31 августа 2021 года исполняется 80 лет когда к причалу Архангельского порта подошли 6 (шесть) иностранных судов, прикрываемых боевыми кораблями под британским флагом. В те, тяжелые для страны дни мало кто знал, что операция англичан по проводке каравана имела кодовое название «Дервиш». Последовавшие за этим караваном конвои проложили важный для Советского Союза маршрут в совместной борьбе Англии, США и других стран с заклятым врагом – фашизмом. Благодаря мудрой, дальновидной политике И. Сталина и В. Молотова в борьбе с фашизмом СССР оказался не одинок. Нашими союзниками было все прогрессивное человечество, нам сочувствовали широкие слои народов многих государств порабощённых немецко – фашистскими оккупантами. В поддержку Советского Союза выступили многие страны, в том числе США и Англия, а в последующем Канада, Польша, Австралия, Новая Зеландия, Индия, Норвегия, Дания, Египет, Китай, Иран, Монголия и другие. К окончанию Второй мировой войны, в антигитлеровскую коалицию входило свыше 50 государств. Гениальный Сталин умел с врагов делать друзей, а нынешний ельцинско-путинский режим делает всё наоборот. После развала СССР нынешняя Россия оказалась изолированной больше, чем молодая Советская страна в двадцатые годы прошлого столетия. Сталин сумел привлечь в союзники даже самого ярого ненавистника страны Советов У. Черчилля.
С началом фашистской агрессии Красная Армия понесла значительные потери, и не только в живой силе, но и в вооружении и боевой технике. Восполнить потери в ограничено — сжатые сроки советская промышленность безусловно не могла. Противник наступал стремительно и смог нанести большой урон промышленности и сельскому хозяйству. И всё же более тысячи предприятий было эвакуировано в глубь страны – в Поволжье, на Урал, в Сибирь и другие регионы. В это трудное, порой критическое время СССР нуждался в помощи извне. Уже 22 июня 1941г. премьер — министр Великобритании У. Черчилль, выступая по радио заявил, что «опасность угрожающая России, — это опасность грозящая нам и Соединенным Штатам», поэтому Великобритания окажет «России и русскому народу всю помощь, которую только сможет». О готовности США оказать «всю возможную помощь Советскому Союзу» заявил 24 июня и президент США Ф. Рузвельт.
На основании заключенных договоров США, Англия и другие страны поставляли в Советским Союзом оружие, технику, материалы, имущество и продовольствие. Это стало основой зарождения антифашистской коалиции стран и народов, ядром которой были СССР и Англия, а с декабря 1941г. и Соединенные Штаты Америки. Поставки по ленд-лизу шли по разным направлениям, через Тихий океан во Владивосток, через Иран в порты Каспийского моря, по трассе Аляска – Сибирь — фронт, однако водный путь проходивший через Атлантику и Заполярье считался наиболее коротким и удобным. По нему в Советский Союз доставлялись грузы из США, Англии, Канады. Перевозки техники, вооружения других грузов осуществлялись союзными и советскими судами, следовавшими, как правило, в составе конвоев из США и Англии через Исландию в северные порты Советского Союза Архангельск, Молотовск (Северодвинск), Мурманск и обратно.
Караваны судов шли под условными обозначениями (литер и номер). Путь конвоев был разделён на две оперативные зоны. Первая — проходила от Англии через Исландию до острова Медвежий — на этом участке конвой обеспечивали англичане. Вторая — занимала пространство от острова Медвежьего до Архангельска. На этом участке конвой прикрывали английские и советские корабли и авиация Северного флота. Этот тысячемильный отрезок морского пути, был наиболее опасным, ибо проходил относительно невдалеке от Норвегии, где базировались основные силы авиации и флота фашистов. Для обеспечения безопасности конвоев привлекались корабли и авиация флота. Грузы в основном формировались в бухтах Лох Ю и Скопа Флоу (Шотландия), Хваль–Фьерд и Рейкьявик (Исландия). До конца 1942г. конвои обозначались РQ (инициалы офицера связи, который передавал на суда приказы Адмиралтейства), а шедшие в обратном направлении, на Запад – QР. В последующем, конвои стали именоваться JW и RА с порядковым номеров начиная с 51-го. Восточные конвои, шедшие северным морским путем с Дальнего Востока в Архангельск и Мурманск, кодировались другими обозначениями.
