Много ли в нас осталось «русскости»? Диспутклуб

Прочитал на сайте РУСО статьи А.И. Субетто, В.С. Никитина, И.С. Бортникова (публикации этих авторов можно объединить под общим названием «Социализм  и русская идея») и поначалу даже возгордился собой, поскольку и у меня есть русские корни. Но потом задумался над тем, много ли во мне осталось этой самой «русскости»?

Можно сказать, что в «чистоте» своей русской крови уверен я на все 100 процентов. Дело в том, что мои родители из одного села в Кировской области (бывшей Вятской губернии). Бабушки-дедушки, а также прадеды из того же села. И судя по всему, на протяжении нескольких поколений наша семья проживала в этом селе. Это подтверждает сохранившийся в местном музее документ середины 17 века – список жителей нашего села (в то время село располагалось на монастырских землях). В этом списке упомянуто несколько дворов с нашей фамилией.

Моя бабушка (1897 года рождения) последние годы проживала с моими родителями. Занималась моим воспитанием. А когда ее не стало, мне было 12 лет. Так что я отлично помню ее рассказы о жизни в дореволюционной деревне. Бабушка моя была из семьи середняков (у них была лошадь и свое хозяйство), но жили они очень бедно. По рассказам бабушки, на всех детей были одни валенки, поэтому в морозы выбегали из избы поочередно. А дед, вообще, был из бедняцкой безлошадной семьи, которая жила в курной избе (топилась по-черному). 

Поэтому не удивительно, что наша семья всем сердцем приняла советскую власть. Мой прадед, кстати, еще до 1917 примкнул к революционерам, а потому был вынужден скрываться от полиции где-то в лесах-болотах. Бабушка рассказывала мне, как носила прадеду еду в узелочке. Оба дедушки, а также родители были коммунистами. Прожили непростую, но счастливую жизнь вместе со всей страной. Много трудились и воевали (один дед – в Гражданскую войну, другой дед – в Великую Отечественную войну).

Но возвращаюсь к нашей теме. Я так понимаю, что под «русскостью» все-таки следует понимать особенности культуры, традиции, привычки, которые передавались от поколения к поколению в нашей русской деревне. Поскольку сам я человек городской, то, пожалуй, только на 20-30  процентов сегодня я продолжаю следовать тем же традициям.

Что же это за традиции русской деревни?

«Жить большой семьей под одной крышей». Так повелось жить еще с далекой старины. Полагаю, что этот обычай вызван условиями жизни дореволюционной крестьянской семьи. Согласитесь, что в наше время взрослые дети (если позволяют возможности) все-таки предпочитают жить отдельно от родителей, но по соседству.

  • «Ничего не выбрасывай. Все пригодится». Этому правилу меня приучали с детства. Бабушка хранила даже лоскутки (из них она шила яркие лоскутные одеяла, из тряпочек вязала коврики). Хозяйственный отец подбирал на улице болтики и гвоздики  и нес в гараж. Согласитесь, что  в условиях современной малогабаритной квартиры подобная традиция вполне может привести к захламлению. К тому же с учетом того, что много лет я жил в съемном жилье, и мне часто приходилось переезжать с одного места на другое, то я давно уже следую противоположному правилу «Ничего лишнего в доме».
  • «Культ чистоты и порядка». В нашей деревне эти качества очень ценились. Сваты, по рассказам бабушки, которые приходили в дом невесты, дотошно заглядывали во все углы и даже под кровать.  Если видели грязь и беспорядок, были категоричны: «Нам здесь делать нечего!». Эту традицию я перенял от своих предков, считаю ее весьма полезной.
  • «Живи по средствам. Регулярно откладывай деньги в кубышку, из нее возьмешь на большую покупку. В долг никогда не бери, никому не одалживай большую сумму».  Эту традицию я также считаю полезной, особенно в наши дни, когда многие просто помешались на кредитах и ипотеках.
  • «Продуктовые запасы на зиму». Родители всегда заготавливали соленья и варенья на зиму. В последние годы я решил отказаться от этой традиции.
  • «Готовить еду всегда с избытком». В условиях деревни это, пожалуй, приемлемо, потому что остатки пищи всегда можно слить в корыто поросенку. Но в городе при дороговизне продуктов предпочитаю быть расчетливым в мелочах, как немец.
  • «Тяга к земле». Эта зависимость была очень сильной у моей бабушки (переехавшей в город в последние годы своей жизни), у моих родителей (они переехали в город, когда стали учиться в институтах). У меня (горожанина) подобная тяга всегда отсутствовала. Городскую квартиру всегда предпочту загородному дому. Поэтому лозунг «Землю – крестьянам!» точно не про меня.
  • «Трудись честно. Не будь рвачом». В нашей семье всегда с презрением относились к тунеядцам, пьяницам, жуликам, спекулянтам и наглецам, которые всюду норовят пролезть вне очереди. Неприемлемы для нас стали с самого начала и  новые-старые традиции капиталистической России. Не берусь судить, насколько это чисто «русская черта характера». Как бы я рассуждал сегодня, если бы, например, у меня были русские кулацкие корни?
  • «Помоги нуждающемуся». Не готов отдать последнюю рубашку, но к чужой беде равнодушным не останусь. По возможности всегда помогу. Очевидно, что эта традиция пришла из русской деревни, где соседская взаимовыручка была обычным делом.
  • «Добродушие». Не в наших правилах также глумиться  над слабым или добивать поверженного противника.

Нет сомнений, что мой сегодняшний характер в большей мере заложили родители. Я также ощущаю свою преемственность со всеми своими русскими предками, которые до революции нещадно эксплуатировались попами и помещиками. На меня, безусловно, повлияла и советская школа, вуз, моя классная руководительница, которая, кстати, была еврейкой.

С представителями разных национальностей много пришлось общаться в Армии. На всю жизнь запомнил и следую совету своего командира, армянина по национальности: «Когда не знаешь, как поступить, всегда поступай по закону». Разные люди встретились мне в жизни и в той или иной степени влияли на меня.

Полагаю, что все-таки условия жизни являются определяющими при формировании человека, в меньшей степени – гены.  И как после этого подсчитать, сколько в нас остается «русскости» и «нерусскости»?

На фотографии: наша семья накануне Великой Отечественной войны. Характерная особенность: если у главы семьи всего три класса образования церковно-приходской школы, то у его детей, по крайней мере, уже  за плечами есть семилетка. Это к вопросу о том, что дала нам Советская власть?

MINOLTA DIGITAL CAMERA