Александр Чачия: «Слово о Сталине»

Уважаемые товарищи!

В этой аудитории нет необходимости рассказывать о биографии И.В.Сталина, о той роли, которую он сыграл в создании, сохранении и развитии нашей Родины – Советского Союза. Величие Сталина как политического, государственного деятеля, человека и гражданина беспримерно и несравнимо ни к с кем в мировой истории.

https://www.youtube.com/watch?v=uAneSKeJBrg

Никому из великих исторических деятелей не удавалось построить качественно новую общественно-экономическую формацию, провести две модернизации – в 30-е и послевоенные годы, осуществить культурную революцию, построить общество социальной справедливости, сформировать качественно новую историческую общность, каковой стал советский народ, выйти победителем в мировой войне и умереть, будучи главой мировой свехдержавы. Более того, есть исторические деятели, которых благодарно помнят, любят и всячески пропагандируют в своих странах и за рубежом национальные элиты, правящие верхушки, которые с помощью системы образования, средств массовой информации, литературы и искусства формируют благородный, героический образ этих исторических деятелей и превращают их в общественном сознании в национальных героев, хотя в реальности они могут быть весьма далеки от этого образа. Например, в Америке можно назвать Линкольна, Вашингтона, генерала Гранта или того же Джефферсона, который распинался о свободе и равенстве, а сам так и умер крупным рабовладельцем. Есть и такие исторические деятели, которых власть, интеллигенция всеми способами навязывают народу в качестве национальных героев, но народ отказывается их таковыми признавать. Мы это видим в наши дни на примере Николая Второго, Солженицына или Ельцина. Сколько ни строй этих Ельцин-центров, мнение народа позитивным не станет. А на примере Сталина мы имеем дело с тем феноменальным случаем, когда и власть, и интеллигенция, внутренние и внешние силы в течение почти 70 лет всеми возможными методами пытаются вытравить в народе благодарную память, любовь, уважительное отношение к этой фигуре, и ничего у них не получается. В жизнь вошло уже третье послесталинское поколение, но и эти люди продолжают считать Сталина самым великим деятелем отечественной истории. Согласитесь, это феноменально.

Я, естественно, не буду здесь говорить о политических, экономических, научно-технических, военных, идеологических, культурных победах советского народа под руководством Сталина. Вы об этом знаете лучше меня. Скажу лишь, что со всем прочим выдающейся заслугой Сталина считаю создание качественно новой системы государственного управления, системы, которая продолжала эффективно работать и после Сталина в течение почти 40 лет, более того, какие-то огрызки, ошметки этой системы продолжают функционировать поныне, удерживая и Россию, и другие постсоветские республики от полной деградации. Вл. Ник. Новиков, бывший зампред Совмина СССР, сказал как-то о послесталинском времени: «Государственная машина продолжала двигаться вперед независимо от того, кто где сидел. Если бы там вообще никого не было, страна продолжала бы развиваться по линии, намеченной ранее». Вот что значит эффективная система управления. Создать такую систему, параллельно решая грандиозные задачи индустриализации, коллективизации, культурной революции, величайшей войны в истории человечества, послевоенного восстановления и новой модернизации, которая и вывела страну в космос, и все это за одну человеческую жизнь, меньше того, за какие-то неполных 30 лет – это ли не достойно преклонения, восхищения и благодарности?

Естественно, образ Сталина был краеугольным, системообразующим как для грандиозного здания Советского Союза, так и для мирового рабочего, коммунистического, национально-освободительного движения. З.Бжезинский, ярый враг, но умный человек, в начале 80-х годов писал: «Есть лишь два рычага для подрыва морально-политического единства советского народа – антисталинизм и национализм». С конца 80-х оба эти рычага были в полной мере задействованы предательской верхушкой нашей власти. Но задолго до Бжезинского жизненную необходимость опорочить, оклеветать Сталина, сбросить его фигуру с пьедестала мировой истории осознавали и международный финансовый капитал, и наши геополитические противники. Такие попытки систематически предпринимались и при  жизни Сталина, разве что с перерывом в годы войны, но желаемого результата не приносили. Нашим людям было  наплевать, что они там говорят, да и мировая общественность с недоверием относилась к таким пропагандистским кампаниям. Цель могла быть достигнута только в одном случае: если обвинения в адрес Сталина прозвучат в Советском Союзе из уст руководителей страны. И это случилось.

