А.А. Шагин об идеологии

Понятие Идеология

Введение

Значимость понятия «идеология»  велико уже тем, что оно  применяется в  Конституции РФ.   Ранее мы рассматривали  философию, политическую экономию и социологию в идеологии творческого класса. Цель   данной статьи – раскрыть  философские основы  понятия идеология. Основное определение понятия «идеология» дано в книге «Социал» , в статье будет дано дополнение и расширенное понимание.

Буржуазные теоретики социологии Т. Парсонс, Р. Луман, О. Лемберг рассматривают политическую  идеологию  как «систему идей, ценностей, норм, побуждений, стимулирующую и направляющую деятельность в области изменения (сохранения) системы властных отношений в конкретном обществе, государстве».

В подходе Центра научной политической мысли и идеологии   П.П. Сулакшина: «Идеология — собрание высших ценностей-идеалов, формирующее представление о добре и зле, о смысле жизни и мотивирующее человека и общество на намерения и действия» [[1]].  Если действовать по этому определению, то сказка, религия, инструкция, книга так же являются собранием ценностей, но являются ли они идеологией? Нет. Из  данного определения  требуется ещё прояснять, во-первых,  цель  намерения и действия, во–вторых, в чём принцип различия идеологий социальных  слоёв.

«Значение идеологии для государства резко возросло после того как государственная собственность — собственность всех членов общества — стала использоваться для производства товаров. При этом государственные предприятия становятся равноправными участниками общественного материального производства. Принадлежность государственного предприятия всем членам общества накладывает на него обязанность использовать государственную идеологию.» [1,12].

Неопределенность определения понятия «идеология» в конечном счете, привело к отказу от идеологии в Российском обществе: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [[2]]. Публичный отказ от идеологии по  Конституции РФ  от 1997 года ставило своей целью уничтожить  марксизм — идеологию рабочего класса. Но, «с водой выплеснули и ребёнка» — общество оказалось безыдейным и власть взяли бандиты, у которых одна идея: у кого деньги, тот и прав.

Цель  идеологии

Главным же в понятии является цель! Вы можете не разбираться в сложностях философии, но зная цель политики партии Вы можете оценить справедливость применения средств в политике. Главная цель идеологии – это  превратить всех членов общества в господствующий класс. Так, феодалы старались увеличить  земельные владения за счет открытия новых земель. Капиталисты  всем предлагают стать капиталистом, пусть это будет  акционер — маленький капиталист. Даже  рабочий класс в СССР пытался превратить  всех в рабочих, в том числе крестьян в сельскохозяйственных рабочих.  Соответственно, целью  идеологии творческого класса в тот чтобы превратить  всех в творцов.

Определение

Вслед за целью идеологии определяются средства идеологии: философия, политическая экономия и социология.   Предметом  идеологии  является класс.

Возьмём например   известную идеологию — «марксизм»  из «Философского энциклопедического словаря»: «МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ, научная идеология рабочего класса, целостная и развивающаяся система философских, экономических и социально-политических взглядов.» [ [3], с. 334].  Это самое правильное определение, к сожалению, неизвестное многим марксистам. Здесь точно указывается классовый характер идеологии, но к этому определению есть замечания, во-первых, уточнение  «научная» не правильно, так как это сразу подразумевается наличие «не научных» идеологий рабочего класса, во- вторых, понятие «марксизм» в этом определении является и идеологией и системой философских взглядов, то есть здесь очевидно повторение.

Основы идеологии изложены в  книге «Социал»:

«2.1.Определение

Без конкретного понимания идеологии общества его развитие происходит на основе экспериментов. Понятие «идеология» в современном мире дано слишком  неопределенно, можно найти более десятка существенно разных определений понятия идеология. По существующему основному определению: идеология — это «система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу… Данное определение слишком обширно и расплывчато, например, идеология рыбака относительно кузнеца по этому определению должна иметь хоть какой-то смысл… Самым существенным в понятии «Идеология» является то, что она определяет теоретически основы роста богатства в обществе. Рост богатства общества политэкономически определяется ростом прибавочной стоимости. Рост богатства общества возможен без использования идеологии, но соответствие идеологии уровню развития производительных сил общества, придает ускорение развитию богатства общества. Понятие идеология можно определить из следующих положений:

  1. Она влияет на рост богатства государства.
  2. Она несет в себе классовую позицию.
  3. Она используется  для управления государственной собственностью.

С учетом этого можно так определить понятие идеология:

ИДЕОЛОГИЯ —  это классовая составляющая системы управления богатством государства. » [4, 199].

Система  управления богатством государства имеет две составляющие: научная, применимая для всех идеологий,  и идеологическая, утверждаемая классом. Примером идеологии является действия господствующего недровладельческого класса России, показанные в статье «О классовой структуре России» [[4]]:«Даже современное снижение правительством ключевой ставки Центральным банком России  до 9% никак не спасает промышленное производство» с его рентабельностью  в России 1.3 %. Класс недровладельцев подавляет класс капиталистов.