Суда с боеприпасами и танкеры с горюче – смазочными материалами (ГСМ) размещались внутри конвоя. В первый год войны караван состоял из 5-12 судов, а в последующем из 30-35 судов, построенных в 3-4 кильватерные колоны. Для защиты от воздушных целей на каждом грузовом судне были установлены 2-3 орудия и крупнокалиберные пулемёты. В ходе следования конвоя вся деятельность флота была направлена на обеспечение его безопасности. За несколько суток до подхода транспортов и сил охранения к востоку от меридиана 20 градусов восточной долготы в Баренцевом море производилась разведка подлодок в районе базирования фашистских кораблей. Для предотвращения возможного нападения на суда конвоя в назначенный район выходили подводные лодок Северного флота с задачей обнаружить и уничтожить корабли противника. На удалении 250-300 мил от главной базы флота конвой встречали два-четыре советских боевых корабля в готовности отразить атаки с моря и воздуха. В это время активно действовала авиация флота ведя наблюдение за базами, портами и аэродромами противника. Как правило, в это время бомбардировочная авиация наносила удары по вражеским аэродромам расположенных в Луостари, Банак, и Хебуктен. Истребительная авиация прикрывала конвой с воздуха. На удалении до 120 мил от побережья в поиск включались гидросамолеты МБР-2, сторожевые корабли, охотники за подводными лодками, а тральщики производили траление мин, по курсу следования конвоя.
Первый конвой «Дервиш» (РQ-0. 31.8.41г.) стал реальным воплощением британо-советского военного сотрудничества. В незамерзающий Мурманский порт первый конвой пришвартовался 17 января 1942г. Ранее принимать поставки по ленд-лизу Мурманский порт не был готов. Как пишет бывший министр морского флота Советского Союза Т.Б. Гуженко, что в Мурманске работа проводилась в неимоверно-трудных условиях на суше и море, под постоянным обстрелом и бомбёжкой. Город был фактически разрушен и сожжён. Так, к середине 1943г. гитлеровской авиацией разрушено 6 причалов, 26 складов, 9 служебных и 13 производственных зданий. За первые два года войны в порту было 2,5 тысяч разрушений: водопровод, электро-и теплосети, телефонная связь, канализация, шоссейные и железные дороги. От зажигательных бомб сгорел почти весь жилой фонд, столовые и прочие объекты социального и культурно-бытового назначения. Немалые потери понёс флот и спасательные формирования. В 1941г. в составе семи внешних конвоев в Советский Союз прибыл 51 транспорт (из них 9 советских), в это время из наших портов на запад вышло 47 судов (из них 15 советских). Доставлено в СССР 160 413 тонн, а вывезено 145 758 тонн различных грузов. Для обеспечения безопасности корабли Северного флота совершили соответственно 58 и 34 выхода. По прибытию конвоя в северные порты формировался караван судов (примерно через 2-4 дня), для следования обратно в порты Англии или Исландии. Боевое обеспечение, охрана, сопровождение осуществлялось по той же схеме, как шедшего в советские порт Архангельск и Мурманск.
В 1942г. Советский Союз получил по северному маршруту 814 654 т. различных грузов, за рубеж отправлено 366 023 т. Для прикрытия конвоев было совершено соответственно 191 и 126 выхода кораблей флота. В 1943г. объем перевозок сократился и составил 245 097 т., то есть меньше на 1/3, поставок 1941г. Союзники объясняли снижение поставок большими потерями. Так, из 75 судов 4-х конвоев вышедших из Великобритании, Исландии, Советского Союза и обратно потоплено: QР-10 — 4 судна, конвой РQ-13 (прибыл в Мурманск 30 марта 1942г.), потерял 5 судов, РQ-14 – одно судно, РQ-15 -3. Но наиболее трагичным оказалась судьба конвоя PQ-17. В начале июля 1942г. Гитлер отдал приказ о проведении специальной операции для уничтожения конвоя РQ-17 под названием «Рёссельшпрунг» («Ход конём»), выделив 264 самолета, в т.ч. 133 бомбардировщика и 57 торпедоносцев. Против конвоя PQ-17 действовали 11 подлодок и две боевые группы надводных кораблей (4 тяжелых крейсера и 10 эсминцев), в том числе: линкор «Тирпиц», тяжелые крейсера «Адмирал Хиппер», «Адмирал Шеер», «Лютцов» и другие боевые корабли. Немцы заблаговременно обнаружили конвой в Норвежском море. 4 июля по приказу английского адмиралтейства в связи с выходом вражеской эскадры транспорты были рассредоточены, а корабли охранения и прикрытия отошли на Запад. С 5 по 10 июля авиация и корабли противника атаковали неохраняемые транспорты и потопили в Северо-Восточной части Баренцево моря 20 транспортов и одно спасательное судно.
