Резюме результатов более полувековых поисков
Ежедневно считая деньги и т.п., люди пользуются словами математики «сложение», «вычитание и т.п. И им не надо доказывать необходимость знания их смысла. Что же касается слов «сорит», «кладограмма» и др., то они для людей оказываются пустыми, что свидетельствует о том, что они не восприняли диалектический инструмент духовного наследия общества, а поэтому им надо освоит названные и др. слова, которые обеспечат понимание сущности всех явлений и помогут им успешнее жить. На это ориентированы уроки логического мышления (15 уроков, ≈ 4 часа)
https://www.youtube.com/channel/UCO4B4i0HE5CkQPKXYx_Nbmg
Для начала осмыслите их основания
(Данный материал готовится как пояснение к урокам мышления)
ПОСТУЛАТЫ
- Отстаиваю не свои идеи, а основоположников науки
- Социализма нет без диалектики, диалектики нет вне социализма
- Не является марксистом тот, кто не освоил диалектической логики
- ПОЛУЗНАНИЯ ДИАЛЕКТИКИ ОПАСНЕЕ ЕЕ НЕЗНАНИЯ
Диалектика не самоцель, а средство – «лучшее орудие труда и острейшее оружие» (Ф. Энгельс) выживания и успеха в жизни. Поэтому надо осмыслить прежде всего социальный заказ на нее – почему она стала актуальной и такой оказалась её судьба. Исходная версия ответа на эти вопросы изложена автором в брошюрах «Манифест научной идеологии» (1966, 2017 гг.) «Слово сильнее оружия» (2017 г, см. ее в интернете) и др.
Диалектику создали древние греки. Изначальный смысл слова «диалектика» – разговор, диалог, что породило диалогику (см. монографию Г.Я. Буша).
Разговор → диалог → диалектика
Платон превратил диалектику в мышление о понимании сущности явлений на основе их развития. Его диалог «Пир» признан шедевром диалектического мышления. Только его достаточно для овладения эвристическим могуществом диалектического мышления. Другие его произведения объясняют многие приемы диалектики как сущностного (эссенциалистского) мышления. Аристотель разработал руководство по диалектическому мышлению, назвав его аналитикой и топикой. Его последователи переименовали их в логику. С тех пор «диалектика» и «логика» сохраняются как важнейшие слова когнитивистики, но чаще всего неопределенные и обычно взаимно исключающие. На самом деле они объясняют разные аспекты мышления, обеспечивающего понимание сущности объектов реальности.
Две тысячи лет спустя возникновения, эти слова оставались в целом неопределенными и даже вредными для исследователей, порождая схоластику – пустопорожний спор. Данный факт констатировал Ф. Бэкон (1561-1626). В то время английский священник Р. Гукер (1554-1626) своеобразно осмыслил главное условие выживания общества – указал на актуальность такого развития интеллекта людей, при котором люди будущего станут отличаться от нас так же, как мы отличаемся от идиотов. Иными словами, он предвидел необходимость интеллектуального прогресса народа на основе превращения логики и диалектики в норму обыденного сознания народа. Его интеллектуальный проект воодушевил Г.В. Лейбница, Дж. Локка, Р. Декарта на поиск решения проблемы. И они синтезировали диалектику и логику в технологию того, что потом названо диалектической логикой (ДЛ). Представители немецкой классической философии развили ДЛ, но так её мистифицировали что она остается недоступной не только людям со здравым рассудком, но и тем, кто считает себя ее специалистами.
При осмыслении проблем ДЛ следует учесть развитие вообще. Развитие метафорически уподобим не одному, а множеству ручейков, текущих в определённом направлении. Аналогично развитие сущностного мышления для понимания объектов базировалось на множестве течений мысли, использовавших разные слова для их объяснения, особенно «диалектика», «развитие», «эволюция». Расхождение их трактовок породило неприятие их оппонентами и т.п. Слово «эволюция» стало главным для практических испытателей реальности. Эволюционный подход в науке стал нормой. Последние века признаны веком эволюционистики. Венец эволюционизма – система Дарвина. Она – результат фактически, по умолчанию, диалектического объяснения форм жизни. Её следующей ступенью стала кладистика биологии – шедевр практической систематики и практического диалектического мышления. Естественно, что в эволюционном подходе были промахи и т.п. Критикуя их, многие диалектики пытались дискредитировать эволюционистику, но отстаиваемая ими версия диалектической трактовки объектов оказалась непрактичной. Особенно важно учесть мысли К. Маркса о значении диалектики как метода теоретизации наук. Он воспринял гегелевскую трактовку диалектики, но фактически использовал не только ее при работе над «Капиталом». Он опирался на интеллектуальный потенциал классической философии и не создал никакой своей её версии, не создал он и диалектического метода мышления. Осознавая значение диалектического мышления, К. Маркс высказал замысел – написать руководство по диалектическому мышлению, но не выполнил его. Ф. Энгельс знал о замысле Маркса и много написал о диалектике, признал диалектическое мышление резондэтром марксизма. Восприняв подход Маркса и Энгельса, В.И. Ленин оставил наказ своим последователям – вычленить диалектический метод из «Капитала» Маркса и с его помощью теоретизировать все науки. В 1920 и в 1950-е гг. были попытки решения данной проблемы, но они её дискредитировали. В результате возникло противоречие – призывы к овладению диалектикой и отрицания ее как универсального конкретно-научного метода познания… В результате выродилась трактовка диалектики последователями Маркса, Энгельса, Ленина. Для оценки их усилий используем давно известную, но не популярную истину о значении полузнания…
Для осмысления хаоса диалектических мыслей диалектиков воспользуемся аналогией…. Автобус состоит из тысяч деталей. И каждую из них можно использовать при определении его сути. И все они – заблуждения, его сущность так не определить. Бессмыслен спор между адептами таких определений. Поневоле вспоминается предупреждение древних римлян – опасность определений. В результате господствует в обществе идейный разброд и главным фактором истинности оказывается чиновничная субординация авторов «я — начальник, ты — дурак». Каждый мнить себя диалектиком, не умея диалектически мыслить. При таком положении господствует идейный разброд и диалектика не оказывается «лучшим орудием труда и острейшим оружием». В 1980-е гг. на одной из конференций И. Т. Фролов (1929-1999) констатировал – книги по диалектике заполонили все полки библиотек, но толку от них нет. В целом, диалектику так дискредитировали, что о ней давно не прилично говорить в обществе… Все это порождает идейный хаос, разброд и т.п., что очень выгодно тем, кто мутит воду для ловли крупной рыбы…
«Обмирщение» философии по Марксу как орудия социализации общества породило ненависть к ней и к её диалектике как методу сущностного объяснения реальности и завершилось подменой философии филодоксией. Философия – наука о науке, создающая ДЛ для сущностного, теоретического объяснения реальности. Филодоксы же не исследуют когнитивный потенциал наук, а создают наднауки, конкурирующие с науками и подавляющими их представителей своим словоблудием о научных предметах. Скажем, какая может быть наднаука «философия математики» без профессионального знания математики или «философии хозяйства (экономики)», разработанные не только философами?
