Предлагаю следующее определение цивилизации.
Цивилизация (или передовая цивилизация) – это ступень общественного развития, материальной и духовной культуры, которая достигнута народами или группой народов в технически передовых странах.
Цивилизация возникала с появлением частной собственности и государственности. До этого человечество пребывало в первобытном состоянии варварства и дикости.
В цивилизации мы выделяем материальную и духовные культурные составляющие.
Материальная культурная составляющая цивилизации охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.).
Духовная культурная составляющая цивилизации охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию).
Между материальной и духовной составляющими существует органическое единство. «… Для того, чтобы быть культурными, — писал В. И. Ленин, — нужно известное развитие материальных средств производства, нужна известная материальная база» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 377).
При этом материальным основаниям принадлежит в конечном итоге решающая роль в развитии цивилизации.
В настоящее время все народы мира (за исключением незначительных диких первобытных племен в Австралии, Новой Гвинеи и Африке) являются цивилизованными.
Но сегодня уровень общественной жизни на планете неоднороден.
США, Япония и развитые капиталистические страны Европы относятся к цивилизационно передовым странам. Весь остальной мир (включая Российскую Федерацию) на сегодня является цивилизационно отсталым.
С ускорением цивилизационно развиваются избравшие социалистический путь развития Китай, Вьетнам, Куба, Лаос и социалистическая Корея (КНДР).
Когда мы оцениваем уровень цивилизованности тех или иных стран, мы берем в расчет средние показатели уровня общественного развития в этих странах. Те государственные гарантии (образовательные, медицинские, социальные, жилищно-бытовые и др. общественные блага), которые предоставляются всем гражданам в этих странах.
Но даже в цивилизованно передовых странах сегодня имеются в немалом количестве цивилизационно отсталые граждане (например, бомжи).
И напротив, в цивилизационно отсталых странах можно встретить цивилизационно передовых граждан и даже целые города. Я считаю, что современную Москву по средним показателям уровня общественного развития вполне можно отнести к передовым цивилизационным мегаполисам.
Причиной географической и классово-социальной неоднородности развития современной цивилизации является капитализм. Капиталистические производственные отношения тормозят развитие производительных сил и ведут к цивилизационному отставанию целых стран и народов.
Решение этой проблемы произойдет через мировую социалистическую революцию и установление диктатуры пролетариата.
При коммунизме в мировом масштабе не будет цивилизационно отсталых народов и стран. Цивилизация станет однородной. Все граждане достигнут уровня передовой цивилизации.
СССР был социалистической страной, по ряду экономических и социальных показателей в свое время он опередил развитые капиталистические страны. Например, по доступности образования, медицинской помощи, трудовым гарантиям и т.д. Но цивилизационное отставание СССР от передовых капиталистических стран все же сохранялось. Советские граждане ощущали свое отставание прежде всего на бытовом уровне.
Настоящий культурный шок советские граждане испытывали, когда они, оказавшись в зарубежной поездке в капиталистической стране, заходили в супермаркет.
Наши люди готовы были потерпеть лишения после Великой Отечественной войны, потому что понимали необходимость восстановления разрушенного хозяйства и укрепления оборонной промышленности. Но с годами недовольство советских граждан бытовым отставанием все возрастало.
И это общественное недовольство имело под собой объективную основу. Вооружения в стране было накоплено достаточно, поэтому следовало переориентировать экономику на выпуск так необходимой мирной продукции.
Но порой причина нашей бытовой неустроенности была не в техническом и не в промышленном отставании, а в элементарной бесхозяйственности, неумении руководителей организовать нормальный порядок.
Например, что мешало советским руководителям навести чистоту и порядок на улицах, на производстве, в общественных помещениях? Организовать людей на генеральную уборку. И самое главное, строго потребовать от людей поддержания стандартов чистоты.
Те же общественные туалеты привести в надлежащий вид. Это же просто была срамота, когда граждане подтирались не туалетной бумагой, а газетной бумагой. Что помешало в те годы организовать выпуск туалетной бумаги на достаточном уровне? Уж лесов-то в СССР было предостаточно.
В продуктовых магазинах в провинциальных городах можно было купить только ливерную колбасу и кости (суповой набор). Что нельзя было организовать в достаточном количестве производство хотя бы одного сорта вареной колбасы? Или построить побольше крупных птицефабрик и завалить магазины морожеными куриными тушками.
Тут вовсе не надо было стремиться обогнать Америку по богатству ассортимента товаров. Сейчас мы живем в условиях «капиталистического изобилия товаров», и понимаем, что такой ассортимент вовсе не нужен. Но государство все же обязано предоставить гражданам основную минимальную линейку продуктовых и промышленных товаров в достаточном количестве, не допуская дефицита.
Все можно было сделать. Но в руководстве партии на тот момент были самые настоящие профаны, которые не знали реальной жизни. Они огородились от народа за высокими заборами государственных дач, окружили себя и свои семьи привилегиями. Они не умели и не хотели руководить.
Цивилизационное отставание в СССР (прежде всего на бытовом уровне) вначале приводило к недовольству граждан. А со временем оно переросло в ненависть к партийному руководству и в целом к партии. Чем умело воспользовались контрреволюционные силы, организовавшие в СССР переворот и реставрацию капитализма.
Таким образом, под современной цивилизацией понимается универсальная ступень общественного развития, которой достигли технически передовые страны и к достижению которой должны стремиться все остальные страны и народы.
Современная цивилизация – это понятие универсальное, общемировое, в равной степени применимо для всех стран и народов.
Считаю ненаучными классификации на русскую, немецкую, китайскую и прочие цивилизации. Не существует законов общественного развития, которые применимы только к тем или иным народам. Все народы развиваются по общим законам.
В то же время мы не отрицаем наличие народной ментальности, но эта ментальная специфика существенно не влияет общемировые законы общественного развития.