Тема патриотизма в российском медийном пространстве и в системе образования стала систематически подниматься с 2014 года и актуализировалась с особой силой в 2022 г. в связи с началом специальной военной операции на Украине. Противодействуя этой операции, НАТО фактически развязала прокси-войну против России с циничным использованием Украины в качестве орудия военного противоборства. В российских центральных СМИ регулярно обсуждается тезис, что идёт война за само существование России, Русского мира, что в ней мы можем победить или погибнуть. Этот тезис высказывают и официальные лица на всех уровнях вертикали власти. Правда, в российской жизни при этом мало что меняется. Реально войну на себе ощутили только те, кого она непосредственно коснулась – воины на передовой, их семьи и жители прифронтовых регионов России, работники некоторых оборонных предприятий. На фронте мы занимаем стратегическую оборону и ничего радикально не меняется уже 8 месяцев. НАТО регулярно поставляет оружие и боеприпасы, которые Россия частично уничтожает, а остальные применяются по нашим войскам и бомбардируют Донбасс и другие территории России. Министр экономики М. Решетников на вопросы об активизации производства разводит руками и сетует, что в отличие от сталинских министров он никому не может приказать, т. к. для частных владельцев предприятий он не начальник. Тем временем с Грузией открыто авиасообщение и переполненные самолёты везут граждан России на отдых в вожделенную Европу более коротким путём, чем перелёты через Турцию. Руководство Ростеха и сам Президент России с гордостью заявляют об увеличении экспорта вооружений, в том числе комплексов ПВО, авиации. В зоне СВО их предостаточно? Только в 2022 г. заключено дополнительно контрактов на экспорт вооружений на сумму 1 трлн руб. Продолжаются экспортные поставки минеральных ресурсов, в т. ч. цветных металлов, через территорию Украины, в недружественные страны, несмотря на то что совокупный экспорт в валютном исчислении почти в два раза превышает импорт. Россия никак не примет принципиального решения о прекращении «зерновой» сделки, позволяющей обеспечить четверть экспортной выручки Украины. Сотни миллиардов долларов российских субъектов экономической деятельности продолжают оседать на иностранных счетах. Газпром стал титульным спонсором турецкого «Бешикташа», вложив 78 млн евро.
Нельзя себя обманывать и утверждать о высоком уровне патриотизма в обществе, когда на 300 тыс. мобилизованных мужчин оказалось 700 тыс. граждан, выстроившихся спиной к Родине на пограничных пропускных пунктах. Но эта ситуация возникла не вдруг, а явилась следствием контрреволюции в 1991 году и порочной государственной политики отчуждения народа от собственности, лишения людей чувства исторической правоты, перспективы и сопричастности к великой цивилизационной миссии строителей коммунизма. Кроме того, либеральная пропаганда настойчиво навязывала установку: «Патриотизм — последнее прибежище негодяев». Космополитизм среди молодого поколения достиг угрожающего размаха.
В результате давления на Россию после возвращения Крыма власть, наконец, испугалась: кто же будет её защищать в «разборках» с акулами мирового империализма, — и вспомнила о патриотизме. О ловкости буржуазии, с какой она прикрывает лозунгом о защите отечества свои истинные цели – защиту капиталов писал В.И. Ленин: «Буржуазия каждой страны ложными фразами о патриотизме старается возвеличить значение «своей» национальной войны и уверить, что она старается победить противника не ради грабежа и захвата земель, а ради «освобождения всех других народов»» («Война и российская социал-демократия», ПСС, том 26, стр. 17). Это утверждение В.И. Ленина отражает всеобщий принцип «патриотического» поведения буржуазии, однако, следуя диалектике, мы должны в каждом явлении видеть аспекты особенного и конкретного. Настоящая война явление сложное и многоаспектное. Не будем отрицать, что начало СВО вызвано и искренним благородным порывом денацификации Украины, защиты жителей Донбасса, и всё же… Борьбу с украинским нацизмом следовало начинать, как только появились его ростки задолго до 2014 года и уж, конечно, решительно ликвидировать это зло, активно поддержав восстание на всём востоке и юге Украины против бандеровского майданного переворота. Для использования всех средств, в т. ч. военных, подавления нацизма в любой стране Россия имела полномочия, предоставленные ей международным правом, как продолжательницы СССР – государства-победителя во Второй мировой войне. Однако и сегодня даже входе СВО мы наблюдаем вмешательство олигархов в политику, а также торговлю российских субъектов экономической деятельности с врагом. Руководителям бандеровского режима не дана официальная оценка, как нацистам и террористам.
«У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», — заявил Президент России В.В. Путин в начале февраля 2016 года на встрече с предпринимателями. Этот тезис в различных формах муссируется официальной пропагандой и сегодня. В последние месяцы ей пришлось вспомнить подвиги героев советского народа. При этом суть явления советской сплочённости, самоотверженности и патриотизма умалчивается. Для адекватной оценки философского глубокомыслия В.В. Путина о патриотизме, важно понять: что есть патриотизм и откуда он возникает. Почему Родину советскую любили, а РФ многие и многие готовы только использовать? Почему в советское время думали: «кто, если не я», а сегодня: «кто угодно, но не я»?
