Юрий Антонов: «Подробности предстоящего социалистического процесса перехода к коммунизму. Что этот процесс требует от нас?»

Наконец-то стало понятно, что по приказу, распоряжению, или плану нельзя построить ни социализма, ни коммунизма.  Сущностью этих государственных и общественных строев являются отношения между людьми, а отношения   по распоряжению и вообще, но чьей-то воле не устанавливаются.   Отношения формируются прежде всего в своём сознании, а уж потом проявляются между людьми. Для того и другого нужны условия. Поэтому мы должны прежде создать условия, а уж социализм в мозгах людей созреет сам.

Какие же такие условия нам нужно создать еще до того, как признаки социализма станут явно видимыми?

Начнем, что называется «от печки», от материальных условий.

Один из принципов социализма «От каждого по способности». Для его осуществления необходимо, чтобы они были эти самые способности, и чтобы были возможности для их реализации, и чтобы было желание их реализовать.  Биологически и генетически все люди рождаются с одинаковым объемом способностей, различие в их распределении, у кого-то более творческая натура, у кого-то более резкая и решительная, а кто-то терпелив к рассмотрению мелочей, я уж не говорю о физических возможностях.  Кроме того, снижение одних способностей компенсируется повышением других.  Вы спросите, а где же тут материальные условия, а они в том, что для развития способностей нужны учителя, учебники, практические тренажеры, то есть система подготовки кадров социалистического общества. И подготовка должна быть прогрессивной, каждое последующее поколение должно быть способнее предыдущего. Все это требует материальных приложений.

Другой принцип, принцип коммунизма, это «каждому по потребности». Пока при социализме не достигнута возможность выполнения такого принципа, приходится пользоваться буржуазным принципом «каждому по труду» с дополнением содержания нетрудоспособных за счет общества. Однако по труду, значит по оценке этого труда, значит кто-то оценивает и чаще всего оценщиком выступает руководитель.  Он заинтересован в увеличении и улучшении труда, на его оценку оказывает влияние стимуляция наиболее успешного труда и оценщик выше всего оценивает свой труд, справедливость нарушается. Кроме того, туманно само понятие «потребности», особенно по их величине. Нет пока положений и научных расчетов потребностей с точки зрения марксизма.   Социализм — это процесс, во время которого необходимо уяснить вопрос о потребностях.

Чем выгодны обществу и капиталистам роботизация и автоматизация?  Тем, что облегчается работа по руководству производством, ликвидируются промежуточные звенья. Но при этом в человеческую логику исполнителей и руководителей вмешивается логика неживой природы. Оптимальность действий и процессов человек и компьютер понимают по-разному, а других программных целей автоматики человечество не знает.

Для марксизма компьютеризация производства и потребления относительно разрушает извлечение прибыли, вынуждая возможную прибыль использовать на развитие и поддержание технологий и постепенно теряя бразды правления.  Хозяева пытаются ограничить развитие технологий, переводя производство в технологически отсталые страны

Экономический расчет показывает, что для одновременного достижения и эффективности производства и роста уровня удовлетворения потребностей главным параметром является производительность труда. Рост потребления и истощение природных запасов требуют эффективности, позволяющей развивать производство более чем требуется для их компенсации и компенсации износа оборудования. Соблюдение экономического баланса требует сдерживания развития коммунистических преобразований по мере развития производства. Необходимо поддержание оптимальных темпов развития, быстрей или медленнее приводит к росту сроков социалистического процесса

Когда мы сможем оценивать темпы роста производства и потребления, тогда мы сможем и определить время перехода к распределению по потребностям.

Это переход связан с изменением баланса между трудом и его вознаграждением, между обязанностями исполнителя и руководителя, и в превращении труда из обязанности в потребность.  Достижение такого состояния возможно только при освобождении труда.  Только свободный труд может быть привлекателен, а у нас даже в конституции нет гарантии права на свободный труд. И вообще не ясно как регламентировать, как обеспечивать, как учитывать свободный труд, чтобы не нарушать баланса продуктооборота страны. Непаханое поле для экономиста — социолога.

Если мы переходим от наемного труда к добровольному, от распределения по труду к распределению по потребностям, то нам становятся не нужны деньги. С другой стороны, они являются удобным параметром, позволяющим упростить экономические расчёты, но денежные расчёты в стране с кардинальным различием климатических и технологических условий приводит к различию цен, способному породить спекуляцию, Необходима новая система государственной бухгалтерии, заменяющая товарно-денежный обмен обменом, оценивающим продукцию в единицах труда. При учете и живого и прошлого труда оказывается самоопределяющейся. Приниматься за расчеты в единицах труда можно при развитии теории обратных связей в определении единиц труда.

Не хлебом единым гласит старая русская поговорка. Действительно, не только экономическими отношениями определяется коммунистический и социалистический общественные строи.  Они определяются ещё и межличностными отношениями, а это вопрос воспитания и образования.

Воспитание начинается с семьи, семья закладывает в ребенка понятия добра и зла, она воспитывает сочувствие и сострадание, братскую взаимопомощь и уважение к старшим, коллективизм и стремление к полезному труду. Воспитание продолжается в школе, где усваиваются понятия общества, значения общества для каждого его члена и роль каждого в обществе. Учащийся получает строго ориентированную информацию и навыки анализа этой информации.

В дальнейшем его воспитывает сама жизнь. Система воспитания от нуля и до пенсии должна быть продумана и внедрена постоянной работой и организацией отношений.

Чтобы продумать нужно иметь программу анализа, расчета условий развития, установления моральных отношений в обществе, перестройка отношений между людьми, а не отношений собственности, которая должна стать всеобщей, включая и владение, и ответственность.

Все это от условий и до отношений должно стать постоянной работой идеологических органов партии и соответственно быть внедрено в работу органов власти.  А приказать уважать других, любить, поддерживать и защищать невозможно, приказать изображать все это реально, но мы знаем, к чему может притворство довести.

Вот мы и установили, что коммунизм строится в процессе социалистических преобразований, причем, не мгновенно, а в течение длительного времени, возможно нескольких поколений. То есть социализм для коммуниста — процесс преобразования структуры, отношений и самосознания общества

И в течение этого времени должны не только поддерживаться условия преобразования общества, но и организована работа по развитию этих условий.