Будущее человечества через призму научного наследия В.И. Вернадского

12 марта 2023 года исполнилось 160 лет со дня рождения выдающегося мыслителя В.И. Вернадского. Сегодня тема будущего человечества и Земли сверхактуальна, творчество ученого в этом свете вызывает неподдельный интерес. В.И. Вернадский оставил след во многих науках, таких как минералогия, кристаллография, геохимия, геология, почвоведение, биология, палеонтология. Ученый работал на стыке наук и в результате синтеза знаний совершал научные открытия. В результате этого появилась новая наука – биогеохимия. Но самым выдающимся направлением стало учение о ноосфере.

Основная гипотеза, которую смог доказать ученый: человек превращается в геологическую силу, под влиянием биогеохимической энергии биосфера превращается в ноосферу. Современники В.И. Вернадского П. Тейяр де Шарден и Э. Леруа по сути приходили к тем же выводам, что и ученый, но использовали при этом активно религиозные положения в силу полученного ими образования.

Фундаментальным трудом ученого выступила книга «Научная мысль как планетарное явление». Ф.Т. Яншина, советский геолог и философ, исследователь наследия В.И. Вернадского, в свое время выделила ряд условий для возникновения ноосферы. С момента появления человека на Земле, он начинает преобразовывать биосферу – оболочку Земли, населенную живыми организмами, согласно свои потребностям. В ХХ-ХХI вв. происходят по настоящие масштабные изменения на планете. К каким же выводам пришел великий ученый и насколько они оправдались в начале ХХI века?

1) Во времена В.И. Вернадского на Земле проживало около 2 млрд. человек, сегодня уже проживает свыше 8 млрд. человек. Произошло заселение всей поверхности суши, свободной от воды и льда.

2) Усилились связи между частями планеты и между странами. Человек может попасть из одной точки Земли в другую за считанные часы благодаря авиасообщению. Информация посредством средств связи передается из разных частей планеты почти мгновенно, рост доступа к этой системе впечатляет. К мобильной связи имеет доступ около 70% населения Земли (рост ежегодно составляет порядка 2%), к Интернету доступ имеют около 63 % населения Земли (рост составляет порядка 4% ежегодно). Похоже, мы находимся на пике, когда происходит стремительный охват населения планеты средствами быстрой связи и передачи информации.

3) Человечество превратилось в определяющий фактор, который формирует поверхность литосферы и может вершить биологическое существование организмов на планете. Так, человечество не только сносит горы, роет котлованы и строит водохранилища, но и использует земную поверхность для проживания, для хозяйственной деятельности, в том числе для земледелия и скотоводства. Поверхность суши в большинстве сегодня приспособлена человеком для удовлетворения своих потребностей. К тому же, в ущерб диким животным и растениям, человечество выдвигает на передний план своих «сателлитов» – домашних животных и культурные растения, численность которых доминирует среди высших биологических форм.

4) Человечество расширило свое влияние за пределы биосферы, активно освоив околоземную орбиту. Наша планета имеет около 5 000 действующих искусственных спутников (без космического мусора), которые в большинстве своем предназначены для связи и наблюдения за ее поверхностью.

5) Человечество качественно изменило структуру потребления энергии и ее использование. Если в древние времена источником энергии выступала мускульная сила людей и животных, энергия движущегося воздуха и воды, то с изобретением электроэнергии, использования котельных и ДВС, ситуация начала революционно меняться. И уже сегодня человечество добывает около 13 млрд. т. условного топлива в год, годовое потребление энергии 3,5х1017 кДж в год. Человечество активно приступило к освоению новых источников энергии, таких как атомная энергетика. Доступ человечества к термоядерной энергетике даст неограниченный источник для преобразования природы. Использование автоматизации в производстве качественно изменило этот процесс. Дальнейшее развитие роботизации приведет, по всей видимости, к качественным изменениям в способе производства.

6) Если еще в ХIX веке данностью было сословное общество, высокая степень отчуждения основных масс от жизненных благ, то ХХ век принес новую тенденцию социально-политического равенства, пускай хотя бы зачастую формально декларируемого. Она качественно поменяла социальный облик человечества к ХХI веку – декларируемое равенство людей вне зависимости от пола, расы и религии, доступ к образованию и здравоохранению, социальному обеспечению, возможность масс управлять в определенных рамках общественными процессами. Ход научной мысли также сделался относительно свободным. В течение ХХ века благосостояние масс имело тенденцию к росту. Сегодня мировое сообщество обеспокоено проблемами преодоления голода и болезней.

7) Если В.И. Вернадский за свою жизнь успел увидеть две ужаснейших мировых войны, то позднее эра мировых горячих войн с их неприкрытыми ужасами сменилась холодными войнами – идеологическими, за господство над сознанием масс населения. Создание ООН и других международных объединений качественно повлияло на процессы взаимодействия между нациями.

Учитывая, что энергетика хозяйствования человечества за последний век с использованием высшей техники возросла в 1010-1012 раз, явление нового качества биосферы, которая существует уже в рамках антропосферы и с активным воздействием человечества, выглядит более чем реально. Но можно ли эту составляющую назвать ноосферой?

Классически разум представляют как синоним мыслительной деятельности. Однако у этой категории есть ряд важных составляющих, которые придают ей специфику. Это, прежде всего, ориентация на решение противоречий будущего, а также синтез рационального, этического и эстетического. Утверждение разума в общественных отношениях напрямую зависит от реализации концепции образовательного общества, поскольку рост образования будет означать создание предпосылок для общественного оразумления. Оно будет означать наиболее оптимальный способ разрешения возникающих противоречий.

