Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека в этом мире: «Для чего живет человек?».
Французский философ и писатель А. Камю в эссе «Миф о Сизифе» писал, что есть только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно. Поэтому «вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов» [1], – заключает он.
В истории философии, посвященной проблеме смысла жизни, имеется ряд концепций.
Одной из древнейших является концепция Экклесиаста (библейского проповедника). В ней подчеркиваются ничтожность и суетность человеческой жизни. Жизнь человека, считает Экклесиаст, – это «бессмыслица», «нелепость», «вздор», «чепуха». Он полагает, что и слагаемые жизни – богатство, власть, любовь, труд – так же бессмысленны, «как и погоня за ветром». Такой пессимистический вывод был сделан Экклесиастом потому, что «один конец ожидает всех»:
Одинакова участь праведника и грешника,
Доброго и злого, чистого и нечистого,
Добропорядочного и негодяя,
Честного и клятвопреступника.
По существу, Экклесиаст отрицал наличие у человека смысла жизни. В то же время у него имеются любопытные практические наставления для людей: раз небытие человека неизбежно, то остается как можно лучше использовать отпущенный нам короткий срок жизни. В этом случае, по его мнению, положительное значение обретают и творческий труд, и любовь и богатство [2].
Пессимистические суждения о смысле жизни высказывал немецкий философ А. Шопенгауэр. Смысл жизни человека он сводил к страданию. Он имел бы все основания перефразировать известный принцип Декарта «мыслю, следовательно, существую» в положение «страдаю, следовательно, существую».
Согласно его теории, человеку приходится вести постоянную борьбу с природой, обществом и другими людьми, его окружающими. В ее пользу он приводит соответствующие аргументы. Стихийные силы природы: землетрясения, болезни (микробы, вызывающие их, – это тоже природа) – наносят человеку громадный ущерб. Общество ведет постоянные войны, в которых гибнут тысячи, миллионы людей. А «главный источник самых серьезных зол, постигающих человека, – это сам человек: «человек человеку волк».
По мнению Шопенгауэра, человеку присуще множество отрицательных черт, главной из которых является эгоизм. Его лозунг: «все для меня и ничего для людей». Эгоизм необычайно силен, большинство бедствий человека коренятся в нем и им объясняются. Он разделяет людей, обособляет их и делает даже враждебными друг другу. В природе человека, утверждает философ, есть и более безнравственное, чем эгоизм – злоба, жестокость – они также направлены против жизни конкретного человека.
В своей работе «О ничтожестве и горестях жизни» Шопенгауэр делает выводы:
• от природных, общественных и людских сил человек всю жизнь страдает, печалится, лишается покоя и радости;
• жизнь индивида проходит в беспрерывной борьбе за свое существование, на каждом шагу жизни ему угрожает гибель;
• самое счастливое мгновение для человека – когда он засыпает, самое несчастное мгновение – когда он просыпается.
Воззрения Шопенгауэра, как известно, явились одним из теоретических источников экзистенциализма (его представители: К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) Это течение рассматривает не только сущность человека, но и смысл его жизни. Многие экзистенциалисты полагают, что человеческая жизнь носит печальный, трагический смысл. С их точки зрения, основными чертами жизни являются тревога, страх, отчаяние, ответственность (вина) за свой выбор.
Рассуждения экзистенциалистов в обобщённом виде обретают следующий вид: человек в муках рождается, в слезах вырастает, в страхе проводит свои дни, в поте лица трудится, в грязи заканчивает свою жизнь, испытав очень мало коротких радостей, но много разочарований и горя, чтобы в конце концов предстать перед лицом неминуемой смерти, на которую он был обречён с самой первой минуты своего бытия.
В истории человеческой мысли имеются и противоположные, оптимистические высказывания о жизни, ее смысле. К ним, прежде всего относятся идеи двух наших великих соотечественников А.М. Горького и Л.Н. Толстого.
Горький, как большой знаток реальной жизни, писал: «Неправда, что жизнь мрачна, неправда, что в ней только язвы да стоны, горе и слезы! В ней не только пошлое, но и героическое, не только грязное, но и светлое, чарующее, красивое. В ней есть все, что захочет найти человек!».
