А.И. Субетто и В.А. Шамахов о ноосферной парадигме

НООСФЕРНАЯ ПАРАДИГМА БУДУЩЕЙ

ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ КАК ОТВЕТ НА

ИМПЕРАТИВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВЫЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В XXI ВЕКЕ

(тезисы научного доклада на Всероссийской научной

конференции с международным участием

«Мировоззренческие вопросы политической экономии:

современность и своевременность», посвященной 85-летию Почетного Президента Финансового университета

Заслуженного деятеля науки Российской Федерации,

доктора экономических наук, профессора Аллы Георгиевны Грязновой, и состоявшейся 25 ноября 2022 года, Москва, Финансовый университет при Правительстве РФ,

Департамент экономической теории)

А.И.Субетто, В.А.Шамахов

Тезис первый

Организаторы Конференции определили её цель, как «реактуализацию фундаментальных политико-экономических исследований функционирования глобальной геоэкономической системы в период определения конфигурации новой мирохозяйственной системы, междисциплинарное обсуждение ключевых проблем современной России в меняющемся мире, выявление идей, моделей и механизмов передовыми достижениями науки и образования»[1].

Политическая экономия – особый философско-научно-теоретический комплекс в системе наук, как она сложилась на начало XXI века, призванный раскрыть законы, механизмы, основания развития «хозяйственного бытия» человека на Земле. Если исходить из этого определения её статусности в системе единой науки о человеке, общества и природе, то проблема мировоззренческих оснований современной политэкономии как науки, выходит за пределы её предметной области.

Проблема мировоззренческих вопросов политической экономии не может быть ограничена границами экономического, в том числе политэкономического, подхода к изучению реальности бытия человека на Земле в его динамике, особенно, когда человечество вот уже приблизительно 70 лет находится во взаимодействия с природой в состоянии Глобального Экологического Кризиса, который, по оценке А.И.Субетто, перешел уже на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ-го века в состояние первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.

По этому поводу известный советский философ В.Г.Афанасьев в 1986 году в сборнике научных статей «Кибернетика и ноосфера» (М., Наука, 1986, 160с.) заметил (с. 15):

«Поскольку общество и природная среда органично взаимосвязаны, причем в результате этого взаимодействия возникает качество, не присущее ни обществу, ни природе в отдельности, – «очеловеченная природа», есть основания говорить о метасистеме, которая получила название ноосферы. «Биосфера, – писал В.И.Вернадский, – перешла или переходит в новое эволюционное состояние – в ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества» (ссылка на: Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн. 2 Научная мысль как планетное явление. М., Наука, 1977, с. 21).

В.И.Вернадский впервые в мировой литературе обобщая эволюцию планеты Земля как единый космический, геологический, биогенный и антропогенный процесс, показал огромную преобразующую роль человеческой мысли, науки, её всё возрастающее воздействие на природную среду, воздействие, приобретающее поистине геологические масштабы» (конец цитаты).

В нашей оценке возникший императив экологического выживания человечества на Земле приобретает в 3-м десятилетии XXI века смысл императива спасения человечества от экологической гибели в этом веке, в содержание которого входит понимание наступивших Экологических Пределов рыночно-капиталистической парадигме мирохозяйственного природопользования человечества на Земле, и значит – политэкономии рыночной экономики, как она сложилась на начало XXI века. Императив выживаемости есть Ноосферный императив XXI века.

Тезис второй

Вход человечества в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы, процессы которой стремительно развиваются, породил Эпоху Великого Эволюционного Перелома. Об этом свидетельствуют параметры ухудшения экологической ситуации в мире за 25 лет с 1992 годы по 2017 год, которые были приведены в Обращении ученых мира в виде «Предупреждения ученых мира: второе уведомление» (авторы – международная группа ученых во главе с Уильямом Рипплом, профессором университета из штата Арегон в США), которое подписали более 15 тысяч ученых из 184 стран мира.