Как вспоминает участник конвоя из кораблей прикрытия Д. Кокборн, приказ оставить транспорты конвоя РQ-17 и рассредоточить караван поступил из английского адмиралтейства. Его отдал английский адмирал флота Д. Паунт (1677-1943гг.), чем фактически оставил их на растерзание немецким подводным лодкам. Караван быстро рассыпался в разные направления, а эскадра прикрытия и корабли эскорта повернули обратно. Глядя в след уходящим пароходам, матросы задавались вопросом: «Как же теперь они смогут выжить?» находясь на мостике корабля противолодочной группы «Оффа», они спорили и обсуждали: «Мы не имеем права поступить так. Мы должны вернуться к каравану». Но они обязаны были повиноваться приказу, и это, по словам Кокборна, было единственным оправданием: «Я до сих пор испытываю чувство стыда, которое ежегодно возобновляется во мне 4 июля, в День независимости Америки. Я ненавижу этот день. Для меня – он день посрамления и подрыва репутации Британского королевского флота».
Бывший сигнальщик с транспорта «Эмпай Байрон» Г. Вайд вспоминает, что их караван находился под постоянными атаками с воздуха, несколько кораблей погибли. Двигались со скоростью десять узлов. На рассвете 6 июня их транспорт был торпедирован немецкой подводной лодкой. Люди были очень напуганы. Удалось забраться в спасательную лодку. Гребля была разделена по сменам. Воды давалось по две унции на человека с таблеткой – пеммиканом, действовавшей шесть часов. На шестой день на горизонте появился корабль. Спасатель оказался американским поисковым корветом, который до прибытия в Архангельск несколько дней ползал в дебрях ледяных полей, в поисках погибающих. По словам капитана парусно-моторного бота «Мурманец» П.И. Котцова о трагедии с РQ-17 ему стало известно от спасшихся членов экипажа парохода «Олапана» в районе южной оконечности Новой Земли. Среди спасённых у троих были сильно обморожены ноги. Их транспорт был торпедирован и ушел под воду в считанные минуты. Двое суток на плоту люди добирались до Новой Земли. Удалось спасти 18 членов экипажей – американцы, англичане, норвежцы, голландцы. Это были моряки с погибших судов «Алькоа Рейнджер», «Хатлбьюри», «Вашингтон» и «Паулс Поттер», которых передали на стоявшее в одной из бухт британское судно «Эмпайр Тайд». Трагедия РQ-17 нанесла огромный материальный и моральный урон СССР и Англии. Из 36 транспортов конвоя два суда вернулись в Исландию, до Архангельска дошли 11, 23 погибли, притом 20 потоплены после приказа рассредоточится. В ходе этой страшной бойни ушло на дно: 3350 автомашин, 430 танков, 210 самолетов и 99316 тонн других грузов.
После случившегося с РQ-17 союзники пытались ограничить поставки груза через Атлантику. Однако по настоянию руководства СССР и лично И. Сталина поставки возобновились. Так, уже в средине сентября из бухты Лох-Ю вышла основная группа конвоя РQ -18. Всего в составе конвоя было четыре десятка транспортов, спасательное судно, танкер, 3 тральщика, два эскадренных танкера. Охранение составляло 17 кораблей различных классов. Из 40 транспортов в Архангельский порт прибыли 27, доставлено 149 797 тонн груза. Из общих потерь этого конвоя один транспорт. В тоже время противник потерял 3 подлодки и 41 самолет, а 20 самолетов было уничтожено нашей авиацией на немецких аэродромах. Авиация флота совершила 775 самолётовылетов в т.ч. 274 истребительное прикрытие, 102 на разведку и поиск подлодок. Из этого следует, что Северный флот эффективно защищал морские коммуникации.
Взаимодействие с командованием английских и американских ВМС руководство флота осуществляло через союзные военно-морские миссии, размещавшиеся в Полярном, Мурманске, и Архангельске. Английских миссий было две, одна в штабе Северного флота, другая в Беломорской флотилии. Они занимались вопросами совместной защиты внешних морских сообщений в оперативной зоне Северного флота. Кроме этого в их компетенцию входило: формирование конвоев из СССР в Англию, разгрузка и погрузка судов, обеспечение базирования в водах Заполярья кораблей и транспортов. Американская миссия обеспечивала свои суда во время их погрузки, разгрузки и стоянки в портах советского Заполярья всем необходимым. Совместная защита конвоев требовала активного взаимодействия союзников, обмена различной информацией, на основании которой разрабатывались маршруты движения конвоев, готовящихся к выходу из союзных портов. Через английские и американские миссии командованию нашего флота поступала информация о составе конвоя, курсе следования и времени ожидаемого вхождения в оперативную зону Северного флота. Вопросы к британскому адмиралтейству по обеспечению выходящих конвоев выяснялись командованием флота чрез Главный морской штаб. Остальные вопросы по отправке и встрече транспортов в наших портах решались по согласованию с английской военной миссией на местах.
