Александр Войтов: «Философия, Капитал, 1917 год»

Марксизм-ленинизм – ядро коммунистической идеологии. Его создали Маркс, Энгельс, Ленин превращением идеи коммунизма из утопии в науку, а в 1917 году — в практику. Его источники и составные части объяснил В И Ленин. Tго элементами он назвал философию и политическую экономию. Много мыслей Маркса, Энгельса и Ленина конкретизируют значение этих двух важнейших элементов коммунистической идеологии. При этом однозначно определяются и функции каждого из них.  «Капитал» стал Библией рабочего класса, а философия – его гносеологическое, методологическое основание.  Без философии не было бы «Капитала» Маркса и тем самым 1917 г. Следует согласиться с мыслями многих исследователей — без философии невозможно создание идеологии и практики справедливого общества. Такая ее оценка послужила созданию век тому назад специального академического института, юбилей которого готовится отметить в ближайшее время институт философии РАН.

***

ИФ РАН празднует век существования. Не подлежит сомнению то, что не только 250 его сотрудников, но и большинство членов сообщества институциональных философов бьют в литавры по данному факту. Не являясь институциональным философом, признаю его положительное значение в целом не только для философии, но и для всех наук и не только для страны, но и мирового сообщества. Конкретизация оценки требует обособления двух периодов его существования 100 = 70+30.

Создание ИФ основывалось на признании особого значения философии как орудия развития духовности, общественного сознания, наук, менталитета людей и т.п. при строительстве справедливого общества. В отличие от стран Запада, в нашей стране господствовала тогда классическая трактовка философии как науки о науке, служащей теоретизации всех наук. И кое-что было сделано в этом плане, хотя поставленной перед ИФ РАН цели не было достигнуто. При этом даже тогда, как констатируют некоторые исследователи, ИФ РАН служил консолидации идеологов не только коммунистической духовности, чем многие из них гордятся в новое время.

Во втором периоде существования ИФ РАН предал забвению содержание предшествующих философских поисков, прекратил преемственность с классической философией и подменил философию господствующей в мире филодоксией. Философы в целом устранились от исследований когнитивных аспектов науки и разработки универсальных методов (прежде всего диалектики) теоретизации всех наук. Ложно трактуя науку, как только эмпирические исследования, они не понимают ее форм и их тренда, философского проекта древних греков – разработка диалектики как универсального метода теоретизации наук. Фактически они превратились в конкурентов наук, трактуя философию как ненауку — преднауку, наднауку или постнауку.  Тем самым философия потеряла значение для всех наук, что породило их принцип «обойдемся без философии». Широко распространено мнение о том, что роль ИФ сошла на нет и ошибочно его называть ИФ.

Мне, как политэконому, безразличны исследования философами «грязи под ногтями» (объект назван ернически профессиональным философом) солидарности, экзистенциализма и т.п., как и разработка ими частных философий наук. Потратив много времени и сил на ознакомление с частными философиями объектов профессии   политэконома — хозяйства, управления, денег, техники и т.п., убедился в их бесплодности для разработки политэкономии. Все это породило понимание того, что все это филодоксия как альтернатива науки и актуальности собственного поиска когнитивной и креативной функции философии как науки о науке. Полувековой интерес познакомил с большим числом отрицательных мнений о философии не только предшественников, но и современников, в том числе ее профессионалов. Чтобы убедиться в обоснованности такой её оценки достаточно просмотреть программы отечественных и мировых философских форумов, содержание философских СМИ, критикующие деятельность ИФ РАН сайты, философские посты Яндекс.Кью…

Положительные оценки философии высказаны древними греками. В последующем превалировали негативные   суждения о ней   и даже запрет её Юстинианом.   Негативная оценка современной деятельности ИФ РАН может быть обоснована многими фактами. Их контраргументами не могут быть общепринятые критерии оценки деятельности исследователей: их ученые степени и звания, число и объем публикаций, проводимые мероприятия и т.п. Все это внутренние атрибуты философии, которые не нужны народу и оправдывают господствующий принцип «обойдемся без философии».  Данный факт требует специальных исследований, начиная с предтечи философии.