Но мировая наука стыдливо замалчивает в этом «Предупреждении» главную причину развивающихся процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы – рыночно-капиталистическую форму ведения мирового хозяйства. Хотя есть смелые ученые-мыслители, которые бьют тревогу по этому поводу. Американский ученый-эколог Б.Коммонер (США) в книге «Замыкающийся круг» (1974, 280с.) жестко предупредил мыслящих людей: технологии на базе частной собственности уничтожают главное богатство человечества – экосферу. В 1991 году, когда в СССР во всю развивался курс по переводу планово-управляемой советской экономики в «рыночную экономику», что и привело к разрушению СССР и падению экономической мощи РСФСР – РФ почти в 2 раза за прошедшие 30 лет реформ, под руководством известных ученых-экономистов-экологов Р.Гудленда, Г.Дейли и С.Эль-Серафи был написан Доклад по заказу Мирового Банка (Нью-Йорк), в котором был вынесен вердикт, вызвавший панику в умах мировых «хозяев денег» (по определению В.Ю.Катасонова): в экологически заполненной нише на Земле, которую занимает человечество, рыночный механизм развития экономики исчерпал себя.

Встаёт вопрос: В чем состоит содержание главной онтологической причины, которая именно в ХХ-ом веке ввергла мировое, хозяйство в глобальный экологический кризис?

Ответ на этот вопрос сформулирован в результате исследований-обобщений одного из авторов – А.И.Субетто, представленных в комплексе научных работ по Ноосферизму.

Особенность ХХ-го века – это скачок в энергетической мощи воздействия мирового хозяйства на живое вещество и гомеостатические механизмы Биосферы и планеты Земля как суперорганизмов в 10 в 7-й степени раз.

Этот энергетический скачок в ХХ-ом веке, который можно назвать «Энергетической революцией» или «Большим Энергетическим Взрывом» в социальной эволюции человечества, проявил несовместимость стихийных регуляторов развития – рынка, института частной капиталистической собственности и капиталократии – и большой энергетики воздействия мирового хозяйства на природу. Это означает, что на арену Истории во второй половине ХХ-го века вышел Закон интеллектно-информационно-энергетического баланса (или соответствия) и проявились его требования. Он формулируется так (см.: А.И.Субетто, Управляющий разум и новая парадигма науки об управлении. 2015):

  • чем больше по энергетической мощи воздействие хозяйства (экономики) социальной системы (общества, человечества) на живое вещество и гомеостатические механизмы Биосферы и планеты Земля,
  • тем с большим лагом упреждения должно быть обеспечено предвидение возможных негативных экологических последствий и соответственно – долгосрочное (стратегическое), с таким же лагом упреждения, научное управление социоприродной, или ноосферной, эволюцией (на базе общественного интеллекта, научно-образовательного общества и ноосферного социализма).

Из этого Закона следует, что действующий императив спасения человечества от экологической гибели в XXI веке может быть реализован только через переход человечества к ноосферной парадигме своего развития, т.е. к научному управлению социоприродной эволюцией, что в свою очередь требует ноосферной (планово-управляемой) экономики, ноосферного образования, ноосферной науки, и значит, как момент ноосферного преобразования науки, ноосферной политической экономии, т.е. такой политической экономии, которая опирается на научно-мировоззренческую систему Ноосферизма.

Третий тезис

В настоящее время существует много подходов к определению переживаемой эпохи, как эпохи кардинальных изменений. Свой научный вклад внесли в этот процесс идентификации переживаемой эпохи такие ученые России, как Д.С.Львов, С.Ю.Глазьев, Н.Н.Моисеев, С.Г.Кара-Мурза, Ю.М.Осипов, М.Н.Альпидовская, В.Ю.Катасонов, А.С.Панарин, О.Н.Четверикова, В.П.Казначеев, А.Д.Урсул, А.И.Фурсов, Ю.В.Яковец, О.А.Платонов и другие. К этому списку можно добавить известных ученых, экономистов, мыслителей Запада, таких как И.Валлерстайн, Дж.Гэлбрейт, И.Шамир, П.Даймонд, К.Шваб, Э.Тоффлер, Ф.Фукуяма и др.

