К 200-летию Ф. Энгельса. «Фридрих Энгельс – теоретик, мыслитель, историк, основоположник научного коммунизма»

       В ноябре 2020г. все прогрессивное человечество мира  отметит  200 лет со дня рождения ближайшего соратника Карла Маркса,  Фридриха Энгельса – выдающегося  мыслителя,  теоретика, историка,  основоположник научного коммунизма. Ф. Энгельс, и К. Маркс,  всю свою жизнь посвятил  теории борьбы с капиталистической несправедливостью, против жестокой эксплуатации трудового народа и поиска путей выхода из тупика этой несправедливости. Классики научного коммунизма обосновали отношение к собственности, как важный инструмент в понимании главной цели коммунистов,  достижение в победы социализма – общества свободного от частной собственности, как главного   инструмента эксплуатации человека человеком.

        К. Маркс писал: «Страна, промышленно более развитая, показывает менее развитой стране лишь картину ее собственного будущего». А будущее капитализма не столь облачно, как думают российские реформаторы. В этом мы убеждаемся и сегодня, по всплеску недовольства народа в США, Англии, Франции и других странах.  Маркс и Энгельс  обосновали, что частная собственность и личная собственность – разные понятия. Так, владелец личной собственности  не присваивает себе результаты чужого труда, а владелец частной собственности наоборот. Основоположники научного коммунизма  раскрыли главное противоречие коммунизма – противоречие между трудом и капиталом, которое заключается в несправедливом присвоении результатов труда рабочих частнособственническим меньшинством.

       В «Манифесте Коммунистической партии» основоположники научного коммунизма записали: «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетарии ничего в ней не теряют, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир». Фридрих Энгельс был ближайшим и  убежденным сторонником идей Маркса. Прощаясь с другом Энгельс сказал: «Величайшим ум второй половины  нашего века перестал мыслить… Самый могучий ум  нашей партии перестал мыслить, самое сильное сердце, которое я когда – либо знал перестало биться» (1).

      Роль Энгельса в судьбе  марксизма весьма многообразна, хотя он считал, что созданная совместно с Марксом теория, по — праву носит  имя последнего.  «Я не могу отрицать, писал он в 1888г. в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», — что и до и во время моей сорокалетней совместной работы  с Марксом принимал известное совместное участие как в обосновании, так и в особенности разработки теории, о которой идет речь…То, что внес я, Маркс мог легко сделать и без меня, за исключением, может быть, двух — трех специальных областей. А того, что сделал Маркс, я никогда не мог бы сделать. Маркс, стоял выше, видел дальше, обозревал больше всех нас. Макс был гений, мы, в лучшем случае, — таланты. Без него наша теория далеко не была бы  теперь тем, что она есть. Поэтому она по праву носит его имя» (2). Высказывания Энгельса, свидетельство  его скромности и большого уважения к заслугам друга.  

          Родился Ф. Энгельс в Германии в 1820г, (скончался в 1895г.). В 1840-1843 годы учился в Берлинском университете… В октябре 1842г. сблизился с Марксом, перешел на его мировозренческие позиции, стал соратником. Энгельс вместе с Максом участвовал в создании основных трудов по теории и практике коммунистического движения. Такие научные труды Фридриха Энгельса как: «Положение рабочего класса в Англии», «Диалектика природы», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвих Феербах и конец классической немецкой философии», «Анти Дюринг» и другие,  вошедшие в сокровищницу марксизма. В мире коммунистического движения Ф. Энгельс  признан высококлассным специалистом по проблемам войны, военной науки и армии. Круг его научных интересов был чрезвычайно обширен: стратегия, тактика, организация армии, артиллерии, инженерного дела, военная история и других важных вопросов военной деятельности.

      Фридрих Энгельс дал научное обоснование роли насилия в  истории человечества, сформулировал положение о природе, сущности и причинах войн, обосновал значение материи и духовных факторов в войне, роли народных масс и полководцев в войне. Большое место в истории и военно – теоретическом наследии Ф. Энгельса занимают работы в которых рассматриваются конкретные войны, в Х1Х веке. Многое из фундаментальных проблем войны и армии Фридрих Энгельс изложил в «Новой американской энциклопедии» (из 67 статей увидевших свет в этом издании, 51 статья подготовлена Энгельсом, 8 совместно с К. Марксом). На склоне лет Энгельс  предсказал неизбежность войны. Творческое наследие  Энгельса является классическим, оно и сегодня сохраняет свое значение в теории и практике военного строительства.

