Юрий Антонов о самоуправлении

Лозунг самоуправления, конечно, демократичен и правилен с точки зрения работников.  Но прежде чем выдвигать этот лозунг надо разобраться в смысле собственно принципа и методов самоуправления.

Ошибочное понимание самоуправления, бытовавшее в прошлом, привело к неудачам в его реализации.  Выборы директора не являются введением самоуправления.  Так можно сказать, что выборы Михаила Романова – самоуправление, хотя это уже было определено как самодержавие. Самоуправление — это каждодневное управление самими работниками.

Самоуправление требует умения управлять. Наука управления не столь уж сложна. Чтобы ее знать и использовать не требуется сверхспособностей. Однако управлению надо учиться. Как говорил В.И. Ленин: «Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами, и чтобы начато было оно немедленно, т.е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».

Всеобщее самоуправление требует всеобщей подготовки, всеобщего обучения и всеобщей практики управления.

Во-первых, чтобы учиться нужно иметь учителей, во-вторых, нужно иметь учебники, в-третьих, нужно желание обучаемых, а следовательно, требуется пропаганда и агитация. Подготовка необходимых частей обучения, это наша обязанность.

Настоящее самоуправление это, прежде всего управление технологическими процессами.  Чтобы ими управлять, нужно иметь соответствующую квалификацию. Следовательно, самоуправляемый работник любого уровня должен при переходе к самоуправлению сначала повысить свою квалификацию.  Самоуправление коллектива не только самоуправление отдельных лиц.   Деятельность самоуправляемых работников должна быть взаимно согласована.   Достигнуть этого можно при наличии ответственности и отчетности. То есть при введении соблюдения требований В.И. Ленина об учете и контроле.

Соблюдение описанных правил дает возможность самоуправления, но не гарантирует его устойчивости.  Устойчивость достигается только введением обратных связей, иначе говоря, обеспечением постоянного определяющего влияния работников нижних уровней производственных цепочек на принятие решений верхними уровнями. При чем, следует отметить, что для придания целенаправленности действиям всего коллектива желательно к влиянию работников нижних уровней добавить влияние представителей потребителей.

Защита самоуправляемых предприятий от недостатков общественного строя, проявляющихся в виде экономического принуждения со стороны конкурирующих организаций, а также собственного коллективного эгоизма, должна осуществляться правильным структурированием системы самоуправляемого комплекса предприятий, то есть централизацией, и прежде всего ответственности и отчетности.

Определяется это структурирование собственно предназначением предприятий.   Например, группа предприятий предназначена для обеспечения жизнедеятельности района, следовательно, самоуправление должно вводиться цельно для всей группы с полным влиянием общественности района.  Управление такой группой производит орган, состоящий из представителей трудовых коллективов предприятий и жителей района.   В этом случае побудительные мотивы коллективного эгоизма совпадают с побудительными мотивами, вытекающими из требований населения.  Так что весь эгоизм оказывается в пользу народа.

Такой комплекс не может обойтись без внешних связей, требуются поставки сырья, полуфабрикатов, требуется электроэнергия и другие необходимые составляющие производства. необходимо, чтобы продукция находила применение и полностью потреблялась другими предприятиями и населением.  Поэтому районные комплексы включаются в региональный комплекс, который также является самоуправляемым, только это самоуправление высшего уровня. Комплекс высшего уровня работает на благо региона и самоуправляется региональной общественностью.  Аналогично, региональные комплексы объединяются федеральным комплексом. На федеральный комплекс накладывается еще обязанность обеспечения нижестоящих комплексов людскими резервами с обеспечением жильем, инфраструктурой и прочим бытовым снабжением.

Таким образом формируется территориальная структура производственного самоуправления. Система самоуправления становится подобием матрешки, каждый из уровней её включает в себя все нижестоящие, которые от него неотделимы.

Общественно политическое самоуправление формируется по-другому. Так как в этом самоуправлении участвует все население, то система Советов требует дополнения в виде постоянной ротации и права отзывов любое время депутатов собранием, их выдвинувшим.  Также важно соблюдение требования о предварительном прохождении при их выборах депутатами вышестоящих Советов процедуры выборов нижестоящих Советов.

