На прошедшем 21 июля 2022 года заседании МГИКа принято решение об использовании дистанционного электронного голосования во время выборов депутатов органов местного самоуправления г. Москвы
По результатам заседания Московской городской избирательной комиссии, прошедшем 21 июля 2022 года, принято решение об использовании системы дистанционного электронного голосования (ДЭГа) во время выборов депутатов столичных муниципальных собраний, запланированных на 11 сентября 2022 года. Подписанное председателем МГИКа О.Е. Кирилловой и секретарём В.П. Поповым постановление № 15/2 предписывает проведение голосования на электронных порталах во время выборов депутатов представительных органов местного самоуправления города Москвы в период 9 – 11 сентября. Соответствующее решение направлено в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.
Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) многократно обозначала свою критическую позицию в отношении системы ДЭГ, доказывая её неспособность гарантировать проведение выборов и обработку их результатов на прозрачной основе. Эта тема рассматривалась во время круглых столов, проводившихся в Московской городской Думе по инициативе коммунистов. Неприятие электронного голосования Компартия Российской Федерации обозначила во время серии проведённых акций, как-то: пикетирование здания столичного парламента депутатами Государственной Думы и Московской городской Думы от КПРФ, состоявшееся 10 июня 2020 года, встреча депутатов-коммунистов с избирателями, прошедшая 24 октября 2021 года. В сентябре 2021 года при активном участии Московского городского комитета КПРФ началась работа по подготовке созыва Комитета за отмену дистанционного электронного голосования.
Коммунисты продолжают отстаивать позицию о недопустимости использования во время выборов системы ДЭГа. Её суть изложена в особом мнении члена Московской городской избирательной комиссии с правом решающего голоса, секретаря МГК КПРФ Н.Б. Геращенко. Прежде всего, он делает акцент на противоречии электронного голосования «принципу прозрачности (открытости, гласности) избирательного процесса» в силу отсутствия возможности осуществления «надлежащего контроля за избирательным процессом, начиная с момента формирования списков зарегистрированных на ДЭГ избирателей и заканчивая моментом подсчёта голосов». Одновременно Николай Геращенко подчеркнул, что ДЭГ не способно «обеспечить одновременное соблюдение установленных законодательством о выборах принципов тайности голосования и возможности достоверного определения итогов голосования… избирателей». С его точки зрения, опыт задействования цифрового голосования подтверждает обоснованность вышеизложенных соображений. Так, результаты парламентских выборов 2021 года «показали, что данные подсчёта электронных бюллетеней оказались диаметрально противоположными по отношению к данным, полученным на традиционных избирательных участках».
Прикрепляем ссылку на полные версии постановления МГИКа и текста особого мнения члена МГИКа с правом решающего голоса Н.Б. Геращенко
Все изложенные обстоятельства, по мнению Н.Б. Геращенко, не предоставляют основания для признания целесообразным и правомерным использование системы ДЭГа на предстоящих муниципальных выборах в Москве.