Каждое слово определения  понятия представляет собой конкретное  свойство.

Свойство  «классовая» в определении «идеология» показывает на различные виды идеологий по классовому признаку.  Определение  понятия «класс» дано в статье  Шагина А.А. «Экономическое определение класса» [ 9 ].[5]

Свойство «система управления богатством» показывает на различные  составные  части идеологии, определяемые «системой философских, экономических и социально-политических взглядов».

Свойство  «богатством государства» показывает на  объект  идеологии —  государственные предприятия.

 Если разобраться в понятии «идеология», то  теряется смысл в понятии «идеология продаж», «идеология сотрудничества», «идеология коммунизма».

Составные части идеологии

Из каких частей состоит идеология? На это отвечает свойство определения «система управления богатством».

«Примером изложения основ идеологии является работа В.И. Ленина «Три источника и три составные части марксизма». Эти три составные части в своем единстве составляют идеологию:

  1. Философское учение, как форма общественного сознания;
  2. Экономическое учение о богатстве общества;
  3. Социалистическое учение о движущих силах развития человечества.

Объединяющим фактором этих составных частей является метод познания природы.

Понятие о составляющих идеологии можно представить формулой:

ИДЕОЛОГИЯ = (Философское учение + Экономическое учение + Социалистическое учение)  х  Метод познания.» [ 1, 14].

  Идеология состоит из трёх частей:  философия, политическая экономия и социология. Совокупность этих частей образует новое качество отношений в обществе, а не простое сложение составляющих частей.

   Существующее   определение «идеология» как  «система философских, экономических и социально-политических взглядов»  воспринимается как набор инструментов. А предлагаемая  «составляющая системы управления богатством государства» есть  целевая установка функционирования, в которой составляющие взаимосвязаны ростом богатства государства.

Составные части  идеологии должны соответствовать друг другу. Возьмём на пример марксизм,  это философское учение рабочего класса утверждает, что источником богатства является рабочая сила, но экономическое учение при социализме через систему прибылеобразования устанавливает главной производительной силой капитал, так как именно по капиталу происходит перераспределение прибыли между предприятиями.  Результат  показан в статье Шагина А.А. «Формула марксизма»: «Экономика развивалась по капиталистическим законам и, как  ни совершенствуй   общество, на экономическом этапе развития  всё равно капиталистические отношения приводят социалистическое общество в КАПИТАЛИЗМ.»  Таким образом, философия рабочего класса и политическая экономия рабочего класса противоречат друг другу, что привело к поражению социализма.

Виды идеологии

Рассмотрим принцип различия идеологий. На эту тему отвечает свойство определения «классовая». Согласно представленному определению идеологии слово  «классовая» указывает на подчинение классовым интересам.   К  основным господствующим классам  относятся: рабовладельческий,  феодальный,  капиталистический,  недровладельческий, рабочий (Марксизм),  творческий. Для каждого из этих классов можно поставить в соответствие  вид  идеологии.  Для  каждого вида  идеологии  можно кратко   представить её составные части, показанные в таблице 1.

 Таблица 1

Вид / частьФилософияПолитическая экономияСоциология
Рабовла-дельческаяРабМ/V =constОрудие
Феодальная  ЗемляМ/ C = constЖивотное
Капитали-стическаяКапиталМ/(C + V)= constРавенство
Рабочая  (Марксизм)РабочийМ/ V =constРавенство
 Недровла-дельческаяНедраМ/ C = constЖивотное
Творческая  ЗнаниеМ х(C +V)= constТворческое

В соответствии с  предметом науки  части идеологии проставлены их обобщённые значения в графах таблицы.  В  графе «Философия» — источник богатства,   так для капиталистической идеологии капитал (C + V) является обобщённой характеристикой  нетрудовых затрат предпринимателя  в виде:

 «1. Предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов — земли, капитала и труда в единый процесс производства товара или услуги. Выполняя роль свечи зажигания и катализатора…

2. Предприниматель берет на себя трудную задачу принятия основных решений по ведению бизнеса….

3. Предприниматель — это новатор…

4. Предприниматель — это человек, идущий на риск… вложенными средствами» [[6], 26].

В  графе «Политическая экономия» — закон перераспределения прибавочной стоимости, показанный в статье «Формула марксизма

». [6]

Графа   «Социология» сформирована по принципу  отношения господствующего класса к трудящимся. Это означает, что при рабовладении раб являлся вещью, при феодализме крестьянин приравнивался к животным, имеющим некоторую долю самостоятельности. Капиталистическая и рабочая идеология провозглашает принцип равенства всех в обществе.

Теперь можно дать точное определение марксизма:

Марксизм — это   идеология рабочего класса.