Система самоуправления должна быть единой и согласованной сверху до низу. Согласованность должна гарантироваться законными положениями и не зависеть от желания членов Советов.

Самоуправление любого уровня должно иметь защиту от собственной глупости. На многих производствах имеется система контроля, которая предупреждает об опасных ситуациях и запрещает действия, угрожающие жизни людей или сохранности оборудования.  Современный уровень развития компьютерной техники диктует необходимость возложения этой функции на элементы системы ОГАС.

С проблемой самоуправления связана проблема   собственности трудовых коллективов особенно при общенародной собственности на средства производства.

Прежде чем вводить самоуправление, нужно разобраться что это такое и какие его преимущества. Необходимо также понять, чем отличается самоуправление поселений и городов от самоуправления предприятий и коммерческих организаций.

Самоуправление это автоподчинение управляющего органа управляемому объекту. Речь не идет о управлении производственным процессом, речь идет об управлении трудовым коллективом.  Формы подчинения могут быть различны. Может быть периодическая выборность органов и периодическая подотчетность. Может быть постоянный контроль и сменяемость состава органа в любой момент. Может использование опросов и собраний для определения стратегии и тактики руководящего органа. Все эти формы мешают централизованному руководству, но развивают местную инициативу и снижают вероятность отрицательных последствий ошибок централизованного руководства. Кроме того, самоуправление лучше учитывает местные условия.  Полезность самоуправления смазывается большой вероятностью появления коллективного эгоизма. Единственный способ борьбы с коллективным эгоизмом — общественный контроль. Причем не только со стороны коллектива управляемого объекта, но и с внешней стороны, со стороны людей, не входящих в самоуправляющийся коллектив.

Совершенно очевидно, что самоуправляющаяся система в централизованной экономике не может быть закрытой.  Принцип самоуправления требует, чтобы управляющие воздействия извне не превышали ответных воздействий самой самоуправляемой единицы на внешние управляющие органы ни по интенсивности, ни по частоте.  Внешнее управление сводится к целеуказанию (заказ), причем для слаженной работы плановый заказ не должен превышать 2/3 мощности предприятия, 1/6 мощности для экстренных работ и 1/6 для устранения собственного дисбаланса.

Централизованная система должна учитывать колебания спроса, обеспечения сырьем и оптимальным образом перераспределять заказы.

Не забывайте, что мы говорим о переходе к социализму и коммунизму.  Мы рассматриваем в основном не нынешнюю реальность. Обсуждается вопрос, что делать после революции, как организовать жизнь общества

В капиталистическом обществе любое самоуправляемое предприятие автоматически становится капиталистическим.  Примеры этому мы видим в Австрии, где несмотря на большое количество предприятий, являющихся собственностью общественных организаций, а также акционированных трудовыми коллективами, установлены вполне капиталистические отношения. Коллективность частного собственника не меняет существа дела.

Поскольку при социализме еще сохраняется буржуазное право, которое будет совершенно ликвидировано при переходе к коммунизму, самоуправление внутри социалистического общества может в ограниченном объёме существовать, но своим существованием оно создает почву для возрождения буржуазных тенденций.  Самоуправляемыми предприятиями в социалистическом обществе, свободными от буржуазного права могут быть только предприятия освобожденного труда.

«На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе со всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!» К. Маркс.

Коммунистическое самоуправление

Коммунистическое общество – общество свободного труда.  Мало того, что все коллективы самоуправляемы, самоуправляемым является каждый работник. Свободный труд вносит стихийность в производство, и система самоуправления должна компенсировать эту стихийность, как равно это должно делать и центральная система. Такая работа непосильна ни для сверх способного руководителя, ни для любого разветвленного иерархически организованного коллектива диспетчеров.

Такая работа может совершаться только автоматической системой.

Академиком Глушковым предлагалась система управления ОГАС, которая по своей сути была системой самоуправления, обеспечивающей поддержание баланса отраслей и максимальное использование возможностей развития. Однако эта система осталась теорией, практически её не стали реализовывать.