О смерти философии как наднауки писали многие основоположники науки. Наиболее эмоционально эту идею высказал С.К. Минин в 1920-е гг. в статье «Философию за борт» – «при вхождении науки на борт корабля, философию за борт» [Философия и мировоззрение. –М, 1990]. Прошло время дилетантизма в науке, осмысливать результаты познания объектов могут только их научные исследователи. Без овладения предметом конкретных наук, философские рассуждениях о них не просто дилетантизм, а обскурантизм. Данная истина давно породила мысль «Физика, бойся метафизики» и оправдывает современный лозунг исследователей «Обойдемся без философии». Но последний лозунг фактически свидетельствует о том, что исследователи наук пилят сук, на котором сидят. Неприязнь к филодоксии не может быть основанием для отказа от познания фундаментальных основ наук, что следует считать главной функцией истинной, классической философии как науки о науке и её когнитивного потенциала. Эту мысль не осознать без возврата к истокам философии, в том числе диалектики, но альтернативы нет (знаменитая фраза либералов «иного не дано») – без преодоления идейного разброда обществу не выжить в третьем тысячелетии.
Социальный заказ на превращение науки в идеологию общества можно считать общепризнанным. Он требует актуализации принципа Петра 1 «учись или умирай» его конкретизацией «учись мыслить или умирай». Если профессиональные философы и иные ее энтузиасты не научились диалектическому мышлению только на основе работ Платона, то их место не в аудитории, а на паперти… Аналогично, если они, не читая других, претендуют на роль гуру, то им ничем не помочь и тогда рациональнее следовать совету Лукиана «обходить философов как бешенных собак». Но для того чтобы общество выжило в третьем тысячелетии, надо философию, в т. ч. ДЛ, (не запретить по Юстиниану), а сделать ведущей наукой общества. И все необходимое для этого создали основоположники науки. Версия обобщения их трудов позволяет легко и быстро совершить духовную (философскую, интеллектуальную, научную) революцию и превратить теоретическую науку в идеологию прогресса общества. Гипотеза такого подхода представлена в трудах автора как результат более полувекового поиска. Их результатом является вторая версия уроков логического мышления (УЛМ), выставленная в 2020 г на Ютубе. Трактовка некоторых их аспектов приведена далее.
- ОСНОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ЛМ)
В древнем мире, в т. ч. в Египте, осознана актуальность мудрости и её значение для жизни. В связи с этим возникло стремление людей стать мудрецами. Платон обсуждал вопрос о том, как стать мудрецом (см. «Послезаконие», т 4, с. 438). Как помочь людям стать мудрецами? Для этого надо понять сущность мудрости – ответить на вопрос «Что такое мудрость?». Ответ на него дан древними египтянами за тысячи лет до древних греков. Мудрость – это знания, наука. Древние греки восприняли такой подход к мудрости и высказали много соответствующих мыслей. Их учение следует развить и сделать основой теоретического понимания мудрости как наиболее развитой формы науки. Для этого надо понять науку как социальное явление, а для этого нужна философия как наука о науке.
Основой теоретического понимания мудрости может быть только системное объяснение форм отражения мира людьми (см. далее). На его основе конкретизируем формы мудрости. Исходная ее форма возникает на уровне субъективных идей. Мудрыми являются те, кто накопили больше субъективных идей о реальности и больше переняли объективного идеального, знаний и науки. Развитие умствования порождает мудрствование рассудка и теоретическую разум человека.
Умствование → мудрствование → теоретизация
Умствование
┌──┴───┐
Глупость → умность (рассудок)
┌──┴───┐
Просто → мудрость (мудрствование)
┌──┴───┐
опытная → разум («правильная» по Ф Бэкону)
теоретическая наука
Ф. Бэкон обособил две форм мудрости. Первая возникает в меру накопления опыта (мудрость «седеющей бороды»), а вторая – в меру овладения интеллектуальными правилами теоретического понимания реальности. Опытная мудрость возникает стихийно, а вторую создают и воспитывают на основе обучения правилам мышления. В «Послезаконии» Платон назвал мнимой первую форму мудрости с тем, чтобы акцентировать математику как более развитую «правильную» форму мудрости. Простейшей формой правильной мудрости являются доктринальные науки, созданные обычно на основе заранее установленных принципов объяснения. Более развит разум – теоретическая наука как высшая форма мудрости, создаваемая на основе правил (приемов) ДЛ.
25 веков исследователи разрабатывают приемы ЛМ, но и сегодня его не используют даже его профессионалы. Тем более ЛМ не стало нормой обыденного сознания людей со здравым рассудком, чем стала математика. И если ранее без ЛМ общество развивалось, то сейчас это может стать причиной не только его деградации, но и гибели. В связи с этим проблема усвоения могуществом ЛМ стала главной для общества. Все необходимое для овладения им народом создали основоположники науки. Нужно выявление, осмысление, интеграция, дидактизация идейного их наследия о ЛМ. Все это не может не быть постепенным решением проблем ЛМ. Исследователи ЛМ призваны обучить всех педагогов (не только логиков), которые научат ему народ. Данный путь превращения новаций в практику можно сократить с помощью возможностей дистанционного обучения на основе интернета. В таком случае не нужно тратить время и усилия на убеждение (научить легко, а переучить невозможно) и обучение педагогов ЛМ, а исследователи имеют возможность непосредственно учить весь народ. И это не потребует финансовых затрат.