Все картины мира и модели развития, обсуждаемые в мировом пространстве и в России не выходят за пределы оснований Внутренней Логики Социального Развития, за которыми остается взгляд на историю человечества как автономную социальную эволюцию, для которой природа остается только поставщиком ресурсов и энергии.

К концу ХХ-го века Природа Земли поставила Экологические Пределы и такой, стихийной, парадигме социально-экономического развития, и соответственно, ей же соответствующей парадигме мировоззрения. Вместе с первой фазой Глобальной Экологической Катастрофы на Арену Истории вышла Большая Логика Социоприродной Эволюции, основанием которой служит энергетический базис взаимодействия человечества с Природой.

Всю стихийную историю до ХХ-го века можно назвать «Малоэнергетический стихийной историей», который состоялась именно благодаря компенсаторной мощи (воспроизводимой производством негэнтропии живыми системами) Биосферы (закон квантитативно-компенсаторной компенсации Биосферы, открытый в 1929г. А.Л.Чижевским).

ХХ-й век и начало XXI века, как мы показали, вследствие «Энергетической революции», можно назвать «Высокоэнергетической Стихийной историей», которая характеризуется заработавшим Законом интеллектно-информационно-энергетического баланса, поставившим Экологический Запрет на саму стихийную форму развития человечества.

Именно поэтому Эпоха Великого Эволюционного Перелома несет на себе «печать» диалектики Внутренней Логики Социального Развития и Большой Логики Социоприродной Эволюции, как формы Экологического Отрицания всей рыночно-капиталистической системы хозяйствования и развития – и соответственно экономической науки и политэкономии, её обслуживающих.

Чтобы понять смысл «Великого Эволюционного Перелома», нужно осознать «логику» любой прогрессивной эволюции, которая всегда подчиняется действию двух метазаконов:

  • Метазакону Сдвига от доминирования Закона Конкуренции и механизма естественного отбора – к доминированию Закона Кооперации  и механизма интеллекта, как управления будущим;
  • Метазакону интеллектуализации или «Оразумления» прогрессивной эволюции, т.е. роста роли управления в эволюции.

Наступившая Эпоха Великого Эволюционного Перелома, «старт» которой определила первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы, и есть переход к ноосферной парадигме истории, в которой начинает доминировать Закон Кооперации и механизм общественного интеллекта.

Дарвинизм, и как его своеобразная «тень» – социал-дарвинизм, который делает принцип капиталистического общества – принцип Гоббса «человек человеку – волк» и «война всех против всех» – легитимным, оказывается недостаточным для понимания «логики» любой прогрессивной эволюции, сопровождающейся ростом сложности систем. Действует диалектика взаимодействия Закона Конкуренции и Закона Кооперации, и соответственно – «механизма естественного отбора» (механизма запаздывающей обратной связи) и «механизма интеллекта» (механизма опережающей обратной связи или управления будущим). По отношению к социальной эволюции человечества сопряженным росту роли Закона Кооперации является Закон роста идеальной детерминации в истории через общественный интеллект.

Эпоха Великого Эволюционного Перелома и есть Эпоха Смены Парадигм самой Истории – переход от Стихийной Конкурентной Истории к Управляемой Кооперационной Истории, причем в новом ноосферном формате – именно как управляемой социоприродной эволюции с ведущей ролью Закона идеальной детерминации истории через общественный интеллект.

Поэтому «политэкономия XXI века», как ноосферная политэкономия, есть политэкономия, раскрывающая законы и механизмы хозяйственного (экономического) развития при ведущей роли Закона Кооперации и механизма общественного интеллекта.

Косвенно императив такого перехода «звучит» в мысли всемирно известного английского историка А.Дж.Тойнби (См.: А.Дж.Тойнби. Постижение истории, 1991, 736с., с. 597), высказанной в начале 70-х годов:

«Запад способен гальванизировать и разъединять, но ему не дано стабилизировать и объединять… человечество не сможет достичь политического и духовного единства, следуя западным путем. В то же время совершенно очевидна насущная необходимость объединяться, ибо в наши дни единственная альтернатива миру – самоуничтожение».

