А.И. Субетто: «Борьба России против глобального империализма»

Борьба России против глобального империализма как фактор возрождения человечества и перехода к

ноосферной парадигме истории

А.И.Субетто

 «В собственности иностранных компаний находится 60% российских предприятий и организаций. Но самое потрясающее, что им принадлежит 95% энергомашиностроения. И это в нашей большой и холодной стране… Видимо, таким способом расчищают огромную территорию для новых хозяев»[1] Г.А.Зюганов, Октябрь 2021 г.   «В настоящее время Россия могла бы разработать и предложить мировому сообществу совершенно новую модель управляемой жизнеспособной Земной ноосферной цивилизации со встроенной в нее моделью восходящей России. Встраивание России в нынешнюю модель обреченного мира есть акт величайшего исторического заблуждения, приближающего момент исчезновения России и Земной цивилизации»[2] А.П.Федотов, 2002 г.  
  1. Системный кризис оснований бытия российской

цивилизации и человечества и проблема адекватной

рефлексии в логике стратегии выхода из

«рыночно-капиталистического тупика» Истории

Настоящее размышление в виде очерка, которое я склонен назвать «теоретическим размышлением», родилось под влиянием содержания выступления Председателя ЦК КПРФ, и одновременно руководителя фракции коммунистов в Государственной Думе, на пленарном заседании Госдумы, посвященном обсуждению «бюджета на 2022 год и плановый период 2023 – 2024гг.».

В выступлении Г.А.Зюганова было показано, что на фоне роста цен и обнищания большинства населения страны в последние 8 лет, роста «долговой ямы», в которой оказалась подавляющая часть населения («при таком бюджете каждый третий рубль, который граждане тратят в магазинах, является заемным»), происходило фантастическое «обогащение олигархии» («За время ковидных ограничений» российская олигархия, на языке моей теории капиталократии – российская капиталократия, «хапнула за счет роста цен на металл и древесину 9 триллионов», при этом «олигархи даже не хотят платить прогрессивный налог»).

Г.А.Зюганов фактически демонстрирует сложившийся, не смотря на военно-оборонный и политический суверенитет России, её      статус, как экономической колонии, которую эксплуатирует глобальный империализм мировой финансовой капиталократии (со «столицей» её базирования в США).

Об этом свидетельствуют такие приведенные данные в выступлении Г.А.Зюганова:

«В собственности иностранных компаний находится 60% российских предприятий и организаций. Но самое потрясающее, что им принадлежит 95% энергомашиностроения. И это в нашей большой и холодной стране».

И с горечью и тревогой лидер КПРФ заключает:

«Видимо, таким способом расчищают огромную территорию для новых хозяев. Ведь с 1991 года только русские потеряли 20 миллионов человек. И с таким бюджетом это вымирание продолжится».

Приведенные цифры и указанные процессы экономической деградации подтверждаются исследованиями таких известных современных российских ученых, как И.М.Братищев, С.Ю.Глазьев, В.Ю.Катасонов, М.Г.Делягин, А.И.Фурсов, Л.Г.Ивашов, С.Г.Кара-Мурза, Г.Г.Малинецкий, Л.А.Зеленов, Ю.М.Осипов.

Если взглянуть на проблему системного цивилизационного кризиса, который переживает Россия и человечество, именно теоретически, то встает вопрос об адекватной системе понятий (автор называет такую систему понятий «когнитивной матрицей»), которая бы правильно раскрывала сущность, глубинные основания происходящих процессов в России и в мире, и дала бы «коллективному интеллекту» нашего общества возможность выстроить адекватную «вызовам Истории» стратегию выхода и России, и всего человечества из сложившегося «Тупика Истории».

 Ниже я излагаю свой теоретический «ответ» на поставленные задачи в виде системы положений.

  • Первое положение:

мировой капитализм как глобальный империализм

и экономический колониализм

Понятие «капитализм», «рыночная экономика», «демократия», на базе которых выстраивается большинство аналитических концепций и «записок», осуществляется поиск «образов будущего», в том числе поиск выхода России из состояния кризиса, не соответствуют сущности исторической эпохи, в том числе и сущности мировой экономической системы, в пространстве которой мы живём.

Нет и не было на Земле классического капитализма, как его описал «марксизм XIX» века». «Капитализм» с самого начала своего появления на Земле воспроизводил себя не только и не столько за счет эксплуатации рабочего класса в стране, где он возник, но и за счет (иногда преимущественно за счет) эксплуатации колоний, в том числе и трудящихся масс в этих колониях.

Поэтому «капитализм» с первых этапов своего становления был «империализмом», постоянно нуждался в колониальной экспансии. Я в 2003 году организовал и провел международную научную Конференцию, посвященную 80-летию со дня кончины В.И.Ленина в 2004 году, «Ленинская теория империализма и современная глобализация», и издал по материалам этой конференции 2-х томную коллективную монографию с таким же названием. В этой монографии, в своём разделе, С.Г.Кара-Мурза, опираясь на работу Розы Люксембург 1969 года «Накопление капитала» и работу Владимира Ильича Ленина 1916 года «Империализм как высшая стадия капитализма», показал, что капитализм, его воспроизводство невозможны без эксплуатации колоний. Исчезновение из теоретического «поля» многих марксистов, как в СССР, за рубежом, так и в нынешнее время, понятия «империализм» я оцениваю как важную ошибку в марксистской политэкономической теоретической системе.