       Маркс и  Энгельс критически переработали идейное наследие прошлого, освободили его от ложных идей фантастических представлений, утопических схем и создали новое учение – марксизм.  Марксизм – это философия революционной борьбы, наука освобождения народа от эксплуататоров.. Тем, кто смирился  с угнетением со стороны эксплуататорского режима, кто принял как должное  полунищенское  существование,  эта наука не нужна. Материалисты считают, что матеря первична, внешний мир познаваем и существует независимо от сознания человека. Идеалисты, напротив, считают, что внешний мир порождение духа или Бога и отрицают возможность его познания (3). 

       Фридрих Энгельс, проживший значительно дольше К. Маркса, пришел к выводу,  что в  меняющемся обществе теория марксизма требует уточнения. Так, в письме Й. Блоху в 1890 году (через 8 лет после смерти К. Маркса) Энгельс писал: «Мы делаем нашу историю сами, но…мы делаем ее при весьма определенных условиях и предпосылках. Среди них экономические условия являются в конечном счете решающими. Но и политические и т.п. условия, даже традиции, живущие в головах  людей, играют известную роль, хотя и не решающую…(4).

     Какая же роль Энгельса и его вклад в теорию Маркса? Прежде всего, необходимо констатировать единство взглядов. Они оба были материалистами и коммунистами и во всех существенных вопросах теории их взгляды совпали. Первую «промарксистскую» работу о политической экономии написал Энгельс. По оценке Маркса, гениальные  «Наброски к критике политической экономии». Но главный вклад в этой области принадлежит Марксу. Понятие «общественная формация», «экономическая общественная формация» — заслуги Маркса, а понятие «материалистическое понимание истории», «диалектический материализм», «исторический материализм» — заслуга Энгельса.

       Его заслугой является осознание и определение места марксизма в истории человеческой мысли – соотношение марксизма  и его теоретических источников: классической прежде всего немецкой, философии от Канта до Гегеля и Фейербаха; классической, прежде всего английской, политической экономии от Петти до Смита и Риккардо; утопического, прежде  всего французского и английского, социализма и коммунизма Сен — Симона, Фурье и Оуэна; естествознания Х1Х века представляемого прежде всего тремя великими событиями – клеточная теория Шлейдена и Шванна, закон сохранения и превращения энергии Майера, Джоуля, Гельмгольца, эволюционная теория Дарвина; исторической науки  Тьерри, Минье, Гизо и других.

     Друг, соратник, убежденный сторонник  Маркса — Ф. Энгельс выступая в минуты прощания с ним сформулировал историческую масштабность своего товарища, человека, мыслителя. Он сказал: «Человечество стало ниже на одну голову, притом на самую значительную из всех которыми оно в наше время обладало». И далее: «Подобно тому, как Дарвин открыл закон органического развития мира,    Маркс открыл закон развития человеческой истории  —   до последнего времени открытый под идеологическими настроениями, простой факт,  что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией  и т.д., что следовательно производство непосредственно  материальных средств к жизни, и тем самым каждая данная ступень экономического развития народа, или эпохи  образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей…

        Маркс открыл особый закон движения современного капиталистического способа производства и порожденного им буржуазного общества. С открытием прибавочной стоимости в эту область была внесена ясность, в то время, как все прежние исследования, как буржуазных экономистов, так и социалистических критиков  были блужданиями в потемках…Счастлив был бы тот, кому удалось бы сделать даже одно такое открытие (5).

     В прощальном слове в адрес друга Ф.Энгельс сказал: «Для борющегося пролетариата Европы и Америки, для исторической науки смерть этого человека – неизмеримая потеря. Уже в ближайшее время станет ощутимее та пустота, которая образовалась после смерти этого гиганта… Борьба была его стихией. И он боролся с такой страстью, с таким упорством, с таким успехом, как борются немногие»(6).