Гитлер требовал перекрыть поставки в СССР по северному морскому пути. В 1942г. на Север Норвегии немцы передислоцировали один из крупных кораблей «Тирпиц», а также: два линейных корабля «Гнейденау» и «Шорнгорст», тяжелые крейсеры «Принц Евгений», «Лютцов», «Адмирал Шеер», «Адмирал Хиппер», лёгкий крейсер «Кёльн», две флотилии эсминцев. 20 подлодок, другие корабли и суда обеспечения. О важности, которую немцы придавали борьбе с конвоями свидетельствует то, что к началу июля 1942г. в Северной Атлантике действовало 6 крейсеров, до 10 эсминцев, 30 сторожевых кораблей, 16 подлодок, 2 плавбазы и 16 самоходных барж. Немецкие корабли дислоцировались в норвежских портах: Нарвик, Киркенес, Варде. Фашисты задействован 5-й немецкий воздушный флот. В связи с усилением вражеской группировки, условия в которых проводили союзные конвои, ухудшались. В этом усматривается несколько причин: во-первых, из-за постоянной угрозы со стороны авиации и подлодок противника; во-вторых, из-за плавающих мин, приносивших водами с запада со штормами и Гольфстримом; в-третьих, из-за тяжелой обстановки в зимнее время года. Полярная ночь, сильные морозы, плавучие льды, спускающиеся с высоких широт на юг, густые испарения моря и туманы создавали сложную обстановку. Немцы интенсивно нападали на союзные конвои. Их авиация топила корабли и суда, нанося огромный материальный и моральный урон.
Северный флот под командованием адмирала Головко активно переходил к целенаправленным действиям. Главной силой в борьбе с фашистами оставались подводные лодки и авиация флота. Только с января по апрель 1942г. подлодками Северного флота потоплено 34 вражеских транспорта (108,6 брутто – регистровых тонн). Подлодка «Щ-402» потопила 9 транспортов, «К-21» — 7, «Щ-403» — 9 кораблей, гвардейцы «Щ-422» — 11. Однако были и потери. В одном из походов море навсегда похоронило экипаж гвардейской подлодки «Щ-422», вместе с их командиром Ф.А. Ведяевым. 30 мая 1942г. авиация противника группами по 30-40 самолетов атаковала союзный конвой РQ-16. В ходе атаки два эсминца Северного флота впервые применили стрельбу по низколетящим самолётам из главного калибра, дистанционной гранатой. В ходе боя эсминец «Куйбышев» сбил один самолет, а артиллеристы «Сокрушительного» и «Грозного» — четыре торпедоносца. Немецкие летчики были ошеломлены, а союзники удивлены результатом стрельбы советских эсминцев. Этот опыт приказом Наркома ВМФ Н.Г.Кузнецова был распространён и на других флотах.
В 1942г. из Англии в СССР вышло 13 конвоев, в составе 222 союзных, 27 советских транспортов и 125 кораблей охранения. Потери на переходе составили 53 союзных, 2 советских транспорта и 4 корабля охранения. Из наших северных портов вышло 12 конвоев в составе 150 союзных, 37 советских транспортов и 122 корабля охранения. Немцами потоплено 10 союзных и 5 советских судов и 3 корабля эскорта. В течение года в Советский Союз доставлено 814 654 тонн груза, отправлено за рубеж – 366 023 тонн груза. Примеры мужества показывали наши летчики. Так, 23 апреля 1944г. заместитель командира эскадрильи капитан И. Катунин был ведущим восьми штурмовиков Ил-2, вылетевших на уничтожение немецкого конвоя в Варангер – фиорде, южнее Вардё. Прорвавшись через заслон противника, летчики направились к транспортам. В воздушном бою самолет ведущего был подбит и загорелся и Катунин направил горящую машину на крупный фашистский транспорт и врезался в него. За героический подвиг лётчику И.Б. Катунину и воздушному стрелку сержанту А.М. Маркину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В боях не раз отличились морские летчики Б. Ф. Сафонов, В.П. Балашов, Г. Д. Попович, Н.И. Зайцев, П.И. Сахаров, В.П. Рукавицын и другие. В годы войны – защитники Родины шли на самопожертвование во имя спасения страны и народа. за кого ныне сражаться, страдать и умирать. Неужели за олигархов – миллеров, дерипасков, ки, ротенбергов, тимченков, грефов, чубайсов, абрамовичей, клишасов, иже с ними, сделавшими нас нищими и бесправными в собственной стране, за которую сложили головы 27 миллионов советских людей. Поэтому главная задача, вернуть власть народу и избавиться от этих кровососов.