Уровни  идеологии

Поскольку политическая идеология предназначена для целевой и идейной ориентации политического поведения, различаются следующие уровни ее функционирования:

  1. Первый  — теоретико-концептуальный. На нем формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы класса как правящего обществом.
  2. Второй — программно-политический. Здесь социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования.
  3. Третий —  мотивационно-практический. Он характеризуется усвоением гражданами целей, принципов и глубинных мировоззренческих ориентиров данной идеологии на уровне политического участия в общественной жизни.

Идеология творческого класса находится сегодня на первом уровне функционирования. Идеология рабочего класса, определяемая КПРФ, находится сегодня на втором уровне функционирования – дальше лозунгов народ её не воспринимает.

   О  государственных предприятиях

На эту тему  отвечает свойство определения «богатство государства». Идеология  предназначена  для управления государственной собственностью в виде предприятий, земли и недр. Сравним две идеологии рабочего класса и капиталистическую.  Как оказалось цель обеих идеологий почти одна:

«Экономикс исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью максимального удовлетворения материальных потребностей человека.» [7, 3]. Разнятся только методы, определяемые интересами. Основным предметом расхождения  позиций является отношение в государственной собственности.

Идеология либеральной  неоклассической модели в современной экономической науке России представлена в учебнике (!)   авторов Маккконелл К.Р. и Брю С.Л. «Экономикс: принципы проблемы и политика». Этот  учебник   начал издаваться с 1960 года и выдержала уже 20 изданий, он «вытеснил»  марксистские материалы и заполонил все Российские учебники. В отношении к государственной собственности рекомендации учебника таковы: «Если должно возникнуть предпринимательство, то должны быть установлены и защищены законом права частной собственности. Это  означает, что государственная собственность – пахотные земли, жильё, фабрики, станки и оборудование, магазины – должны перейти к частным владельцам…» [7, 897]. Как пишут авторы, успех пришёл через два года: «К концу 1994 г. около 70% всех предприятий было приватизировано и находилось в частных руках.» [7, 901] или 70 тысяч государственных предприятий России перестали существовать благодаря  этой теории.

Если либерализм в России ставит задачу уничтожения государственных предприятий, то марксизм ставил крайне противоположную задачу – уничтожение частных предприятий за счет превращения их в государственные «…коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности» (Маркс и Энгельс «Манифест  коммунистической партии») [8]. В этом противоположном решении «сталкиваются»  два мировоззрения : коллективизм марксизма  – «один за всех и все за одного» и индивидуализм капитализма – «война всех против всех».

Как было показано в статье «Формула марксизма» [6], марксизм не может экономически управлять  производственным  предприятием, предпочитая политическое управление. Начало этому было положено в агрессивном переводе книги «Манифест  коммунистической партии»: вместо  перевода «уничтожение частной собственности» надо было перевести «отмена ( аннулирование) частной собственности». Возможно правильный перевод позволил бы избежать Гражданской войны в России.

Идеология творческого класса как бы расположена между этими двумя  идеологиями. С одной стороны она против уничтожения частной собственности, с другой – она за экономическое соревнование государственной ( всеобщей) собственности и частной собственности. Преимущество государственной собственности проявляется в том, что её экономика основывается на теории знания , показанной в статье «Формула социализма» , то есть главная производительная сила – это сила знания , а не  сила капитала. Китай так же против уничтожения частной собственности, но её экономика основывается на силе капитала, это неизбежно ведёт общество в капитализм.

Заключение

Государство без идеологии обречено на вымирание.

В статье дано определение понятия «идеология», произведена систематизация идеологий по виду в соответствии с политическим классом и составным частям  идеологии: философия, политическая экономия и социология. В статье дан анализ отношения к государственным предприятиям по различным идеологиям.

Список литературы

  1.  Шагин А.А. «Социал», СПб, ИД А.Д. Генкин, 2006 г., ISBN  5-98947-030-4,   (http://yadi.sk/d/1qH30dT1F4DZw).
  2.  http://rusrand.ru/ideology/nasha-ideologija.
  3.  Конституция РФ  от 12 декабря 1993 года  Статья 13, п.2
  4.  Ильичев Л. Ф.  др.,  Философский энциклопедический словарь, М.: Советская энциклопедия 1983 г.
  5.  https://csruso.ru/nashi-universitety/publicistika/i-i-shagin-o-klassovoj-strukture-rossii/
  6.  https://proza.ru/2017/10/20/1079
  7.  Маккконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы проблемы и политика:  Пер. с 13-го англ. Изд. – М. : ИНФРА-М, 1999. – XXXIV, 974 c. ISBN 5-16-000001-1 (русск.).
  8.   Маркс К. и Энгельс Ф.,  сочинения , т. 4, с. 438, Москва, 1955.
  9. https://csruso.ru/nashi-universitety/politjekonomija/a-a-shagin-jekonomicheskoe-opredelenie-klassa/

Шагин А.А.


  •  
  •  
  •  
  •  

 

  •