С.Г.Кара-Мурза обращает внимание на высказывание К.Леви-Стросса: «Запад построил себя из материала колоний». Указывая на данные, которые приведены в названных книгах Р.Люксембург и В.И.Ленина, С.Г.Кара-Мурза замечает: «Эти данные опровергают важную для марксистской политэкономии модель капиталистического воспроизводства как цикла сходного с циклом идеальной тепловой машины Карно, в котором происходит эквивалентный обмен товарами и деньгами… В.И.Ленин, прямо этого не говоря, показывает, что в цикл расширенного воспроизводства экономики Запада впрыскиваются огромные средства извне.

По сути В.И.Ленин здесь иллюстрирует выводы Р.Люксембург» (конец цитаты).

Мною разработана в целой серии книг («Капиталократия», 2000г. «Глобальной империализм и ноосферно-социалистическая альтернатива», 2004г.; «Капиталократия и глобальный империализм», 2009г.; «Русский вопрос и борьба против глобального империализма в пространстве социалистической революции в XXI веке (в диалоге с Ю.П.Беловым)», 2014г.; «Экологический финал глобального империализма и императив ноосферно-социалистического прорыва человечества», 2017г., «Экономический колониализм и крах рыночных реформ в России. Наступление эпохи великих ноосферно-социалистических преобразований», 2019г.) теория капиталократии, глобального империализма и экономического колониализма.

Система «мирового капитализма» (Джордж Сорос одну из своих книг 1999 года назвал «Кризис мирового капитализма»), в соответствии с развиваемой мною теорией, существует как строй мировой финансовой капиталократии, опирающийся на систему глобального империализма, и соответственно, как одно из её выражений, – на систему экономического колониализма.

«Капитализм», «рыночная экономика», «демократия», «открытое общество» и «открытая экономика», продвигаемые Дж.Соросом по всему миру, – есть только «слова-идеологемы», призванные прикрыть колониально-паразитическую и империалистическую сущность так называемого «мирового капитализма» по Дж.Соросу, а вернее «капитализма Запада», эксплуатирующего весь мир, за исключением стран, вставших на путь построения социализма.

  • Второе положение:

Россия как экономическая колония – управляемый

процесс её самоуничтожения

Россия, с самого начала «рыночных реформ», встав на путь построения «капитализма» у себя, в одночасье превратилась в «экономическую колонию» Запада. Эту жесткую оценку-диагноз большинство исследователей прикрывает словосочетанием «сырьевой придаток Запада». При этом, в скрытом варианте предполагается, что возможен российский капитализм, как не сырьевой придаток Запада, существующий с ним «на равных», что есть иллюзия.

Я много раз выступал на разных конференциях (публиковал в ряде статей и в газете «Советская Россия») с теоретическим выводом: что в России капитализм, как механизм её развития, не возможен, что она, встав на так называемый «капиталистический путь развития», превратилась в экономическую колонию Запада с вымирающим населением, которая есть управляемый (со стороны мировой финансовой капиталократии) процесс её цивилизационной гибели, т.е. цивилизационной самоликвидации.

Её выход из этого состояния и цивилизационного спасения, связан с возвращением на путь построения социализма, но социализма нового, невиданного качества – Ноосферного Экологического Духовного Социализма, в котором нуждается не только Россия, но и все человечество. Потому что установление на Земле Ноосферного Экологического Духовного Социализма и на его базе – планетарной кооперации народов-этносов, ноосферного союза цивилизаций – есть единственная стратегия экологического выживания человечества на Земле, связанная с переходом к управляемой Социо-Биосферной, или социоприродной, эволюции, – единственной возможной «модели» устойчивого развития.

  • Третье положение:

процессы первой фазы Глобальной Экологической

Катастрофы как экологический крах строя мировой

финансовой капиталократии, рынка,

частной собственности и глобального империализма

Это теоретическое положение касается того момента в характеристике современной эпохи, которого, к сожалению, современные марксисты и коммунисты, в целом представители так называемых «левых сил» в мире, передовые ученые-мыслители пренебрегают.

Что это за «момент» в характеристике современной эпохи?

Дело в том, что на рубеже 80-х – 90-х годов, по оценке автора, глобальный экологический кризис перешел в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы, процессы которой стремительно развиваются.

Наступила Эпоха Великого Эволюционного Перелома, «призвание» которой – смена всех оснований, механизмов и ценностей, определяющих Внутреннюю Логику Социального Развития («формационная логика» исторического развития человечества по К.Марксу, «логика» исторической сменяемости цивилизаций или комплексов цивилизаций по Н.Я.Данилевскому, О.Шпенглеру, П.А.Сорокину, Ю.В.Яковцу и др., различные типы техногенных «логики» и т.п.) Большой Логикой Социоприродной Эволюции, определяющей «выход» из сложившегося «экологического тупика» стихийной (в последние столетия – в колониально-империалистическом и рыночном формате) истории через переход к управляемой истории («подлинной» по К.Марксу), но в новом расширенном понимании – как управляемой социоприродной эволюции, т.е. ноосферной истории.

Приведу ряд предупреждений мировых ученых, которые я неоднократно цитировал в своих работах, и которые подтверждают этот мой вывод, связанный с миссией наступившей Эпохи Великого Эволюционного Перелома – миссией перехода к ноосферному развитию и «расставания» с рыночно-капиталистической системой хозяйственного природопотребления на Земле.

