Недавно разговаривал с одним приятелем о ситуации по Белоруссии. Он бурно возмущался тем, что, по его мнению, Батька Лукашенко фальсифицировал выборы. Я ему задал вопрос: «А вы что же верите в возможность чистых и честных выборов? Где они «чистые и честные выборы»? В Америке, в Европе, в России?».
Мы поддержали Батьку, потому что он прогрессивный президент в сравнении с теми кандидатами, которых империалисты предложили ему на смену. А как он провел выборы – честно или нечестно – для выработки нашей позиции по Белоруссии не имело абсолютно никакого значения.
Стал затем ему объяснять, что не бывает «идеальной» или «абсолютной» демократии. Что всякая демократия имеет классовый характер. При капитализме демократия буржуазная, а, следовательно «избирательная система» и все «демократические институты» носят декоративный, формальный характер. То есть, по буржуазной конституции, власть провозглашается народной, а на самом деле буржуазное государство является ничем иным, как диктатурой буржуазии.
Затем объяснил своему приятелю, что и диктатура пролетариата не предполагает «идеальной» демократии. Да, пролетарская (социалистическая) демократия – более высший тип демократии в сравнении с буржуазной демократией. Поскольку пролетарская (социалистическая) демократии – это демократия большинства.
Но «идеальной» демократии в том смысле, как ее понимают либералы, классики марксизма никому и никогда не обещали. Хватит, уже поиграли в «демократию», «гласность» и «общечеловеческие ценности» вместе с Горбачевым, отлично помним, чем завершились для страны и социализма эти «игрища».
Напомню вкратце, что такое диктатура пролетариата? Это пролетарское государство в форме Советов. Это руководящая роль компартии в обществе (закрепленная в Конституции). Это отсутствие многопартийности. Это партийный контроль в СМИ. Это ограничение в политических правах буржуазии в переходный период от капитализма к социализму, а в дальнейшем — полная ее ликвидация, как класса. Это выборы в Советы и другие общественные организации, когда все кандидаты в обязательном порядке проходят предварительно через партийный «фильтр». Вот что представляет собой диктатура пролетариата. Кто этого не понимает или с этим не соглашается, кто нам предлагает строить в будущем «идеальную» демократию – тот никакой не коммунист!
Если же рассматривать в далекой перспективе, то и социалистическая демократия будет существовать не вечно. Она отомрет вместе с государством и диктатурой пролетариата на высшей фазе коммунистического общества – коммунизме. Как известно, им на смену придет коммунистическое самоуправление.
Вообще, полагаю, что лозунг «За чистые и честные выборы!» нам подбросила буржуазия, чтобы посеять в наши ряды иллюзию о возможности подменить классовую борьбу и революцию голосованием при капитализме.
Вот что говорил об этом В.И. Ленин:
«Только негодяи или дурачки могут думать, что пролетариат сначала должен завоевать большинство при голосованиях, производимых под гнетом буржуазии, под гнетом наемного рабства, а потом должен завоевывать власть. Это верх тупоумия или лицемерия, это — замена классовой борьбы и революции голосованиями при старом строе, при старой власти…
Пролетариат ведет свою классовую борьбу, свергая буржуазию, не дожидаясь при этом никакого предварительного (и буржуазией производимого, под ее гнетом идущего) голосования, причем пролетариат прекрасно знает, что для успеха его революции, для успешного свержения буржуазии безусловно необходимо сочувствие большинства трудящихся (а следовательно, и большинства населения).
Парламентские кретины и современные Луи Бланы «требуют» обязательно голосования и обязательно проводимого буржуазией голосования для определения этого сочувствия большинства трудящихся. Но это взгляд педантов, мертвецов или ловких обманщиков»
(«Привет итальянским, французским и немецким коммунистам»).
Напомню также ироничное замечание Марка Твена: «Если бы от выборов что-то зависело, то нам бы не позволили в них участвовать».
Поэтому хватит уже врать и лукавить! Кого мы хотим обмануть? Самих себя! Отбросим в сторону лживый лозунг об «идеальной» демократии и поднимем выше наш пролетарский лозунг: «Нет системе наемного рабства! Долой буржуазную диктатуру! Даешь диктатуру пролетариата!».
Наш лозунг о диктатуре пролетариата не означает, что мы предлагаем вовсе отказаться от участия в буржуазном голосовании и буржуазном парламенте. Такой отказ стал бы большой глупостью, а мы оказались за бортом политической жизни. Но и преувеличивать значение парламентской борьбы нам также не стоит.
В этой связи не лишним будет напомнить, какие задачи перед рабочими депутатами ставил В.И. Ленин?
Вспоминает А.Е. Бадаев (в 1912 году он был избран в IV Государственную думу, стал членом большевистской фракции):
— С точки зрения революционной агитации среди масс думские заседания были использованы нами полностью. Нам иногда казалось, однако, что всего этого недостаточно.
— Ну, хорошо, мы со своей стороны устраиваем демонстрации министрам и черносотенцам, когда они появляются на трибуне,— сказал я в разговоре с Владимиром Ильичем,— но этого мало. Рабочие спросят: какие практические предложения делали вы в Думе, где выработанные вами законы?
Владимир Ильич Ленин, как обычно рассмеявшись, ответил:
— Никаких законов, облегчающих положение рабочих, черносотенная Дума никогда не примет. Задача рабочего депутата — изо дня в день напоминать с думской трибуны черносотенцам, что рабочий класс силен и могуч, что недалек тот день, когда вновь подымется революция, которая сметет всю черную сотню вместе с ее министрами и правительством. Конечно, можно выступать и с поправками к бюджету и даже с каким-либо законом, но все эти выступления должны сводиться к одному: надо клеймить царский строй, показывать весь ужасающий произвол правительства, говорить о бесправии и жесточайшей эксплуатации рабочего класса. Вот это будет действительно то, что должны слышать рабочие от своего депутата».
А тем, кто полагает, что лозунгом о диктатуре мы отпугнем наших сторонников, хочу напомнить другую цитату В.И. Ленина: «Защита сотрудничества классов, отречение от идеи социалистической революции и от революционных методов борьбы, приспособление к буржуазному национализму, … превращение в фетиш буржуазной легальности, отказ от классовой точки зрения и классовой борьбы из боязни оттолкнуть от себя «широкие массы населения» (читай: мелкую буржуазию) — таковы, несомненно, идейные основы оппортунизма».
(«Положение и задачи Социалистического Интернационала»).