Резолюция Круглого стола российских ученых «Кризис российской науки и пути выхода из него». Москва, 24 марта 2021 года

Участники Круглого стола, обсудив положение в российской науке, констатируют деградацию научной сферы страны за последние тридцать лет.  В результате рыночных трансформаций и погони за сиюминутной прибылью страна практически утратила отраслевую прикладную науку. Фундаментальная наука выживает в условиях хронического недофинансирования и административного произвола. В настоящее время результаты труда ученых оказываются ненужными власти и остаются невостребованными экономикой.

Со времен Ломоносова российские  ученые  отличались готовностью помочь своей стране, выступали инициаторами принятия важнейших государственных решений. В советский период ученые были услышаны властью, проводили свои исследования в  тесной связи с задачами экономического и социального развития, получили высокое общественное признание. Наука обеспечила мощное развитие всех отраслей народного хозяйства, были созданы научные школы мирового класса, подготовлены научные кадры высшей квалификации. На основе достижений советских ученых и инженеров в СССР были реализованы крупнейшие проекты — атомный и космический.

В девяностые годы наука была брошена на произвол судьбы, что привело к остановке перспективных исследований, распаду научных школ  и массовой эмиграции из страны крупных ученых и научной молодежи. В двухтысячные годы риторика власти в отношении науки изменилась, однако соответствующих изменений в государственной научно- технической политике  не произошло.  Не решается ключевая проблема российской науки – абсолютно недостаточное финансирование. В стране отсутствует система управления наукой. При этом российская наука подвергается непрерывному бессистемному реформированию.  За последние полтора десятка лет на высшем государственном уровне без обсуждения с научным сообществом принят ряд неверных стратегических решений, нанесших исследовательской сфере серьезный урон. Без их радикальной корректировки российская наука из кризиса не выйдет.

Мы, участники Круглого стола, требуем от власти:

—  в течение 5 лет увеличить финансирование российской науки за счет федерального бюджета минимум до 2% от ВВП, фундаментальной науки, как минимум, до 0.4% от ВВП;

— исключить произвол и безответственность при принятии и реализации решений, касающихся науки и ученых.  Сделать обязательным предварительное обсуждение этих решений с Федеральным Собранием, Российской академией наук и профсоюзами.

Мы призываем власть

1. Вернуть управление наукой в блок правительства, отвечающий за реальный сектор экономики.
  2. Разработать совместно с РАН и научным сообществом особую организационно-правовую форму для научных институтов.  Законодательно закрепить принятые во всем мире нормы академического самоуправления.
  3. Разработать совместно с РАН и профсоюзами и внедрить методику оценки  результатов научного труда,  основанную на экспертном мнении  отечественных ученых и специалистов.
  4. Восстановить разрушенную систему подготовки научных кадров. Обеспечить активное развитие научной аспирантуры.
  5. Вернуть управление академическими институтами Российской академии наук.
  6. Поддержать стабильное издание на русском языке научной периодики, а ведущих журналов — и на английском языке. Организовать государственную подписку на ведущие научные журналы. Восстановить закупку в библиотеки зарубежной и российской научной литературы.
  7. Реализовать принятые  Общим собранием РАН решения об увеличении уже в следующем году  объема финансирования фундаментальной науки из средств федерального бюджета  не менее чем в два раза. Ликвидировать диспропорции в оплате труда различных категорий работников научной сферы.
  8. В ближайшие годы увеличить затраты на развитие приборной базы исследовательских институтов и университетов до 100 млрд. рублей в год.
  9. Ввести системы стимулов (в т.ч. налоговых) для развития высокотехнологичного производства во всех секторах экономики и финансирования бизнесом научных исследований.

Мы призываем российских ученых, всех работников науки принять активное участие в борьбе за изменение  государственной  научно-технической политики!

Без передовой науки у России нет будущего!

Председатель Общероссийской общественной организации «Российские учёные социалистической ориентации» И.И.Никитчук