     Знамя борьбы  основоположников  научного коммунизма взяли в свои руки гиганты мысли и практики социалистического строительства В.И. Ленин и И.В. Сталин. После их смерти эта борьба приняла вялотекущий характер. Пока в мире не появляться  глубоко мыслящие, авторитетные лидеры левого движения, которые сумеют вдохнуть в марксизм – ленинизм социалистическую идею, в которую поверит трудовой народ, пойдет за этими лидерами, будет готов сражаться до победного конца, в нынешней обстановке  добиться победы в мировом  масштабе не реально.   

    Мысль Энгельса о двух великих открытиях Маркса – материалистическом понимании истории и теории прибавочной стоимости, — благодаря которым социализм превратился из утопии в науку, и выделение материалистической диалектики в качестве еще одного великого открытия автора «Капитала». Эта мысль дает ключ к пониманию логической структуры  марксистской теории и периодизации истории марксизма. Энгельсу принадлежит разработка диалектического понимания природы в работах: «Диалектика природы», «Анти — Дюринг», «Людвиг Фейербах…, и другие. Империалисты, эксплуататоры, банкиры  и их пособники, утопят в крови простой народ, но добровольно (путем выборов) власть не отдадут. Маркс учил, что сила рабочих в их объединении. В наше время разброда и шатания даже левые силы, на  словах придерживающиеся ленинского учения, далеки от объединения. Наоборот, они  враждуют между собой.

    Классический марксизм был убежден в неизбежности исключительно положительного общественного развития в силу полной детермированности социального процесса. И экономический фактор социальной жизни был в этой схеме решающим. Политические же  условия, в том числе традиции, живущие в головах людей или внедренные в них т.е человеческий фактор, в развитии мировой социальной ситуации должны были играть значительную, но не решающую роль.

             Маркс был убежден, что  мировой капитализм исторически обречен. С другой стороны считал неизбежность исторического торжества мирового социализма. Однако в наше время это не может расцениваться как непреложная истина. Сегодня мир может привести себя не только к мировому социализму, но и мировому катаклизму, если миром будет править алчный капитализм.

     С одной стороны, это было заблуждением Маркса и Энгельса, а с другой –  поставить основоположникам это в вину нельзя, ибо их деятельность пришлась на  самое начало периода бурного развития человечества. Появление этой теории стало спусковым крючком для нового подхода мировой «элиты»  противодействовавшей  развитию мира от мирового капитализма к мировому социализму, важное значение приобретал человеческий фактор по сравнению с экономическим. Далеко не все можно было рассмотреть классиками марксизма в исторической перспективе будущего. Марксизм был и остается идеологией трудящихся в борьбе против капиталистической эксплуатации. Поэтому к марксистскому учению обращаются те, кто выступает против угнетения народа, отстаивая идеалы справедливости.

Среди работ Энгельса были  не только естественные но и работы на военную тематику. Энгельс применил материалистическое понимание истории к этой специфической области,  расширил, углубил и обобщил  это понятие. Он показал, что подобно тому как в сфере материального производства производительные силы определяют способ производства и производственного отношения, так в сфере военного дела оружие определяет способ ведения войны и  военные отношения (отношения между армиями  и внутри армий). Это было конкретизацией и развитием того, что они с Максом сформулировали в «Немецкой идеологии», что производство, определяет общение людей друг к другу, материализуется в виде орудий труда, война также является формой общения.

         Как отмечает философ Г.А. Батурия, — немалый вклад Фридрих Энгельс внес в теорию революции. Актуальны его прогнозы относительно тех проблем с которыми могут столкнутся те или иные преобразования общества. Исследуя причины поражения революции 1848-1849 годов Энгельс  обращается  к опыту войны ХVI века в Германии. Один из важных выводов – необходимость зрелости объективных и субъективных условий революции. Эту мысль Энгельс развивает в письме Й. Вейдемейеру в апреле 1853года. Он пишет:

     «Мне думается, что в одно прекрасное утро наша партия вследствие беспомощности и вялости всех остальных партий вынуждена будет стать у власти, что бы в конце концов проводить все же такие вещи, которые отвечают непосредственно не нашим интересам, а интересам общереволюционным и специфически мелкобуржуазным, в таком случае под давлением пролетарских масс, связанные своими собственными, в известной мере ложно истолкованными и выдвинутыми  в порыве партийной борьбы печатными  заявлениями и планами, мы будем вынуждены производить коммунистические опыты  и делать скачки, о которых мы сами отлично знаем, насколько они не своевременны. При этом мы потеряли головы, — надо надеяться, только в физическом смысле, — наступит реакция и, прежде чем  мир будет в состоянии дать историческую оценку  подобным событиям, нас станут считать не только чудовищами, на что нам было наплевать, но и дураками, что уже гораздо хуже» (7)