В 1974 году в СССР появилась книга американского эколога Б.Коммонера «Замыкающийся круг», который вынес рынку и частной собственности жесткий «приговор»:

Технологии на базе частной собственности уничтожают главное богатство человечества – экосферу, и поэтому эту экономическую систему надо менять.

Затем в 1991 году группой ученых во главе с Р.Гудлендом, Г.Дейли и С.Эль-Серафи по заказу Мирового банка был написан Доклад, в котором снова звучал приговор рынку и капитализму:

В экологически заполненной земной нише, которую занимает человечество, рынок, как механизм развития экономики исчерпал себя.

Обращаю внимание всех моих потенциальных читателей на одно важное совпадение. Данное предупреждение ученых, не исповедующих марксизм-ленинизм, было опубликовано тогда, в 1991 году, когда в СССР восторжествовал, подготавливаемый с 60-х годов (об этом свидетельствуют исследования ученого-историка А.В.Островского), курс на «рыночные реформы».

Это свидетельствует только об одном – о пренебрежении руководством КПСС развитием теории марксизма-ленинизма (вспомним высказывание И.В.Сталина незадолго до ухода из жизни «Без теории – нам смерть») на базе более глубокого охвата на теоретическом уровне анти-рыночно-капиталистического содержания уже состоявшегося с середины ХХ-го века глобального экологического кризиса.

Именно, начиная с рубежа 80-х – 90-х годов ХХ-го века, в мире развернулся планетарный рыночный экоцид, который длится уже 30 лет и процессы которого нарастают. Одной из форм проявления рыночного экоцида в России служат ежегодные масштабные пожары лесов, начиная с 2011 года, которые являются своеобразной «штрафной платой» за рыночно-форматные  «Земельный» и «Лесной» кодексы, принятые в 2000 году, и которые порождают российскую региональную экологическую катастрофу, ускоряющую процессы первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.

К этому можно добавить факты, приведенные в «Предупреждении человечеству: втором уведомление», написанном в 2017 году группой ученых во главе с профессором Уильямом Рипплом из университета Штата Орегон (США), и которое подписали 15 тысяч ученых из 184 стран мира. В «Предупреждении» эти ученые отметили, что прошедшие 25 лет, после 1992 года, когда появилось «Предупреждение человечества: первое уведомление», и по 2017 год, оказались потерянными. За это время произошло:

  • сокращение пресной воды на душу населения на 26%;
  • резкое снижение улова «дикой рыбы» в мировом океане;
  • увеличение числа «мёртвых зон» в океане на 75%;
  • истребление лесных угодий объемом 1, 2 миллион квадратных километров (за пришедшие 4 года, я думаю, этот объем резко возрос);
  • значительный рост выбросов в атмосферу углерода и средних температур;
  • рост численности населения планеты на 35%: при одновременном сокращении численности млекопитающих, рептилий, амфибий, птиц и рыб на 29%;

и другие.

Слабостью этого «документа», который отражает слабость позиции большинства ученых в мире, является то (и я на это указал в своем «Открытом письме Уильямму Рипплу», в 2018 году и опубликованном в виде отдельной брошюры на русском и английском языках, в 2019 году), что оно (это «Предупреждение») избегает назвать главную причину погружения человечества в «пучину» экологической гибели – рыночно-капиталистическую систему, функционирующую как глобальный империализм строя мировой финансовой капиталократии.

Я писал в этом «Открытом письме Уильямму Рипплу»:

«Уважаемый Уильям Риппл и Ваши коллеги по второму «Предупреждению человечеству»! Вы пишите, что «наступило время пересмотреть и изменить наше индивидуальное поведение. В том числе ограничить наше собственное воспроизведение… и резко сократить потребление на душу населения ископаемого топлива, мяса других продуктов». Но на Земле итак почти ¾ человечества голодает, более полутора миллиарда людей испытывает дефицит в пресной воде. Не звучат ли кощунственно такие призывы без решения проблемы глобальной справедливости, без запрета на роскошь, на сверхпотребление, на запредельную концентрацию мирового капитала, когда небольшая кучка владельцев капитала, исчисляемого триллионами долларов, потребляет де-факто столько, сколько потребляет около 40 самых бедных стран мира».

Система глобального империализма, строй мировой финансовой капиталократии превратился в систему планетарного экологического самоуничтожения, терпит экологическую агонию.

И в этом состоянии «Анти-Разум»[3] мировой финансовой капиталократии выстраивает свою стратегию выживания, за счет сокращения численности населения на Земле в 5 раз (до «золотого миллиарда»), и за счет постановки ресурсов России под свой прямой контроль, вначале «расчленив» её на мелкие государства, повторив сценарий расчленения СССР.

Так, например, на совещании «олигархов мира» в отеле «Фермонт» (в Сан-Франциско, штат Калифорния,    США)  в 1995 году, по свидетельству   Г.-П.Мартина и Х.Шуманна в их книге «Западня глобализации» (в России опубликованной в 2002 году), была провозглашена модель «20% : 80%», по которой с позиции интересов воспроизводства мирового капитала 80% человечества были объявлены «лишними» и подлежащими сокращению тем или иным способом (включая и рыночный геноцид – рыночно-генный голод, рыночно-генные формы сокращения и понижения качества здравоохранения, образования, науки, культуры, манипуляцию сознанием, чтобы люди, народы не понимали от чего и почему они вымирают, и т.п.).