Важный вклад в восстановление повреждённых кораблей и судов вносили судоремонтные заводы Мурманска и Архангельска. Так, на мурманских судоремонтных заводах ремонтировались и союзные корабли, в т.ч. крейсер «Тринидат», в Архангельске на заводе «Красная кузница» переоборудовали гражданские суда по мобилизационному плану. Среди них: «Северолес -18», «Северолес – 19», пароходы «Профсоюз», «Воронеж», «Сосновец», «Канин». «Вятка». Только с июня по ноябрь 1941г. в боевой строй вошли 36 судов. За годы войны АСС Северном флоте оказана помощь 275 аварийным кораблям и судам, суммарным водоизмещением 516 358тонн. Теперь разрушив судоремонтную базу корабли стоят в ремонте по 5-10 лет. Ельцинисты уничтожили флот, а теперь делают вид, что восстанавливают. Спрашивается-за чей счёт?
Больше половины Северных конвоев приходится на 1943-1945гг., а подавляющая часть потерь на 1942г. Только при следовании конвоев «PQ-17» и «PQ -18», погибли десятки кораблей и транспортов. Таким образом, несмотря на объективные и субъективные трудности командования Северным флотом сумело разработать эффективную систему проводки судов и транспортов поступающих по Северному морскому пути в годы войны. Для флота защита внешних и внутренних коммуникаций была одной из важных задач. С целью обеспечения безопасности конвоев проводились специальные операции, в ходе которых решались различные вопросы в зависимости от возникающей обстановки. Несмотря на всю мощь фашистской авиации и флота, недостаток в противолодочных кораблях и боевых самолётах, личный состав Северного флота выполнил поставленную перед ним задачу, обеспечив проводку конвоев поступавших в Советский Союз с техникой, вооружением и другим имуществом по ленд-лизу.
В 1941-1945гг. в северные порты СССР пришел 41 конвой, а в обратном направлении 36. В конвой входили 1464 судна, в Советский Союз доставлено 4 млн. тонн грузов, а вывезено около 1,4 млн. тонн. Северным путем было доставлено около 22,7% всей помощи по ленд-лизу. Половина грузов обработал Архангельский и Северодвинский порты, остальные Мурманск. На северных трассах потери составили 103 транспорта, их них: 12 советских, 47 американских, 35 английских, 7 панамских, 1 датское и 1 норвежское. При защите союзных конвоев потеряно: 8 эскадренных миноносцев (советские «Сокрушительный» и «Деятельный»), английские крейсера «Тренидад» и «Эдинбург», 3 шлюпа, 2 фрегата, 3 корвета, 3 тральщика. Из 44 транспортов, совершивших переход без охранения, 38 прибыли в пункт назначения. Погибло 1944 моряка – люди разных возрастов и национальностей, женатых и холостых, военных и гражданских. Корабли охранения при сопровождении конвоев потопили десятки кораблей противника, в том числе: «Шарнхорст», «Тирпиц», вспомогательный крейсер «Бремзе», минный заградитель «Ульм», 3 эскадренных миноносца 33 подлодки, сбили сотни вражеских самолетов. Несмотря на значительные потери, Северные конвои вписали славную страницу в нашу Победу. Северный флот с задачей по защите союзных конвоев справился.
В годы войны Великобритания поставила в СССР: 5218 танков, 7411 самолетов, 4932 противотанковых орудий, 4005 винтовок и автоматов, 1803 радиолокатора, 4338 установок радиооборудования, 2000 телефонных аппаратов, 473 000 000 патронов, 9 торпедных катеров, 14 тральщиков, 4 подлодки, немало сырья, продуктов питания, машины, медикаменты, госпитальное и другое оборудование. Англичане передали Советскому Союзу для флота 329 гидролокаторов. Полученные ультраакустические приборы (гидролокаторы) отличались в лучшую сторону от подобных наших станций. Союзники снабдили советский флот большим количеством судовых моторов и генераторов. Которыми были оснащены более 1/3 боевых катеров флота. Советские тральщики стали оснащаться электромагнитными тралами, по параметрам близкими к американским и английским. На них появились гидролокаторы, которые можно было использовать как для поиска подводных лодок, так и для обнаружения мин. На вооружение противолодочных кораблей поступили многоствольные бомбометные установки. По опыту союзников в Военно – Морском флоте была внедрена для внутриэскадренной связи надёжная и удобная радиостанция УКВ-диапазона. Она позволяла вести переговоры командирам идущих в походном ордере, не прибегая к помощи радиста.