       Надо честно  признать, что нынешняя роль КПРФ в расколотом коммунистическом движении не прибавляет оптимизма и уверенности в том, что   состояние коммунистического движения вскоре примет активную фазу борьбы в стране  и международном коммунистическом движении. В  обозрим  времени нет уверенности быстрого  прихода левых сил к власти, возврата к  прежним социалистическим идеалам. Левые в стране и мире раздроблены, и настойчивого, упористого стремления объединить их в один кулак не наблюдается.  В период перехода к НЭП Ленин вспомнил о письме Энгельса к Вейдемейеру и просил найти его. Ибо недостаточная зрелость предпосылок  для социалистической революции – одна из главных причин тех проблем, с которыми столкнулась историческая попытка социалистических преобразований в нашей стране. В этом мы убедились в ход развала страны в 1991г. и последующей деятельности ельцинистов, ярых врагов социалистического строя и  власти народа.

        Как тонко подметил  В.И. Ленин: «Переход от капитализма к коммунизму есть целая историческая эпоха. Пока она не закончилась, у эксплуататоров  неизбежно остается надежда  на реставрацию, а эта надежда превращается в попытки реставрации.  И после первого серьезного поражения свергнутые эксплуататоры, которые не ожидали своего свержения, не верили в него, не допускали мысли о нем, с удесятиренной энергией, с бешенной страстью, возросшей во сто крат, бросаются в бой за возвращение отнятого «рая»(8). Именно это случилось в 1991 году. И все же будущее за социализмом.

       Свершившаяся в 1917г. Октябрьская революция заложила крепкий фундамент, указала путь борьбы, за свободу, счастье  и независимость угнетенным народам.  Поэтому, несмотря на потуги угнетателей — ельцинистов, временный захват власти,  развал страны, поражение неизбежно. В.И. Ленин отмечал: «Мы это дело начали. Когда именно, в какой срок, пролетарии какой нации это дело доведут до конца, — вопрос несущественный. Существенно то, что лед сломан, что путь открыт, дорога показана».  Главное не опускать руки, не падать духом, а бороться всеми доступными способами и успех будет, обязательно будет.

Обострение политического и экономического кризиса, спад производства, отсутствие должного внимания к подготовке и применении кадров, не продуманная социально – экономическая  политика в ходе рыночных отношений  ухудшили состояние дел в обществе и жизнедеятельность многих  граждан России. Десятилетия разброда и шатания  показали, что переход к рыночным отношениям связан с  возникновением многих  проблем, что ведет к напряженности в обществе, забастовкам, голодовкам, недовольству граждан.

 Ослабление научно-технического и технологического потенциала, отток за рубеж специалистов, капитала,  интеллектуальной элиты угрожают России окончательно  утратить ранее занимаемых Советским Союзом  позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней зависимости. Рынок предъявляет  иной, чем социалистическое производство  уровень взаимоотношений на  предприятии и в обществе. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения – это реалии нынешнего дня. Потеря работы для большинства граждан означает лишение средств к существованию, снижение жизненного уровня семьи, что наносит серьезную психологическую травму, приводит к увеличению криминала, суицида, пьянства, распаду семей, безнравственности в обществе, вымиранию населения. Ныне 90% населения России по европейским стандартам, являются бедными.

   Уровень жизни большинства граждан снизился в разы в ходе так называемых реформ. Официальная среднемесячная зарплата в стране -27 тыс. руб., однако половина работающих, получают за труд около 10 тыс. руб. в месяц. Повсеместно отменяются надбавки за вредные условия труда. Охрана труда находится на низком уровне по сравнению с цивилизованными странами. Тысячи тружеников гибнут. 180 тыс. работников вынуждены досрочно выходить на пенсию из-за травм на производстве и профзаболеваний. В стране около 13 миллионов инвалидов.