Эта же стратегия, но многим признакам, применена и к России, особенно к русскому народу (вспомним доктрину Аллена Даллеса, сформулированную в 1945 году, по уничтожению русского народа, как «самого непокорного» на Земле), если вспомнить высказывание Маргарет Тэтчер, в конце 80-х годов ХХ-го века (по свидетельству А.П.Паршева, которое он привел в книге «Почему Россия не Америка», 2000г., с. 5), по которому «на территории СССР экономически оправдано проживание 15 миллионов человек» (т.е. оправдано с позиции мирового рынка именно проживание только 15 миллионов человек потому, что в России, как самой холодной цивилизации на Земле, с самой высокой энергетической стоимостью воспроизводства, проживание большого количества людей оказывается «невыгодным» с позиций воспроизводства мирового капитала). Получается, что западные «проектировщики» рыночных реформ в России планировали рыночно-генное вымирание её населения и будущий её распад, чтобы овладеть её ресурсами.

Эпоха Великого Эволюционного Перелома развивается, и процессы экологического диктата Природы по отношению к мировой экономике начинают проявляться в виде системного кризиса, который охватил именно страны «метрополии» системы глобального империализма – страны Западной Европы, Великобританию, США, Канаду, Австралию, Японию.

Я прогнозирую, что процессы системного кризиса в США и Западной Европе могут опередить процессы их движения к «войне» против России, перейти в фазу распада США и «Единой Европы», и это даст историческое время именно для Ноосферного Прорыва человечества из России.

  • Четвертое положение:

экономической колониализм – необходимый атрибут

воспроизводства капитализма как глобального

империализма

Как правило, многие ученые, в том числе многие ученые-марксисты, считают, что с колониализмом было покончено в 60-х годах ХХ-го века, в результате антиколониальных, национально-освободительных движений и революций, импульс которым дала победа советского социализма над гитлеровским фашизмом в 1945 году, сопровождающаяся победным шествием социализма по планете (Восточная Европа, Китай, Монголия, Вьетнам, Лаос, Куба и др.).

Но колониализм не исчез, он приобрел более изощренную, экономическую форму, потому что капитализм без колониализма существовать не может, это его необходимый атрибут, без которого он воспроизводить себя не может.

Современный глобальный империализм фактически есть система, разделившая весь мир, где господствует Капитал (за исключением социалистических стран), на страны «метрополии» (это страны Западной Европы, США, Австралия, Канада, Япония) и страны «периферии», так называемого «периферийного капитализма», которые есть де-факто экономические колонии, из которых выкачиваются природные и интеллектуальные ресурсы.

В работе 2014 года «Русский вопрос и борьба против глобального империализма в пространстве социалистической революции в XXI веке» я отмечал:

«Появление финансово-монополистического капитализма и вместе с ним мировой финансовой капиталократии – «единого, всемирного треста» по В.И.Ленину (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т.27, с. 367) – привело к появлению империализма мировой финансовой капиталократии и нового типа колонизации (через вывоз финансового капитала и установление диктатуры финансовой капиталовласти капиталистических монопольных групп над ресурсами стран мира), которая надстраивается над силовыми (неэкономическими) формами колонизации. В.И.Ленин указывал: «…при капитализме немыслимо иное основание для раздела сфер влияния, интересов, колоний и пр. кроме как учет силы участников дележа, силы общеэкономической, финансовой, военной и т.д.» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 27, с. 417)».

И далее в этой книге я указывал, определяя курс на рыночные реформы «горбачевизма», во внутренней политике в СССР с 1985 года, как курс на самоуничтожение:

«Решение по рыночной реформации советской экономики, которое особенно активно «проталкивалось» командой Горбачева, неслучайно привело к расчленению СССР и становлению колониальной капиталократии. Рыночный «манок», как и «манок» парламентской демократии, звал СССР, а теперь зовёт Россию, на заклание.

Почему вся эпоха рыночных реформ, которые не закончились до сих пор (они под видом «модернизации» теперь рушат отечественные образование и науку), есть эпоха рыночно-капиталистической контрреволюции, которая не может на территории России и стран СНГ закончиться победой?

Именно потому, что классический капитализм как таковой возможен только в метрополии системы глобального империализма, а остальным странам так называемой «периферии», если они не стали на путь социализма и не отвергли рыночно-капиталистический путь развития, отводится роль экономических колоний».

 Еще раз подчеркну: экономический колониализм – важнейший механизм системы глобального империализма мировой финансовой капиталократии, без которого она себя воспроизводить не может и обречена на гибель. И его всегда надо учитывать в теоретической рефлексии над любыми глобальными проблемами, в том числе, когда мы размышляем над «образом будущего» для России.