Не знаю, как вы, но я не верю в то, что причиной клеветнического доклада Хрущева была его вздорность, тупость или личная ненависть к Сталину. Не верю, что многолетние соратники Сталина, многоопытные, закаленные борцы – Молотов, Каганович, Маленков, Булганин, Ворошилов – не возразили вопиющей лжи Хрущева из-за опасения раскола партии. Не верю, что они не понимали разрушительного значения этого доклада для государства, для единства народа, для международного авторитета страны, для социализма в мире. Не верю, что они не понимали того, что сразу понял Мао Цзе-дун, который сказал: «Преступные действия Хрущева и его подручных будут иметь долговременные последствия. Они приведут к перерождению, а затем и к разрушению Советского Союза и КПСС».

 Не верю еще и потому, что несколько лет назад был рассекречен доклад ЦРУ президенту США, подготовленный в 1951 году, в котором излагается план мероприятий на случай смерти Сталина. В части пропагандистской работы внутри советского общества выделены следующие направления: раскрутка завещания Ленина с негативной характеристикой Сталина; жертвами сталинских репрессий стало больше людей, чем погибло в годы войны;  Сталин уничтожил старых большевиков-ленинцев, чтобы подчинить страну личной диктатуре; поражения в начале войны обусловлены уничтожением командного состава армии; в войне победил героический народ вопреки бездарному руководству Сталина; индустриализация страны осуществлена рабским трудом заключенных; преступный характер пакта Молотова-Риббентропа. Сравните эти направления пропаганды с теми обвинениями, с которыми Хрущев выступил на ХХ съезде. Случайное совпадение? Я уж не говорю о том, что все это мы уже в течение 30 лет ежедневно слышим с экранов телевизоров и читаем в прессе.

Кто и за что ненавидит Сталина сегодня? Понятно, что российский олигархическо-бюрократический капитализм по природе своей не может относиться к Сталину с симпатией. Экономическая политика правящего класса прямо противоположна сталинской экономической политике. Напомню, какую задачу ставил Сталин еще в 1926 году: «Мы должны строить наше хозяйство так, чтобы наша страна не  превратилась в придаток мировой капиталистической системы, чтобы она не была включена в общую систему капиталистического развития как ее подсобное предприятие, чтобы наше хозяйство развивалось не как  подсобное предприятие мирового капитализма, а как самостоятельная экономическая единица, опирающаяся главным образом на внутренний рынок, опирающаяся на смычку нашей индустрии с крестьянским хозяйством нашей страны». Он поставил эту задачу и решил ее. Разве могут ему это простить мировой капитал, российская политическая и экономическая элита, которая главной своей заслугой считает прямо противоположное — включение России в мировую экономическую, т.е. капиталистическую, систему. Естественно, Сталина будут ненавидеть все, кто считает капитализм безальтернативным путем развития человечества, кто считает, что историческое предназначение России – это роль сырьевого придатка цивилизованного мира. Ненавидят Сталина и потомки тех, кто придерживался аналогичных взглядов после Октябрьской революции, кто рассматривал Россию лишь как «вязанку хвороста»  в огне мировой революции, кто всячески препятствовал строительству социализма в СССР и понес за это заслуженную кару. Люто ненавидят Сталина за то, что он нанес катастрофическое поражение Западу и внутренней космополитической элите, ориентированной на Запад; одна отвязка от доллара и введение золотого рубля чего стоит, кто же это простит?; ненавидят за кардинальное изменение основ кадровой политики, когда вместо профессиональных революционеров, в том числе и мало связанных с Россией, стали выдвигаться выходцы из рабочих и крестьян; ненавидят за то, что он восстановил, скрепил и развил русское цивилизационное пространство, превратив его в мощный геополитический фактор, определяющий судьбу человечества. За многое ненавидят: за то, что  фактически признал русских государствообразующей нацией Советского Союза, восстановил казачество, реабилитировал русскую историю и ввел в учебно-воспитательный процесс имена великих русских исторических деятелей, жестко реагировал на любые проявления национализма, возвратил почти утерянный в 20-е годы культ семьи,  восстановил Патриархию, вернул ей монастыри, церкви, духовные академии и семинарии, хотя некоторые мерзавцы из числа иерархов РПЦ имеют подлость называть его чудовищем, духовным уродом и ставить на одну доску с Гитлером. Все это, сделанное Сталиным, Троцкий назвал предательством революции, книжку издал – «Преданная революция», он и его подельники, оказывается, делали революцию не для этого, поэтому Сталин в их глазах преступник. Преступник он и в глазах их современных последышей – вон сколько их в правительстве, в средствах массовой информации, в среде интеллигенции. А представьте, сколько их, ненавистников этой политики Сталина, было в 30-е годы, перед надвигавшейся войной.