По данным экспертов Высшей школы экономики за последние 150 лет кризисов в России было немало, но нынешний один из самых затяжных.  Так, в ходе кризиса при Александре II (в 1961-1862гг) в стране произошел   откат производства — на 6 лет, при Николае II и последующем (1915 -1920гг)  — на 12 лет, при Сталине (1941-1945гг.) — на 7 лет, при Ельцине и Путине предполагается, что затянется на 40 лет. По мнению заместителя директора «Центра развития» ВШЭ С. Смирнова  производство в стране находится на уровне 1974г. а разруха 90-х отбросила Россию на 40 лет. Для того чтобы добиться максимумов эпохи развитого социализма, потребуется до 10 лет. Темпы роста российской экономики продолжают снижаться, если в 2007г. рост ВВП составил 8, 5%,  в 2011г. — 4,3%, в 2012г. -3,5%,  2013г. -3,4%, в 2020г. -8% (прогноз А. Кудрина).

Сегодня  фейковые вбросы стали нормой жизни. Однако официальные речи об счастливой  жизни  успокаивающие  сообщений  об увеличении продолжительности жизни, качестве медобслуживания   и снижении  цен не имеют под собой  основания. На лицо  манипулирование массовым сознанием граждан. В этом мы еще раз убедились в ходе так называемого коронавируса и внесения изменений в ельцинскую конституцию, принятую на крови. При таком руководстве страной надеяться на улучшение жизни и положения дел в обществе не приходиться.

Власть узурпирована кланом ельцинистов — ненавистников России, прикрывающих свои действия патриотическими фразами. На самом деле сплошной обман и манипулирование общественным мнением.  Как сообщает Интерфакс,  только 12% россиян верят в искренность властей, 52%  убеждены, что чиновники скрывают правду о реальной ситуации в экономике. По данным Левада –центра 41% граждан высказывают правду о В.Путине, а 28%  признают что  скрывают правду о власти (9).   В первой половине  2020г. рейтинг Путина снизился до 25%, а Собянина до 4%.    Но и эти данные вызывают сомнение. Вспомните, как Ельцин «работал с документами», а потом стало известно просто бухал. Разные центры и СМИ сообщали, что рейтинг Ельцина   высок – зашкаливает, а после его смерти стало известно, что он не достигал и 5%.

      В трудах «Диалектика природы» и «Анти — Дюринге»   Энгельс отмечает, что труд создал самого человека. Труд должен быть главным критерием положения человека в обществе,  труд, а не частная собственность на общественные средства производства, труд не только физический, но и интеллектуальный.  В  «Анти Дюринге» Энгельс конкретизировал обоснование основного  требования коммунистов – необходимости уничтожения «снятия» частной собственности, на общественные средства производства: индивидуальные средства производства были исторически закономерной и правомерной основой частной собственности; развитие общественных средств производства требует их обобществления. Для К.Маркса и Ф.Энгельса снятие частной собственности на общественные средства производства эквивалентно уничтожению эксплуатации как неправомерного присвоения чужого труда.

       В СССР безработицы не было. С  фактом массового высвобождения людей из производства столкнулись после развала страны. Основная причина  —  развал межхозяйственных связей, свертывание  производства прежде всего, на крупных и сверхкрупных предприятиях. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов производства продукции, сокращением числа рабочих мест.

        Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается заменой  трудоспособных  людей — молодыми, не опытными. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию на должностях, в хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сферах. За годы реформ в стране отдано в частные руки, разрушено десятки тысяч фабрик и заводов, распродан, растащен,  находится в плохом техническом состоянии морской и  речной флот, автомобильный, железнодорожный и воздушный транспорт, из-за чего совершаются аварии, катастрофы, гибнут люди.

    Между тем роль и значение транспорта, особенно железнодорожного, наиболее полно раскрыто еще  К. Марксом и Ф. Энгельсом. Так, в «Манифесте Коммунистической партии» они отмечали необходимость «централизации всего транспорта в руках государства» (10). К. Маркс в «Капитале» подчеркивал, что «за транспортировкой продуктов из места производства в другое место следует  транспортировка готовых продуктов из сферы производства в сферу потребления. Продукт только тогда готов к потреблению, когда он закончит это передвижение»(11).

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от множества факторв — изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, структурная перестройка. Они затрагивают коренные интересы населения, условия занятости, поэтому их целесообразно регулировать.  Необходима  государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений. Особую тревогу в сложившейся обстановке вызывает рост нарушений трудовых прав и социальных гарантий граждан, прежде всего в негосударственном секторе экономики, где занята значительная часть населения.

