Материалы круглого стола «Основы идеологии будущей России»

Информация о Круглом столе 09.11.2023 по теме «Основы идеологии будущей России»

В России наступил очередной «переходный период», и её судьба определяется тем, какой путь она выберет. Тридцать лет либерального пути привели в тупик, из которого ищется выход. Всё чаще мы слышим, в том числе и в речах и Указах президента, о Русском мире, Русской цивилизации, её особенностях, её культуре и ценностных основаниях. Сейчас все, кто обеспокоен её судьбой, занимаются формированием её «Образа будущего», её идеологии. Ищут его и офицеры, объединенные Общественным Движением «Общероссийское Офицерское Собрание» (ООС). Ищут этот Образ и учёные. И если считать, что в будущем России приоритетное место займёт наука (не современная, либеральная, а системная наука, продолжающая русскую научно-философскую парадигму мировосприятия и созидания), образование, научно-образовательное общество, а друзей у России не так уж и много – «У России есть только два союзника — её армия и флот», то такие учёные и офицеры должны обязательно пересечься. Мало того, офицеры должны услышать этих учёных, а учёные – дать офицерам надёжный ориентир на будущее. Такая встреча состоялась, и не одна: 29.10.2021г в Штабе ООС прошло очно-заочное Собрание (Круглый стол) научного сообщества и руководства ООС на тему «Принципы организации жизни и основы идеологии Российского государства».  https://www.za-nauku.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=12310&Itemid=39

В 2023г. издана книга В.В.Квачкова, который избран Председателем ООС, «Манифест Русского мира», в которой представлены основы идеологии будущей России — «Русский Христианский социализм».  Издание Манифеста Русского мира показало необходимость новой встречи, и она состоялась 09.11.2023. Видеозапись этого Круглого стола вот здесь: https://youtube.com/watch?v=sBitY8RPttg&si=Hh_OOtK1LcbgHfE8

На Круглом столе обсуждались «Основы идеологии будущей России»; в нем приняли участие:

Квачков В.В. Председатель ООС, полковник, кандидат военных наук.

Кашин Б.С.  д.ф-м.н., проф., зав. каф. МГУ, академик РАН, председатель ОД  «За возрождение отечественной науки» 

Окунев И.П. начальник штаба ООС, зам. председателя Московской городской организации общероссийского профессионального союза военнослужащих и членов их семей, зам. председателя общественно-политического движения «Честь и Родина», майор

Субетто А.И.  д.ф.н, д.э.н., к.т.н., проф., полковник. Заслуженный деятель науки РФ, Лауреат премии правительства РФ, директор Центра ноосферного развития Научно-исследовательской лаборатории россиеведения, евразийства и устойчивого развития Северо-Западного института управления (филиала РАНХиГС при Президенте России), профессор кафедры истории религии и теологии Факультета истории и социальных наук РГПУ им. А.И.Герцена, почетный профессор НовГУ им. Ярослава Мудрого, почетный президент Ноосферной общественной академии наук, вице-президент Петровской академии  наук и искусств, председатель Философского Совета Русского Космического Общества, вице-президент Международной академии гармоничного развития человека (ЮНЕСКО), член президиума Международного Высшего Ученого Совета, действительный член Российской академии естественных наук, Европейской академии естественных наук, Международной академии психологических наук, Академии философии хозяйства, Академии проблем качества

Малинецкий Г.Г.  д.ф-м.н., проф., действительный член Академии военных наук, заведующий отделом математического моделирования нелинейных процессов ИПМ РАН

Братищев И.М.  д.э.н., проф., руководитель научно-исследовательского отдела МСИ, Народный депутат РСФСР (РФ), депутат Государственной Думы ФС РФ I и II созывов, Первый зам.председателя РУСО

Румянцева Н.Л. к.т.н., доц., член ЦС ОД «За возрождение отечественной науки», зам.председателя ОД «За социализм», зам. председателя по идеологии общественно-политического движения «Честь и Родина».