Как «работает» система экономического колониализма? – Хорошо показали такие западные ученые и аналитики, как Дэвид Кортен (Книга «Когда корпорации правят миром», 2002г.; в этой работе Кортен вводит понятие «корпоративный колониализм» и раскрывает его), Ж.Колеман (Книга «Комитет 300. Тайна мирового правительства», 2001г.), Дж.Перкинс (Книга «Исповедь экономического убийцы», 2005г.). И Кортен, и Колеман, и Перкинс в своих работах великолепно иллюстрируют, как действует механизм экономической колонизации, в структуру которых входят такие механизмы как «долларовая монополия» на базе ФРС США, принадлежащая «верхушке» мировой финансовой капиталократии, МВФ, Мировой банк, ВТО, «Комитет 300» по Колеману, в том числе и институт «экономических убийц», т.е. институт, подготавливающий международных экономических экспертов, пользующихся большим авторитетом, известностью, которые своими «советами» переводят развивающиеся страны в поставщиков ресурсов и финансового капитала в США, Великобританию и др. страны «метрополии». При этом, предварительным важным «шагом» в этом процессе служит колонизация сознания политических элит таких стран, становящихся экономическими колониями. Можно вспомнить реплику З.Бжезинского во время его визита в Россию, около 10 лет назад, при диалоге с одним из наших представителей, кажется в Ярославле, «А чья ваша «элита», ваша, российская, или наша?». И дал понять, что она – «наша», т.е. служит интересам «Запада», под которым я понимаю «глобальный империализм мировой финансовой капиталократии».

  • Пятое положение: антикапиталистическая сущность

оснований бытия России как цивилизации

Россия, по своей именно цивилизационной сущности, есть цивилизация антикапиталистическая, кооперационная, как было отмечено в «Меморандуме XI Съезда Петровской академии наук и искусств», принятом 22 октября 2021 года, в «Статье 5», есть цивилизация «цивилизационного социализма».[4]

В «Статье 5» этого «Меморандума» отмечается:

«Россия – цивилизация «цивилизационного социализма», что означает, что она в своих цивилизационных основаниях всегда была цивилизацией антикапиталистической, исторически была устремлена к правде, взаимопомощи, к любви, к добротолюбию, к трудовому созиданию, к заботе о социально ущемленной части населения.

В этом её качестве большая заслуга принадлежит русскому народу.

Русский народ – не только государствообразующий народ, но и исторический строитель российской цивилизации, носитель культа правды, защиты Отечества, народ, постоянно жертвующий собой ради сохранения жизни и мира между пародами и людьми на территории России. Всечеловечность, как характеристика русской духовности, обозначенная Ф.М.Достоевским, отражает эту роль и эту характеристику русского народа в цивилизационном и государственном строительстве России».

Россия – евразийская, общинная, самая холодная из всех локальных цивилизаций на Земле, и поэтому цивилизация с самой высокой энергетической стоимостью воспроизводства экономики и жизни общества, с самым большим «пространством-временем» бытия (с самой большой территорией) цивилизация.

А.П.Паршев в книге 2000 года «Почему Россия не Америка?» сформулировал «чрезвычайно горькую теорему», которую многие «экономисты-либералы-рыночники», в том числе представители власти, исповедующие миф «свободного рынка» и «свободной конкуренции», стараются не замечать и не хотят знать:

  • «в конкурентной борьбе за инвестиции, если игра ведется по правилам свободного мирового рынка, почти любое российское предприятие заведомо обречено на проигрыш».

И далее А.П.Паршев объясняет причину, почему именно в России, если её экономика подчиняется правилам «мирового рынка», которые исходят из нормативной ситуации, что «товары и капиталы могут свободного перемещаться по всему миру, валюты свободно конвертируются, пошлин на границах нет, и предприятия, независимо от форм собственности, торгует самостоятельно», экономика обречена на банкротство, а рыночно-оправданное количество проживающего населения в России, по оценке М.Тэтчер, составляет всего 15 миллионов человек.

Потому что мы живем в самой холодной стране мира. Он в этой книге указывает, что «среднегодовая температура в России – минус 5,50 Цельсия. В Финляндии, например, плюс 1,50С… Есть еще такое понятие, как суровость климата – то есть разность летней и зимней температур, да и разность ночной и дневной. Тут мы вне конкуренции. Ведь замерзает-то человек зимой, пусть даже летом у нас и жарко… Западная Европа, по нашим понятиям, субтропики. Причина известна со школьной скамьи – Гольфстрим. Благодаря ему зима в Европе выше нуля, а весна начинается в январе-феврале, и почти всегда в одно и то же время. У нас же весна может наступить и в конце марта, и на месяц позже».

Данную фиксацию А.П.Паршева в виде «чрезвычайно горькой теоремы» я перевел в теорию закона энергетической стоимости (эта теория мною представлена во многих статьях, а также в ряде книг, таких как «Основания и императивы стратегии развития России в  XXI веке» (2005), «Слово о русском народе и русском человеке» (2013), «Законы социально-экономического развития России как самостоятельной цивилизации (в контексте законе, гетерогенности мировой экономики») (2014), «Ноосферная Россия: стратегия прорыва» (2018).

Энергетическая стоимость – это объективно обусловленные природными условиями жизни общества затраты энергии на производство национального валового продукта (НВП), в том числе на воспроизводства стандарта качества жизни населения. Таким образом, закон энергетической стоимости выражает собой экологические границы экономического развития, является своеобразным выразителем «экологической ниши» экономической системы. Известный петербургский ученый-политэконом В.Т.Рязанов (к сожалению, ушел из жизни в 2020 г.) в монографии «Экономическое развитие России: XIX – ХХ вв. прямо указывал и теоретически обосновывал, что энергозатраты на обеспечение нормальной жизнедеятельности человека при прочих равных условиях зависит от климата и обширности пространства. И поэтому, чтобы достичь равного с западными европейцами уровня социально-экономического развития, на каждого россиянина нужно затрачивать энергии в среднем в 3-и раза больше. Продолжим эту мысль: и значит каждое производство в России по энергоемкости в среднем в 3 – 5 раза более энергозатратно, чем в Европе, и в 5 – 7 раз более, чем в США.