 Сокращение численности рабочих, банкротство, ликвидация предприятий, увольнение без обоснования причин, невыплаты зарплаты, пассивность прокуратуры и судов в защите граждан вызывает справедливые нарекания, накапливает напряженность в обществе.  Без  регулирующей роль государства эту проблему не решить,  его роль в поддержании сбалансированности экономических приоритетов, занятости в процессе экономических преобразований. Новые экономические условия требуют гибкой государственной системы управления и регулирования кадрового потенциала. Однако нынешний режим эти  вопросы пустил на самотек. Для  властей простой человек ничего не значит: «хочешь — живи, нет – умирай». Но сначала уплати  накопившиеся долги (иначе перейдут в наследство детям) и купи место на кладбище.

Закрытие предприятий идет гораздо быстрее, чем образование новых рабочих мест в перспективных отраслях, усугубляясь опережающим спадом в сферах, которые заслуживают наибольшего развития (высоких технологий, наукоемкого производства, высококлассных специалистов  — инженеров, механиков, экономистов, бухгалтеров и др.), и квалифицированных рабочих. Значительная часть  квалифицированных кадров уехала за границу, а другая половина  переквалифицировалась в продавцов,  менеджеров, охранников, таксистов,  грузчиков.

    Такое впечатление, что режим сознательно уничтожает кадры, а молодежь лишает возможности бесплатно учится, то есть оставляет их без будущего. Для России, находящейся в стадии перехода от социализма к капитализму становится реальностью действие «всеобщего закона капиталистического накопления» сформулированного К. Марксом. По словам основоположников научного коммунизма, нарастание безработицы, абсолютного и относительного обнищания масс на одном полюсе, нарастание богатства, концентрация и централизация капитала — на другом. Борьба наемных работников буржуазных стран на протяжении  столетий  привела к тому, что в развитых капиталистических странах этот закон фактически перестал действовать или проявляется в иных формах.

В отличие от ведущих  капиталистических  стран наблюдается  пассивность наемных работников бывшего Советского Союза, в сочетании с возникновением примитивных форм «номенклатурного капитализма» привела к тому, что для экономики переходного периода стало характерным нарастание социально-экономической поляризации,  напоминающей всеобщий закон капиталистического накопления. В условиях системного кризиса здесь происходит огромная поляризация общественного богатства, концентрация капитала в руках бывшей номенклатуры и «новых русских» — на одном полюсе и абсолютное обнищание простого народа и ростом безработицы — на другом. Разрыв доходов 10% наиболее богатых и бедных семей в России значительно превышает  аналогичный показатель в развитых странах Западной Европы и США. Большинство граждан России живут в нищете и влачат полуголодное существование.

      В работе «Анти — Дюринге» Фридрих Энгельс обосновал историческую необходимость социального равенства, пролетарское требование которого (в отличие от буржуазного) сводится к требованию уничтожения классовых различий (природного равенства между людьми нет, и не может быть). Энгельс отмечал, что «не может быть свободен народ, угнетаемы другим народом». Это касается всех народов, — пока существуют угнетаемые и эксплуатируемые классы – подлинной свободы не будет. Диалектический взгляд Энгельса на прошлое,  настоящее и будущее, то есть на перспективу развития общества – один из главных его выводов как мыслителя и коммуниста.  

        В 1894г. в интервью французской газете «Le Figaro», на вопрос: «А какую вы немецкие социалисты, ставите себе конечную цель?» Энгельс сказал: «У нас нет конечной цели, мы сторонники  постоянного непрерывного развития, и мы не намерены диктовать человечеству какие –то окончательные законы». Это  ответ тем  спекулянтам от науки, кто говорит,  что для марксистов коммунизм это конец истории. Энгельс много раз доказывал, что «марксизм не догма, а руководство к действию». В трудах: «Диалектика природы» и «Анти – Дюринг» Фридрих Энгельс сформулировал два однотипных определения: «Движение есть способ существования материи» и «Жизнь есть способ существования белковых тел». Они выражают неразрывное единство движения и материи, жизни и ее материального носителя, одно не может существовать без другого.

