Юрий Антонов об искусственном интеллекте

Искусственный интеллект и «искусственный интеллект», в чем различие?

В настоящее время развернулись споры о полезности и целесообразности развития искусственного интеллекта. Но эти разговоры пустые. Сначала надо разобраться, что такое интеллект, а уж потом подумать, что такое искусственный интеллект.

Природа дошла до интеллекта после миллионов попыток, думать, что мы умней природы — самонадеянность. Но у нас есть преимущество перед природой, мы знаем её историю.

В природе интеллект появлялся постепенно. Сначала животные в процессе приспособления и освоения внешних условий вырабатывали наследственные безусловные рефлексы, на современном техно-ориентированном языке программы автоматических действий. Параллельно развивались способности запоминания и накопления обстоятельств их существования (базы данных). Все это позволяло принимать разумные решения. Но это был еще не интеллект!

Это был способ выживания в жестокой природе и борьбе видов.

Интеллект начал формироваться при  образовании общества, сначала его ячеек семей и стай. Расширилась нагрузка на мозг, пришлось думать не только за себя, но и за других членов стаи. Стая становилась сильней одиночки, вырабатывался способ общения — просто язык, существующий сейчас у многих видов высших животных. И это развитие и эти отношения уже можно считать начальным интеллектом.

Человеческий интеллект начал развиваться, когда люди от приспособления к природе перешли к приспособлению природы для себя.

В тоже время вспомним попытку организации искусственного интеллекта в 69 годы прошлого века.  Тогда предлагалась система централизованного самоуправления посредством системы независимых взаимодействующих автоматических устройств, собранных в иерархическую систему с человеческой обратной связью (система ОГАС). Это был бы первый искусственный интеллект.

Прежде чем создавать искусственный интеллект нужно понять что представляет собой природный.

Природный интеллект предусматривает наличие у нервной системы ряда специфических функций.

  1. Наличие логических цепей, отражающих природные причинно-следственные связи. Способность наращивать и корректировать эти логические цепи.
  2. Наличие нелогических установок чувств основанных на сложившихся эмоциях, отношениях к объектам, явлениям, личностям, порядкам, процессам и т.п.
  3. Наличие осознания собственного существования и чувства самосохранения.
  4. Наличие способности анализировать действия окружающих обладающих интеллектом объектов, оценивать их по пользе или вреду для себя и для окружающих.
  5. Наличие осознания себя в обществе и необходимости существования общества
  6. Наличие способности находить факты по неконкретным и неявным признакам, и предчувствовать события по мелким изменения обстановки (интуиция)
  7. Способность к учению и развитию своих способностей стремление к их развитию
  8. Способность к абстракции наблюдаемых  событий и их связей

Как бы разработчики не крутились, но  то что они называют искусственным интеллектом  вовсе не интеллект. Просто автомат, не имеющий ни личности, ни собственных суждений, ни владения диалектикой,  ни взаимодействия с себе подобными.

А стремление к творчеству, необходимое обстоятельство для развития интеллекта и для его существования.

Преждевременны их глубокомысленные прения. То, что они обсуждают, не способно стать интеллектом

В тоже время вспомним попытку организации искусственного интеллекта в 60 годы прошлого века.  Тогда предлагалась система централизованного самоуправления посредством системы независимых взаимо-действующих автоматических устройств, собранных в иерархическую систему с человеческой обратной связью (система ОГАС). Это был бы первый искусственный интеллект.

Тогда же производился теперь забытый интересный эксперимент. Использование мозга кролика (его природной нейросети) для создания управляющей системы путем вживления электродов в мозговую ткань.  Электроды подключались к каналам датчиков пульта управления и к дешифратору усилителю команд управления. Мозг кролика успешно справлялся с обучением и с управлением значительным объемом производства вместо дирекции, конечно только несколько дней.

  Эмоции и чувства

Человеческий интеллект кроме способности логически мыслить и познавать природу и её законы обладает еще эмоциями, которые помогают быстро реагировать на изменения окружающей обстановки.  Иногда, особенно в случае встречи с непознанным они могут привести к непростительным ошибкам.