Соединенные Штаты Америки поставили в СССР: 7537 танков, 14 795 самолетов, 345 000 тонн взрывчатых веществ, 27 00 000 тонн нефтепродуктов, 842 000 химического сырья, 150 00 000 пар обуви, 1 981 паровозов, 11 155 вагонов и платформ, 380 0000 автомобильных шин, 775 883 грузовика, 51 503 виллиса, 420 000 полевых телефона, более 2 000 000 километров телефонных проводов, более 4 000 000 тонн продуктов питания, 8 701 трактор, 35 000 мотоциклов, 8 128 зениток, 132 000 пулеметов, 96 торговых судов, 202 торпедных катера, 140 охотников за подлодками, 77 тральщиков, 28 сторожевых кораблей, 105 десантных судов, 3 ледокола. Кроме этого союзниками поставлено: автомобилей почти в два раза, пороха в три раза, телефонного кабеля в 15 раз, паровозов в 22 раза больше, чем было произведено в СССР в годы войны. Многие образцы техники и оборудования в нашей стране вообще не производилось. Кроме этого ленд-лиз явился для нашей страны легальным каналом получения высоких технологий. Но несмотря на то, что поставки по ленд-лизу были крайне важны, все же но они составляли от выпуска в СССР: орудий 2%, танков — 12%, самолетов – 10%., от тоннажа поставок составляло продовольствие — 30%.
Всего расходы США на ленд – лиз с 11 марта 1941г. по 1 августа 1945г. составили 46 млрд. долл. В том числе: странам Британской империи — 30 269 млн. долл., СССР – 9 800, Франции – 1 406, Китаю – 631, латыноамериканским странам — 421, остальным государствам – 424 млн. долл. В 1943г. 10 млн. американцев внесли немалые средства из своих сбережений в пользу советского народа, собирал пожертвования и английский «Фонд помощи России». Советский народ благодарен за помощь в борьбе с фашизмом , прежде всего США и Англии. Вместе с тем эта помощь была не безвозмездной. Следует помнить, что ни одного корабля, ни одного самолета, ни одного танка или пушки, ни одной банки тушёнки СССР не получили бесплатно. За все было заплачено золотом, платиной, лесом, рудой, другими ценными ресурсами и человеческими жизнями. США получили из Советского Союза материалов на общую сумму 2, 2 млн. долларов. Оружие само не стреляло, его применяли люди, которые гибли в бою, страдали, мучились. Как в свое время заявил министр торговли США Дж. Джонс, что поставками из СССР Америка не только возвращала свои деньги, но и извлекала прибыль…
В объективной оценке роли ленд-лиза для Советского Союза важное значение имеют не только количественные показатели, но и такие критерии, как период доставки, качество материалов и оборудования, их значимость и другие. Тем более, недопустимо измерять по одной и той же шкале ценностей поставки военных материалов и жертвы советского народа, которые прокладывали путь к победе над фашизмом. В годы войны и после эту мысль не раз подчёркивали крупные государственные деятели союзников. Так, ближайший советник президента Ф. Рузвельта Гопкинс отмечал: «Мы никогда не считали, что наша помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на Восточном фронте. Она была достигнута героизмом и кровью русской армии».
Президент Ф. Рузвельт говорил о помощи поступавшей в Советский Союз по ленд – лизу, так: «…мы никогда не считали, что поставки по ленд – лизу являлись главным фактором в поражении Германии. Этого добились воины Красной Армии, которые отдавали свою жизнь и кровь в борьбе с общим врагом». Сменивший его Г. Трумен в 1945г. признавал, что ленд – лиз для США выгоден, так как он позволяет спасать жизни миллионов американцев. Не следует забывать, что американские корпорации оказывали помощь и гитлеровской Германии. Например, рокфеллеровская нефтяная корпорация «Стандарт Ойл» только по линии немецкого концерна «И.Г. Фарбениндустри», продала фашистам горюче – смазочных материалов на 20 млн. долларов. Один венесуэльский филиал «Стандарт Ойэтул» ежемесячно отправлял в Германию 13 тыс. тонн нефти, которую немцы перерабатывали в бензин.