Селезнев А.Г. Руководитель Московской городской организации РУСО, член президиума РУСО

Козлов Анатолий Александрович, капитан 1 ранга, командир атомной подводной лодки, дежурный Адмирал флота России

Результатом встречи стали три документа – Отзыв на Манифест Русского мира и два варианта Основ идеологии России в ХХIв.– полный (научный документ) и краткий (в форме Воззвания). Эти документы отражают позицию РУСО.

***

ОСНОВЫ ИДЕОЛОГИИ РОССИИ В XXI ВЕКЕ

  1. Теоретические основы идеологии России в ХХI веке

1.1.Что такое идеология? Определений много. Это и одна из форм общественного сознания, и мировоззрения, и теория, и система ценностного взгляда на мир, в которых отражается «образ Будущего».

1.2.Прежде чем говорить об идеологии, необходимо поставить диагноз исторической эпохе, которую мы переживаем. – Это Эпоха Великого Эволюционного Перелома, Эпоха Конца Стихийной Истории и Краха капитализма, рынка, «Строя Денег» и конкуренции. Система глобального империализма мировой финансовой капиталократии, «Строй Денег» или «Цивилизация Рынка» (по Жаку Аттали) – Par Americana – вошла в эпоху своей экологической агонии, превратилась в систему экологического самоубийства человечества.

1.3.Войну, которую ведет Запад против России – это война (для него) не на жизнь, а на смерть. Ему нужны для продления своего существования ресурсы России без русского народа. И поэтому в этой войне на передний план выходит «война идеологий» и яростная русофобия, сравнимая с русофобией системы гитлеровского фашизма, которая стала его одной из целей во время войны против СССР.

1.4. Россия – особая евразийская цивилизация, самая холодная, с самой высокой энергостоимостью воспроизводства жизни, она имеет, самую большую территорию («месторазвитие») в мире. И поэтому она есть цивилизация, живущая по Закону Кооперации.

Россия – это единственная в мире Кооперация 200-от народов, народностей, этносов, национальностей во главе с русским народом. Она – центр устойчивости/неустойчивости мира, цивилизация «большой идеи» или идеократии. Одновременно она есть исторический предиктор, что означает, что происходящие в ней крупные исторические события прогнозируют, куда движется поток всемирной истории.

Поэтому не случайно Россия первой совершила Социалистический Прорыв человечества в 1917 году – Великую Октябрьскую социалистическую революцию, Великую Русскую Социалистическую Революцию.

1.5.Почему же в 1991 году СССР прекратил существование?

Почему коммунистическое движение в мире переживает кризис? Потому что социализм как социальный строй, обеспечивающий научное управление своей историй, требует опережающего развития «теории будущего», требует выполнения требований Закона Опережающего Развития Качества Человека, Качества Общественного Интеллекта и Качества Образования в обществе.

Предупреждение Сталина «без теории нам смерть» сбылось. В.В.Катасонов правильно заметил, что «экономика Сталина», как управляемая, бесприбыльная, плановая экономика возможна только, когда существует «высшая, надэкономическая цель развития». И при Сталине, такая высокая надэкономическая цель, как подготовка к войне с германским фашизмом, была.

Можем ли мы вернуться к сталинской экономике? – Можем, если сформулируем надэкономические высшие цели… Мы не только можем, мы обязаны вернуться к сталинской экономике. Не следует себя обманывать: рыночная экономика обрекает Россию на гибель».

Это и означает, что сама идеология социалистического государства должна постоянно обновляться и формировать все новые высшие надэкономические цели.

Россия, вступив в войну с Западом, де-факто стала снова во главе борьбы с глобальным империализмом США.  Каков главный урок истории социализма в СССР и в целом в мире в ХХ-ом веке? Этот главный урок формулируется в виде системы положений.

1.5.1. Социализм есть научно управляемая история со стороны общества, как целого, и в этом своем качестве – есть новое качество бытия человека на Земле, которого не знала всемирная история. Главное в этом новом качестве человека – это ценность альтруизма, ценность заботы об общем, примат общественных интересов над частными, которые поднимают труд человека на высоту (по А.С.Макаренко) «Труда-Заботы», т.е. жизнесозидающего труда.

