«Народное творчество». Н.И. Шелейкова: «Проявление и значимость эмоций»

Слово «эмоции» происходит от латинского «emovere» — волновать, возбуждать. Эмоции – особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами, и отражающих в форме непосредственных переживаний значимость действующих на индивида явлений и ситуаций. Эмоции служат одним из главных внутренних регуляторов психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей, а также – для коммуникации /1/.

          «К составляющим эмоции относятся: субъективное переживание эмоции, автономное возбуждение, когнитивная оценка, эмоциональное выражение, общие реакции на эмоцию и склонность к определённым действиям». /3, стр.397/. Сильные эмоции обычно содержат физиологическое возбуждение, вызванное активацией симпатического отдела автономной нервной системы. Есть предположения об универсальности проявлений тех или иных эмоций для представителей разных культурах и народов. Но, согласно теории социального научения, некоторые эмоции (например, агрессия) могут приобретаться путём подражания благодаря их положительному подкреплению. Те или иные эмоции связывают во многом с определёнными разделами мозга. Эмоциями можно как «зарядить» человека, так  и «разрядить», опустошить его. Эмоции влияют на оценку того или иного явления и объекта, человека.   

          Эмоциипронизывают всю нашу жизнь. Человеческая природа устроена так, что все переживания, эмоции и восприятия объектов мира можно разделить на «приятные» и «неприятные». «Неприятные» часто называют «негативными» или «отрицательными», «приятные» эмоции называют «позитивными» или «положительными». Несомненно, в этом делении, оценках всех проявлений жизни главная роль принадлежит психике и, прежде всего, уму, мышлению («рефлексии»), но и биологическая основа человека почти никогда не реагирует на те или иные жизненные обстоятельства нейтрально.

          Можно выделить основные позиции рассмотрения проблемы «назначения» эмоций, как проявлений психики:

          — естественно-научная (прежде всего, с позиций биологии и физиологии: обеспечения выживания организма, безопасности, целесообразности естественного отбора, наличия органических нарушений; фактора наследственности);

          — социально-психологическая (с точки зрения характера человека и структуры личности, например, структуры потребностей и возможностей, их взаимодействия, состояний сознания и т.п.);

          — общественно-политическая, идеологическая (с позиции создания со стороны социума должных и оптимальных условий жизни человека);

          — религиозная (с точки зрения греховности человека и соответствия образа его жизни замыслу Бога; обретения трансцендентности и благодати);     

          — космическая или астрофизическая (путём выявления связей между теми или иными состояниями человека и положением планет в момент рождения и последующим их влиянием, то есть на основе «натальной» карты, гороскопа, а также – на основе включения в пространство космопланетарных и вселенских явлений). Эта позиция является, в общем, смесью естественно-научной и социально-психологической позиций, но из-за непризнания научности астрологии и не изученности выделяем её отдельно.

          Психологи /3/ предполагают, что положительные эмоции обогащают нашу жизнь и, прежде всего, мышление, расширяют его и деятельность, позволяют более творчески относиться к жизни и расширяют наши ресурсы. А отрицательные эмоции конкретизируют наше мышление и действия, предостерегают нас от неразумных и неправильных действий, способствуют лучшей адаптации, указывают нам на границы нашего «Я» и его проявлений.  Положительные эмоции отчасти выступают как акселераторы, а отрицательные – как тормоз.  

          В любом случае те и другие эмоции информируют нас о нашем положении в этом мире,

          Позиция рассмотрения, оценка восприятия объектов мира человеческим сознанием всегда является интегральной, системной, комплексной и связана с «моделью мира», «мишенью наблюдателя», которые можно определять через степень доступа к Единому Пространству Жизни (ЕПЖ). (Под ЕПЖ автор понимает не только доступ к физическому, географическому пространству, но и к пространству «виртуальному», информационному – то есть культурному, а также – модель и степень организации связей между их объектами, элементами). В любом случае оценка события с точки зрения «+» и «-»  осуществляется не только сознанием, но и всем существом человека, как «спектральной целостностью». Существует предположение, что для обеспечения выживания мозг человека сильнее реагирует на отрицательные воздействия, чем на положительные, а оптимистов среди людей раза в 2-3 меньше, чем пессимистов.