Танкерный флот «нейтральной» Испании до середины 1944г. работал на нужды вермахта, снабжая Германию американским «черным золотом», то есть нефтью. Были случаи когда немецкие ПЛ заправлялись ГСМ прямо в море и шли топить транспорта доставлявшие оружие, технику и материалы в СССР по ленд – лизу. Вермахту шло около 30% автопокрышек, изготовленных на фордовских заводах, а осенью 1942г. филиал Форда в Швейцарии отремонтировал 2 тыс. немецких грузовиков. Конечно, объем сотрудничества американских компаний с гитлеровской Германией до этих пор относится к коммерческой тайне. Объективно ли руководство СССР оценивали поставки союзников по ленд-лизу? На наш взгляд, да! На Ялтинской конференции И.В. Сталин подчеркнул, что «ленд — лиз –это замечательное изобретение, без которого победа была бы иной». В июле 1945г. И. Сталин писал Г. Трумэну: «соглашение, на основе которого Соединенные Штаты Америки на протяжении всей войны в Европе поставляли Советскому Союзу в порядке ленд-лиза вооружение, стратегические материалы и продовольствие, сыграло важную роль и в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага – гитлеровской Германии». Поставки по ленд – лизу в СССР были прекращены 21 августа 1945г. Подводя итоги можно сделать вывод: помощь по ленд-лиз была важной, существенной, но не решающей. Северные конвои вписали славную страницу в нашу общую Победу. Они понимали за что сражаются и гибнут – За нашу Советскую Родину! Как отмечает лидер КПРФ Г.А. Зюганов: «На протяжении многих столетий Запад пытался не только завоевать, но и поработить нас. Но впервые в истории человечества Гитлер объявил нам не просто войну. По планам «Барбаросса», «Ост» и «Голод» наша страна должна была быть ликвидирована. Русский, советский народ уничтожен. А наша территория должна была быть поделена между Германией и ее пособниками» («Подмосковная Правда». №23. 13 мая 2021г.).
Недавно Правительство РФ выделило 10 млрд руб. на «духовно-нравственный» контент для молодежи. Это огромные деньжища. Они будут направлены «на производство государственного контента, на формирование гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей среди молодежи». Деньги выделены Институту развития интернета (ИРИ). С их помощью планируется поддержать не менее 200 интернет-проектов
Лучше бы привели в порядок памятники и могилы павших и умерших участников войны, Героев павших защищая нашу Родину. Многие захоронения запущены, зарастают бурьяном даже в Москве. На наши письма чиновники отвечают – пусть ухаживают за могилами родственники, а если их нет, то ветеранские организации с чиновничьего разрешения. – абсурд и только. Я возглавляю две ветеранские структуры ведём активную работу в школах и среди молодежи, из личных средств поставили шесть памятников в честь ветеранов войн и особого риска. Никто никакой помощи не оказывают – наоборот зачастую препятствуют. Эти деньжища растащат на гонорары и разного рода банкеты, которые устраивают «горе патриоты». Я вспоминаю слова Прибыв 12 07. 2014г. народный артист Сергей Юрский сказанные 12 июля 2014г. На вопрос о патриотизме он сказал: «Я убежден, что патриотизм должен быть абсолютно бескорыстным. А когда патриотизм является программой на определенный срок и достижение его планируется на этот срок, то это что-то далёкое от патриотизма понятие. Надо любить Родину, народ и историю бескорыстно, а не потому, что в этом есть некое продвижение, то ли по службе, то ли в общественном мнении, то ли по присоединении к тому, что сейчас выгодно. Бескорыстие патриотизма и есть оказательство душевности этого качества». Недавно мы видели памятную стелу с изображением первого космонавта планеты Ю. А. Гагарина которую выбросили на свалку чиновники на Сахалине, а на её месте строят автозаправку. Скульптура первого космонавта долгие годы встречала гостей и жителей на въезде в город Невельск. Однако такое неуважение к великому сыну СССР-России не только на окраинах русской земли. На исторической родине Юрия Алексеевича в деревне Клушино на Смоленщине тоже запустение. Совхоз куда навечно занесён в списки первый космонавт Земли, Герой Советского Союза, полковник, погибший при исполнении служебного долга разрушен, всё заросло бурьяном. Не дай Бог возникнет пожар сгорит и сама деревня Клушино. А может это кому-то и надо?. Недавно я имел разговор с начальником Военно-мемориального центра Вооруженных сил РФ (с 2008г. – Управление Министерства обороны РФ по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества) генералом Александром Валентиновичем Кирилиным. Я сказал ему о запущенных памятниках и могилах павших и умерших ветеранов, в разных регионах, где я бывал, даже в Москве. А также о запущенном состоянии деревни Клушино – малой Родины Ю.