ЛМ ЛМ
┌────┴───┐ ┌────┴───┐
Разработка → обучение Исследователи → народ
┌────┴───┐
Педагогов → народа
ЛМ не стало нормой не только обыденного сознания народа (как математика), но даже его профессионалов. Преодоление такого состояния возможно на основе знания многих наук – политэкономии, педагогики, психологии, философии, логики, диалектики, лингвистики, математики. Каждая из них в той или иной мере послужила основанием отстаиваемого кредо ЛМ. Предлагаемая версия ЛМ представляет изложение идей многих наук. Задача состоит в том, чтобы выявить их и интегрировать в теорию ЛМ. Такую трансформацию идей ЛМ покажем кумулятивным рядом и моделью Порфирия.
мнения → концепции →доктрины → теории
Мнения
┌────┴───┐
экспромты → концепции
┌────┴───┐
Комплексные → доктрины
┌────┴───┐
Учения → теории
Сосуществуют названные уровни восприятия проблемы ЛМ. В печати имеется разнородный материал, начиная с экспромтных мнений и разработанных концепций, устоявшихся доктрин и фрагментов его теории. На их основе следует разработать прагматическую теорию, которая сделает ЛМ доступным людям со здравым рассудком в качестве «лучшего орудия труда и острейшего оружия» и станет нормой менталитета народа.
Умудрение людей начинается с расширения восприятия ими реальности путешествиями, экскурсиями и т.п. Затем, происходит усвоение учений (доктрин) и развитие интеллекта – обучение способности логически мыслить с тем, чтобы теоретически понимать реальность. Последнее обеспечивает философия как наука о науке или как наука об универсальных когнитивных методах научного познания и прикладная к ней ДЛ. Философия призвана обеспечить технологию истинного ответа на вопрос «что это?», «что это такое», «что есть что?» (см. Боэций, с. 37). И задача мудреца – усвоить технологию ответа на такой вопрос, т.е. теоретического понимания объекта. Такой технологией понимания сущности объектов является ДЛ.
Имеется много книг по логике разных времен и народов. А сейчас в рунете много уроков мышления, логики, логического мышления и надуманных его форм, скажем «критическое мышление», «позитивное мышление» и т.п. Актуально выявление в них рациональных зерен для их интеграции в теорию логики. Например, не согласен в целом с идеями лекции В И Левкина о мышлении в интернете, но у него имеется объяснение форм задач, которое не встречал в других работах. Их представлю дихотомной моделью.
Задачи
┌──┴──┐
Не корректные – корректные
┌──┴──┐
Беспредметные – предметные
┌──┴──┐
Просто – решаемые
Логика не всевластна и не может быть инструментом для ответа на все вопросы или для решения всех вербальных задач. Задачи могут быть бессмысленными, внутренне противоречивыми и т.п. Они соответствуют народной мудрости о том, что один дурак может задать столько вопросов, что и сто мудрецов не ответят на них. Но бывают и беспредметные, ложные задачи. Они не могут быть решены логически, не подвластны логике. Задачи могут быть предметными, но не содержат достаточной информации для их решения. Названные типы вопросов следует игнорировать, но для этого надо опережающее знать о их существовании и быть способным осмыслить их данную природу с тем, чтобы эффективно использовать интеллектуальный потенциал логики в сфере ее эффективности. Таковым является определение сущности явлений на основе ответа на вопрос «что это?» (философема «чтойность»). Современная логика остается доктриной и актуальна ее теоретизация на основе ее собственных принципов. Научный заказ логике на ее теоретизацию идет от многих наук. В частности, отметим значение некоторых из них для формирования УЛМ.
ПОЛИТЭКОНОМИЯ была импульсом поиска средств ее развития. Пожизненные исследования её оснований и методологии были причиной информационного поиска, познания разных аспектов жизни общества и разработки ее версии как общеэкономической науки (ОЭН). Сегодня много версий политэкономии, но нет теоретической ОЭН. Опубликованная мной её гипотеза названа «Хозяйство, экономика, рынок». На ее основе пришел к мысли о том, что невозможно разработать теорию политэкономии без опережающего ответа на вопрос «Что такое политэкономия?» и определения ее контента, границ (по Ф Бэкону «меты») и функции. Только исследование фундаментальных вопросов жизни людей позволяет понять её идейное основание – формы экономических идей и их развитие по мере общественного прогресса и становление ОЭН. Пока нет теоретической ОЭН как введения в систему экономических наук.
Современные ЭН, в т. ч. ОЭН, не обучают подрастающие поколения пониманию современного хозяйства, и они не понимают главной проблемы современного общества, выраженной рядом: отчуждение → экспроприация → эксплуатация. Условием понимания противодействия гибели общества является осмысление значения культура → гуманизм → идейность. Политэкономия должна объяснить идейность народа как главное условие защиты им его интересов и права на жизнь вообще.
ОЭН должна стать ведущим звеном ЭН для обучения всех людей, тем более экономистов. Её назначение – объяснить народу хозяйственные основы общества и убедить его в актуальности ума как фактора успеха при отстаивании материальных интересов посредством идейного объединения. Достижение данной цели требует обучения людей борьбе за свои интересы с помощью развития своего интеллектуального потенциала – умственных способностей, главным образом ЛМ как фактора становления их единомышленниками и их идейного объединения для защиты своих интересов.