Патриотизм по определению – любовь к Родине, готовность работать на её благо, защищать её. Бесспорно, он может служить сплочению народа, направлению его усилий на благо Отечества. Патриотизм служит повышению связности системы-общество, удержанию её населения в едином территориальном, экономическом и культурном пространстве, наконец, позволяет сплотить силы нации, перед лицом врага или катаклизма: быть или не быть? Если ослабевает патриотизм, страна начинает терять население сначала в буквальном телесном измерении, потом во всех смыслах и измерениях и в итоге растворяется в мировой цивилизации, превращаясь из субъекта исторического процесса в объект, в пассивный ресурс. Патриотизм, таким образом, — необходимое условие существования страны, причём любой. В связи с этим специфической идеей России он не является. Сам по себе патриотизм вообще не идея, а чувство. «Патриотизм — одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств…», — Ленин В.И. (Ценные признания Питирима Сорокина. 20 ноября 1918. ПСС. Т. 37 стр. 190-191).
Речь может идти не об идее патриотизма, а об идеи воспитания патриотизма у граждан. Этой идеей должна руководствоваться политическая власть при организации работы всех государственных и общественных институтов, системы образования и поддержки культуры, реализации технологий массовых коммуникаций. Укрепление патриотизма, как выполнение необходимого условия существования, должно быть одной из основных задач политики государства, включая обеспечения национальной безопасности.
Нельзя заставить, убедить, призвать быть патриотом. Любовь к Родине основана на двух началах. Первое – качество жизни в стране, комфортность бытия, когда удовлетворяются интересы личности, когда она чувствует к себе уважение и сама уважает общество и государство, когда она имеет возможность обретения социальной значимости. Второе – осознание национальной культурной идентичности и самобытности своего народа, уважение к культуре и истории Отечества и его героев, осознание правоты и перспективы исторического пути своего народа, принятие его духовных ценностей и смысла бытия и, в конечном итоге, ощущение личной сопричастности не только к настоящему, но и к прошлому, и к будущему народа. Второе начало много важнее первого, поскольку комфортную жизнь можно обрести и в другой стране. Именно это и пытаются сделать представители российской буржуазии и другие мажоры провластной элиты современной России.
Для формирования патриотизма в обществе необходим объединяющий смысл бытия, объединяющие ценности жизнедеятельности и цели существования и развития. Развитие содержания патриотизма русского человека в контексте исторического развития общества раскрыто Председателем ЦК КПРФ Г.А. Зюгановым в докладе на VI-ом майском пленуме ЦК КПРФ (2023 г.) «О задачах КПРФ по борьбе с фашизмом и патриотическому воспитанию подрастающего поколения».
Именно осознание себя хозяевами своей страны, членами великой целостной общности строителей коммунизма, ощущение гражданами заботы государства во всех аспектах жизнедеятельности сформировало патриотизм советских людей. Объединяющим началом были идеи советской цивилизации – высшего в истории достижения развития русской цивилизации, а патриотизм являлся лишь естественным следствием принятия этих идей обществом, как драгоценного духовного достояния и руководства к действию. Защищая и развивая Родину, советские граждане защищали и развивали свой образ бытия, своё будущее и будущее своих потомков, как своё продолжение, продление по стреле времени. Смысл патриотизма для всех был един: раньше думай о Родине, а потом о себе.
Сегодня таких идей нет. Официально идеология запрещена Конституцией РФ. На выжженном поле высоких смыслов проросли примитивные идеи гедонизма и эгоизма, монархическая и религиозная архаика. В то же время официальная пропаганда и государственная политика на всех уровнях продолжают укреплять институты капитализма, формировать сословность, навязывать символы сгнившего более века тому назад монархизма. «В буржуазно-классовой интерпретации его (Русский мир – Д.Т.) будто обокрали, обкорнали со всех сторон, лишили напряжённой духовной работы во имя преображения Родины… И стал вдруг этот Русский мир каким-то странным, половинчатым, обнищавшим, неполным. А значит, и не победным!» — заключил Г.А. Зюганов в указанном выше докладе.
В обществе, разделённом на классы характером производственных отношений, не может быть единства. У этих классов разное представление о ценностях, которые необходимо защищать. В разделённом обществе патриотизм имеет и классовое измерение, и разные смыслы. «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Матф.6:21). Теология трактует это изречение И. Христа в рамках дихотомии: земные материальные удовольствия и Царство Божие, спасение души. Однако этому не противоречит и вполне мирская, материалистическая интерпретация в контексте понимания патриотизма: что для человека ценно, то он и будет сберегать, где его благосостояние, туда и будут обращены его и помыслы, и стопы. Патриотизм не смог предотвратить Гражданскую войну в России, развязанную белыми «патриотами» в 1918 году при помощи интервентов и мирового капитала против своего народа. Солдаты Первой мировой войны в 1917 году массово покидали окопы, поспешая домой делить землю.
Обладателей капиталов власть взывает хотя бы чуть-чуть поделиться и использовать активы для решения внутренних и военных задач, а для подавляющего большинства – быть готовыми затянуть пояса и отправиться на фронт. Главное же требование власти – «не раскачивать лодку» и верить. Это плохо работает.
Объединяющим, активно-творческим началом общественной жизни в России вновь может быть лишь идея возвращения на дорогу социального прогресса – на дорогу воссоздания социализма и общественного развития с целью: всё во имя человека, всё для блага человека. Это начало, безусловно, позволит открыть дверь для сплочения народов на постсоветском пространстве на основе солидарности трудящихся, избавления от колониального комплекса цивилизационной неполноценности. Патриотизм же в этом случае обретёт глубокое, достойное человека-творца содержание.