В научной среде понятие «ноосфера» не используется как утвердившийся термин и связывается большей частью с наследием В.И. Вернадского. Этот термин подвергался критике, поскольку нельзя рассматривать ноосферу в качестве общественного идеала, который недостижим, как некий аналог утопии. В этом смысле критика термина «ноосфера» не лишена смысла, поскольку сам ученый говорил о реальности наступления эры ноосферы в связи со стремительными изменениями, которые происходят во взаимодействии человечества и биосферы. Именно научная мысль становится той движущей силой, которая направляет человека для достижения оптимума во взаимоотношении с природой.

У В.И. Вернадского были и есть замечательные последователи в научном мире, которые развивают теорию ноосферы, придают ей академический статус. А.Д. Урсул, Н.Н. Моисеев, А.И. Субетто – самые известные представители.

А.И. Субетто развил теорию, которая выделяет общественный интеллект в качестве ведущей производительной силы общества на современном этапе. Общественный интеллект, по мысли автора, есть совокупный интеллект общества, опосредованно реализующийся через управление со стороны общества своим будущим. Общественный интеллект – это интеллект общества как социальной системы. Он есть единство науки, культуры и образования, единство общественных сознания и знания, материализующееся в функциях управления будущим: планировании, прогнозировании, проектировании, программировании, стандартизации, нормотворчестве, законотворчестве, формировании общественных идеалов и ценностей (Субетто А. И. Сочинения. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. Ноосферизм: движение или новая научно-мировоззренческая система? / Под ред. Л.А. Зеленова – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006. – 644 c., с. 33).

Под общественным интеллектом можно понимать и совокупность знаний, навыков и умений, накопленных человечеством за свою историю. Однако доступ к этой производительной силе сегодня лимитирован мир-системными отношениями. Отношения неравного доступа ограничиваются системой права, защищающей интеллектуальную собственность, кризисом из-за постоянного недофинансирования системы образования и науки стран периферии.

За формальным юридическим равенством людей, зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека, скрывается мир глобального фактического неравенства, переход человечества из реального мира в цифровой. Также мы имеем зафиксированное наукой постепенное снижение уровня среднего интеллекта в обществе.

Мы приходим к выводу о том, что употребление термина «ноосфера» к глобальным мировым процессам преждевременно, правильнее говорить о противоречиях, которые возникают между биосферой и антропосферой.

Что же ждет биосферу и антропосферу в будущем? Будущее нелинейно, кроме того, мы понимаем, что возможны разные сценарии развития событий.

Возможно, что биосфера окажется более устойчивой к человеческому воздействию и сможет приспособиться к существованию человечества. Это возможно и в случае коэволюции биосферы и антропосферы, когда условием существования человечества станет сохранение природной среды (и в том числе своего обитания), несмотря на постоянное увеличение энергетики хозяйствования. Именно тогда наука сможет выработать механизм сосуществования человечества и природы, борьба за социализм станет борьбой за ноосферу. Это возможно через коллективистское общество, с высокой степени мобилизованности, алертности каждого его члена, с отказом от отношений эксплуатации и угнетения, с уходом от системы товарного производства в экономике, с развитием принципиально новой системы воспроизводства общественного интеллекта, с ориентацией на творческую самореализацию в духовной сфере, а не на потребительство и «кайфожорство».

Иным сценарием следует признать еще большую поляризацию населения Земли, в демографическом отношении ­­– вначале постепенный выход на плато, а потом и сокращение его численности. Одни территории превратятся в зоны комфортной жизни, другие – в депрессивные зоны. В этом случае неизбежно постепенное возрастание катастрофизма в результате обострения противоречий между биосферой и антропосферой. Станет актуальным и ориентация на новый способ потребительского бытия – «кайфожорство», как расплата население планеты ждут проблемы со здоровьем, еще большее снижение интеллектуального уровня. Так или иначе, заработают гомеостатические механизмы «вычищения» биосферы от тех, кто нарушал ее законы. Резкой нехватки ресурсов, по-видимому, не будет, человечество научится подстраиваться под дефицит с помощь НТП. Поляризация означает одновременную технологизацию центра и техническую отсталость стран периферии.  

Ныне популярна теория «устойчивого развития», которая постулирует социальное и экономическое развитие, ответственность за окружающую среду. Сама по себе теория подвергалась неоднократной критике. Она стала во многом известна благодаря Саммиту Земли (Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, 1992), Конференции ООН по устойчивому развитию Рио+20 (2012 года, итоговый документ – «Будущее, которое мы хотим»). Следует отметить, что проблема резкого социального неравенства, которая является причиной тех проблем, которые предлагается решать (голода, эпидемий, нехватки ресурсов, экологического кризиса и т.д.) выведена из круга обсуждаемых проблем и даже не поднимается.

Советский астрофизик И.С. Шкловский, изучая возможность существования разума во Вселенной, выдвинул гипотезу, согласно которой мыслящие цивилизации, достигнув некого предела в развитии, могли уничтожить себя сами, таким образом, аппарат мышления, выдвинув человека в авангард эволюционного развития биосферы, может стать и фактором ее самоуничтожения. Мы выражаем надежду, что этот пессимистический сценарий все же не будет реализован и вступит в действия факторы, которые приведут к возникновению подлинной ноосферы на Земле.