          В наше время, когда фактор неоднородности ЕПЖ играет особую роль, причудливо совмещая в одной точке пространства людей с различными уровнями бытия и сознания, представлениями о мире, идеологиями, а «футуршок» (по Тофлеру) действует на каждого, психика большинства людей становится особенно уязвимой, поэтому анализ «негативных» и «позитивных» её составляющих особенно актуален. Рассмотрим их в начале по отдельности.

1. «НЕГАТИВНЫЕ» (ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ) СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ,  

              ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ И «РАБОТА» С НИМ

«Сознание или максимальная активность нервной системы как бы зарезервированы для наиболее трудных активностей»

                                Антон Кемпинский «Экзистенциональная психиатрия»

          Своего рода аналогом негативного состояния, как в психологии, так и в биологии, является стресс. Слово «стресс» встречается в литературе для обозначения сильного, неблагоприятного воздействия на человека тех или иных факторов (по первооткрывателю стресса, канадскому учёному Г. Селье, — это «стрессор»), которое зачастую сопровождается сильной реакцией, то есть проявлением (физиологическим или психическим) организма на действие фактора. Ганс Селье утверждал: «Даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает стресс…Полная свобода от стресса означает смерть», то есть человек всегда находится в стрессе, хотя русский физиолог И.П. Павлов считал, что относительное постоянство внутренней среды живого организма – условие поддержания его жизнеспособности. Поэтому важна, прежде всего, сила стресса, которая связана с характером реакции организма на те или иные факторы внешней или внутренней среды, их изменения, которые и создают стресс. А ещё важнее — способность организма эффективно восстановить «относительное постоянство внутренней среды организма» (гомеостаз). Если происходит ухудшение состояния под действием тех или иных стрессоров, то мы имеем «дистресс», а приятные формы переживания изменений – это «эустресс» (например, переживания при влюблённости).  

          В некоторых буддийских священных текстах говорится о 84 тысячах негативных эмоциях. Их сводят к пяти главным или коренным: ненависть, вожделение, заблуждение, самомнение и зависть/4/. В христианстве различают восемь основных помыслов (или страстей): чревоугодие, блуд, сребролюбие, печаль, гнев, уныние, тщеславие, гордыня /5/.         

Таблица 1. Основные параметры проявления негатива в

жизнедеятельности человека

  Сфера   (форма) проявления Объект проявления  Качества  (свойства) проявления  Внешние жизненные обстоятельства проявления Глубинные обстоятельства  причины Характер отношения (стратегия) Методы, средства прохождения  (тактика)
физическая,   телесная    сам человек  степень и   полнота охвата сфер  и объектов проявления неудовлетво-    рённость биологических  потребностей    наличие потребностей как выражение «жажды жизни»   и автономии   «проживание»    смирение,   терпение естественные биологические
физиологическая биологическая   вещи, техника      сила, интенсивность выраженность угрозы для   жизни, отсутствие безопасности, разрушительные воздействия   свойства, особенности  организма, его неполадки,  повреждения    побег, в том числе. самоустранение перемещение в пространстве (географическом и социальном)
   органы     чувств природа, её объекты продолжитель-       ность, периодичность проявления отсутствие комфорта,      хаос предельность восприятия     мира,
ограниченность возможностей
«пофигизм»обособление    уход в виртуальный   мир, игру, развлечения наркотизация  
   эмоции, переживания, состояния   сознания   нормы, законы,   власть, авторитеты,  культура значимость, осознаваемость незанятость, отсутствие инструментария для организации        жезне-    деятельности стереотипы восприятия,    отсутствие  рефлексии, «модель мира», стиль мышления   уничтожение    борьба, нетерпимость   интерес,   занятия,  общественное     служение
взаимодействия с окружающим        миром  (отношения,      оценки)   люди, общество  реальная     угроза, разрушительность враждебная социальная    среда «инаковость»   отсутствие контакта, обмена    со средой   поиск   внешней   опоры,   защиты, компенсация положительным  лечение, обращение к специалистам,   духовным  авторитетам
    разум,  мышление  жизнь как явление   накапливаемость,   степень обратимости  значимые    утраты,    потери,  негативные   изменения  привязки,  неприятие неизбежных   перемен, зависимость от свойств мироздания   работа с  сознанием,   освоение    новых   знаний   рационализация,    контроль,    поиск   смысла, объяснение
 поведение,  деятельность   мироздание,       Бог  степень управляемости, трансформации отсутствие    смысла, перспективы    жизни, интереса к ней отсутствие     воли,   энергии   и знаний для изменений  трансформация (в т.ч. смерть)     освоение         новых   жизненных пространств   переделка        себя,     самосовер- шенствование  

1. Сфера (форма) проявления:

1.1. Физическая, телесная: боль, болезнь, деформация, инвалидность и т.п. 