Ненавидят Сталина, память о нем и за то, что в условиях длящейся уже 30 лет дезинтеграции, социально-экономической и нравственной деградации постсоветского пространства, фигура Сталина, олицетворяющая прошлое величие нашей общей Родины, напрочь связанная с общей Победой в Великой Отечественной войне, продолжает оставаться мощным реинтеграционным фактором для народов постсоветских стран. Исследования, проводимые даже либеральными, провластными социологическими службами, показывают, что 70% населения России либо положительно, либо уважительно, либо восторженно относятся к Сталину, у 15-20% нет определенного мнения и 10-15% относятся негативно. Такие 10% всегда были, есть и будут в России. Это те 10%, которые готовы были сдать страну Гитлеру, в 90-е годы превращали Россию в колонию Запада, сейчас готовы отдаться внешнему хозяину, лишь бы он оставил за ними право продолжать грабить собственный  народ. Уверяю вас,  такие же цифры мы получим, если изучим общественное мнение во всех постсоветских республиках. А если допустить на телеканалы честных, объективных исследователей, которые расскажут правду о сталинском периоде истории, развеют мифы о миллионах невинных жертв репрессий, то стремление к реинтеграции постсоветского пространства, к построению справедливого общества, к возврату базовых социалистических принципов общественного устройства, восстановлению советского образа жизни охватит все 90% населения. Разве это не страшно для правящих режимов постсоветских стран, для мирового капитала? Поэтому малейшие попытки сказать правду о Сталине, отдать должное его памяти гасятся с невероятным ожесточением. Вернуть Сталинграду его героическое имя – нельзя, внесет раскол в общество. Поставить памятник Сталину, даже где-то в глуши – нельзя, внесет раскол в общество. Сказать, что Сталин не по глобусу руководил войной – тоже нельзя, опять раскол. Раскол – это когда все общество придерживается одного мнения, а ему вбрасывают противоположное, и общество делится пополам, или почти пополам. Так сделал Хрущев и члены Политбюро, не оказавшие ему сопротивление. Поэтому их утверждения, что они из опасения раскола в партии не опровергли хрущевскую провокацию – просто ложь. Именно хрущевский бред и внес раскол в партию. Если б только в партию. А как можно говорить о расколе сейчас, если соотношение противоположных мнений в обществе по поводу Сталина – 70% к 10%? Значит, на всех официальных уровнях поддерживать и пропагандировать позицию 10 процентов – это нормально, а согласиться с позицией 70% — это раскол. Раскол кого?

