В каком направлении реформировать отечественное образование? Диспутклуб

Открытое письмо Олегу Николаевичу Смолину

Я старый русский учитель. У меня нет ни наград, ни званий. И, казалось бы, пора греть кости на печи, что рекламирует Вассерман. Но работаю и страдаю.

В советской школе был один учебник по каждому предмету на всём государственном пространстве. Сегодня учебников несколько по одному и тому же предмету. В учительском семействе разброд и хаос. А жертва этого хаоса — ребёнок. «Сегодня дети — завтра народ», — утверждал С.В. Михалков. При переезде родителей ребёнок приходит в другую школу и сидит как под водой. В новой школе — другой учебник, другая программа, и темы, которых новичок не знает, изучены в прошлом учебном году. Об этом лет десять назад говорил В.В. Путин.

Вы, может, думаете, что что-нибудь исправлено. Нет, Олег Николаевич! Слова президента утонули, завязли в вонючей бюрократической тине образовательных ведомств.

В Думе обсуждался вопрос о единой программе, и это правильно. Но, Олег Николаевич, сперва нужны новые единые учебники: от них пляшут программы. Это две зависимые друг от друга опции.

«Сумрачный германский гений» сказал: «Войны выигрывают не генералы, а школьные учителя».

Уничтожены детские патриотические организации, из программы по литературе изъяты патриотические произведения. Эти либеральные выверты привели к трагическим последствиям. Действия реформаторов в образовании равнозначны военным терактам. Вот результат: десятки тысяч трусливо сбежавших от мобилизации. Да, да — это эхо либеральных реформ в образовании. «У, либералы проклятые! Чёртово семя» — это Гоголь.

Восточная мудрость гласит: «Чтобы победить врага, надо перевоспитать его детей». В немалой степени соросам через чубайсов, квакиных (не могу назвать фамилию любимого с детства писателя в этом ряду) это удалось.

ЕГЭ, ОГЭ — никакой радости самостоятельного открытия в познании. Об этом говорено-переговорено. Я не буду. В классе от шести до десяти детей мигрантов из южных республик. Половина совсем не говорят по-русски. Это зубная боль учителя. У нас мощные национальные диаспоры. Пусть открывают свои школы с русским языком обучения.

О репетиторстве. Откройте любую страницу в интернете. Репетиторы всех видов и мастей! Только один пример из рекламы: «Репетитор по русскому языку. Четыре тысячи семьсот рублей за 90 минут». Учитель в школе за 270 минут (это 6 уроков) столько не получает, а у него не один ученик, а 200. Репетиторы — это в большинстве своём учителя, ушедшие из школы за большими деньгами или не сумевшие работать в школе. И они заполонили образовательное пространство. Кстати, уже рекламируются материалы ЕГЭ и ОГЭ на 2023/24 учебный год. И нет ничего об обыкновенной средней школе, где учителя в переполненных классах честно и добросовестно выполняют долг перед Отечеством. А ведь в средней школе формируется будущее Родины.

Олег Николаевич, к нам влились новые территории. Их необходимо включать в наш образовательный процесс. Как раз время коренных изменений в образовании. Весь гуманитарный цикл необходимо перенаправить в русло патриотизма, честности и добра. Иначе Родину потеряем. Не на войне потеряем. В обыкновенной школе потеряем. А спасти наших детей может только русская классическая литература. Её преподавание сегодня в загоне: требуется натаскивать на ЕГЭ. А надо внимательно изучать «Судьбу человека» М.А. Шолохова, «Повесть о настоящем человеке» Б.Н. Полевого, «Молодую гвардию» А.А. Фадеева. «Война и мир» Л.Н. Толстого — это золотая шкатулка патриотического воспитания детей.

И последняя цитата: «Школа — это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать её в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее» — это Д.И. Менделеев.

Олег Николаевич, глубокое уважение к Вам как человеку и учёному подвигло меня написать Вам.