А. Гагарина. Реакция чиновника оказалась отрицательной: «Это не наше дело – пусть этим занимаются местные органы власти». То есть чиновники получают зарплату с удовольствием ездят за границу, а дома «пусть занимаются местные органы власти». Видимо, подобное безразличие к памяти павших и умерших ветеранов и привело к тому, что их сносят как за границей, так и в самой России. Примеров предостаточно. А вот как относится к патриотизму трёхкратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию, депутат Госдумы И. Роднина. В большом интервью порталу Sports.ru заявила, что считает «вшивым патриотизмом» ситуацию, когда люди «кидаются лозунгами, что этот враг, а этот не враг». Корреспондент портала сказал, что Роднина «находится в сложных отношениях с США» — голосует за законы, ограничивающие деятельность американцев в России, но при этом проводит Новый год на Гавайях. Журналист спросил, не кажется ли депутату это лицемерным. «Кажется лицемерием, когда мы занимаемся вшивым патриотизмом. Когда начинаем кидаться лозунгами, что этот враг, а этот не враг. Патриотизм заключается не в том, где я провожу время, — это зависть. Не в том, на чем я езжу и где живу, — тоже зависть», — сказала Роднина. Она считает, что патриотизм — это «поступки, дела… и те решения, которые принимаешь». В то же время депутат Госдумы, прожившая в Соединенных Штатах с 1990-го по 2002 год, заявила, что если бы СССР «не профукали», то она вернулась бы из США раньше. По словам Родниной, ее двухлетний контракт в США «затянулся на 10 лет». Она также рассказала, что старается не обсуждать политику со своей дочерью-журналисткой, которая живет в США с 1990 года и имеет также российское гражданство. Выходит на «вшивый патриотизм» правительство выделило, аж 10 млрд. руб., а вот на приведение в порядок памятников и памятных мест денег нет… Думается, что те, кто сложил свои головы за наше счастливое будущее были истинными патриотами. Они погибали за нашу землю, за нашу Родину, которую ныне многие поганят и презирают. Родина высоко оценила мужество воинов всех родов войск, но особенно моряков, летчиков, ратный трудовой и подвиг поморов и северян. Город Архангельск награжден орденом Ленина, а позднее Архангельску присвоено звание «Город воинской славы». Город Мурманск в феврале 1971г. награжден орденом Трудового Красного Знамени, 2 октября 1982г. Мурманск отмечен вторым орденом — Отечественной войны I степени, а 9 мая 1975г., в честь 30-летия Великой Победы Советского народа над германским фашизмом, у подножья памятника заполярному Алёше захоронен прах неизвестного солдата и зажжён вечный огонь. 6 мая 1985г. Мурманск – столица Советского Заполярья, стал «Городом Героем» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В начале ХХI века руководство страны вспомнило о городе Полярном, где в годы Великой Отечественной войны размещался штаб Северного флота. Указом Президента России городу Полярный, присвоено высокое звание: «Городом воинской славы». В этом заслуга, прежде всего моряков, летчиков, судоремонтников и всех жителей Советского Заполярья.
Любовь к Родине – священное чувство. Издревле передавалось от поколения к поколению. Для советского, русского человека любовь к Родине неотделима от народа, родной земли, ее лесов (которые сегодня горят), полей, водных просторов, от дружбы народов населяющих нашу советскую землю, от сознания своего интернационального долга. Живые должны помнить тех, кто погиб, сложил свои головы ради того, чтобы страна была свободной и процветающей. Это важно знать, понимать, чувствовать сердцем. Как отмечает кандидат в депутаты ГД РФ от КПРФ Нина Останина «…я твердо убеждена в том, что после сентябрьских выборов присутствие фракции КПРФ в Госдуме значительно увеличится». Все ветераны и патриоты России должны отдать свой голос за коммунистов – только они спасение России и нашего народа от истребления. Надо защищать живых и помнить об умерших. Пока помним погибших за Советскую Родину, они живы, они с нами. Победа нашего народа над фашизмом досталась огромными жертвами, и мы живые, не имеем права забывать об этом. Настало время выступить единым фронтом и вернуть власть коммунистам — патриотам и нашему трудовому народу.
Член президиума ЦС РУСО, профессор, журналист, контр-адмирал
В.А. Попович