Действительно, почему именно на рабочих возложена главная миссия стать гегемоном в социалистической революции и на всех последующих этапах становления и развития коммунистической формации? Почему же трудовой (!) интеллигенции отведена только роль союзника рабочего класса?
Безусловно, причина кроется в бесправном, унизительном положении рабочего класса в системе производственных отношений. Этим, собственно говоря, объясняются особенности психологии рабочего и интеллигента. В чем выражаются эти особенности? Дело в том, рабочему свойственна бескомпромиссность суждений, он по большей части действует решительно, а интеллигент более склонен к компромиссу, ведет себя осмотрительней.
Вспомним произведение известного советского писателя Алексея Толстого «Хождение по мукам» (я недавно его перечитывал). Все герои-интеллигенты в этой книге (Рощин, Соломин, Сапожков и др.) не сразу принимают революции, путь к большевизму для них насыщен переживаниями, сомнениями, раздумьями. Поначалу такой выбор для них становится своеобразным компромиссом. Так Рощин многое не приемлет в революционных преобразованиях, но для него ключевым в выборе становится патриотическая составляющая у большевиков. Т.е. Рощин готов бороться не за большевизм, а за сильную Россию, поэтому он идет в Красную Армию.
Такие же колебания свойственны и крестьянам (мелкой буржуазии). Проявляется двойственность крестьянина. С одной стороны крестьянин – это труженик, которого много веков эксплуатировали помещики, а с другой стороны крестьянин – это торгаш, мешочник, спекулянт. Какая сторона в нем возьмет верх? Большинство крестьян вливается в ряды Красной Армии, но есть и такие, кто прибивается к батьке Махно. А казаки неслучайно становятся опорой белой гвардии.
А что же рабочие? Они не колеблются. Им не свойственен компромисс. Поверив пролетарскому вождю и большевикам, они готовы за ними пойти хоть в огонь, хоть в воду.
Здесь что принципиально? Если есть у рабочего человека вера в вождя, то он за него свою жизнь отдаст. Но если у рабочего такой веры нет – он с таким «вождем» никаких дел иметь не будет!
А вот интеллигент размышляет иначе: он может прибиться к такому «вождю» даже при отсутствии доверия. По самым разным обстоятельствам. Но интеллигент прежде подумает, а уже потом выполнит (или не выполнит) спорный приказ.
Рабочему же дали задание — он кровь из носу, расшибется в лепешку, но задание выполнит любой ценой. Поскольку, еще раз повторюсь, для интеллигента свойственно компромиссное мышление. А рабочий – бескомпромиссен.
Когда в партии велись теоретические внутрипартийные дискуссии, не думаю, что малограмотные простые рабочие понимали все тонкости спора. Скорее всего, они интуитивно становились на сторону Ленина или Сталина, уже потому, что им верили, их любили. Таково сознание рабочего.
А вот интеллигент в таких дискуссиях вел себя иначе. Из истории известно, что даже ближайшие соратники вождей порой с ними не соглашались по принципиальным вопросам. Ленину и Сталину приходилось долго и терпеливо их убеждать. А иначе нельзя. Интеллигента вначале надо убедить четкой аргументацией, а уж потом он пойдет за тобой.
История нас учит, что революционные партии формируются из рабочего класса, затем к ним примыкают другие слои трудящихся, в том числе трудовая интеллигенция. Из одной только интеллигенции революционную партию не сформировать (все попытки сформировать революционную партию из одной только интеллигенции без участия рабочих приводили к строительству социал-демократических партий). Этим, собственно говоря, объясняется необходимость вести революционную работу непосредственно по фабрикам и заводам.
Отсюда также вытекают и требования к характеристике пролетарского вождя. Ведь ему должны поверить массы людей, за ним должны пойти на решительный штурм капитала. Это, действительно, должен быть необычный человек. Такими были Ленин и Сталин. Я выделяю три главные черты пролетарского вождя: это сильная воля, мудрость и аскетичность (т.е. способность общественный интерес поставить выше личного, неспособность к предательству, суперцелеустремленность и.т.д).
Чем же объясняются эти различия в психологии рабочего и интеллигента? О причинах мы говорили уже выше. Рабочим нечего терять, кроме собственных цепей. В капиталистической системе производства рабочий отчужден от средств производства, он вынужден «вкалывать на чужого дядю». Накладывает отпечаток на сознание рабочего сама специфика его трудовой деятельности (рабочий является частью фабричного или заводского трудового коллектива), безусловно, сказывается и уровень образованности.