Тезис четвертый

Россия – особая, евразийская, общинная, самая холодная и поэтому с самой высокой энергетической стоимостью воспроизводства жизни общества, и соответственно – экономики, и поэтому – с доминирующей ролью Закона Кооперации, и поэтому – антикапиталистическая, цивилизация.

Именно данное особое цивилизационное качество России определило её как центр устойчивости и неустойчивости мира, как предиктор (онтологическая прогностическая система) истории.

Именно как предиктор истории Российская Евразия – Россия – первой совершила Социалистический Прорыв человечества в октябре 1917 года, а затем преобразовалась (1922г.) в СССР – мощную социалистическую державу мира, которая определила своим развитием начало новой парадигмы истории – «подлинной» по К.Марксу, т.е. управляемой, в свою очередь базирующейся совершенно на новой плановой советской экономике и на принципиально новой социалистической политэкономии.

И в это же время в России – СССР ученым-энциклопедистом Владимиром Ивановичем Вернадским (в 2023 году мы будем отмечать его 160-летний юбилей) создаёт учение о переходе Биосферы в Ноосферу как законе глобальной эволюции.

На базе развития этого учения в СССР-России сформировалась Русская Ноосферная Научная Школа (В.И.Вернадский, Б.Л.Личков, И.А.Ефремов, А.Л.Яншин, Н.В.Тимофеев-Ресовский, Н.Н.Моисеев, В.П.Казначеев, А.Д.Урсул, Н.Ф.Реймерс, А.А.Яшин, А.И.Субетто, И.А.Козиков, В.Н.Бобков, Г.М.Иманов, П.Г.Никитенко, Б.Е.Большаков, Ю.М.Осипов, В.Т.Пуляев, О.Л.Кузнецов, В.Ю.Татур, В.И.Оноприенко, В.Н.Василенко, В.В.Семикин, Г.С.Смирнов, В.В.Чекмарев, В.А.Шамахов, О.Л.Рагимова, Е.М.Лысенко, Е.Е.Морозова, Т.А.Молодиченко, Ю.В.Яковец и др.), не имеющая аналогов в мире.

Подчеркнем, что именно в силу особенностей своего евразийского местоположения, холодного климата (- 5,50С в среднем – годовая температура, усредненная по территории), суровых условий ведения сельского хозяйства, ведущим законом цивилизационного развития России является Закона Кооперации.

Теперь в условиях первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, диктатуры «лимитов природы» Закон Кооперации становится ведущим законом стратегии выживания человечества в XXI веке.

У России в XXI веке – великая ноосферная миссия: возглавить Ноосферный Прорыв человечества, вне которого ни у России, ни у человечества нет будущего.

Еще в начале 90-х годов ХХ-го века, когда отмечалось 130-летие со дня рождения В.И.Вернадского, отмечая огромный мировоззренческий прорыв, который несет в себе его учение о переходе Биосферы в Ноосферу и его развитие во второй половине ХХ-го века советскими учеными, зарубежные ученые Жак Гриневальд и Николас Полунин ввели понятие «вернадскианской революции в системе научного мировоззрения».

«Вернадскианская революция» в наше время, в России, приобретает содержание планетарно-масштабной ноосферной парадигмальной революции в науке, философии, культуре, образовании и экономике.

Геоэкономическая реальность, «философия концептуальных основ социально-экономических отношений» в 3-м десятилетии XXI века входят в процесс своего ноосферного преобразования, потому что на рыночно-капиталистическом пути развития (по инерции тысячелетий стихийной истории) человечество не переживет XXI век.

Недавно, после победы на выборах новый президент Бразилии Лула да Сильва в своем первом обращении к нации произнес: «Будущее человечества – социализм».

В контексте действующего императива экологического выживания человечества как ноосферного императива мы заявляем:

«Будущее человечества – ноосферный социализм».

Наука переживает масштабный кризис. Выход из этого кризиса – преобразование науки в ноосферную науку, способную обеспечить необходимые научно-методологические основания для успешного научного управления социоприродной эволюцией.