Попробуем проанализировать источники эмоций и их формирование.

Во всяком организме заложены безусловные рефлексы, определяемые наследственностью. На протяжении жизни формируются и накапливаются условные рефлексы, вырабатываемые учебой и трудовой деятельностью. Будем называть все эти рефлексы рефлексами первого порядка.

Но человек вырабатывает и рефлексы второго порядка на основе взаимодействия рефлексов первого порядка. Человек осознает результат своих поступков пол воздействием рефлексов и получает оценку что такое хорошо и что такое плохо для себя и, главное, для окружающих. Эта оценка и есть основа эмоций. Совершенно ясно, что эмоции вырабатываются под влиянием окружающих, то есть больших и маленьких коллективов. Люди вообще существа коллективные. Какой в обществе  менталитет, такие эмоции и вырабатываются.

Комплекс эмоций в отношениях между людьми  формирует чувства. Чувства в основном эмоциональны, но в них присутствует и логика.

Что есть чувства?  Это эмоции, направленные на конкретный объект. Каждый  объект в сознании человека связывается с комплексом чувств, мало того, соотношение объектов в сознании человека определяется чувствами и логикой. Возникает логика чувств.  Она сложна и противоречива по сравнению с классической логикой. В ней множество течений, и она не научна. Но личности, владеющие ей, имеют возможность влиять на настроения и поступки окружающих.

Важно знать об этом и не попадать под внешнее влияние. Ложные эмоции возникают из-за ложной информации. Иногда возникают и распространяются ложные чувства.

Наши враги пользуются этим для очернения наших целей и методов  и распространения своей идеологии, в среде несозревших и эмоционально чувствительных  лиц. Логический и диалектический анализ ограждает от чуждого влияния.  Наша задача, обучить трудящихся этому анализу.

Как же враги этим пользуются?  Природа человеческого мышления имеет особенность, человек мыслит, имея в виду не  истинную окружающую ситуацию, а модель этой ситуации, которую он построил в своем мозгу.  Модель  он строит,  исходя из фактов действительности, а также из своих  чувств и эмоций. Факты есть факты, а чувства и эмоции могут быть искусственно вызваны, и являться результатом внешнего клеветнического или фейкового воздействия, или длительной пропаганды, содействующей переходу на позиции собственных врагов.

Особенно такие методы действенны на людей с несложившимся или ограниченным сознанием. Ограничения связаны с узкой сферой общения человека, вызванной его профессией или социальным положением. Легче всего вызвать ложные чувства по отношению к людям, с которыми не встречался , к теориям , с которыми не .знаком, или к людям, ведущим  резко отличающийся образ жизни.

Иногда ложные чувства могут быть противоположны собственным семейным , национальным и классовым интересам.

Только широкое и устойчивое сознание в состоянии противостоять внешним психологическим воздействиям.          

Сознание

Что такое сознание, самосознание?  Это полное представление о самом себе, об окружающем обществе, о своем месте в этом обществе. Это служит основой для мыслей о будущем, о своих действиях, о целях.

Короче, об идеологии, об своей, персональной, и об том, сходится ли она с идеологией близких людей, и получаешь ли ты от них поддержку, и готов ли ты принять участие в совместных действиях.

Если нет, то ты слаб, ты человек с неопределенной политической ориентацией, хорошо, если не извращенной. А слабый человек с легкостью попадает под влияние специалистов манипуляторов,  владеющих технологией внедрения в сознание ложных «фактов» и, казалось бы, строго логического построения на их базе искаженного представления о действительности. Это и есть промывка мозгов, ненавязчивая, но эффективная. Коллективная промывка проводится обществами, сектами, партиями, средствами массовой информации

Нельзя пользоваться сведениями , полученными бог весть от кого, пересказанными неизвестно кем, только собственные сведения или полученные от доверенных лиц, напрямую и по Вашей же просьбе.

Только постоянная собственная работа по анализу совпадения и  расхождения окружающей действительности  и своего представления о ней. Для такой работы необходимы хотя бы начальные знания диалектической и классической логики и практическое  знание противоречий, действующих в обществе.