1.2. Физиологические, биологические: нарушение естественных отправлений (запор, затруднённые мочеиспускания; их неконтролируемость) и неудовлетворённость биологических потребностей (голод, жажда и т.п.), нарушения гомеостаза, гормональной сферы, давления, температурного режима; нехватка жизненной энергии, отсутствие адаптационного резерва, усталость; немота, нарушения речи.

1.3. Органы чувств: нарушение восприятия звука, света (нехватка — слепота, глухота, утрата обоняния, аппетита,  либо их избыток); нарушения координации движения и восприятия пространства; дискомфорт при восприятии мира органами чувств.

1.4. Эмоции, переживания, состояния сознания: растерянность, нервозность, раздражительность, тревога, недовольство, подавленность, апатия, безразличие, депрессия, тоска, отчаяние, злость, гнев, испуг, страх, ужас, чувство вины, обида, излишняя ранимость, чувствительность, неравновесное состояние психики.

1.5. Взаимодействия с окружающим миром (отношения, оценки): изолированность, закрытость, скрытность, отчуждённость; не желание, не умение понимать других; завышенные ожидания, требовательность; грубость, хамство; лживость, лицемерие, нечестность; продажность, холуйство, угодливость; неприятие, отторжение, недоброжелательность, злобность, ненависть; чванство, высокомерие, амбициозность; нетерпимость или неразборчивость; отсутствие интереса, увлечённости; одержимость идеей, фанатизм.

1.6. Разум, мышление: негативные и ошибочные мысли, представления; спутанность мышления, неразборчивость, недальновидность ума; зацикленность, абсолютизация тех или иных аспектов; тупость, глупость, рутинность мышления; озабоченность, суетность; фантазёрство, избыточная мечтательность; самомнение, гордыня; тупой прагматизм; неадекватная усложнённость внутреннего мира, крайняя противоречивость; разочарованность, скептицизм; пессимизм, безверие, утрата смысла; невосприимчивость, не обучаемость; негативные жизненные ценности; излишняя привязанность к благополучию, положительному; склонность всё оценивать. 

1.7. Поведение, деятельность, поступки: плач, крики, драчливость, спонтанность реакций и действий, несобранность; большая зависимость от воздействий внешней среды, внушаемость; деструктивные, преступные действия (убийство, насилие, кража); неправильный и нездоровый образ жизни, вредные привычки; беспомощность, инфантильность, несамостоятельность; излишняя пассивность, безразличие или чрезмерная активность; болтливость, многословность, плохая речь; лживость, обман, лицемерие; лень, отсутствие трудолюбия, либо «работоголик», «псевдодеятельность»; жадность, скупость или расточительность, бесхозяйственность; беспутство, развратность или излишняя стеснительность; экспансия, агрессия, вражда со всеми, склочность; трусость или нерешительность, паникёрство; месть или попустительство; отсутствие стремления к развитию, самосовершенствованию, страх перемен или одержимость переменами, излишняя тяга к успеху и новым достижениям.      

2. Объект негативного проявления:   

2.1. Сам человек («психосфера», биология и физиология человека).

2.2. Вещи, предметы быта, неживые объекты природы, техника и т.п. («техносфера»).

2.3. Природные объекты, окружающая среда («экосфера», «биосфера»).

2.4. Общепринятые авторитеты, представители власти, нормы, правила, законы, культурные традиции, обычаи, нравы (правовая и культурная сферы, «этносфера», «ноосфера»).

2.5. Конкретные люди (близкие и дальние; сотрудники и незнакомые); общество в целом, группы людей («социосфера»; «антропосфера»).

2.6. Жизнь, как явление, и её перемены и события (жизнь и смерть; войны и наурядицы; обязанности; радости и горести и т.п.).

2.7. Мироздание, Бог (их законы и проявления) («теосфера», Вселенная).

3. Качества (свойства) проявления негатива:

3.1. Степень и  полнота охвата негативом сфер и объектов.

3.2.  Сила, интенсивность выраженность негатива (слабо, сильно).