    История развития марксизма, это процесс познания социальной действительности. Учение Маркса и Энгельса возникло как синтез теоретических достижений коммунистических взглядов эпохи – философии, политической экономии, социалистических и коммунистических идей, истории и естествознания. Оно развивалось под влиянием крупнейших исторических событий – европейской революции 1848-1849 годов Парижской коммуны 1871 года. Победа Октябрьской революции в России была во благо народа, но при социалистическом строе многие это не ценили, -думали, так будет всегда. И только после развала страны, потере средств  к существованию, простой народ осознал,  что потеряли и чего лишились. 

Помнится, в феврале 2013г. на международной конференции на тему: «Модернизация профсоюзного образования: европейский опыт и роль профсоюзов», представители ФНПР, ЕТF, АТиСО, МГУ, департамента труда и занятости населения Москвы, Международного конгресса промышленников, предпринимателей и  экспертов, которые  вели дискуссии по модернизации образования в России и пришли к выводу, что   модернизация  пока невозможна в виду отсутствия объективных данных о потребностях рынка труда. Выступивший руководитель департамента социально – трудовых отношений и социального партнерства ФНПР О. Соколов сказал: «Можно долго говорить о модернизации образования, о низкой квалификации работников. Но если не знать реальной ситуации на рынке труда, все эти обсуждения становятся бессмысленными».

И далее: «Положение на рынке труда ни государство, ни работодатели, ни профсоюзы не знают. У нас нет механизмов определения потребности рынка в работниках. Сегодня в России развиваются лишь сферы услуг, что не способствует повышению производительности труда и росту  зарплаты  работников, несмотря на их квалификацию(12). Прошло более 7 лет, но положение дел  не изменилось.

      Характерной чертой советской экономики  была чрезмерная численность производственного персонала (в том числе вспомогательного и управленческого), в сравнении  с аналогичными по профилю производства в западных странах (было занято в два-три раза больше работников). Знаю, как бывший руководитель завода, что с одной стороны наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудо — сберегающих технологий,  препятствовало росту производительности  труда. С другой  — необходимость оплаты излишним работникам, что приводило к  издержкам производства с ослаблением конкурентоспособности  производимых товаров. Наличие чрезмерного количества рабочих мест создавало искусственный дефицит рабочей силы, влияло на дисциплину труда, способствовало   распространению «уравниловки» в оплате труда, снижению стимула. Однако важнейшим было то, что подавляющая часть населения имела работу, а значить средства к  существованию.

     В советские времена  человек – человеку был друг, товарищ и брат, а сегодня  люди очерствели, озлобились ибо властям нет до них никакого дела. Многие живут по законам  волчьей стаи – верховодит ловкий, хитрый, сильный (используя полицию и нацгвардию). До простых граждан им нет никакого дела. Реставрация капитализма привела к развалу экономики и вымиранию населения, к социально – экономической катастрофе, коррупции и взяточничеству  на  всех уровнях власти. В июне 2011г.выступая по телевидению В. Путин заявил, что правительство решило до 2020г. создать 25 млн. новых рабочих мест. Таких пустых обещаний  за годы реформ было  много. Нарушение закона в ходе ликвидации производств имеют место не только в регионах, но и столице. Так, в начале 2012г.  на ул. Люсиновская, 29 ( м. «Добрынинская») по решению Москомимущества  закрыли ГУП «Типография на Люсиновской», где работали в основном инвалиды. Работников не рассчитали, документы  не выдали, на ворота повесили замок. Между тем, типография была в ведении одного из департаментов мэрии. Несмотря на неоднократное обращение к  мэру С.С. Собянину он  не принял никаких мер для восстановления законности и расчета работников типографии.    Либеральный рэкет – норма жизни нынешних властей. Судьбы людей их не интересуют.

     В  числе важнейших положений вклада Энгельса в марксистскую науку можно выделить: определение места марксизма в истории человеческой мысли и его отношение с теоретическими источниками: историей, философией, политической экономией, предшествующим социализмом и коммунизмом; определение  главных открытий Маркса: диалектико – материалистический метод, материалистическое понимание истории и теории прибавочной стоимости, благодаря которым социализм превратился из утопии в науку; выработка и обоснование понятий «диалектический материализм», «материалистическое понимание истории», «исторический материализм»; разработка  материалистического понимания военного дела; расширение понятия «рабочий класс» и введение понятия «интеллектуальный пролетариат» (пролетарии умственного труда); как соавтор «Манифеста Коммунистической партии», Энгельс внес большой вклад в теорию партии и теорию демократии, а также в методологию научного предвидения и диалектического аспекта научного коммунизма   и другие вопросы.