1.5.2. Ответ на этот вопрос и составляет суть социалистической человеческой революции, которая по времени в СССР охватила всю историю ХХ-го века, вплоть до сговора в Беловежской пуще в декабре 1991 года, но так и осталась незавершенной. Наибольшее возвышение качества советского человека происходило именно в «Эпоху Сталина» когда главным функционалом экономики была не прибыль, а снижение технологической себестоимости, когда в «центр» внутренней политики было поставлено: развитие образования, культуры и науки.

Именно советский человек и советский народ продемонстрировали во время Великой Отечественной войны такую Высоту Духа, которой не знали все народы и страны на Земле за всю историю человечества

1.5.3. Необходимо осознать принципиальное различие между законами устойчивости развития систем капитализма и социализма. Если законом устойчивости капитализма является закон расчеловечивания человека, за которым скрывается растущее отчуждение человека и не только от средств производства и «плодов» своего труда, но и от сущности человека и от природы в целом, то законом устойчивости социализма, как общества высокой субъектности, является закон опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе.

В марксистско-ленинской идеологии, особенно после ухода Сталина из жизни возобладал неотроцкизм, так и не осознавший ленинизма, как нового этапа развития марксизма,  «диалектического снятия» марксизма XIX века, связанного с определением капитализма как империализма, воспроизводящего себя не только и не столько за счет эксплуатации рабочего класса (пролетариата), сколько за счет эксплуатации колоний.

1.5.4. В системе советского марксизма-ленинизма возобладал экономический детерминизм, за которым скрывалось недопонимание роли опережающего возвышения качества человека, его мировоззрения, и качества образования и науки,  особенно – качества общественных наук, качества совокупного интеллекта общества – общественного интеллекта, а это требует опережающего развития «теории будущего», по отношению к тем темпам, с которыми история человечества и эволюция Биосферы предъявляет свои «вызовы» и «императивы» человеку.

Когда руководство КПСС во главе с М.С.Горбачевым взяли курс на рыночные реформы, уже состоялась первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы, де-факто вынесшая смертельный экологический приговор всей мировой рыночно-капиталистической системе, частной собственности, в том числе и Рынку, и Конкуренции. Праздновавший «кажущуюся победу над социализмом» империализм США стал уже «экологическим трупом».

1.5.5. Перед человечеством встал предъявленный Природой Земли – Биосферой императив экологического выживания, который требует социализма нового качества – Экологического Духовного Социализма. Природа выступила против Капитала и Рынка и встала на сторону Социализма, как и предсказывал Маркс: «Коммунизм как положительное упразднение частной собственности… [и] в силу этого как подлинное присвоение человеческой сущности человеком и для человека… есть действительное разрешение противоречия между человеком и природой» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 116).

1.5.6. Спасет человечество только переход человечества к научному управлению всей социоприродной эволюцией.

1.5.7. Но за реализацией этого положения в XXI веке предстоит самое трудное – завершение той социалистической человеческой революции, которая осталась незавершенной в ХХ-ом веке.

1.6. Россия спасется, предложив всему миру философию и идеологию спасения от экологической гибели всего человечества, предложив стратегию такого спасения в виде единственной формы – установления экологического, духовного социализма нового типа. Что нового в нём?

Сегодня Россия ведет войну против системы глобального империализма -строя мировой финансовой капиталократии, которая поставила задачу расчленения России и постановки под свой контроль её ресурсов с полной ликвидацией русского народа (в соответствии с русофобским манифестом Аллена Даллеса, «озвученном» им еще в начале 1945 года), именно как народа-созидателя российской цивилизации, народа, который в силу своей «всечеловечности» (по Ф.М.Достоевскому), «всемирной отзывчивости» (по В.М.Соловьеву), приверженности ценностям «правды», «справедливости», «любви», «добра» и «красоты», в единстве с принципом самоотверженности («за други своя»), стал своеобразным собирателем всех народов и этносов российской цивилизации, с доминированием закона кооперации (дружбы, сотрудничества, взаимопомощи) над законом конкуренции. Россия – кооперационная цивилизация, т.е. цивилизация, в которой Закон Кооперации доминировал в её истории, вследствие «холодного климата» и поэтому высокой энергетической стоимости воспроизводства жизни людей, народов, общества. Именно это её цивилизационное качество, которое, по сути, отражает её «антикапиталистическую природу», и стало основой того, что именно Россию выбрала История для первой успешной социалистической революции – Великой Русской Социалистической Революции.