Опыт обучения ОЭН и ЭН вообще (49 лет) показал не только ее актуальность, но и относительность и важность поиска направлений ее развития, что стало главным мотивом философских и иных поисков. При этом, важно и то, что 20 лет учил марксизму, полтора десятка лет своей опубликованной версии трактовки ОЭН, а остальное время – антимарксизму. Все это помогло понять достоинства и ограниченности каждой из них и разработать гипотезу теории ОЭН. Она – основа экономического ликбеза общества как условия его выживания и одновременно элемент учебного комплекса по развитию ЛМ, закрепления его умения.
В целом, политэкономия дала стимул поиску возможностей ее развития с помощью ЛМ. Другие науки, скажем, химия, физика и т.п. не дают такого импульса поиску возможностей их развития. А биология давно идет данным путем и породила кладистику, как плодотворный диалектический (эволюционный) метод познания сущности явлений.
ДУХОВНОСТЬ, МЕНТАЛИТЕТ И ПОСТНАУКА. Осознание сущности духовности происходит в меру понимания уровней его развития и его процессов умствования→ соображения → мышления и их научных оснований. Кризис науки как средства развития духовности и рост обскурантизма не случайны, а порождены постнаукой как основанием идеологической, духовной, ментальной, идеологической, идейной, гибридной и т.п. борьбы и войны в обществе.Все это проявляет потребность элиты в господстве в обществе, защиты ею статус-кво в своих интересах превращением науки в постнауку как содержания идеологии. Вне осмысления этого не уразуметь главной проблемы общества, решение которой спасет его. Постижение постнауки требует знания многих наук и аспектов общества, а поэтому актуально их исследование.
ПСИХОЛОГИЯ возникла одновременно с философией и имеет громадное значение для жизни людей. Она должна стать общеобразовательной наукой, но современные ее версии не адекватны потребностям психологического ликбеза народа. Давно назрела необходимость её теоретизации, как и всех остальных наук. Она должна обеспечить решение проблемы древних греков «Познай себя», тем более принципов И. Канта «Сделай себя» и персонализма «Стань личностью».
┌─ «Стань личностью».
┌─┴─ «Сделай себя»
┌─┴─── «Познай себя»
Проверять успешность решения данных задач духовного развития надо не только практикой, но и тестами на темперамент, интровертность, характер, уровень усвоения интеллекта и эрудиции. При этом обязательно учитывать уровни развития духовности (менталитета) людей, представленные графиком развития.
┌─ миропонимание – на основе теории, будущее
┌─┴─ мировоззрение – на основе доктрин, господствует
┌─┴─── Миропредставление – здравомыслящих
┌─┴───── мировосприятие (миросозерцание) – детей
┌─┴─────── Мироощущение – от рождения
При системной трактовке смысла названных слов не следует использовать слово «мироздание», характеризующее бытие (реальность, мир), а не уровень развития ума людей. Названные в графике слова используют прошлые и современные авторы, но нет системной их трактовки как уровней развития духовности людей. Их используют часто в качестве синонимов. Главным из них считают мировоззрение и обычно без четкой трактовки его смысла. Все они – разные уровни умственного отражения мироздания. В книгах очень часто называют мировоззрение целью обучения вообще и прежде всего философии.
Модель уровней развития духовности показывает не только становление миропонимания, но и структуру менталитета людей. В каждый данный момент в голове людей сосуществуют названные уровни отражения реальности, что-то на уровне мироощущения, другое на уровне миропредставлений и т.п. И проблема сделать главным миропонимание на основе теоретической науки.
Данным уровням развития менталитета соответствуют и типы умственных моделей отражаемых объектов. При их понимании надо преодолеть господствующую догму при трактовке смысла слова «понятия». Понятия считают формой мышления, а не его результатом. При этом исходят из того, что в голове существуют только понятия. Альтернатива представлена кумулятивным рядом и графиком развития умственных моделей объектов в менталитете людей.
Идеи → мысли → образы → представления → понятия
┌─ понятия
┌─┴─ представления
┌─┴─── образы
┌─┴───── мысли
┌─┴─────── идеи
┌─ миропонимание – понятия
┌─┴─ мировоззрение – представления
┌─┴─── Миропредставление — образы
┌─┴───── мировосприятие (миросозерцания) – мысли
┌─┴─────── Мироощущение – идеи
Идеи возникают при жизни и в простом случае они не осознаются субъектами. Мысли – осознанные идеи, которым обычно дают названия, их обозначают обычно (но не только) словами. Образы – более содержательные мысли об объектах как основа здравомыслия. Представления – элемент обычно доктрин, а понятия – атрибут теорий. Все они – результат постижения, познания, понимания объектов реальности.
Осмысление понятий и понимания людьми реальности предполагает знание структуры (системы) психики людей, представленной дихотомной моделью Порфирия.
Психика
┌────┴───┐
Врожденная → приобретаемая
┌────┴───┐
Жесткая → мягкая
(Импринтинг) ┌────┴───┐
Эмоции → духовность
┌────┴───┐
воля → менталитет
┌────┴───┐
интуиция → сознание
┌────┴───┐
Эрудиция → интеллект
Слово «психика» возникло исторически недавно, а как сфера знаний в древнем мире. Оно произошло от слова «душа» и называлось различно, в т. ч. интеллект. И сегодня в мире господствует трактовка интеллекта вместо слова «психика», в частности обычно признают интеллект животных.
Психика людей является системой подсистем. Ее элементы (подсистемы) имеют самостоятельное значение и являются атрибутом определенной формы (уровня) жизни субъектов. Они общеизвестны, но не систематизированы, а поэтому не строго объясняют их содержание, значение. Особенно это относится к понятию «интеллект».
Психика – главный инструмент саморегуляции жизненных процессов. Исходной её формой следует признать врожденные инстинкты, присущие всем формам жизни животных и людей. На их основе живут все предлюди и без них нет людей. Остальные элементы (подсистемы) психики приобретаются при жизни особей. Простейшей их формой считаем импринтинг. Он присущ животным и людям. Это жесткая система отражения реальности, обеспечивающая запечатление детьми родителей как важнейший фактор их жизни после рождения. Он возникает в начальный период жизни и остается неизменным в последующем. Его хорошо объясняют зоологи.