Я отмечал в книге «Законы социально-экономического развития России как самостоятельной цивилизации», опираясь на исследования В.Т.Рязанова и С.Ю.Глазьева:

«В 1990 году СССР потреблял около 8 тонн условного топлива в год на душу населения, что в три раза превышало среднемировую цифру. Здесь надо учитывать, что расход энергии на отопление жилья, коммунальных и производственных зданий достигает 30 – 40% от общей величины энергопотребления. Такова плата за холодную зиму и суровый климат. А по оценкам специалистов, оптимальный уровень энергопотребления в России, позволяющий ей войти в круг высокоразвитых экономических систем, должен составлять 14,2 тонн условного топлива в год на одного человека. Для сравнения этот показатель в Японии равен 4,5, во Франции – 5,1, в Германии – 6, в США – 11 тонн условного топлива в год на одного человека (это данные на конец ХХ-го века), при том, что энергетическая стоимость единицы валового продукта у них в 5 – 7 раз ниже, чем в России».

Именно высокая энергетические стоимость воспроизводства России как цивилизации на Земле определила специфические законы её цивилизационного развития, к которым я отношу: (1) инфраструктурный закон, (2) закон централизованного управления социально-экономическим развитием российской цивилизации, (3) закон общинно-государственного землепользования, (4) закон доминирования закона кооперации над действием закона конкуренции, (5) закон стратегического резервирования, (6) закон существования достаточного сектора мобилизационной экономики, (7) закон плановости развития экономики (закон плановой регуляции), (8) закон идеократии или, другими словами, закон власти большой национальной идеи.

Важным является тот факт, что Россия, как следствие высокой энергостоимости её развития, является «кооперационной цивилизацией», т.е. основой её бытия и развития является закон кооперации.

Именно поэтому Россия в начале ХХ-го века отвергла капиталистический путь развития, который сразу же стал сопровождаться её колонизацией, и первой совершила Социалистический Прорыв человечества из России в 1917 году (когда контроль активов отечественной промышленности  иностранным капиталом перед Октябрьской революцией достигал 80% и выше по данным А.И.Фурсова, и Россия, в моей оценке, как и теперь в результате «рыночных реформ» и проведенной «приватизации», превратилась в экономическую колонию).

И СССР, который был в определении С.Г.Кара-Мурзы советской цивилизацией, именно, в отличие от современной «рыночной России», терпящей цивилизационную катастрофу, развивался в соответствии с законами российской цивилизации.

Но теперь в начале XXI-го века, и это надо именно теоретически осознать ученым-гуманитариям в России и в мире, что терпит экологическую катастрофу, причем – капитало-рыночно-генную, все человечество, и единственная стратегия выживания, и соответственно – экологического спасения, человечества, есть переход к ноосферной парадигме Истории в виде управляемой социоприродной эволюции (на базе общественного интеллекта, научно-образовательного общества и ноосферного экологического духовного социализма).

Именно Россия – СССР в ХХ-ом веке первой совершила 60 лет назад Космический Прорыв, основой которой стала мощная Космическая научно-конструкторская школа во главе К.Э.Циолковским, С.П.Королевым, В.П.Мишиным, М.К.Янгелем, В.Ф.Уткиным, В.Н.Челомеем, В.П.Глушко и другими, в виде полета Ю.А.Гагарина 12 апреля 1961 года вокруг Земли на советском космическом орбитальном аппарате.

И именно Россия – СССР предложила миру учение о переходе Биосферы в Ноосферу, разработанное В.И.Вернадским в период с 1929 по 1945гг., развитие которого к рубежу ХХ-го и XXI-го веков обеспечило становление Русской Нософерной Научной Школы (её представляют научные школы А.Л.Яншина, Н.Н.Моисеева В.П.Казначеева, А.Д.Урсула, Г.С.Смирнова, А.А.Яшина и др.), не имеющей аналогов в мире, в том числе научных школ Ноосферизма (А.И.Субетто) и ноосферного образования (В.А.Шамахов, А.И.Субетто, В.Н.Бобков, Г.М.Иманов, И.В.Каткова, В.В.Семикин, Е.Е.Морозова, О.А.Рагимова, Е.М.Лысенко, В.И.Патрушев, Б.Е.Большаков, Н.И.Захаров, В.В.Чекмарев, А.Ж.Овчинникова и др.).

Это в моей оценке создаёт научно-методологическую базу для осуществления в XXI веке Ноосферного Прорыва в России, который должен превратиться в Ноосферный Прорыв всего человечества, иначе человечество обречено на экологическую, по рыночно-капиталистическим основаниям, гибель.

В 2011 году мною был опубликован «Манифест ноосферного социализма», в котором я отмечал (и считаю, что это положение сохраняет свою актуальность и 10 лет спустя):

«Россия как цивилизация отвергла капитализм в начале ХХ века в виде антикапиталистических революций 1905 и 1917гг., отвергает она его и сейчас в форме переживаемый системной катастрофы как результата капиталистической контрреволюции в 1991  2010гг., управляемой глобальным империализмом англо-американского альянса, вернее мировой финансовой капиталократией.