Но теперь, в условиях стремительно развивающихся процессов первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы и соответственно – наступившей Эпохи Великого Эволюционного Перелома, происходит смена «парадигм Истории» — переход от Стихийной истории на базе доминирования Закона Конкуренции к Научно-Управляемой Социо-Биосферной, или другими словами – социоприродной, Эволюции на базе доминирования Закона Кооперации.

СССР – Союз Советских Социалистических Республик – предстает «историческим Предтечей» предстоящего становления Союза Цивилизаций, как «скрепляющего каркаса» социалистической планетарной кооперации народов-этносов на Земле и установления Мира без Войн и Насилия.

Идеология XXI века, рождающаяся в России, включает в себя и этот важный момент Революции, которая охватит весь XXI век, переход от Истории Конкурентной к Истории Кооперационной.

Россия стоит перед необходимостью перехода к мобилизационной экономике, мобилизации духа всего многонационального народа России, перед императивом повышения эффективности управления развитием экономики страны, единстве тыла и фронта, возрождения аграрного социума России. И на этом пути действует императив осознания ведущей роли Закона Кооперации.

1.7.Человечество, человеческий разум столкнулся с «Барьером Сложности».

До настоящего времени действовал «культ» подготовки «узкого специалиста», т.е. «профессионального кретина» (по К.Марксу). Можно говорить, с определенной долей условности, что в системе образования установилась «диктатура профессионального кретинизма». «Узкий специалист», взаимодействуя с реальной сложностью мира, судит о нем через призму своей узко-профессиональной редукции, а императив выживания, Закон интеллектно-информационно-энергетического баланса требуют другого: чем больше по энергетической мощи воздействие со стороны экономики общества (человечества) на живое вещество и гомеостатические механизмы Биосферы и планеты Земля, тем с большим лагом упреждения должно быть обеспечено прогнозирование возможных негативных экологических последствий от такого воздействия со стороны общественного интеллекта (разума), и должно быть обеспечено с не меньшим лагом упреждения научное управление социоприродной эволюцией.

В ХХ-ом век произошел скачок в энергетической мощи воздействия мировой экономики на Биосферу в среднем на 7-мь порядков, т.е. в 10-ть миллионов раз. Именно это и привело к глобальному экологическому кризису, а к концу ХХ-го века – к первой фазе Глобальной Экологической Катастрофы.

Наступившая Эпоха Великого Эволюционного Перелома есть, таким образом, Эпоха «Родов Действительного Разума». Критерием успешности этих «Родов» является только эффективность научного управления социоприродной эволюцией, что требует перехода современного общества в России, и во всех странах мира, к типу научно-образовательного общества.

Научно-образовательное общество – это общество, которое преодолевает «Барьер Сложности» и в котором образование является «базисом базиса» материального и духовного воспроизводства, т.е. воспроизводства экономики и общества, а наука выполняет миссию не только производительной силы, но «силы управления», т.е. основы научного управления социоприродной эволюцией.

Поэтому становление «научно-образовательного общества» в России становится новой целью образовательной политики, а либерализм, идеология рыночные реформ в России, ставка в сфере развития и образования на «услуги» и «рыночные механизмы», являются преступным невежеством. Высший приоритет развития образования и науки во внутренней политике России – один из факторов её суверенитета и национальной безопасности.

1.8.Итак, теоретические основы идеологии в России XXI веке разработаны. Это одновременно научная идеология всего XXI века, спасающая весь мир от экологической гибели. Именно эта научная идеология должна стать государственной идеологией России. Её выход с такой идеологией ко всему Миру станет одним из важнейших факторов её Победы в войне с Западом.