3.3. Продолжительность, периодичность проявления (редко, часто, постоянно).

3.4. Значимость, осознанность воздействия (не осознаётся; не придаётся значение; осознаются некоторые или многие последствия).

3.5. Реальная опасность, степень разрушительности для той или иной сферы (незаметная, несущественная, существенная, катастрофичная, гибельная).

3.6. Накапливаемость, степень обратимости негативного воздействия.

3.7. Степень управляемости, трансформации воздействия, контролируемость и направляемость в нужное русло.

4. Внешние жизненные обстоятельства,  проявления:

4.1. Неудовлетворённость биологических потребностей (голод, холод, нищета, жилищная неустроенность; сексуальные проблемы и т.п.)

4.2. Угрозы для жизни, отсутствие безопасности, разрушительные воздействия.

4.3. Отсутствие комфорта, хаос, разруха, грязь, информационный шум.

4.4. Отсутствие дела, занятий, нужных навыков, возможностей, инструментария для организации жизнедеятельности.

4.5. Враждебная социальная среда (репрессивный политический режим, преследование инакомыслия, непонимание и вражда со стороны близких, соседей, сотрудников и т.п.).

4.6. Значимые утраты, потери (близких, дорогих живых существ, в том числе, животных, вещей, объектов недвижимости, здоровья, молодости, социального статуса и т.п.); отсутствие полноценной компенсации утрат.

4.7. Отсутствие смысла, перспективы жизни, интереса к ней.

5. Глубинные обстоятельства, причины:

5.1. Наличие потребностей и необходимость их удовлетворять, «жажда жизни» и необходимость выживания; отдельность от мира, автономность существования как объекта мира.

5.2. Свойства, особенности организма, его неполадки, повреждения, в том числе, генетические и натальные.

5.3. Наличие предела восприятия мира и его явлений, ограниченность возможностей (в том числе, при восприятии и преодолении стрессов и информации); отсутствие баланса между потребностями и возможностями, внешнего и внутреннего.

5.4. Стереотипы восприятия, «модель мира», стиль мышления: отсутствие рефлексии, наблюдения за своими действиями, критического их осмысления и сопоставления; привязанность к определённым (простым и сложным, положительным и отрицательным) объяснениям и концепциям, отсутствие диалектики и понимания многомерности мира, нежелание учиться у других и меняться самому; предубеждение перед «позитивом».

5.5. «Инаковость», отсутствие контакта и должного обмена информацией  с другими и средой, отчуждение от жизни и людей; человек как бы не на своём месте, «не там и не с теми»; свойство брать на себя слишком много или мало обязанностей, задач; излишняя или недостаточная требовательность или безразличие; завышенные и неверные ожидания; неадекватность жизненным обстоятельствам и окружению.

5.6. Привязки, неприятие неизбежных перемен, зависимости от свойств мироздания: восприятие любых изменений и воздействий с «негативной» стороны; страх новизны, привязанность к позитиву или негативу, страх смерти и исчезновения; нежелание смириться с утратами, изменениями обстоятельств, законами жизни и ограниченностью собственной воли и возможностей; отсутствие поиска своего места в жизни; излишнее своеволие, «сатанизм», далеко идущее «богоискательство», превышение границы дозволенного при исследовании изменённых состояний сознания.

5.7. Отсутствие воли, энергии и знаний для изменений.

6. Характер отношения к негативу (стратегия):

6.1. «Проживание», смирение, терпение, то есть принятие негативного воздействия.

6.2. Побег, уход, в том числе из жизни (самоустранение).

6.3. Обособление, «пофигизм», загрубление чувствительности, стремление не замечать, абстрагироваться,

6.4. Уничтожение, борьба, нетерпимость, бурный протест против негативного воздействия и фактора, сражение с ним, поиск «козла отпущения», назначение «виноватого», «врага».

6.5. Поиск   внешней опоры, защиты, привлечение союзников (в том числе, путём «исповеди» и обсуждения); компенсация «недостающим» («положительным»). 

6.6. Освоение новых знаний, работа с сознанием, способность трансформировать «минус» в «плюс», достигать «нирваны», состояний благодати и т.п.

6.7. Освоение новых жизненных пространств и измерений, трансформация, (в т.ч. смерть и перерождение),  конструирование новой реальности и формы. 