Мировоззрение и модель мира

Человек вырабатывает рефлексы второго порядка на основе взаимодействия рефлексов первого порядка. Человек осознает результат своих поступков пол воздействием рефлексов и получает оценку что такое хорошо и что такое плохо для себя и, главное, для окружающих. Эта оценка и есть основа эмоций. Совершенно ясно, что эмоции вырабатываются под влиянием окружающих, то есть больших и маленьких коллективов. Люди вообще существа коллективные. Какой в обществе  менталитет, такие эмоции и вырабатываются.

Комплекс эмоций в отношениях между людьми  формирует чувства. Чувства в основном эмоциональны, но в них присутствует и логика.

Что есть чувства?  Это эмоции, направленные на конкретный объект. Каждый  объект в сознании человека связывается с комплексом чувств, мало того, соотношение объектов в сознании человека определяется чувствами и логикой. Возникает логика чувств.  Она сложна и противоречива по сравнению с классической логикой. В ней множество течений, и она не научна.

Что такое сознание , самосознание?  Это полное представление о самом себе, об окружающем обществе, о своем месте в этом обществе. Это служит основой для мыслей о будущем, о своих действиях, о целях.

Человек вообще мысленно анализирует не сам объект, а его воображаемую модель. Он вписывает эту воображаемую модель в также воображаемую модель окружающего мира. На практике обнаруживается расхождение модели с практикой. При сравнении расчетов с практикой человек производит корректировку модели объекта, приближаясь к практическим результатам. Это и является одним из процессов познания. И этот процесс сходящийся. Количество элементов человеческого мозга конечно, соответственно, конечно и количество комбинаций этих элементов. Конечны и представления человека об окружающем мире. Поскольку модель окружающего мира и воображаемая модель окружающего мира конечны, то этот процесс познания сходится за конечное число шагов. Так что в рамках рассматриваемых моделей абсолютная истина достижима. Другое дело, если мы будем одновременно проводить сравнение и корректировку модели окружающего мира. При этом модель окружающего мира никогда не будет полностью адекватной действительности в силу его бесконечности. Отсюда следует вывод, что для человека достижима абсолютная истина в его воображении (в границах модели его знания окружающего мира). За пределами этой модели она недостижима.

Когда высшие животные начали строить в своем мозгу модели внешнего бытия, у них начало появляться осознание причинно-следственного влияния отдельных объектов друг на друга, в том числе и  влияния действий самого животного на окружающую среду и на существ своего и иных видов. Использование своих действий с определенной целью явилось  фактом проявления зачатков разума.

Человек, научившись построению воображаемых моделей  формирует и чувства отношения к этим моделям, которые в комплексе составляют его мировосприятие и мироощущение. Соответствующие действия человека наталкиваются на противоречия с действительностью, что служит причиной уточнения и усложнения модели. Так формируется процесс познания. Познания складываются в мировоззрение, состоящее в основном из чувств.

Однако в модели существуют и связи между её элементами, которые в мозгу становятся логическими и противоречия в модели между понятиями. Это заставляет человека  кроме чувств, руководствоваться логическими размышлениями. Зачатки разума становятся человеческим разумом. Человек начинает приспосабливаться к действительности и первый шаг приспособления,  это формирование общества, от семьи к роду, от рода к племени, от племени к языковому общению. Общественный характер жизни приводит к развитию общественного разума.

Противоречия мира и его модели

Модель мира не может в силу ограниченности человеческого мозга полностью соответствовать оригиналу. Накапливающиеся со временем противоречия толкают человечество на развитие модели, уточнение её параметров. Эти изменения в разных обществах и странах происходят по-разному. Формируются разные модели, иногда даже бессознательно. Трудности дипломатических споров зачастую связаны с тем, в разных моделях разные понятия справедливости, долга, чести.

Модели, как правило зависят от законов, принятых в обществе, а законы, это часть настройки, создавшейся для повышения устойчивости современной формации и её вариантов.  Но представления людей формируются также, и на основе пиара, пропаганды и слухов. В результате одновременно в умах народа существует множество моделей окружающего мира.