Всемирно известному мыслителю и писателю Толстому принадлежат следующие слова: «Нет, этот мир не шутка, не юдоль испытаний только и перехода в мир лучший, вечный, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но и должны сделать прекраснее и радостнее для живущих с нами и для всех, которые после нас будут жить в нем». И еще одна его идея: «На прекрасной земле – прекрасное, созданное для счастья человечество. Вокруг него – непреходящий свет и трепет радостной жизни. Жизнь эта со всех сторон окружает человека, надвигается на него, зовет к себе, хлещет в душу бурными потоками кипучей радости и счастья» [3]. Следовательно, для Толстого смысл жизни человека – это сама жизнь, прекрасная и радостная, несущая человеку счастье.
Некоторые известные люди смыслом жизни считают постоянный труд, который приносит им физическое и духовное удовлетворение. Так, Току-Томи (знатный японец, бывший журналист, последователь учения Л.Н. Толстого) писал о себе: «Теперь я живу на маленькой ферме, недалеко от Токио, крошечном домике со своею женою и собакою. Я развожу картофель и другие овощи. Я провожу день за днем, работая заступом, обрабатывая землю и выпалывая сорные травы. Почва так не возделана, сорные травы так быстро растут, особенно в эти летние дни. Все время, всю энергию я трачу на то, чтобы полоть, полоть, полоть… Может быть, таков уклад моей жизни, может быть, таков строй несовершенного мира. Однако я вполне счастлив. У нас прекрасный сон и хороший аппетит. У нас есть все, что нам нужно» [4].
Проблему смысла жизни исследовал З. Фрейд, который пришел к выводу, что нет удовлетворительного ответа на поставленный вопрос. Сам он стремился решить эту проблему в следующем аспекте: каковы смысл и цели жизни людей, если судить об этом на основании их собственного поведения; чего люди требуют от жизни и чего стремятся в ней достичь? И тут же отвечает: люди стремятся к счастью, они хотят стать и пребывать счастливыми. Далее он пишет: это стремление имеет две стороны, положительную и отрицательную цели: отсутствие боли и неудовольствия с одной стороны, переживание сильнейших чувств и наслаждения, – с другой [5].
В узком смысле слова, с точки зрения Фрейда, под «счастьем» понимается только последнее – переживание сильнейших чувств и наслаждения. Итак, смысл человеческой жизни, по Фрейду, – быть счастливым, получать различного рода наслаждения, удовольствия и избегать болезней и несчастий.
Попутно отметим, что он дает ряд рекомендаций, следуя которым можно быть счастливым. К ним учёный относит прежде всего любовь – возможность любить и быть любимым. При этом Фрейд высоко ставит одну из форм любви – половую, считая ее сильнейшим опытом «потрясающего наслаждения» [6]. Кроме того, он признает, что человек испытывает большое удовольствие, когда наслаждается прекрасным – красотой природы, совершенством человеческих форм, художественными творениями. Большое значение имеет также радость творчества художника при воплощении образов его фантазии, радость ученого при решении научных проблем и познании истины; удовлетворение человеку приносит и профессиональная деятельность, когда она выбрана свободно.
В том же направлении разрабатывал проблему смысла жизни американский философ Э. Фромм, последователь З. Фрейда. Он писал: «Жизнь должна иметь смысл. Люди тянутся к счастью, истине, справедливости, любви, преданности».
Среди русских мыслителей предельно масштабно раскрыл эту проблему Ф.М. Достоевский. В своих многочисленных произведениях он развивал мысль о том, что человек является феноменом не только сложным, но и противоречивым, далеко не познанным. Человек, по его мнению, должен осмыслить себя и свое назначение в мире – быть личностью. Каждый должен оставить в обществе, пусть небольшой, но след, отпечаток своей личности. Человеку (личности) важно быть нравственным – вот суть, по взглядам Достоевского, его смысл жизни.