7. Методы, средства прохождения (тактика) негатива:

7.1. Естественные, биологические (уход в соматические болезни, симптомы, психические отклонения; компенсация негатива путём удовлетворения биологических потребностей —  еда, секс; регресс).  

7.2. Перемещение в пространстве (географическом и социальном), изменение среды обитания (переезд, смена работы, развод, женитьба), путешествие.

7.3. Уход в виртуальный мир, игру, развлечения, иллюзии; юмор, смех, сатира; наркотизация, вредные привычки.  

7.4. Интерес, занятия, общественное служение (благотворительная деятельность, общение, поиск поддержки у друзей и близких).

7.5. Лечение, обращение к специалистам, к психотерапевтам, духовным авторитетам (физиотерапия, гипноз, операции, применение антидепрессантов, технических средств, обучение, прохождение курсов, тренингов, исполнение религиозных обрядов и предписаний, обращение к старцам и учителям и т.п.). 

 7.6. Рационализация, поиск смысла («школа жизни», наказание за грех, неправильный образ жизни), объяснение (понять действие врагов и противников, оправдать и простить оппонента), извлечение пользы из любого «негатива»; организация контроля, управления явлением.

7.7. Переделка себя, совершенствование себя.

         2. «ПОЗИТИВНЫЕ» (ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ) СОСТОЯНИЯ

       СОЗНАНИЯ, ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИКИ И «РАБОТА» С НИМ

Положительные эмоции во многом являются приманкой для продления индивидуальной жизни  , её развития и для воспроизводства человечества. Возможно, они тесно связаны с потребностью в экспансии, транцендентности.

Таблица 1. Основные параметры проявления и достижения позитива в

жизнедеятельности человека

  Сфера   (форма) проявления Объект проявления  Качества  (свойства) проявления  Внешние жизненные обстоятельства проявления Глубинные обстоятельства  причины Характер отношения (стратегия достижения) Методы, средства прохождения  (тактика)
физическая,   телесная    сам человек  степень и   полнота охвата сфер  и объектов проявления   удовлетво-    рённость биологических  потребностей     ярко выраженная  «жажда жизни»,  любовь к себе     умение  получать радость от     всего      чувство  эйфории от удовлетворения  потребностей
физиологическая биологическая   вещи, техника      сила, интенсивность выраженность безопасность,   отсутствие угроз для жизни, разрушительных воздействий   здоровый  организм,   высокий  иммунитет  устранение  болезни и   телесных     дефектов благоприятное  перемещение в пространстве (географическом и социальном)
   органы     чувств природа, её объекты продолжитель-       ность, периодичность проявления  комфорт,  «порядок»,   благополучие  широкий    спектр проявлений мира и его восприятия    избегание  негативного,   неприятного      богатый виртуальный   мир, игра, развлечения        досуг
 
   эмоции, переживания, состояния   сознания   нормы, законы,   власть, авторитеты,  культура значимость, осознаваемость  занятость,  интересное дело,  увлечённость  оптимистичная  «модель мира», стиль мышления      погоня за «позитивом»,    активный    поиск его  интерес,   занятия,  общественное     служение
взаимодействия с окружающим        миром  (отношения,      оценки)   люди, общество  реальная    польза, созидательность благоприятная  социальная     среда,  окружение  продуктивный,   равноценный контакт, обмен    со средой    умение   окружить     себя хорошим  обращение к эффективным специалистам,   духовным  авторитетам
    разум,  мышление  жизнь как явление   накапливаемость,   степень обратимости  отсутствие   значимых    утрат,    потерь,   наличие позитивных  изменений  отсутствие    страха        перемен, относительная независимость от свойств мироздания   работа с  сознанием,   освоение    новых   знаний   рационализация,    контроль,    поиск   смысла, объяснение
 поведение,  деятельность   мироздание,       Бог  степень управляемости,      контроля,  привязанности  наличие    смысла, перспективы    жизни, интереса к ней   наличие    потребности стремления к экспансии, транцендентному          освоение       желанных   жизненных пространств  успешная переделка        себя,     самосовер- шенствование  

1. Сфера (форма) проявления:

1.1. Физическая, телесная: здоровье, отсутствие телесных повреждений, крупных дефектов, недомоганий и т.п. 