Новая политэкономия рождается вместе с ноосферной наукой, в том числе вместе с становлением ноосферной науки об управлении.

Опыт СССР, чудо «экономики Сталина», которые активно исследуются и анализируются в последних работах В.Ю.Катасонова, приобретают содержания «предтечи» перехода человечества к ноосферной парадигме управляемого социально-экономического развития в «пространстве» научно управляемой социоприродной эволюции.

Пятый тезис

Дж.Сорос в конце 90-х годах в России издал свою монографию «Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности», в которой он, уже 25 лет назад, фиксировал «кризис мирового капитализма» и выступил против «принципа рыночного фундаментализма», который разрушает экономику и общество и который, к сожалению, стал фокусом либерально-рыночной политики в России.

Дж.Сорос анализировал этот «кризис мирового капитализма», исходя из внутренних оснований самодвижения мирового капитала, и в первую очередь в логике развития самого отчужденного – финансово-спекулятивного – капитала. Он, как и многие эксперты – критики капитализма, продолжает не замечать, что терпят экологический крах сами основы капиталистической формы воспроизводства.

Капитализм, что уже показала Р.Люксембург в книге «Накопление капитала» (1909), а затем В.И.Ленин в монографии «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916), не может себя воспроизводить по схеме, описанной в «Капитале» Марксом, и нуждается в постоянном привлечении ресурсов извне, т.е. нуждается в колониях, в системе эксплуатации колоний, и поэтому всегда империалистичен.

Антиколониальные, национально-освободительные революции, под влиянием примера СССР, в 60-х – 70-х годах ХХ-го века, не уничтожили колониализм.

Произошло преобразование его в более глубоко запрятанную форму – экономический колониализм (см.: Субетто А.И. Экономический колониализм и крах рыночных реформ в России. 2019, 52с.).

Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы означает, что вся система глобального империализма и экономического колониализма строя мировой финансовой капиталократии вошла в эпоху своей экологической агонии, ведущей человечество в «пропасть» экологической гибели в XXI веке.

В 2022 году эта система, которую мы называем «Западом», развязала войну против России не на жизнь, а на смерть. Россия, проводя Военную специальную операцию (СВО), закрепив конституционно вхождение ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей в состав Российской Федерации, открыто заявила о своем суверенитете и о своем освобождении от статуса экономической колонии.

Президент РФ В.В.Путин заявил, что резкие изменения не только в России, но и в системе мироустройства, охватят минимум ближайшее десятилетие (2022 – 2032гг.).

В этих условиях начинает «работать» императив перехода России к мобилизационной экономике, к изменению принципов экономической и научно-образовательной политики, к возрождению на новой качественной основе Госплана и ГКНТ, к принятию обществом ведущей национальной идеи, определяющей опережающие долгосрочные ориентиры стратегического развития России, которые не могут быть адекватно идентифицированы вне ноосферного императива, исторического её призвания стать Ноосферным Лидером в прорыве человечества к Эпохе Гармонии его бытия во взаимодействии с Природой Земли.

Вне этого императива теоретическая рефлексия над мировоззренческими основами политической экономии XXI века не будет адекватной!

Справка об авторе

Субетто Александр Иванович: директор Центра Ноосферного Развития Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте РФ, процессор РГПУ им. А.И.Герцена, почетный профессор НовГУ им Ярослава Мудрого, почетный президент Ноосферной общественной академии наук, первый вице-президент Петровской академии наук и искусств, д.э.н., д.ф.н., к.т.н., профессор Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ.

Шамахов Владимир Александрович: Научный руководитель Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте РФ, председатель Санкт-Петербургского отделения Изборского Клуба, Действительный Государственный Советник I-го класса, член Общественной Палаты Санкт-Петербург, д.э.н., профессор, действительный член Петровской академии наук и искусств, Ноосферной общественной академии наук


[1] Информационное письмо «Всероссийская научная конференция с междисциплинарным участием «Мировоззренческие вопросы политической экономии: современность и своевременность»