Эмоции возникают в утробе матери и развиваются всю жизнь. Они представляют единство прямых и обратных психических связей. Воспринимая факты реальности, ум оценивают их, что проявляется в эмоциях и соответственно в действиях особей.
Духовность – специфика людей. И хотя ее осмысливают с древности, она остается «тера инкогнито». Превалирует религиозная ее трактовка. Встречал неоднократно ее объяснение как специфики психики всех людей. Такую позицию показывает предлагаемая модель ее трактовки. В ней духовностью называем волю и менталитет людей. По мере усложнения общества должна расти его духовность и не стихийно, а все более сознательно
Духовность народа
Сложность общества
Высшей формой духовности следует считать идейность. Социализация индивидов предполагает использование всех методов развития его идейного отражения действительности. Главным же следует признать теоретизацию наук и становление постклассической педагогики, которая учит не знаниям, а мышлению. Исходным фактором духовной революции следует признать ренессанс классической философии как науки о науке и разработку прикладной философской науки – ДЛ. На их основе осуществиться интеллектуальная революция – общество овладеет могуществом ЛМ и произойдет переход к теоретической науке
Философизация → интеллектуализация → теоретизация
Воля возникает в детстве и развивается. «Сила духа и сила воли» (слова из песни) имеют актуальное значение для жизни людей. Её развивают практикой жизни и учебными действиями. К сожалению, не встречал хорошее её объяснение.
Менталитет (ум) – основа жизни людей. Его предтечи существуют в животном мире. У людей к нему отнесем интуицию и сознание.
Интуиция – важнейший элемент психики людей. Её часто называют подсознанием, предсознанием и ей посвящено много исследований. Она функционирует все время, что люди обычно не осознают. Интуитивное восприятие обстоятельств жизни обеспечивает жизнь людей. Она развивается по мере накопления опыта. Её деятельность часто называют думанием.
Сознание – самый проблемный аспект менталитета людей. Было много замыслов и трудов исследователей для разгадки бремени сознания людей. Не готов фундаментально обсуждать проблему, а свожу сонание к эрудиции и интеллекту.
Эрудиция – множество знаний, т.е. вербализованного идеального. Знания – основа жизни, что признано давно выражением «Знание-сила». Знания возникают в меру овладения языком. Атрибутом языка являются слова и грамматика. Слова – эрудиция, а грамматика – интеллект, т.е. правила употребления слов. На основе знаний возникла наука – априорные знания, которым учат потомков. Три формы науки: опыт → доктрины → теории. Основа опытной науки – факты. Доктрины представляют интеграцию множества фактов в качестве единого целого. Их основа – принципы, которые могут быть произвольными и иррациональными. Плюрализм доктринальной науки подвиг древних греков разработать более развитую форму науки, названную ими теорией (умозрением, умопостижением). Основание теории – вторая форма интеллекта как множество созданных когнитивных приемов познания.
Интеллект – способность соотносить знания и определять их истинность. Интеллектом называют практически все проявления психики. Здесь им называем только программы, детерминирующие определенные умственные процессы. Для объяснения этого используем аналогию компьютерных СУБД. В них имеются базы данных и программы их обработки. В частности, в мою тестирующую программу вводим словарь с определениями, а программа автоматически генерирует каждый раз заново 5 типов тестов. Нечто аналогичное существует в сознании людей. Эрудиция – память, хранящая обозначения, слова всех осознанных в уме мыслей (знаний). Интеллект – способы использования элементов эрудиции по правилам языка или мышления. Для осмысления сущности интеллекта выявим его формы на основе следующей модели
интеллект
┌─────┴────┐
Естественный (ЕИ) → искусственный (ИИ)
(язык) ┌─────┴────┐
технический — Мышление (живой; МИИ)
(ТИИ) ┌──┴──┐
Математика – логика
Естественным интеллектом является язык как единство слов (эрудиция) и правил (интеллект). Язык возник стихийно, его никто не создал, а поэтому он естественный. Существуют т ысячи языков и сегодня. И каждый из них состоит из слов (эрудиция) и грамматики (интеллект).
Становление теоретической науки происходило в меру обособления знаний (эрудиция) и приемов обработки их (интеллект или ИИ). ИИ начал проявляться в технических (материальных) артефактах (все это требует специального пояснения) и главным образом в мышлении, т.е. способности обрабатывать информацию по определенным правилам математики и логики. Это начало возникать исторически недавно – десяток тысяч лет из 2.5 млн лет существования общества. Понять же это возможно только на основе теоретического (системного) объяснения науки и тем более постнауки. Основа их понимания – гипотеза системной их трактовки моделью Порфирия
Отражение
┌────┴────┐
Просто → информация
┌────┴───┐
Просто → идеи
┌───┴───┐
Субъективные → объективные
Просто → идеальное
┌───┴────┐
Интуитивные → вербализованные (знания)
┌──┴───┐
Просто → наука (априорные)
┌───┴───┐
просто → постнаука
И производная от неё триадная модель
Восприятие
┌───────┼────────┐
Преднаука → наука → постнаука
┌───────┼─────────┐
Опыт → доктрины → теория
Постижение → познание → понимание
↕ ↕ ↕
Умствование → соображение → мышление
Отражение – фундаментальное понятие философии. Оно – онтологический атрибут реальности, категория по Аристотелю. Ему нельзя дать определения на основе род + вид. Оно постулируется как атрибутивное свойство всего и иллюстрируется многими его фактами. Отражение – результат взаимовлияния, взаимодействия объектов в форме следов, отпечатков и иных изменений каждого из них. В простом, чистом виде оно служит и людям (скажем, короткие волосы на голове отражают их стрижку, чистое лицо – умывание и т.д.). Главное же значение ее для людей – информационные системы.
Информация – превращенная форма отражения. Информация – отражение как средство передачи импульсов между элементами живого существа. Она возникает в живой природе в форме инстинктов, рефлексов и служит выживанию живых существ. В простом виде она – врожденное свойство жизни. Многообразны уровни развития информационных систем жизни. Наиболее развита она у живых существ, обладающих ЦНС, головой. И люди не могут жить без них. Функционирование ума в самом общем виде называется умствованием.