Почему образ Сталина становится все более актуальным? Капитализм во всем мире зашел в тупик. В России развитие при капиталистическом строе в принципе невозможно. При включении России в мировую капиталистическую систему почти любое производство в России  нерентабельно. Достаточно сказать, что для отопления одного квадратного метра производственной площади в России энергии нужно в 2,5 раза больше, чем в Финляндии, я уж не говорю о Западной Европе или Америке. Развитие в России возможно лишь в рамках той стратегии, которую заявил Сталин в далеком 1926 году – с опорой на внутренний рынок, в смычке нашей промышленности с нашим сельским хозяйством. А это, в свою очередь, возможно лишь при социалистической системе хозяйствования. Сегодня само существование Российской Федерации обусловлено двумя факторами: вывозом природных ресурсов, данных нам Богом и природой, и наличием ядерного оружия, оставленного Иосифом Виссарионовичем и Лаврентием Павловичем. Представители правящего класса даже гордятся тем, что страна стала сырьевым придатком мировой экономики. Куда, мол, им без нашей нефти и газа. По всем прогнозам, где-то  к 2030 году объемы добычи нефти в России сократятся вдвое (старые месторождения истощаются, поиск новых не ведется), параллельно мировые цены на нефть тоже упадут в 2 раза ( с замедлением мировой экономики сокращается потребление, вводятся альтернативные источники энергии). Таким образом, доходы России от нефти сократятся в 4 раза. Кивают на резервы. Кстати, неизвестно, где эти резервы находятся и дадут ли ими воспользоваться в нужный момент. Но даже если дадут, насколько их хватит? В  2009 году, когда из-за кризиса цены на нефть упали, на поддержку экономики, в основном финансового сектора, вбухали 150 млрд. долларов. За год. Ну вбухают и эти 500, пусть 600 млрд. года за три-четыре. А что дальше? А дальше распад страны. Сначала выделятся более или менее самодостаточные  регионы, за ними те, которых возьмут под опеку транснациональные компании. Переход к капитализму привел к развалу СССР, следование по капиталистическому пути приведет к распаду Российской Федерации. Только сталинская экономическая политика способна сохранить единство страны и вернуть России былое величие.

Более того, существует, на мой взгляд, геополитическая аксиома: Россия в современном мире может существовать либо как мировая держава, либо не существовать вовсе. А чтобы стать мировой державой, нужно объединение, реинтеграция всего постсоветского пространства. При каких условиях возможно это объединение? При условиях правильной экономической политики, создания самодостаточного государства, построения общества социальной справедливости. Только при таких условиях Россия  станет центром притяжения для народов постсоветских республик, да и не только для них. Весь мир  сегодня в поисках альтернативы капитализму. Приближающийся мировой капиталистический кризис только усилит эти поиски. И если Россия вовремя сделает спасительный выбор, то народы потянутся к ней, как тянулись  к Советскому Союзу в 20-е, 30-е, 40-е годы, да и после по инерции вплоть до 80-х. С капиталистической Россией не хочет объединяться даже братская Белоруссия. Не хочет, потому что знает, что с нею будет в таком случае: приедут российские олигархи, скупят все, что приносит прибыль, остановят те производства, которые мешают западным компаниям экспортировать в Белоруссию свои товары, и республика придет в запустение, как соседние с ней российские области. Чем можно привлечь к себе симпатии закавказских или среднеазиатских народов, украинцев, молдаван, прибалтов? Что альтернативного их жизненному устройству может предложить сегодняшняя Россия? Да ничего. Их так же грабят местные олигархи, так же барствуют местные элиты, так же голоден и бесправен народ. И те симпатии, которые и сейчас велики по отношению к России, особенно среди старшего и среднего поколения, это симпатии к той, Советской России, это надежда на то, что Россия наконец вернется на путь развития, добра, духовности и справедливости – на тот путь, который определил для России, для всего Советского Союза Иосиф Виссарионович Сталин.

Де Голль сказал такие слова на смерть Сталина: «Сталин умер. Но он не ушел в прошлое. Он растворился в будущем». Будем надеяться, что это так.

Александр Чачия,

Руководитель Центра проблем глобализации,

доктор полит. наук, профессор