объективной исторической необходимостью к овладению интернациональным сообществом народов наукоемким производством и другими достижениями научно-технической революции. Всемирная социалистическая революция обеспечивает социальное равенство всех людей земного шара в отношении глобального богатства. Мировая научно-мировоззренческая революция в общественном сознании населения планеты обеспечивает научное понимание и научное обоснование человеком своей общественной жизнедеятельности. Человек входит в центр исторического творчества человечества, занимается созиданием человеческого мира в соответствии со своими человеческими потребностями.
Юозас Ермалавичюс, доктор исторических наук, профессор.