В индивидуалистическом обществе представления формируются выборочно под влиянием приспособления к внешним воздействиям.  А так как внешние воздействия различаются в зависимости от социального положения, то представления и модели становятся классовыми. Каждый класс и каждая социальная группа видит свой путь улучшения своей модели и своего общества.  При сближении социального положения членов общества и модели становятся близкими и даже общими.

Интересно, как случилось что фраза В.И. Ленина :   «Учение Маркса всесильно потому что оно верно» принимается всеми, даже не знающими учения Маркса. А ведь учение Маркса само утверждает временность справедливости и могущества  всех учений.

И никто не задумывался над вопросом: «А почему же оно верно?».  Ответ находим у Ленина же.  Верность  учения подтверждается тем, что оно живо, так как питается политическим творчеством масс.  Стоит в процессе развития социалистического общества притормозить политическое творчество масс, как учение приходит в рассогласование с действительностью,  искажается неправильной трактовкой и теряет верность.

Каждый из нас обязан анализировать окружающие политические отношения,  прилагая к ним и тем самым развивая  марксизм . Он является наукой и отрицать это могут только враги. Как всякая наука он со временем эволюционирует в результате появления новых понятий, новых отношений, новых противоречий. Марксизм тем и силен, что он имеет способность перестраиваться, не теряя своих свойств,  как сильная армия в сражении. Марксизм может и должен развиваться в соответствии с изменениями окружающего мира. Методики марксизма, это методики анализа и синтеза,  позволяющие обнаруживать новые закономерности и новые пути достижения целей. Поэтому каждый из нас обязан идти по пути, обозначенному классиками дополняя их теоретические достижения новыми открытиями. Не будем бояться ошибок, если нас будет много , то товарищи поправят. А практика . надежный способ проверки. И если честно относиться к научной стороне идеологии, выдвигать новое доказательно, опровергать аргументировано, мы не отклонимся от заданного нашими  идеологическими предками направления.

Классики поставили много вопросов о будущем развитии общества, отвечать на эти вопросы придется нам.

Два направления познания, их взаимное дополнение и их зависимость друг от друга.

Процесс познания происходит по двум связанным направлениям познания объективной реальности посредством наблюдения за фактами и событиями , и познания путем создания теории, модели и анализа взаимодействия факторов этой модели между собой.

Почему же так происходит?  Потому что от объективной реальности мы можем получить только сведения о составляющих её явлениях и, возможно, о формах этих явлений.  Содержание и сущность этих явлений могут быть выяснены после анализа и расчетов в рамках модели.

Результаты расчетов проверяются путем сравнения  с объективной реальностью, при этом возможно совпадение, что служит доказательством правильности модели.

Возможно и расхождение, что является основанием для пересмотра модели и нового толкования результатов. Большей частью мы оказываемся в неопределенном состоянии, тогда возникает необходимость в искусственном эксперименте для выяснения различия и снятия противоречия.

Иногда модель приходится менять принципиально , тогда это служит толчком для развития науки по многим направлениям.

Чем ближе модель к внешнему миру, тем точней наши прогнозы относительно процессов в окружающей природе.

Не только в общественных науках проявляется ревизионизм и догматизм.

В науках о природе как об естественной, так и о рукотворной, ревизионизм и догматизм как правило не замечаются, но борьба с ними подспудно ведется.

Что же такое модель объективной реальности?  По сути дела, это промежуточный шаг выяснения сущности окружающего мира.   Он необходим, потому что для анализа массы фактов необходима систематизация, а систематизация проводится в определенном порядке, соответствующем представлениям человека , а представления человека и есть модель мира.

Отсутствие модели позволяет проводить статистический анализ фактов, но он имеет вероятностный характер, не полностью раскрывающий сущность явления.  Целенаправленный анализ возможен только при сформировавшейся модели. Он то и служит причиной её подтверждения, или утонения и замены. Дополнительные факты при их недостаточности добываются путем эксперимента.

Во всех случаях и практическую проверку теории и анализ полученных фактов должно проводить при полной уверенности в их истинности. Ложная информация может привести  к серьезным ошибкам.