В древнеегипетском духовном наследии, ставшим основой греческого философского проекта, лежит тренд слово → мудрость → знания, наука.  Египтяне называли духовный мир людей «словом», например, их мысль «слово сильнее оружия».  От них пошла соответствующая традиция такой трактовки смысла и значения «слов», сохраняющаяся по наше время. Затем они осмыслили мудрость как особую форму слов и их природу (основания) – знания, науку. Древние греки переняли их подход к данным феноменам духовности, но все более   называли мудрость наукой. Соответственно философией они фактически называли любовь к науке как высшей форме мудрости. Древнегреческие философы были представителями науки и инициировали её теоретический проект – изучение науки как   феномена с целью созидания когнитивных приемов более развитой её формы, названной ими теорией.

Одновременно с классической философией как наукой о науке возникли и её «болезни» инакомыслия – софистика, эклектика, схоластика. В новое время главным её оппонентом стала филодоксия, превратно и обскурантски трактующая науку с целью обособления филодоксии как ее конкурента. Основанием филодоксии является ложное сведение науки к эмпирическим исследованиям вместо априорных знаний, возникающих у людей на основе их обучения. Понятно все это на основе трактовки смысла кумулятивного ряда: отражение → информация→ идеи → идеальное → знания → наука → постнаука.

Филодоксия претендует на обобщение результатов научных исследований. Преднаучная, наднаучная и постнаучная философии возникают на основе восприятия накопленных в обществе априорных знаний и фактически являются наукой. Название их философией выводит их из-под критики исследователей науки, что выгодно филодоксам, отстаивающим свою врожденную, мистическую креативную, эвристичную способность. Филодоксизация философии усилилась два века назад в виду обмирщения философии по К Марксу — использования её народом для социализации общественного порядка. Осмысление данного факта стало причиной создания ИФ. Основанием этому было понимание философии как универсального канона теоретизации наук. А препятствием развитию ИФ истинной философии стала опора философов только на философское наследие общества, в котором господствуют заблуждения «философия породила науки» и др., не четко просматривается научный заказ на философию и широко распространены ошибки при трактовке науки, ее форм и т.д. В результате ее профессионалы исповедовали двойственный подход к ней — признание когнитивной функции философии как канона развития наук и название философиями собственных исследований частных проблем науки.  Последние могли быть плодотворными и полезными науке, но в них не было ни грана философии. В целом, филодоксизация академической философии превратила ее в оппонента классической философии как канона теоретизации наук, повышающего их эвристический, когнитивный, креативный, эссенциалистский потенциал, без которого общество погибнет

Порядок функционирования ИФ РАН не позволяет определить ценность исследований его сотрудников.  Но ясно одно – они не исследуют проблем диалектического мышления как универсального метода всех наук или ядра научной методологии и атрибута теоретической науки, что было ранее главным направлением деятельности ИФ. Многократный отрицательный опыт поисков превращения диалектики в «лучшее орудие труда и острейшее оружие» по Ф Энгельсу превратил их в недиссертабельную проблему, которую философы избегают как черти ладана. Тем самым философия потеряла свое методологическое значение для наук и породила отрицательное отношение представителей науки к ней.

В целом, классическая философия была наукой о науке и разрабатывала канон теоретизации всех наук, прежде всего диалектическую логику. Она сохраняется в обществе как «научное жульничество» по оценке институциональных философов. Современное ее кредо опубликовано, но отвергается не только философами, но и представителями наук в виду ее вековой дискредитации. В то же время широко распространено мнение о том, что философия должна стать основанием теоретизации всех наук и превращения их в идеологию общественного прогресса —  ведущую науку общества третьего тысячелетия, что было провозглашено в XIX веке. Философия как наука о науке и ее прикладная диалектическая логика теоретизируют науки и станут основанием перехода от школы-знания к школе-мышления как средства развития аналитического, эссенциалистского, системного, когнитивного, креативного и т.п. атрибута теоретической науки, идейности народа и идеологии общественного прогресса.