Следует отметить, что для работы в режиме автоматического управления требуется иметь больший резерв мощностей, не 1/6, а 1/4, соответственно плановый заказ до 1/2 мощности. Кроме подержания баланса это еще и простор для инициативы.

Применение автоматической системы является неизбежным! Но она не может родиться сразу, одномоментно. Она будет появляться постепенно, частями, по мере развития её аппаратных и программных средств.

Управление при самоуправлении

Идея диктатуры пролетариата состоит в том, что представлять волю народа имеют право только представители пролетариата и никто другой.     Идея советской власти состоит в том, что верховенство среди ветвей власти принадлежит представительной власти.

Отсюда и только отсюда надлежит строить перспективу формирования органов власти, соблюдая максимальную демократизацию этого процесса.

Соблюдая принцип диктатуры пролетариата, в Советы не должны быть допущенным ни представители буржуазии, ни чиновники. Соблюдая принцип советской власти, вся администрация должна назначаться соответствующим Советом.  Этот Совет назначает нижестоящую администрацию. Съезд или собрание советов нижнего уровня выбирает Совет вышестоящего уровня. Так собрание советов трудящихся коллективов выбирает районный Совет, который и назначает местную администрацию. А руководство района назначается городским(окружным) Советом и т. д.

Вы спросите, а где же самоуправление?  Это и есть настоящее самоуправление трудящихся, когда учитывается не только воля конкретного трудового коллектива, но и воля трудовых коллективов смежных предприятий.

Вы спросите, а где же централизация производства и учет отраслевых интересов?  Отраслевые интересы и плановость производства обеспечивается гос.заказом и ресурсным регулированием.  Противоречия разрешаются путём использования системы ОГАС.

Оптимальный порядок взаимодействия не может быть обеспечен в иерархической системе из-за её свойств накопления ошибок, которые приводят к необходимости периодической реорганизации системы с неизбежными потерями. Демократизация системы с одной стороны избавляет от значительной части ошибок, с другой стороны приводит к дополнительному рассогласованию действий в обществе.   При неправильно понятом самоуправлении ситуация еще ухудшается.   Система самоуправления должна быть много уровневой.  Отдельное предприятие не существует в безвоздушном пространстве.  Для него требуется получение услуг от смежных предприятий и само оно должно оказывать такие услуги. Предприятие, кроме того является частью территориального комплекса.  У комплекса есть естественные задачи по развитию территории, на которой он расположен, и эти задачи распределяются между входящими предприятиями.

Таким образом, самоуправление комплекса включает в себя директивы для входящих предприятий и удовлетворение ресурсных запросов от них

Необходимость таких связей имеет место и на региональном, и на общегосударственном уровнях.   Многосвязная система требует специальной структуры управления.  Возникает необходимость в двухуровневом управлении каждым предприятием.  Помимо внутренней дирекции, управляющей предприятием в соответствии с решениями трудового коллектива и населения прилегающей территории, нужна еще супердирекция, взаимодействующая со смежниками и с общим комплексом и дающая внутренней дирекции целеуказания, то, что раньше называлось госзаказом.   Она же формирует требования к обеспечению предприятий ресурсами. Так же должно быть организовано взаимодействие и на более высоких уровнях. В результате образуются   самоуправляемые звенья и одновременно сеть супердирекций, с тесно связанными между собой звеньями. Такая сеть может и должна быть полностью автоматизирована, предлагаемая система ОГАС и есть прообраз такой сети.  Необходима проработка структуры и алгоритмов этой сети.

Основным принципом работы автоматической сети должен быть многократный расчет динамики производственных процессов с целью нахождения оптимального взаимодействия как отдельных предприятий между собой, так и комплексов и всего народнохозяйственного комплекса.

Целеуказания для всех уровней вырабатываются вышестоящими уровнями по согласованию со смежными уровнями. Возникает вопрос: кто дает целеуказания для самого верхнего уровня.  В автоматическую систему не может быть заложена программа для построения коммунистического общества, программа создания отношений братства и взаимопомощи, программа неравнодушия сочувствия и содействия процветанию человечества.    Поэтому можно предположить, что целеуказания будут формироваться верхним уровнем Советов, собирающим, соединяющим и оформляющим волю рядовых членов общества.