1.2. Физиологические, биологические: благополучие всех естественных отправлений, удовлетворённость основных биологических потребностей (хорошая пища, вода и т.п.), устойчивый гомеостаз, отсутствие сбоев в гормональной сфере, нормальное давление, достаток жизненной энергии, наличие адаптационного резерва, жизненная сила; хорошая речь.

1.3. Органы чувств: прекрасный слух, хорошее зрение, обоняние, аппетит,    координация движения и адекватное восприятие пространства; комфортные чувственные восприятия  окружающего мира всеми органами чувств.

1.4. Эмоции, переживания, состояния сознания: собранность, уверенность, спокойствие, невозмутимость, удовлетворённость, энергичность, интерес ко всему, включённость, радость; доброта, смелость, не обидчивость,  правляемая чувствительность, равновесное состояние психики.

1.5. Взаимодействия с окружающим миром (отношения, оценки): открытость, конструктивное взаимодействие, простота, участливость; честность; верность дружбе и принципам; предупредительность без угодливости; приятие, доброжелательность, понимание людей; отсутствие гордыни; терпимость и разборчивость; разборчивый интерес ко многому, увлечённость; отсутствие фанатизма.

1.6. Разум, мышление: позитивные и правильные, адекватные мысли, представления; собранность мышления, разборчивость, дальновидность ума; системность и широта мышления; острота ума, свежесть мышления; возвышенность ума; прекрасное воображение при практичности; самокритичность, чувство собственного достоинства; оптимизм, вера в себя, людей и жизнь; наличие  смысла жизни; восприимчивость к изменениям и всему новому, обучаемость, стремление к знаниям; позитивные жизненные ценности; умение стойко сносить удары судьбы. 

1.7. Поведение, деятельность, поступки: смех, осознанность реакций и действий, собранность; относительная независимость от воздействий внешней среды, не внушаемость; конструктивная помощь другим, благотворительная деятельность; правильный и здоровый образ жизни, отсутствие вредных привычек и наличие полезных навыков; самостоятельность; инициативность и участливость; немногословность, хорошая речь; правдивость, честность; трудолюбие, гармоничная перемена труда; щедрость и хозяйственность; целомудрие и надёжность; доброжелательность и склонность к сотрудничеству; смелость, решительность и трезвая оценка возможностей; умение прощать и справедливо наказывать; наличие стремления к развитию, самосовершенствованию; отсутствие страха перемен и умение сносить рутину; отсутствие излишней привязки к успеху и новым достижениям.      

2. Объект позитивного проявления:   

2.1. Сам человек («психосфера», биология и физиология человека).

2.2. Вещи, предметы быта, неживые объекты природы, техника и т.п. («техносфера»).

2.3. Природные объекты, окружающая среда («экосфера», «биосфера»).

2.4. Общепринятые авторитеты, представители власти, нормы, правила, законы, культурные традиции, обычаи, нравы (правовая и культурная сферы, «этносфера», «ноосфера»).

2.5. Конкретные люди (близкие и дальние; сотрудники и незнакомые); общество в целом, группы людей («социосфера»; «антропосфера»).

2.6. Жизнь, как явление, и её перемены и события (жизнь и смерть; войны и наурядицы; обязанности; радости и горести и т.п.).

2.7. Мироздание, Бог (их законы и проявления) («теосфера», Вселенная).

3. Качества (свойства) проявления позитива:

3.1. Степень и  полнота охвата позитивом сфер и объектов.

3.2.  Сила, интенсивность выраженность позитива (слабо, сильно).

3.3. Продолжительность, периодичность проявления (редко, часто, постоянно).

3.4. Значимость, осознанность воздействия (не осознаётся; не придаётся значение; осознаются некоторые или многие проявления).

3.5. Реальная польза, степень знаимости для той или иной сферы (незаметная, несущественная, существенная, значительная, глобальная).

3.6. Накапливаемость, степень необратимости позитивного воздействия.

3.7. Степень управляемости, контролируемость и привязанность к данному состоянию.

4. Внешние жизненные обстоятельства,  проявления:

4.1. Удовлетворённость биологических потребностей (хорошая еда, достаток, жилищная устроенность; сексуальная удовлетворённость и т.п.)

4.2. Безопасность, отсутствие угроз для жизни и разрушительных воздействий.

4.3. Комфорт, порядок, чистота, благополучие.

4.4. Наличие интересного  дела, занятий, нужных навыков, возможностей, инструментария для организации жизнедеятельности.