Идеи – более развитая форма информации, возникающая у животных при жизни. Мозг устроен таким образом, что отражает объекты реальности как основу выживания особей. Идеи субъективны, возникают у каждой особи, со временем растет их объем и их значимость для животных. Основой их возникновения являются органы чувств. Главное из них значение имеет зрение. Многократно встречал утверждения о том, что зрение обеспечивает 70-80% памяти (эрудиции) людей. Это осознано давно и породило много рекомендаций по развитию эрудиции походами, путешествиями, экскурсиями, туризмом, музеями, выставкам и т. п. Данную способность мозга важно учитывать при воспитании подрастающих поколений, специально организуя их активный образ жизни.
Идеальное – множество объективных идей, создаваемых сообществом животных и обществом людей, и перенимаемых животными и людьми друг от друга, прежде всего подражанием. Оно обеспечивает активность животных и людей. Современные зоологи содержательно его объясняют для сообществ животных. Люди часто нигилистически относятся к подражанию, но оно актуально для их жизни. Имеется монография, показывающая актуальность подражания для жизни людей.
Знания – вербализованная форма идеального, атрибут и специфика людей, возникающая по мере становления языка и овладения им людьми. Для осмысления значения знания надо осознать становление языка на основе ряда (систематизации форм сигнализации): метки (для себя) → знаки (общепринятые) → сигналы (для других) → слова языка. Все это содержательно объяснено Ф. Бэконом, Гоббсом и другими авторитетами науки. Такие знания апостериорны – возникают стихийно, постепенно в меру развития языка, его словарного запаса и т.п. Знание данного факта важно для социализации людей – объяснения им типов слов, увеличения их словарного запаса и т.п., что обеспечивают обучением языку.
Сообразительность существует в меру овладения языком. Её называют также здравым рассудком, и он достаточен для обыденной жизни народа. Давно он не достаточен даже в четырех стенах дома.
Наука – априорные знания, созданные обществом и усваиваемые на основе специального обучения (научения) подрастающих поколений. Её основные формы: опыт→ доктрины→ теория.
При трактовке науки надо четко понимать ее формы и обоснованность их названия. Сейчас господствует выражение «научная теория», предполагающее существование ненаучных теорий. Это считаю заблуждением. Адекватное выражение «теоретическая наука», поскольку опытная и доктринальная наука не являются теорией.
Наука начинается с опытных (эмпирических) знаний, которым обучают в процессе совместной деятельности наставничеством. Эмпирические науки – атрибут общества, возникли вместе с ними в меру развития трудовой активности.
Резюме сказанного фрагментом модели:
Идеи
┌──┴───┐
Субъективные → объективные
(идеальное)
┌──┴───┐
Предзнания → знания
(вербализованные)
┌──┴───┐
Апостериорные → априорные (наука)
Идеи – субъективное отражение реальности, мироощущение в уме каждой особи возникающее при жизни на основе органов чувств и служащее ей как информация. Вместе с врожденными инстинктами идеи определяют жизнь особей, имеющих ЦНС. Идеальное – множество объективных идей, созданных предшествующими особями сообщества животных и обществом людей, перенимаемых ими подражанием. Оно повышает их выживаемость. Такое идеальное – предзнание. В сообществах возникают сигнальные системы, на основе которых сформировался язык людей. Язык состоит из таких объективных идей, которым соответствуют определенные знаки, звуки, слова. Такое вербализованное идеальное является знанием. Оно – специфика и атрибут людей, возникающее на основе опыта и тем самым являющееся апостериорным знанием. Прогресс общественной жизни привел к росту знаний и важности специального обучения многим из них. Так возникла наука, как априорные знания, которым учат новые поколения людей. Перманентно растет множество наук, как и их единство, системность, что показывает график развития их форм:
┌─ мегатеория
┌─┴─ меганаука
┌─┴─── научная картина мира (НКМ)
НКМ – общее название всей науки, в т. ч. опытной. Меганаука – доктринальные комплексы, а мегатеория – будущее ядро науки в меру её теоретизации. Теоретизация наук происходит на основе разработки специальных когнитивных приемов. Множество когнитивных приемов представляет собой методологию, усвоение которой порождает мышление, а применение мышления – моделирование (теоретизация)
Методология → мышление → моделирование
- ТЕХНОЛОГИЯ ДЛ
Постулируем смысл следующих слов и выражений:
Диалектика – наука об общих законах состояния, развития.
Диалектическое мышление (ДМ) – объяснение объектов на основе их развития. Может быть стихийным.
Диалектический метод мышления (ДММ) – объяснение объектов на основе их развития с помощью некоторых приемов диалектики
Диалектическая логика (ДЛ) – объяснение объектов на основе системного понимания их развития.
Мышление
┌──┴──┐
Математическое → диалектическое (ДМ)
┌──┴──┐
Стихийное → сознательное (ДММ)
┌──┴──┐
Фрагментарное → системное (ДЛ)
Три ступени усвоения ДЛ: шаблоны → категории → ступени
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ. Вне визуализации не овладеть мышлением. Её матрицы (шаблоны) давно созданы основоположниками науки. Они взаимно превращаемы форматированием. И каждая из них акцентирует важные аспекты сущностного объяснения объектов. Основные из них: сориты, ряды; 5 правило Р Декарта; принцип И Канта; лесенка Аристотеля; график развития; кладограммы; модель Порфирия; круги Эйлера. Они пояснены в уроках. Их систематика предстоит, а её некоторые гипотезы представлены ниже.
5 правило Р. Декарта и принцип И. Канта объясняют технологию разработки рядов. При этом важно осмыслить формы рядов и их использование в науке.