Заслуживает внимания этическая теория марксизма. Она вкладывает в смысл жизни человека как бы двойное содержание. Во-первых, здесь речь ведется о всестороннем развитии человеком своих способностей – умственных, нравственных и физических. Во-вторых, человек должен вести борьбу за построение нового, справедливого общества, в котором были бы установлены братские отношения между людьми, дружба и мир между народами, свобода и справедливость. Иначе говоря, люди своей деятельностью должны превратить в реальность вековую мечту о лучшей жизни на Земле. Сторонники научной философии осуждают несправедливое общество, основанное на социальном и национальном гнёте, где ведутся кровопролитные войны между народами, приносящие миллионам людей разрушения, страдания и гибель.
Следует заметить, что эта теория в наше время подвергается не всегда справедливой критике. Критики утверждают, что будущее коммунистическое общество – это только благородная цель, что она должна достигаться за счет настоящего времени, за счёт поколения людей, которым не суждено испытать всей полноты жизни. Современное поколение призывают жить одним днём; что блага жизни нужны сегодня, а не в будущем.
Известный философ МГУ им. М.В. Ломоносова, наш земляк, профессор Ю.Г. Кудрявцев выдвинул оригинальную концепцию смысла жизни человека. В монографии «Три круга Достоевского» он высказывает сомнение в наличии смысла существования человека, предписанного ему кем-либо. Его главная идея сводится к следующему: каждый человек наполняет свою жизнь своим смыслом. При этом на первый план выдвигается желание общности, чтобы «этот смысл каждый видел в высоком, а не в низком» [7]. Под «высоким» он понимал, прежде всего, нравственность, справедливость, честность, идейность и другие позитивные качества личности.
Юрий Григорьевич, как ученый и человек с высокой нравственностью, осуждал людей аморальных, с низкой нравственностью, живущих по принципу «надо ловить минуту и наслаждаться жизнью». Аморальными он называл и тех, кто считает смыслом своего существования наличие денег, женщин, власти, или всё вместе взятое. Почти таких же взглядов на смысл жизни придерживался другой известный философ Н.Н. Трубников. По его мнению, «сама по себе» жизнь не имеет никакого предзаданного (кем-либо или чем-то) смысла. Наполнить этот смысл может только сам человек своими помыслами и делами. Причем, он может сделать это посредством личной ответственности за выбор идеалов и конкретную реальную работу по их претворению в жизнь.
Люди обсуждают проблему смысла жизни и на обыденном уровне сознания. Одни видят его в том, чтобы иметь семью, детей, дать им образование, хорошую специальность, вывести их «в люди». Другие, в частности, ветераны Великой Отечественной войны, с большой гордостью говорят о том, что, пройдя через «огонь, воду и медные трубы», остались живы и внесли свою лепту в победу над фашизмом. И в этом они видят свое счастье, находят смысл своей жизни. А некоторые молодые люди, в основном студенты, при проведении конкретно-социологических исследований, заявляют о том, что они хотят стать миллионерами и смысл жизни видят в богатстве.
Итак, философы и мыслители вкладывают в понятие «смысл жизни человека» разное содержание: одни отрицают его, считая, что смысла жизни нет («все суета сует»), другие хотя и признают, но вкладывают в него всё негативное, отрицательное («страдание», например); третьи признают смысл жизни, подразумевая под ним что-то положительное – «счастье», «нравственность» и т.д.
По нашему мнению, совершают ошибку те, кто отрицает смысл жизни. Нельзя согласиться и с теми, кто вкладывает в него пессимистический смысл. Иначе возникает однобокое, метафизическое решение проблемы, происходит преувеличение трудностей жизни, доказывается почти полная зависимость человека от окружающего мира (природы, общества, других людей). Подобное толкование смысла жизни препятствует укреплению силы человеческого духа в борьбе с действительными трудностями и противоречиями.
В то же время во всякой теории имеется и некоторая доля истины. Для новейшей истории, с её глобальными проблемами и бедами «дикого капитализма» свойственно обострённое отношение людей к поиску смысла жизни. Так, природа приносит человеку множество страданий и лишений, ибо довольно часто происходят землетрясения, извержения вулканов, наводнения, засухи, пожары и т.д. Миллионы людей на Земле постоянно болеют в результате систематического наступления на них природных стихий, невидимых простому глазу существ – микробов и вирусов. И устройство человеческого общества далеко не только от идеала, но даже от нормального состояния. Постоянные войны, кризисы, безработица, голод, революции, межнациональные конфликты – всё это такие социальные феномены, которые приводят не только к страданиям, но и к гибели людей.