Идеология XXI века – идеология не просто экологического, но разумного, на новом, планетарном уровне системности или, в терминологии В.И.Вернадского, носферного социализма, которая формируется в России и призвана дать мыслящим людям, мыслящим странам и континентам, всем, кто сохраняет в себе разум и не поддался рыночному безумию, «не ослеп» под давлением собственной «корысти» или «золотого тельца», стратегию выхода из Экологического Тупика Истории.

Россия поднимает знамя новой, ноосферной парадигмы духовности и идеологии XXI века, как идеологии ноосферного социализма!».

  • Подходы к формированию идеологии России в ХХI веке

2.1. Основы идеологии России в ХХIв., представленные выше в ноосферном подходе, должны объединить единомышленников в главном, а это главное – социализм, дружественный с природой как основа Русского мира. Эта связь с природой Русского мира закреплена в русском языке, где базовое понятие человеческой жизни – род – порождает хранимые родом и при этом сохраняющие род понятия Родина, природа. Кого может объединить ноосферный подход, кого можно считать единомышленниками в главном, в каких подходах к пониманию социальной эволюции? Его поддержат и сторонники формационного подхода (коммунисты), и сторонники цивилизационного подхода (Русского Мира, должен и президент поддержать как сторонник Русского Мира), и православные. Для этого надо преодолеть различие языков этих групп, идентифицировать основные общие понятия: социалистическое общество (марксизм) — это коллективистское или кооперационное общество (Русский мир), это царство божие на Земле (христианство), а капиталистическое общество — индивидуалистическое. Понятию духовности в христианстве соответствует понятие нравственности или коллективизма как осознания и восчувствования себя частью целого, вызывающее поведение, способствующее сохранению этого целого, где целое иерархично от семьи, круга друзей, этноса до всего народа страны, всего человечества, всей биосферы в ноосферной парадигме духовности.

2.2. Что главное в формационном подходе (марксизме), что сближает его именно с Русским миром, где он и был впервые реализован (хотя он сформулирован Марксом как всеобщий)?

2.2.1. Главное в этой идеологии – ликвидация частной собственности, не только из экономических соображений, но как средство достижения целей:

  • ликвидация антагонистических классов

2.2.3. становление Человека и человеческих отношений

2.2.4. в справедливом обществе

2.3. Что главное в цивилизационном подходе?

2.3.1.  Цивилизационный подход отражает русскую культуру (как способ

 жизни), ценности, которые её формируют. Это:

— Духовное выше материального, (если достигнут достаток).

— Общее, коллективное выше частного, личного.

— Справедливость, совесть выше Закона.

— Будущее (детей, внуков, рода, народа) выше настоящего (собственной жизни).

— Обязанности выше прав.  

— Ценность правды

2.3.2. Но этот подход не снимает противоречий антагонистических

классов: в идеологии России до 1917г. были общественные отношения, нарушавшие принцип справедливости, был антагонизм классов

2.3.3. В последнее тысячелетие идеология России удерживала гомеостаз с помощью православия, но не удержала

2.3.4. В СССР марксизм наложился на ценности Русского мира и

преобразовался в Русский социализм

          2.4. Что главное в истинном христианстве?

          2.4.1. Это Христос — идеальный образ

     2.4.2. Ликвидация классового неравенства: «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим» (Мф.19:21)

     2.4.3. Формирование нового человека: «Во Христе вы научились… отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу [Христу], в праведности и святости истины» (Еф.4:22)

 2.5. Ценности, соединившие цивилизационный, формационный и религиозный подходы

2.5.1. Духовное выше материальногосвободное развитие каждого

 (как условие свободного развития всех) – «облечься в нового человека»

  • Общее выше индивидуального – ликвидация частной

 собственности – «продай имение твоё и раздай нищим»

  • Совесть, справедливость выше закона – справедливое

распределение произведённых продуктов (от каждого по способностям — каждому по труду) — «Не было между ними никого нуждающегося… каждому давалось, кто в чем имел нужду»

          2.6.Сейчас идеология капитализма противостоит русским традициям и культуре.