Ряды
┌───┴───┐
пространственные → временные
┌───┴───┐
Исторические → генетические
┌───┴───┐
Эволюционные → кумулятивные
При осмыслении когнитивного потенциала рядов важно обратить внимание на смыслы слов «начала», «категории», «постулаты», «аксиомы», «исходное», основное (в ОЭН актуальна проблема выделения последних двух понятий). Начало – первый элемент кумулятивного ряда или исходная категория при объяснении какого-либо объекта. Категории по Аристотелю – начала всех наук (глава10 и 11 Второй аналитики). Начала постулируются и считаются аксиомами. В кумулятивных рядах каждая последующая форма – превращенная форма предыдущего и характеризуется не только преемственностью с ним, но и спецификой – приращением нового свойства. В связи с этим предшествующие формы объекта в их ряду становятся родовыми понятиями для последующих форм объекта. Например, борщ – свекольные щи; щи – родовое понятие, а свекла – видовая специфика борща.
Исходное – основное. Исходным называют феномен, обозначенный первым словом в кумулятивном ряду, а основным –господствующее в данное время явление. Оно не обязательно представлено последним словом в ряду и соответственно в графике развития – будущее главное явление не сразу становится господствующим в системе. Графически значение основного элемента показывают стрелкой сверху-вниз в графике развития.
При осмыслении кумулятивных рядов следует понять их как основу следующих когнитивных понятий:
Ряд → сорит → полисиллогизм → доказательство → дедукция
Ряды – последовательность слов, отражающая сущностные свойства названных форм объекта. Сориты – одна из форм записи кумулятивных рядов, известная с древности. Сорит – сокращенный силлогизм, который Аристотель признавал формой доказательства и в конечном счете дедукции. Соответственно в обратной последовательности установление соотнесения данных понятий. Дедукция – доказательство в форме силлогизма, кратким изображением которого является сорит, в том числе одна из форм его записи – кумулятивный ряд.
Суждения → силлогизмы → полисиллогизмы
↕ ↕ ↕
Энтимемы → эпихейремы → сориты
Первый ряд – полные формы мышления, а второй ряд – их сокращенные версии. Последние в грамматике обозначают назывными предложениями.
Специфика теории – доказательство. Его объяснение на основе ряда: утверждение → аргументация → доказательство. Повседневная жизнь базируется на утверждениях. Люди высказывают определенные положения при позитивном объяснении или обмане других. Основой их утверждений являются факты обыденной жизни, известные общающимся людям. Утверждения могут порождать обоснования, когда говорящий стремиться убедить и подтверждает мысли своими действиями. В особых случаях люди аргументируют свои высказывания другими идеями – доводами. Это имеет место в том случае, когда тот, кому говорят, не знает данных аспектов обстоятельств жизни, а поэтому переспрашивает и дает импульс говорящему приводить аргументы, доводы и т.п. При этом сами аргументы могут быть типа «в огороде бузина…», т.е. абсолютно необоснованными не обязательно с целью обмана, а в виду некомпетентности (скудоумия, суемудрия) говорящего и т. д. Аргументация не обязательно истинна и достаточна, а поэтому люди могут остаться при своих мнениях со всеми вытекающими из этого следствиями духовного разброда. Все это осознано Древними греками, использовавшими слово «доказательство». Его смысл определялся правилами аналитики и топики Аристотеля, названных три века спустя логикой. Потребность истолкования мыслей, рассудительства и т.п. породила необходимость разработки аналитики, топики, т.е. логики как мышления о сущности явлений. Такой способ истолкования (аргументации) был назван доказательством, смысл которого Аристотель сводил к силлогистике (см. т. 2, с 123 и 259 и др.).
Визуальные матрицы систематики явлений как основы теории представлены следующим когнитивным рядом: ряд → лесенка Аристотеля → график развития → модель Порфирия → кладограмма
Лесенка Аристотеля – кумулятивный ряд, в котором наглядно показывают приращение свойств последующих его элементов. Увеличение последующих столбиков ряда отражает приращение их свойств, называемых одним словом. График развития наглядно показывает тот факт, что один и тот же ряд отражает одновременно прошлое, настоящее и основу будущего. Разворот на 90 градусов превращает график развития в модель Порфирия, а множество моделей Порфирия – кладограмма.
Теория – высшая форма науки и возможна в меру систематики форм объекта, что показывает их сущности на основе рядов. Это все разные аспекты одного и того же явления.
Теория = систематика = эссенциализм = ряды
Система, систематика – атрибут теоретической науки. Известна в науке давно, а модой стала в середине ХХ века, но и сейчас ее практически редко используют. Книга Берталанфи – бестселлер по общей теории систем, ставший фактически могилой системного аспекта теоретической науки. Наиболее плодотворно систематику применяют биологи, особенно палеонтологи. Её называют кладистикой (кладизмом). Но даже не все биологи знают об этом. Теоретическая трактовка систематики на основе кумулятивного ряда: упорядочение → группировка → типология → классификация → систематика → кладизм (кладистика)
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ. Парные категорииизвестны с древности. Их систематика моделью Порфирия:
Методы познания
┌───┴───┐
Объекты → субъекты
┌──┴───┐
Количество – качество
┌──┴───┐
Явления → сущности (3 версии)
┌──┴───┐
Простое → сложное
┌───┴────┐
Форма → содержание
┌────┴───┐
Индукция → дедукция
┌───┴───┐
Анализ → синтез
┌──┴───┐
Абстрактное → конкретное
Используемые в модели слова известны с древности. Обычно обособленно и разноречиво определяют их смысл, а поэтому они остаются в целом бесплодными. Их объяснять и понимать надо только в единстве в качестве парных категорий. И не нужно многословие при их трактовке (не нарушать бритву Оккама).
Объекты – субъекты. Познаваемое – объект, а познающий – субъект. Сложнее понять самопознание субъекта – осмысление того, что происходит в его голове (рефлексию). При познании объектов следует знать основные типы их свойств. Их гипотеза представлена ниже
свойства
┌──┴───┐
Случайные → конституирующие
┌──┴───┐
Внешние → внутренние
┌──┴───┐
Фундаментальные → сущностные
┌──┴───┐
Просто (род) → специфика (вид)
Уточненная трактовка свойств в виду осмысления идеи Аристотеля о двух видах свойств – внешних и внутренних. Первые воспринимаются чувственными органами, а вторые устанавливаются умозрением.