4.5. Благоприятная, доброжелательная социальная среда: социально ориентированная экономика, диалог с властью, понимание, поддержка  близких, соседей, сотрудников и т.п.

4.6. Отсутствие значимых утрат, потерь, наличие близких и здоровых дорогих живых существ, в том числе, животных, нужных вещей, объектов недвижимости, здоровья, молодости, социального статуса и т.п.; наличие перспективы их благополучного сохранения.

4.7. Наличие смысла, перспективы жизни, интереса к ней.

5. Глубинные обстоятельства, причины:

5.1. Ярко выраженная «жажда жизни», любовь к себе.

5.2. Здоровый организм, высокий иммунитет.

5.3. Широкий спектр проявлений мира и их позитивное восприятие.

5.4. Оптимистическая «модель мира», стиль мышления.

5.5. Продуктивный, равноценный контакт с другими, полноценный и равноправный обмена информацией  с другими и средой, интерес к жизни и людям; человек чувствует cебя на своём месте; чувство меры во всём; адекватная оценка своих возможностей, жизненных обстоятельств и окружения.

5.6. Отсутствие страха перед жизнью и неизбежными переменами, относительная независимость от свойств мироздания, смирение с обстоятельствами, умение не выходить за границы дозволенного при исследовании изменённых состояний сознания и т.п.

5.7. Наличие потребности, стремления к экспансии, транценденции.

6. Характер отношения к позитиву (стратегия):

6.1. Умение получать радость от всего.

6.2. Устранение болезни и телесных дефектов.

6.3. Избегание негативного, неприятного.  

6.4. Погоня за «позитивом», активный поиск его.

6.5. Умение окружить себя «хорошим», поиск нужных и приятных людей и событий.

6.6. Работа с сознанием, освоение методик и знаний для получения благодати и т.п.

6.7. Освоение желанных жизненных пространств и измерений, трансформация,   конструирование желаемой реальности и формы. 

7. Методы, средства нахождения (тактика) позитива:

7.1. Естественные, биологические (испытание удовлетворённости и эйфории от  еды, секса, движения и т.п.).  

7.2. Благоприятное перемещение в пространстве (географическом и социальном), желательные изменения среды обитания (переезд, смена работы, развод, женитьба, путешествие).

7.3. Богатый виртуальный мир, интересная игра, развлечения, досуг; юмор, смех, сатира; те или иные приятные привычки.  

7.4. Интерес, занятия, общественное служение (благотворительная деятельность, общение, наличие друзей и близких).

7.5. Обращение к эффективным специалистам, к психотерапевтам, духовным авторитетам (физиотерапия, гипноз, применение технических средств, обучение, прохождение курсов, тренингов, исполнение религиозных обрядов и предписаний, обращение к старцам и учителям и т.п.). 

 7.6. Рационализация, поиск смысла, объяснение, извлечение пользы и «позитива» из любой ситуации; устойчивый контроль над своим состоянием и ситуацией, управления явлением.

7.7. Успешная переделка себя, совершенствование себя в нужном направлении.

                                              Литература

1. Полный психологический справочник, СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

2. Психология: комплексный подход. Под редакцией Майкла Айзенка. Минск: ООО «Новое знание», 2002.        

3. Аткинсон Р.Л. и другие. Введение в психологию. Учебник для студентов университетов. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.

4. Д. Гоулман. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться? Научный диалог с Далай-Ламой в пересказе Дэниела Гоулмана. Минск: ООО» Попурри», 2005.

5. Иерофей (Влахос), митрополит. Православная психотерапия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004, 2010, 2013.

6. Н.И. Шелейкова. Диалоги на вечные темы. Книга не для всех. М.: Беловодье, 2011.

7. Н.И. Шелейкова. Размышления о человеке и мире на основе «Спектральной логики», Москва: Беловодье, 2014.

8. Н.И. Шелейкова. Вечный «старо-новый» мировой порядок. М.: Беловодье, 2015.

12-31 мая 2017 г.                                                                    Н.И. Шелейкова        

Координаты для связи, отзывов и заявок на книги и проекты: 141540, Московская область, Солнечногорский р-н, пос. Поварово, мкр. Поваровка, д. 17, кв. 37, т. д. (8.496.2) 673-014;  р.т. 8. 495. 692-73-32. Информация об авторе есть также в Интернете.