3.Прототип СССР, критика прототипа

3.1. Начиная с середины ХХ века Россия попыталась подняться на более высокий уровень системности, сняв «железный занавес». Однако мир к этому не был готов. Внешние факторы (индивидуалистическая внешняя среда) стали внутренними, т.н. «информационная война», превратилась из внешней во внутреннюю. Начался откат от социалистических принципов и ценностей к противоположным ценностям.

3.1.1.Приоритет индивидуального перед общим (включение

индивидуального интереса в общенародный интерес не во всех звеньях работал) — реформа Косыгина

3.1.2.Приоритет материального перед духовным (цель –

«…удовлетворение постоянно растущих материальных и духовных потребностей», а не «духовных и материальных»)

3.2. Сам партийный способ формирования власти иерархической системы управления

3.2.1.Партия как организация, борющаяся за власть или её

удержание, способствовала попаданию в неё не духовных лидеров нации, а стремящихся во власть карьеристов,  а в  каких-то звеньях (секретари обкомов и райкомов КПСС, комсомольские лидеры) и сами духовные лидеры сменились индивидуалистами, активно захватившими национальные богатства в девяностые годы. Партия — это инструмент переходного периода.

3.2.2.Со времени Хрущёва растёт степень безответственности

(неподсудности) авангарда-номенклатуры, падает роль народного контроля,

3.2.3.Всё это в итоге привело к превращению авангарда в предателей

3.3.  Не было и отвечающего цели социализма научного сопровождения управления. Политики ЦК КПСС имели приоритет перед учёными и наукой

3.3.1. Теория коммунизма не была разработана, марксизм не

развивался.

  • Лозунг «догнать…». Он был не только сельскохозяйственным и

 производственным, «догонять» стремились и в науке.

  • Не найдено соотношение демократии и централизации в

демократическом централизме,

  • Диалектика, хотя и провозглашалась ведущей методологией, но

всё шире распространялся позитивизм

4. Прототип – СССР, основные отличия идеологии будущей России :

4.1. Цель – не удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей, а «сохранение и развитие России и народа страны  с его языком и культурой (образом жизни) в гармонии с природой и остальным неагрессивным миром, и противостоянии агрессивному миру, пока он существует». Отсюда приоритет развития науки и технологий, просвещения, культуры, образования, здравоохранения.

4.2. Власть. По окончании переходного периода отсутствие партий как организаций, борющихся за власть. Вся власть  — Советам, а не партии. Советы состоят из двух взаимодействующих Советов:  Совета народных депутатов и Совета ученых. Функция первого – отражение противоречий реальности, постановка проблем   и  принятие законов; функция второго — научная разработка проблем, снятие противоречий или удержание гомеостаза системы и подготовка проектов официальных документов.Все уровни Советов народных депутатов имеют научное сопровождение как соответствующий уровень Советов ученых.

4.3. Другой принцип формирования кадрового состава высшей власти  — авангарда. Включает в себя как принципы демократии (народное выдвижение), так и «центры кристаллизации» авангарда – коллективистов высшего уровня. Это секулярно — религиозные СМК (Средства массовой коммуникации), общественные и производственные организации.

4.4. Развитие строится не на политической борьбе, а на диалектическом развитии науки. Оно обеспечивается научным сообществом, его представители входят в одну из ветвей власти. Системный подход и диалектика как методология познания и развития, наука как основа стратегического проектирования. Неприемлемость западной гуманитарной (юридической, экономической, социологической, психологической и т.д.) науки для формирования и реализации социальной, образовательной, политической и хозяйственной систем России.

4.5. Планово-распределительная экономика по   модели Глушкова (ОГАС), Н.Ведуты, Е.Ведуты (динамическая модель межотраслевого баланса)

4.6. Труд — первейшая обязанность человека. Осознавшие эту обязанность имеют право на добросовестный труд.

4.7. Развитие средств народного контроля.

4.8. Государство светское. При этом восстановление роли религии как носителя ценностей русской культуры