Количество – качество. При познании объектов в голове субъекта различаются процессы понимания количества и качества. Первые обеспечивает математика, а вторые – логика. Абстрагируемся от математики, сосредоточим внимание на логике.
Явления – сущности. Господствует онтологическое понимание явления – им называют обычно предметы реальности. На самом же деле это гносеологическое явление. Явлением называем идею – самую простую модель предмета реальности, возникающую в голове. Явление существует в голове и отражает объект, но не является им. Для человека объект существует с момента появления в его голове идеи. Идею человек не обязательно осознает. Когда он ее осознает, то она станет мыслью, а более содержательное ее познание создает ее образ, затем представление и понятие.
Идея → мысль → образ → представление → понятие
По мере познания объекта все более содержательно объясняем сущность данного явления. При этом надо четко осознать три трактовки сущности: обыденная, доктринальная, теоретическая:
Сущность
┌──────────┼───────────┐
Специфика → род+вид → Σ∆
Первые две трактовки сущности известны с Аристотеля и являются нормой науки, а последняя – гипотеза. Последнюю можно сформулировать только на основе объяснения кумулятивного ряда форм объекта, не забывая о его относительности (для иллюстрации см. трактовку сущности борща: 1. свекла, 2. свекольные щи, 3. множество сущностных свойств первых блюд).
Простое и сложное. Познание предполагает построение и сравнение рядов. Сложное имеет те свойства, которые присущи простому (преемственность) и обязательно имеет нечто новое – специфику. Сложное = простое + новация, или преемственность + приращение
Форма и содержание. При выяснении сущности объекта следует иметь ввиду многообразие выражения результатов познания – форм идей. Скажем, различные визуальные матрицы системного предъявления объектов – ряд, лесенка, график и т.п. Содержание, т.е. множество свойств формы объекта, одинаково, а формы их умственного выражения различны.
Индукция → дедукция. При теоретическом познании используют два хода мысли – от частного к общему (снизу-вверх) и наоборот от общего к частному (сверху-вниз). Они показывают субординацию свойств форм объекта по вертикали системы. Это наглядно при построении дихотомной модели Порфирия. Снизу-вверх – индукция, сверху-вниз – дедукция (эти выражения имеются у платоников, см. Алкиной в издании трудов Платона). При осмыслении данной парной категории нужно иметь в виду близкие к ним слова, пока не систематизированные в виду неясности. Они отражают иные ходы мысли. Традукцией называем горизонтальные ряды форм объектов (при осмыслении хода мысли А — К его называют «конкретным»). Традукция – переход от подобного к подобному (Алкиной). Традукцию иногда называют аналогией. Традукция – одинаковые формы кумулятивного ряда, а аналогия – некая схожесть далеких объектов реальности (схожесть- подобие-аналогия).
Актуально осмысление парных категорий подобия «одинаковость ↔ аналогия». Это различный тип похожести объектов. Элементы кумулятивного ряда однородны – одинаковы, что проявляет определенную степень их преемственности (тождественности). Аналогия отражает подобие разнородных объектов. Недавно обратил внимание на использование такой аналогии при объяснении характера человека. За основу взяли различие одиноко стоящих деревьев и деревьев в лесу. В первом случае дерево ветвистое, а во втором нет. Такое различие деревьев использовали как аналогию характера человека – он не подчинялся никому и жил так, как хотел, попирая обычаи, права, законы, без соблюдения которых народ жить не может (общества не может быть). Обычно же люди, как стволы леса, являются стройными потому, что испытывают воздействие других людей и их интересов, соответственно преобразуясь и т.п.
Ретроспектива – изучение исторических предшественников как менее сложных форм объекта по сравнению с каждым из них в кумулятивном ряду. Её древние греки называли движением мысли к началу. Перспектива – изучение более сложных форм объекта в ряду относительно предшествующих форм. Редукция – сведение сложного к простому в их структуре на определенный момент времени. Ретроспектива и редукция показывают одни и те же элементы кумулятивного ряда, но один раз как предшественников по горизонтали, а другой раз как менее развитые формы объекта по вертикали на графике развития. Слова абдукция и аддукция мне не понятны.
Анализ-синтез. Очень часто используют слово «анализ» и производные от него слова. Его определение дают даже в 6 классе школы, но это не учит его применению. Обычно им называют расчленение целого, разборку, скажем, часов и т.п. Реже называют познание смысла слов, умственные действия при познании объекта. Осмыслил их прагматически с помощью тестов ФЭПО, где было дано их определение, которое считаю рациональным. Анализ – выявление специфики по сравнению с менее развитыми формами объекта, а синтез – общего всех более развитых форм объекта в их кумулятивном ряду.
Абстрактное → конкретное. (Формализовано А – К, А→К, К→А). Вероятно, самая сложная пара категорий в виду многих факторов. Эти ходы мысли называют атрибутом диалектического мышления Гегеля и Маркса. Были полемики по их трактовке, скажем Л.И. Абалкина и Н.В. Хесина в 1960-е гг. Но не встречал адекватного объяснения их смысла. На основе ЛМ их смысл тривиален. Конкретным называем традукцию – кумулятивный ряд форм объекта от простого к сложному и обратно. Это реальные формы объекта, характеризующиеся свойствами. Абстрактным называем верхний наклонный ряд модели Порфирия. Он показывает сущностные свойства форм объекта. Каждое сущностное свойство называет аналитическую специфику конкретной формы объекта по сравнению с предшествующими и одновременно синтетическое свойство последующих форм объекта. Каждая конкретная форма объекта характеризуется всеми предшествующими свойствами форм объекта в их кумулятивном ряду и соответственно на модели Порфирия.ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ. Она представлена кумулятивным рядом: объект → опознание → обозначение → определение → описание → объяснение → обоснование → объективация. Они содержательно объяснены в учебном пособии по ДЛ и в УЛМ. 16.04.202