Советы при коммунизме как органы обратной связи

 

Диктатура пролетариата жесткий орган руководства жизнедеятельностью на охваченной ею территории. В обществе самоуправления появляется вопрос о совмещении самоуправления с народовластием. Передача экономического и производственного управления системе ОГАС не решает этого вопроса.  Любая нечеловеческая система остается нечеловеческой и действует по нечеловеческим законам, какую программу для неё ни составь. Необходима дополнительная система выяснения мнений и желаний трудящейся массы, доведения этого мнения до органов управления и нахождения путей решения задач в интересах, как современных трудящихся, так и будущих поколений.

Современное представление о Советах не предусматривает исполнение ими функций обратной связи и прогнозирующей системы органов. Требуется продумать процесс эволюции системы Советов и Партии в такой орган.

Сначала нужно определить основные принципы формирования такого органа и его конкретные функции, из чего вытекает его структура.

Должны определены функции не только органа, но и депутатов в его составе. Действительно создан орган, а его члены ничем не руководят, только голосуют за или против предложений руководства или комиссий. Требуется обязать депутатов непосредственно участвовать в руководстве предприятий или иных организаций. Соответственно они должны быть обучены специфике руководимых организаций, грамотность руководства необходима, учить их нужно на стадии кандидатства.

Новая структура Советов коммунистического общества начинается с народных собраний, как производственных, так и территориальных. Никакое собрание не сможет здраво рассудить и сформировать свое мнение по любому вопросу, если не будет предварительного уведомления о возникших проблемах и подробного, достоверного изложения имеющих место обстоятельств. Поэтому в следующем по уровню совете должны быть представители от каждого собрания, отвечающие за подготовку обсуждения на собрании, и ответственные за неискаженное доведение мнения собрания до Совета. Совет обязан принять меры (в том числе по корректировке системы ОГАС) в рамках своей компетенции, а требования, выходящие за её пределы, передать через своих представителей на высший уровень. Таким образом, местные вопросы будут решаться на местном уровне, и в то же время будут отсеиваться местнические требования от глобальных вопросов, которые тоже будут возникать снизу и решаться большинством. И так будет проводиться прохождение решающей информации до верху. Партийные организации должны инициировать эти обсуждения на всех уровнях и теоретически их обосновывать.

Горизонтальные связи с системой ОГАС, обеспечивают исполнение требований оптимальным образом без нарушений в общем ходе работ народного хозяйства.

 ОГАС и самоуправление

Самоуправление требует знания и умения, а они в массе коллектива распределены неравномерно. Чтобы никто не чувствовал себя подчиненным. а свою волю подавленной, нужно иметь таблицу оговоренных правильных действий с предсказуемыми последствиями.  Этому служит одна из функций элементарных (самых малых самостоятельных) функциональных элементов системы ОГАС. Такие компьютеры способны предсказать последствия действий и предотвратить ошибки управления как собственные, так и верхней ступени.   ОГАС нижней ступени в силу своей многочисленности является основным средством согласования между собой всех самоуправляемых единиц производства и потребления.

Вообще при утверждении самоуправления нужно самим себе задать вопрос: «Зачем и кому это нужно?».  Оказывается, честный ответ на этот вопрос меняет само представление о самоуправлении.

Действительно директивное управление упускает из виду местную специфику. Самоуправление эту специфику учитывает. Однако только для тех, кто производит продукцию конкретного самоуправляемого предприятия.  Интересы тех, кто потребляет эту продукцию не учитываются.  Также не учитываются интересы окружающего предприятие населения особенно в части влияния продукции предприятия и отходов на окружающую среду. Система самоуправления должна быть построена так, чтобы учитывать интересы всех, кого затрагивает функционирование предприятия, как равно и общегосударственные интересы.

Централизация самоуправления и участие ОГАС в этой централизации решают вопрос согласования интересов.