…То, что переживает Россия, лишь служит предикторным (упреждающим) «сигналом» по поводу того, что ждёт весь мир человечества, поскольку российская Евразия – «центр устойчивости и неустойчивости» мира, своеобразная «подвеска» маятника истории человечества – колебаний её «напряженности – ненапряженности», «неравновесия – равновесия», но и не только истории человечества, по похоже – всей системы биосферы, если принять во внимание, что предельные остатки устойчивости Биосферы держатся за счет, главным образом, лесных ресурсов России, Канады и частично Бразилии, все остальные страны мира уже превратились в «экологических должников».

…Главная мысль «Манифеста» – о наступлении Эпохи Ноосферного Социализма, куда человечество должно прорваться, отбрасывая в прошлое все ценности рыночно-капиталистического бытие, которые поставили его на край возможного экологического коллективного самоубийства… Социализм XXI века обретает новое качество – ноосферное, поскольку он может реализоваться, т.е. выполнить свою эколого-ноосферную миссию, только как управляемая социоприродная эволюция на базе общественного интеллекта и образовательного общества.

…Россия… ощутив горечь потерь, заблуждений и страданий в эпоху «процветающих мерзавцев», которую представил новоиспеченный спекулятивно-компрадорский колониальный, «чумазый» (М.Е.Салтыков-Щедрин) капитализм в России, оказалась наиболее подготовленной самой Историей для Ноосферно-Социалистического Прорыва в начале XXI века.

…автор выдвигает «на обсуждение» всех тех, кому не безразлична судьба России в XXI веке, «формулу»:

«Россия спасётся, предложив всему миру философию и идеологию спасения от экологической гибели всего человечества, предложив стратегию такого спасения в виде единственной формы – установления ноосферного экологического духовного социализма» (конец цитаты).

Научно-мировоззренческой основой такой стратегии, которую я разрабатываю уже 30 лет, является Ноосферизм.

  • Заключение

Итак, несмотря на восстановление во втором десятилетии определенной геополитической независимости, военной мощи и политического суверенитета,  присоединение Крыма в 2014 году, Россия продолжает оставаться экономической колонией, о чем свидетельствуют данные, приведенные Г.А.Зюгановым на пленарном заседании Государственной Думы РФ в конце октября этого, 2021-го, года.

«Рыночный курс» последних 30-ти лет в России де-факто обернулся рыночным геноцидом России. Аргументации этого вывода я в 2013 году посвятил специальную работу – «Рыночный геноцид России и стратегия выхода из исторического тупика». Близкую теоретическую позицию к концепции этой моей работы занял М.Г.Делягин, опубликовавший в этом же 2013-ом году в газете «Завтра» статью «Кризис. Неутешительный прогноз», которая отражала его доклад на Московском экономическом форуме. Он пришел к пессимистическому выводу, что рыночные реформы в России, на базе либеральной идеологии, создали социально-экономическую систему, перерабатывающую жизни людей, в целом – большинство российского общества, «в личные богатства». Он отмечал: «Социально-экономическая политика России – это либерализм, то есть фашизм в его современном проявлении. Никто не хочет уничтожать нас сознательно: нас просто перерабатывают в личные богатства. «Нет ничего личного – только бизнес». Если бы на дверях Бухенвальда вместо «Работа делает свободным» было бы написано это, он работал бы и сейчас, и его акции обращались бы на бирже. Такая система не жизнеспособна, эта система не допускает возможности развиваться…»[5].

На эта же «модель», которая и есть на самом деле глобальный империализм мировой финансовой капиталократии и экономический колониализм, действует планетарно, выстроив свою «стратегию выживания» через уничтожение 80% населения планеты, и которая терпит экологический крах.

В России только эта «модель» за последние 30-ть лет наиболее ярко, выпукло, именно из-за конфликта этой «модели» с её основаниям как самой «холодной», с большой энергостоимостью всехсоциально-экономических процессов её развития, с самым «большим пространством-временем бытия», и потому кооперационной, сохраняющей общинность, соборность, коллективизм, как ведущие ценности, цивилизации, – проявилась!

В «Открытом письме ко всем ученым-экономистам России «Быть России в XXI веке или не быть?», опубликованном мною в 2006 году, я писал, фактически 15 лет назад:

«Не стройте иллюзий. «Открытое общество» и «открытая экономика» для стран, чье хозяйство живет за счёт своих ресурсов и не может осуществлять империалистическую экспансию (а Россия не может по своим цивилизационным основаниям, по своим законам развития, по факту высокой энергетической стоимости хозяйства, которая делает её неконкурентоспособной при подключении её к мировому рынку по «правилам игры» мировой финансовой капиталократии, а других там быть и не может), означают «рабское общество» и «рабскую экономику», т.е. колониальную периферию глобального империализма, и экономическая наука, обслуживающая этот процесс, экономическая мысль, находящаяся в плену этих понятий-фетишей, являются «колониальными», т.е. вовсе не наукой и научной мыслью, потому что за ними не стоит истина, не стоит мужество говорить правду, не стоит воля обеспечить прогресс своего общества».

И далее я указывал, что «глобальный империализм, как последняя фаза в развитии империализма, одновременно представляет последнюю границу эволюции капиталистического отчуждения труда от капитала, которое принимает форму «отчуждения человека от жизни», т.е. форму интенсификации перевода душ потенциальных рабочих в «мертвые души». Гоголевский Чичиков, торгующий мертвыми душами, становится универсальной метафорой, раскрывающей античеловеческую и антибытийную «природу» рыночно-капиталистической экономики, которая в своей «логике» развития приходит к последовательному концу – в превращение всего человечества в «мертвые души» в виде его экологической смерти».