Конец ХХ – начало XXI веков не только не сгладили, но ещё больше обострили испытываемые людьми трудности и противоречия. Мы полагаем, бремя мировых войн позади, но возникли так называемые «локальные», межнациональные войны и как следствие их – тысячи погибших и миллионы беженцев.
Ярким примером тому служит современная Россия, где в результате глубочайшего кризиса и безработицы большинство людей оказались за чертой бедности. Под влиянием труднейших жизненных обстоятельств возникла проблема добровольного ухода людей из жизни. К таким трагическим поступкам, как правило, подталкивают две главные причины – безвыходное материальное положение (безработица, голод, проблемы с жильём) и индивидуально-психологические факторы, зависимые во многом от первых (пьянство, болезни, наркомания, измены и т.д.).
Что можно сказать о формуле Шопенгауэра: «человек человеку – волк»? Следует помнить, что подобный взгляд на жизнь возник в условиях действительных жестокостей капитализма. Известно, что мыслители делят людей на альтруистов и эгоистов, а у Фромма все люди даже разделены на «волков» и «овец». С одной стороны, альтруистов в обществе имеется немало – борющиеся за мир между людьми и народами, добро, справедливость, правду и т.д. А с другой, имеется немало и эгоистов, «волков», причиняющих честным, позитивным людям материальный и моральный ущерб и приносящих им беды и страдания.
Именно эгоисты опасны для честных людей. Да и каждый из нас, наверное, может вспомнить факты из собственной жизни, когда и при каких обстоятельствах пришлось испытать на себе их враждебно-отрицательные действия – злобу, ненависть, клевету, зависть, беспричинное понижение в должности, измену и т.д.
Особенно плодит эгоистов «дикий капитализм». Может показаться, что с его приходом возрождается закономерность, присущая животному миру, – борьба за существование (сильный выживает, слабый погибает). Как можно оценивать такие феномены, как заказные убийства, «простые» убийства, грабежи, воровство государственной и частной собственности и т.д.?
Наша позиция состоит в том, что пессимистические теории о смысле жизни в конечном итоге не отражают всего содержания реальной жизни. Общеизвестно, что жизнь людей имеет и вторую сторону – позитивную. Можно привести множество фактов, которые свидетельствуют о том, что в целом жизнь действительно хороша и интересна, в ней можно быть счастливым и испытать немало радостей. Так, счастье человеку приносит брак по любви, рождение ребенка, любовь к жене (мужу), успешное окончание школы, вуза, научные открытия, защита диссертаций и т.д., и т.п.
Таким образом, мы отдаем предпочтение теориям, которые признают смысл жизни человека. Не признавать смысла жизни – все равно, что недооценивать человека и его жизнь.
ЛИТЕРАТУРА
1. Камю А. Бунтующий человек. М.: Политиздат, 1990. С. 24-25.
2. Например, он дает такие житейско-практические советы: «Так иди же, весело ешь хлеб и пей с беззаботным сердцем вино, так как Бог предрешил дела твои. Постоянно носи белоснежные одежды и щедро душись благовонным маслом. Наслаждайся счастьем с любимой женой… Любое дело, которое найдёшь себе, «старайся делать как можно лучше». И ещё: «Веселись, юноша, пока ты молод, и спеши вкусить от всех наслаждений. Делай все, что душа твоя хочет и чего просят глаза твои, только знай, что за всё с тебя взыщет Бог».
3. Цит по: Вересаев В.В. Живая жизнь. М.: Политиздат, 1991. С.180.
4. Там же. С. 333.
5. См.: Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М.: «Ренессанс», 1992. С. 76.
6. Там же. С. 82.
7. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. С. 223.
А.В. МАСЛИХИН, доктор философских наук, председатель Марийского республиканского отделения ВСД «Русский Лад»