                    Перед современным человечеством два пути: либо социализм, либо варварство. Следовательно,  социализм или варварство: таков властный императив современной цивилизации! А это значит: или диктатура пролетариата  в его современной модификации, или диктатура «золотого миллиарда», или социализм, или капитализм во всем ужасающем обличии и следствии и следствии деяний этой исторически изжившей себя системы. Капитализм – последняя деградация и гибель этой системы; сионизм – новая оптимистическая перспектива, сохранение жизни на земле, выход на подлинно гуманистические и демократические рубежи, но не для избранных, не для «элиты», а для миллионов и миллиардов землян. Историческая закономерность подписала капитализму свой приговор; или социализм и характерное для него  плановое хозяйственно развитие человечества или природорасхитительная деятельность капитализма, напряженная гонка рыночников эксплуатировать не только трудящихся, но природу тоже. Новая парадигма капитализму – это социализм, который придерживается на удивление самодостаточных потребностей человека, объективно обуславливаемых как природой, так и общественной жизнью современной эпохи (13).

    Наша планета  со времени позднего Маркса и Энгельса вступил в эпоху высшей и последней стадии капитализма – в эпоху империализма  и империалистических войн за сферы влияния, за исчезающие из недр  земли ресурсы и прежде всего за нефть. США и НАТО оккупировали все земное пространство и покрыли  военными базами, заявив, что их интересы простираются  по — всему миру, так как  затрагивают их потребности. И. Сталин глубоко знал природу и алчные устремления империалистов поэтому  утверждал, что с развитием социализма «классовая борьба обостряется» и это утверждение подтвердила сама жизнь. Ныне Россия потеряла почти всех союзников и друзей, а большие территории  СССР – России претендуют  – Эстония, Финляндия, Япония, Румыния и другие.   

      Советская власть просуществовала более 70 лет и была разрушена несмотря на Всероссийский референдум о сохранении СССР, состоявшийся 17 марта 1991г. Он показал, что абсолютное большинство граждан СССР (76,43%) не мыслило себя вне Советского Союза. И все же страну разрушили, а народу навязывают бандитский капитализм. В огромной  стране добившейся при Советах выдающихся  успехов, первой в мире запустившей человека в космос, драпировали Мавзолей, где покоится создатель первого в мире  государства рабочих и крестьян, с которого принимали исторический Парад, в  ходе борьбы с врагом. Проблемы сложившееся в   России и  стран бывшего Союза это явление присуще капитализму, они породили безработицу, нищету, преступность, коррупцию, взяточничество, разложение общества и вымирание населения. Вопросы научного коммунизма подробно раскрыты  Марксом и  Энгельсом  (200 лет со  дня рождения которого отмечает все прогрессивное человечество).  

1.К. Маркс и Ф. Энгельс.  М. 1983.  ч.1, с.163.

2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Т. 1-50. М. 1955-1981. 

3. Брагин А. «Азбука коммуниста». М., 2019. с.8.

4.  Никитчук И.И. «VIII уроков марксизма. М., 2015, с. 14.

5. Субетто А.И. «200 лет К. Маркса и грядущее 150-летие В.И. Ленина». С.-П., 2018. с.20.

6. Там же. с. 94.

7. Батурия Г.А. «Вклад Энгельса в марксистскую теорию». (Марксизм и будущее цивилизации). т.1. М., 2006. с. 40.

8. Ленин В.И. . ПСС. Т.37. с. 264.

9. Советская Россия. №15, 2019.

10.  Маркс К., Энгельс Ф. «Манифест Коммунистической партии». Т.4. С. 439.

11.  Маркс К. «Капитал». Т.24. с. 170.

12. Солидарность. № 6, 2013. февраля.

13.Дохадзе Д.В. «Социализм или варварство». (Марксизм и будущее цивилизации). М., 2006. с.12.

Член президиума ЦС РУСО, член Союза писателей и журналистов РФ

                                                                               \В.А. Попович\

          (тел.  8-967-042-12-67).

18.6.20г.