Каким будет человек в этом истинно человеческом обществе? Мыслители разных эпох пытались ответить на этот вопрос, и марксизм, наследуя многовековую традицию, создал социальный идеал человека будущего, не детализируя, однако, этот идеал, так как диалектике — «душе марксизма» — вообще чужды всякого рода утопические построения. Но марксизм делает больше — он дает общетеоретическую основу и метод исследования человека будущего, опирающийся на анализ реальных тенденций прошлого и современности. И в этом смысле мы говорим о коммунистическом идеале человека как о научно установленной цели, позволяющем научно определять пути к этой цели.
Вместе с тем сам подход марксизма к данной проблеме радикально отличается от всех предшествующих. Превращение социализма из утопии в науку было тесно сопряжено с отказом от самой попытки конструировать образ человека будущего во всех его конкретных деталях. Речь могла идти теперь только о научном определении общих, принципиальных особенностей человека коммунистического общества, обусловленных социально-экономическими и культурными предпосылками, которые создаются на основе теории научного коммунизма. Дело в том, что экстраполяция в будущее осуществляется марксизмом исходя из научно обоснованных теоретических и практических предпосылок, в первую очередь из общего понимания сущности человека. Это означает, следовательно, что человек будущего, согласно марксистской концепции, представляет собой прежде всего совокупность всех общественных отношений, которые характеризуют коммунизм как общественно-экономическую формацию, как новый тип цивилизации.
Человек будущего — это человек разумный и гуманный, пытливый и деятельный, умеющий вместе с тем наслаждаться красотой; это целостная, всесторонне развитая личность, воплощающая идеал подлинного единства сущностных сил человека, его духовного и физического совершенства. И именно как личность, с ее неповторимым своеобразием, уникальностью индивидуального, человек утверждает себя как существо общественное.
Марксизм подчеркивает, что человек может проявить свою индивидуальность и вообще обособиться в качестве индивидуальности в обществе только в ходе его прогрессивного развития. Человек, отмечал К. Маркс, «не только животное, которое только в обществе и может обособляться»; «чем дальше назад уходим мы в глубь истории, тем в большей степени индивид, а, следовательно, и производящий индивид, выступает несамостоятельным, принадлежащим к более обширному целому…» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I, с. 18). Становление личности в истории — это процесс все более полной и адекватной реализации сущностных сил человека. Соответственно разные периоды общественно-исторического развития характеризуются и как этапы на пути к этому единству, как процесс преодоления разрыва между сущностью и существованием человека.
В исторической перспективе марксизмом утверждается образ человека, наделенного многообразными способностями, творческого, деятельного, активного; это человек с ярко выраженной индивидуальностью.
Сегодня нередко можно услышать, что человек якобы исчерпал свои силы и возможности и что ему на смену должен прийти другой тип человека— пассивно- созерцательного, стремящегося вернуться назад, в «лоно природы», и слиться с ней в некой нерасчлененной гармонии. Только так якобы он может обрести истинную свободу. Однако это противоречило бы самой сущности человека, которая выражается в целесообразной деятельности. Ведь человек «свободен не вследствие отрицательной силы избегать того или другого, а вследствие положительной силы проявлять свою истинную индивидуальность…» (Мирке К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 145). Вместе с тем, «как само общество производит человека как человека, так и он, — считал Маркс, — производит общество» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 159).
Развитие деятельной природы индивида в ходе исторической практики, через общественную связь с другими индивидами, через общение и приобщение, опосредованное предметами и символами, к человеческой культуре подразумевает прежде всего усиление творческих возможностей человека, его самореализацию как субъекта и объекта истории. Основной целью является для нас коммунистический идеал всесторонне развитой личности.
Какие основные черты, качества включает в себя этот идеал?
Прежде всего, научное мировоззрение и коммунистическое отношение к труду как основной сфере свободной реализации своих способностей и дарований, высокую и разностороннюю ориентированность в производственных процессах и подготовку к ним, творческое отношение к своей деятельности. Коммунистический идеал личности предполагает высокий общеобразовательный уровень, общекультурное развитие; он включает в себя ряд социально-нравственных и психологических качеств: дисциплину и самодисциплину в трудовых процессах и за их пределами, следование правилам и нормам коммунистического образа жизни, правильно сформированные потребности, честность, скромность, коллективизм, гражданственность, доброту, принципиальность и смелость, общественную активность и ответственность, физическое совершенство и благородство чувств.
Разумеется, перечисленные качества далеко не исчерпывают коммунистический идеал гармонически, всесторонне развитой личности. Пути ее формирования многообразны и сложны, и все новые и новые качества ее открываются в процессе становления коммунистической цивилизации. Поэтому вряд ли сегодня можно предугадать многие неизвестные человеческие ценности, которые завтра приобретут существенное значение в жизни человечества. Однако основные, принципиальные черты и качества коммунистического идеала человека определены марксистско-ленинской теорией, и из них мы исходим в процессе коммунистического воспитания.
Развитие нового общества, задачи, решаемые на современном его этапе, не отменяют эти идеалы, а наполняют их жизненным содержанием, придают им практическую направленность. К тому же люди, наделенные многими качествами, присущими коммунистическому идеалу личности, уже есть и их много. Пусть не у каждого из них эти качества проявляются в равной мере сильно и ярко, но они свидетельствуют о реальности процесса формирования нового человека. Это люди большой творческой, созидательной силы, люди чести, высокой морали и деятельной доброты. Они наследуют и развивают — не через гены, а в социальных формах — все лучшее, что создано человечеством на протяжении истории. Черты этого идеала человека будущего мы находим в людях, не только живущих сегодня, но и живших в прошлом, и они напоминают нам о том, как красив и благороден человек, какими должны быть все люди завтра. Они воплощают в себе все истинно человеческое в человеке, его подлинные возможности.
Это со всей силой подчеркивает историческую обусловленность, жизненность и перспективность коммунистического идеала человека. Коммунисты с презрением отвергают поэтому старые и новые буржуазные мифы, намеренно искажающие коммунистический идеал человека, приписывающие ему многие отталкивающие черты в духе представлений «казарменного коммунизма» и пр. Коммунистический идеал не имеет с этими домыслами ничего общего, он утверждает истинно гуманистический образ человека во всей полноте его общественных и индивидуальных проявлений; причем он не только не противопоставляется лучшим чертам общечеловеческого идеала, но в исторической перспективе совпадает с ним, как совпадает сама перспектива коммунизма с общей исторической судьбой всего человечества.
Имея перед собой цель, великую историческую перспективу, соотнося с нею актуальные задачи современного развития, социалистическое общество строит свою политику как в экономической и социальной областях, так и в сфере формирования нового человека