Преодоление этой глобально-империалистической, на базе ненасытной экспансии, с покушением на жизнь людей и на жизнь Природы, строя мировой финансовой капиталократии, который уже перешел «границу» компенсаторных возможностей гомеостатических механизмов Биосферы и породил процессы своей экологической гибели, катастрофы

– связано с Ноосферизмом – новым путем развития человечества на Земле.

Этот новый путь развития есть, еще раз повторю, управляемая социоприродная, она же – Социо-Биосферная, или Ноосферная, эволюция, предполагающая Ноосферный Экологический Духовный Социализм, доминирование Закона Кооперации над Законом Конкуренции, Плана над Рынком (а в отдаленном будущем, возможно с середины XXI века, «рынок», как и «деньги», исчезнут совсем), научно-образовательное общество и экономику, которых образование есть «базис базиса» духовного и материального воспроизводства, а наука становится не только производительной силой, но и «силой управления».

Действует Принцип Большого Эколого-Антропного Дополнения, по которому «Экологические проблемы» никогда не будут решены, пока не будут решены проблемы человека, проблемы его (через воспитание и образование) всестороннего и гармоничного развития, возвышения его сознания и разума на уровень Знания и Ответственности за Будущее всей Мегасистемы Жизни на Земле – Биосферы, через управление такой сложной суперсистемой, какой является системное единство «Человечество – Биосфера – Земля».

В 2008 году я опубликовал работу «России нужна стратегия долгосрочного развития на собственной основе». Но такая стратегия – и есть возвращение России к своим цивилизационным основаниям и императива, причем возвращение под «знаком» новой большой идеи – идеи ноосферного развития, идеи перехода человечества к ноосферной парадигме своей истории.

Я писал в этой работе:

«…нужно говорить с народом языком правды… А правда состоит в том, что всё в этом мире творится трудом и творчеством людей, в том числе и их жизнь. Здесь источник духовности, здоровья и смысла жизни. Но здесь же источник экологического спасения всех людей мира вместе с Природой – колыбелью человечества и его коллективного разума. Правда состоит в том, что капитализм ведет человечество к экологической гибели.

…Пора человеческому разуму доказать, что он есть разум!

Думаю, что этот процесс может возглавить Россия…».

На Всемирном Форуме Духовной Культуры в Астане (Казахстан), который прошел в период с 18 по 22 октября 2010 года, я сделал доклад «Ноосферизм как идеология и форма спасения человечества от возможной экологической гибели в XXI веке». В нем я приводил слова знаменитого советского марксиста, крупного отечественного философа нашего времени Ричарда Ивановича Косолапова (к сожалению, ушедшего из жизни в 2020 году): «Нам еще предстоит овладеть поистине безграничным содержанием концепции ноосферы». И далее заметил: «Русская идея» сегодня – это единая ноосфера, это соединение святынь».

Закончу этот свой теоретически очерк, вызванный недавним выступлением Г.А.Зюганова в Государственной Думе РФ, мыслью, высказанной мною в книге 2003 года «Разум и Анти-Разум»:

«Новые времена в логике ноосферной эволюции ставят новые проблемы в саморефлексии человеческого Разума и той внутренней критики, которые бы позволили преодолеть заблуждения «превращенных форм» человеческого Бытия, сгенерированных фантасмагорией «бытия» Капитала-Фетиша, стремящегося убрать со своей «истории» человеческое Бытие, потому что оно истинное».

Справка об авторе

Субетто Александр Иванович: доктор философских наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат Премии Правительства РФ, лауреат Международной Золотой Медали Мира Махатмы Ганди, полковник (в отставке), строитель Космодрома Плесецк (1959-1969гг.), представитель поколения «Дети войны», член Центрального Совета Российской общественной организации «Российские ученые социалистической ориентации» (РУСО), председатель Философского Совета Русского Космического Общества (РКО), первый вице-президент Петровской академии наук и искусств, почетный президент Ноосферной общественной академии наук, член Международного Высшего Ученого Совета, действительный член Российской академии естественных наук, Европейской академии естественных наук, Академии Философии Хозяйства, Академии Проблем Качества, Международной академии психологических наук.


[1] Зюганов Г.А. Отстаиваем свой бюджет развития (выступление на пленарном заседании Государственной Думы РФ при обсуждении бюджета на 2022 год)// «Советская Россия». – 2021. – 30 октября — №120(15090), с. 1

[2] Федотов А.П. Глобалистика: начало науки о современном мире. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2002. – 274с.; с. 205

[3] Аргументации положения, что совокупный «интеллект» мировой капиталократии есть «Анти—Разум», т.е. «разум», совершающий эволюционное самоубийство, я посвятил в 2003 году книгу «Разум и Анти-Разум (Что день грядущий нам готовит?».

[4] Меморандум XI Съезда Петровской академии наук и искусств «Россия и мир в XXI веке: наука, культура и образование как ведущие механизмы выхода из экологического тупика истории (принят единогласно на XI Съезд ПАНИ 22 октября 2021 года): А.И.Ворнцов, А.И.Субетто. – СПб.: Астерион, 2021. – 64с.; с. 7

[5] Делягин М. Кризис. Неутешительный прогноз// «Завтра». – 2013. – Апрель. — №15(1012), с. 3